Пояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение важнейших знаний





Скачать 135.21 Kb.
НазваниеПояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение важнейших знаний
Дата публикации22.11.2017
Размер135.21 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Химия > Пояснительная записка
Пояснительная записка



Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010.).

Авторской программе соответствует учебник: «Химия 9 класс»О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2008

Контрольных работ -3
Практических работ-4

Содержание программы
Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (6ч.)

Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.

Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.

Лабораторный опыт.1 Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.
Тема 1. Металлы (18ч.)

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решётка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элемента главной подгруппы IIгруппы. Строение атомов. Щелочно-земельные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочно-земельных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия – оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо. Строения атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+и Fe3+. Качественные реакции на Fe2+и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и в народном хозяйстве.

Демонстрации. Образцы щелочных и щелочно-земельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия , лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа( II) и (III).

Лабораторные опыты. 2.Ознакомление с образцами металлов. 3. Взаимодействие с растворами кислот и солей. 4. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б)кальция; в) алюминия; г)железа. 5. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. 6. Качественные реакции на ионыFe2+и Fe3+.
Практикум №1. Свойства металлов и их соединений (3ч.)

  1. Осуществление цепочки химических превращений металлов.

  2. Получение и свойства соединений металлов.

  3. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.

Тема 2. Неметаллы (27ч.)

Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д.И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».

Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Качественная реакция на хлорид- ион. Краткие сведения о хлоре, броме. Фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и её соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.

Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.

Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

Демонстрации.Образцы галогенов – простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или йода из растворов их солей.

Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.

Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.

Поглощение углем растворённых веществ или газов. Восстановление меди из её оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора. Углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.

Лабораторные опыты. 7. Качественная реакция на хлорид-ион. 8. Качественная реакция на сульфат – ион. 9. Распознавание солей аммония. 10. Получение углекислого газа и его распознавание. 11. Качественная реакция на карбонат-ион. 12. Ознакомление с природными силикатами. 13. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.

Практикум №2. Свойства неметаллов и их соединений (3ч.)

  1. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».

  2. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода».

  3. Получение, собирание и распознавание газов.

Тема 3. Органические соединения (12ч.)

Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.

Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.

Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.

Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трёхатомный спирт – глицерин.

Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.

Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Её свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.

Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.

Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.

Понятие об углеводах. Глюкоза, её свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.

Демонстрации. Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков.

Лабораторные опыты. 14. Изготовление моделей молекул углеводородов. 15. Свойства глицерина. 16. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании. 17. Взаимодействие крахмала с йодом.

Тема 4. Обобщение знаний по химии за курс основной школы (7ч.)

Физический смысл порядкового номера химического элемента в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.

Типы химических связей и типы кристаллических решёток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов).

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.
Учебно-методический комплект:


  1. Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян. – М.: Дрофа, 2007. – 267с.

  2. Химия. 9 класс.: рабочая тетрадь к учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 9 класс» / О.С.Габриелян, А.В.Яшукова. – М.: Дрофа, 2005. - 176с.

Методическая литература:

  1. Химия. Настольная книга учителя. 9 класс: методическое пособие / О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов. – М.: Дрофа, 2007. - 350с.

  2. Химия. 9 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс» / О.С. Габриелян, П.Н. Берёзкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2009. – 174с.

Календарно-тематический план

Химия 9 класс


Номер уроков

Наименования разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (6; 2)



Периодическая система химических элементов Менделеева









Характеристика химического элемента



Переходные элементы



Периодический закон химических элементов



Свойства оксидов и оснований



Свойства кислот и солей




Итого: 6

часов




Тема №1 Металлы (15; 2)



Положение металлов в периодической системе Менделеева









Химические свойства металлов



Общие понятия о коррозии металлов. Сплавы, их свойства и значение



Металлы в природе. Общие способы их получения



Общая характеристика элементов главной подгруппы 1 группы



Соединения щелочных металлов



Общая характеристика элементов главной подгруппы 2 группы



Соединения щелочноземельных металлов



Алюминий, его физические и химические свойства



Соединения алюминия



Железо, его физические и химические свойства



Генетические ряды железа(2) и железа(3)



Обобщение, систематизация знаний



Решение задач на определение выхода продукта реакции



Контрольная работа по теме: «Металлы»




