Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 43
Рассмотрена Утверждена на заседании школьного МО учителей Приказ № ______
естественных наук от ___________ г
протокол №
от «___» ___________ 2013 г Директор школы:________
Рабочая программа по курсу
«Общая биология»
9 класс, 2 урока в неделю
Учитель: А. Ю. Александрова
Рыбинск 2013 г.
Пояснительная записка
Изучение биологии на базовом уровне основного (общего) образования направлено на достижение следующих целей:
Освоение знаний о клетке как единице строения и жизнедеятельности организмов, о процессах размножения и индивидуального развития.
Освоение основ генетики и селекции.
Развитие эволюционных взглядов на происхождение природы и человека.
Воспитание убежденности в возможности познания живой природы
и экологического мышления.
Развитие познавательных интересов в процессе изучения законов, теорий, гипотез.
Исходными документами для составления рабочей программы явились:
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1067 от 19.12.2012 г. О федеральных перечнях рекомендованных (допущенных) учебников на 2013-2014 учебный год;
Приказ Минобрнауки РФ от 14.12.2009 № 729 (ред. от 13.01.2011) «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.01.2010 № 15987).
Приказ Минобрнауки РФ от 13.01.2011 №2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2011 № 19739).
Приказ Департамента образования Ярославской области от 12.05.2006 г. № 01-03/318 «Об утверждении регионального учебного плана»;
Письмо Департамента образования ЯО от 14.09.2006 г. № 01-10/2757 «О реализации БУП-2004»;
Примерная программа основного общего образования по биологии;
Примерная рабочая программа, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта (ГОУ ЯО ИРО);
Вариант программы краеведческого модуля в курсе «Биология» (ГОУ ЯО ИРО);
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
СанПиН 2.4.2.2821-10 №189 от 29.12.2010г.
Учебный план МУО СОШ №43 от
Общая характеристика учебного курса
Содержание раздела «Общие биологические закономерности» подчинено, во-первых, обобщению и систематизации того содержания, которое было освоено учащимися при изучении курса биологии в основной школе; во-вторых, знакомству школьников с некоторыми доступными для их восприятия общебиологическими закономерностями.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
Место курса в учебном предмете
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по биологии основного общего образования 9 кл., и с учетом авторской программы И.Н. Пономарева, Н.М Чернова рассчитана на 68 часов, 2 урока в неделю и полностью соответствует государственным стандартам основного общего образования.
Изучение предмета по этой программе будет реализовываться на основе учебника И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова. Основы общей биологии: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. проф. И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф,2012.
Особенностью курса является то, что он включает в себя все вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. Однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы общей биологии»: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:
Ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
Ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;
Понимании сложности и противоречивости самого процесса познания.
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
Правильному использованию биологической терминологии и символики;
Развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
Развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Содержание курса «Общая биология»
Многообразие и эволюция живой природы:
Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин - основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Искусственный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.
Признаки живых организмов: признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, рост, развитие, размножение, движение, раздражимость, приспособленность к среде обитания. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Строение клетки. Клетки растений, грибов, бактерий, животных. Гены и хромосомы. Деление клетки - основа размножения, роста и развития организмов. Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов. Особенности химического состава живых организмов. Неорганические и органические вещества, их роль в организме. Обмен веществ и превращения энергии – признак живых организмов. Питание. Различия организмов по способу питания. Дыхание. Транспорт веществ, удаление из организма продуктов обмена, координация и регуляция функций, движение и опора у растений и животных. Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.
Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственность и изменчивость - основа искусственного отбора. Порода, сорт. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и разведения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Разнообразие организации живых объектов: клетка, организм, вид, экосистема. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма. Признаки вида. Экосистема.
Взаимосвязи организмов и окружающей среды:
Экология - наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среда -источник веществ, энергии и информации. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.
Популяция- элемент экосистемы. Типы взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).
Агроэкосистемы. Особенности агроэкосистем. Биосфера-глобальная экосистема. В.И. Вернадский- основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространие и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь, жизнь других людей: парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление “Озоновых дыр”, загрязнение окружающей среды. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
Результаты изучения учебного предмета:
Личностные:
Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
Реализация установок здорового образа жизни;
Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений; эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные:
Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структуировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию из одной формы в другую;
Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;
Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные:
Выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;
Классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать:
• признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растении, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы;
• сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
уметь
• объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы: необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающем среды: зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний;
• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки;
• выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
• сравнивать биологические объекты (клетки, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических труни: в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов: в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологии);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики заболевании, вызываемых бактериями и вирусами.
Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения (наглядные, словесные, практические) и педагогических технологий (информационно-компьютерная, здоровьесберегающая, развивающая).
Для изучения курса «Общая биология» применяются классические типы уроков: урок формирования знаний, урок совершенствования знаний, комбинированный, повторительно-обобщающий.
Материально-техническое обеспечение преподавания учебного предмета «Биология» ориентировано на реализацию федерального компонента Государственного образовательного стандарта по биологии (для основной средней школы, базового и профильного уровней полной средней школы). Средства обучения (ИСО, ТСО, наглядные средства обучения).Натуральные объекты (микропрепараты, влажные препараты), приборы и лабораторное оборудование (оптические приборы, посуда и принадлежности), средства на печатной основе (демонстрационные печатные таблицы, дидактический материал), экранно-звуковые (компакт-диски, компьютерные программы, мультимедийный проектор), учебно-методическая литература для учителя и учащихся.
Контроль за уровнем знаний учащихся провожу с помощью лабораторных, практических, самостоятельных, тестовых и контрольных работ, отчетов по экскурсиям, защиту проектов.
Учебно-методический комплект:
Биология в таблицах и схемах. Издание 2-е. СПб, ООО «Виктория плюс, 2010.
Каменский А.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. –М.: Дрофа, 2008.
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений/ Под редакцией проф. И.Н.Пономаревой.- М.: Вентана-Граф, 2012.
Природоведение. Биология. Экология : 5 — 11 классы: П77 программы. - М.: Вентана-Граф, 2010.
Дополнительной литературы для учителя:
1). Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. -М.: Дрофа, 2004;
2). Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. -М.: «Оникс21век» «Мир и образование», 2005;
3). Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы: Справочное пособие. - М.:Дрофа, 2002;
4). Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. -М.: «Аквариум», 1998;
5). Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общаябио-логия». - М.: «Издательство НЦЭНАС», 2004;
6).Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. М.:/7росвещение, 1997
7).Фросин В. И., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену:Общаябиология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с.;
Дополнительная литература для учащихся:
1) Пономарева И.Н., Чернова Н.М. «Основы общей биологии» 9 класс: Рабочая тетрадь. Часть 1, 2. - М.: Вентана-Граф, 2012. |