Итого: 15

часов




Тема №2. Свойства металлов и их соединений (1; 2)



Практическая работа №1. Решение экспериментальных задач по теме «Получение соединений металлов и изучение их свойств










Итого: 1

часов




Тема №3. Неметаллы (22; 2)



Общая характеристика неметаллов









Водород









Общая характеристика галогенов









Важнейшие соединения галогенов









Кислород









Сера, её химические и физические свойства









Оксид серы (4 и 6). Серная кислота и её соли









Азот и его свойства









Аммиак и его свойства









Соли аммония, их свойства









Азотная кислота и её свойства









Соли азотной и азотистой кислоты. Азотистые удобрения









Фосфор, его химические и физические свойства









Соединения фосфора









Углерод, его физические и химические свойства









Оксиды углерода. Сравнение физических и химических свойств









Угольная кислота и её соли









Кремний, его физические и химические свойства









Кремний, его физические и химические свойства









Решение расчётных задач









Обобщение, систематизация знаний









Контрольная работа по теме «Неметаллы»










Итого: 22

часов




Тема №4. Практикум №2. Свойства неметаллов и их соединений (2; 2)



Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по теме:

«Получение соединений неметаллов и изучение их свойств»









Практическая работа №3.

Получение, собирание и распознавание газов (углекислый, аммиачный)










Итого: 2

часов




Тема №5. Органические соединения (12; 2)



Предмет органической химии. Строение атома углерода









Предельные углеводороды - метан



Непредельные углеводороды - этилен



Понятие о предельных одноатомных спиртах. Глицерин



Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты



Реакция этерификации и понятие о сложных эфирах



Жиры



Понятие об аминокислотах и белках. Реакция поликонденсации



Понятие об углеводах



Полимеры



Обобщение знаний по органической химии



Контрольная работа №3 по теме: «Органические соединения»




Итого: 12

часов




Тема №6. Практикум №3. Изготовление моделей углеводородов (1; 2)



Практическая работа №4 по теме: «Изготовление моделей углеводородов»










Итого: 1

часов




Тема №7. Химия и жизнь (6; 2)



Химия и здоровье









Химия и пища



Химические вещества как строительные и поделочные материалы



Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ



Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия



Проблемы безопасного использования веществ и химические реакции в повседневной жизни




Итого: 6

часов




Тема №8. Знакомства с образцами лекарственных препаратов (1; 2)



Практическая работа №5 по теме: Знакомства с образцами лекарственных препаратов










Итого: 1

часов






Защита рефератов. Просмотр видеоматериалов









Защита рефератов. Просмотр видеоматериалов










Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение важнейших знаний iconПояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего...
Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике
Пояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение важнейших знаний iconПояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего...
Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике
Пояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение важнейших знаний iconПояснительная записка Изучение химии на базовом уровне среднего (полного)...
Освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях
Пояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение важнейших знаний iconПояснительная записка Программа данного курса химии построена на...
Изучение химии на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение важнейших знаний iconРабочая учебная программа по химии для 8 класса Пояснительная записка
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение важнейших знаний iconПояснительная записка Программа данного курса химии построена на...
Изучение химии на ступени среднего (полного) общего образования (профильный уровень) направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение важнейших знаний iconПояснительная записка Биология
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение важнейших знаний iconПояснительная записка Предмет математика
Цели и задачи курса: Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение важнейших знаний iconПояснительная записка Изучение математики на ступени основного общего...
Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин,...
Пояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение важнейших знаний iconПояснительная записка: Изучение математики на ступени основного общего...
Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин,...
Пояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение важнейших знаний iconПояснительная записка 9 кл Количество недельных часов 2 ч
...
Пояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение важнейших знаний iconПояснительная записка Изучение биологии на ступени основного общего...
Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;...
Пояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение важнейших знаний iconПояснительная записка Изучение биологии на ступени основного общего...
Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;...
Пояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение важнейших знаний iconПояснительная записка Изучение биологии на ступени основного общего...
Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;...
Пояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение важнейших знаний iconРабочая программа учебного предмета Русский язык 9 класс Пояснительная записка
Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение важнейших знаний iconРабочая программа по химии для 9 классов основного общего образования
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск