Пояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение важнейших знаний





НазваниеПояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение важнейших знаний
страница1/4
Дата публикации06.09.2014
Размер0.49 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Химия > Пояснительная записка
  1   2   3   4
Пояснительная записка
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.


Программа по химии составлена на основе:

  1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии

  2. Федерального базисного плана

  3. Регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Тверской области, реализующих программы общего образования

  4. Базисного учебного плана МОУ «СОШ №10»

  5. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательном учреждении, реализующих образовательные программы общего образования на 2011-2012 уч.год.

  6. Авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2005.).

Авторской программе соответствует учебник: «Химия 9 класс»

О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 16-е издание, стереотипное – М.: Дрофа, 2009 (можно использовать учебники О.С.Габриеляна 2000-2005 г.г. издания).

В авторскую программу внесены следующие изменения:

1.Увеличено число часов на изучение тем:

-тема 2 «Металлы» вместо 15 часов – 16 часов;

-тема 3 «Неметаллы» вместо 23 часов – 24 часов;

2.Сокращено число часов

- на повторение « Основных вопросов курса химии 8 класса и введение в курс 9 класса» на 2 часа за счет исключения темы «Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете ТЭД и процессов окисления и восстановления», т. к. этот материал частично включен в тему «Генетические ряды металла и неметалла» и повторяется при дальнейшем изучении курса химии 9 класса.

-на тему 6 «Обобщение знаний по химии за курс основной школы»

с 8 часов до 6 часов.

3. Добавлена тема «Электролитическая диссоциация в связи с малым количеством часов, отведенных на эту тему в прошлом учебном году из-за карантина по гриппу.

4. Из авторской программы исключена часть учебного материала, который отсутствует в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ для основной школы, также исключены некоторые демонстрационные опыты и лабораторные работы из-за недостатка времени на их выполнение при 2 часах в неделю, так как авторская программа предусматривает 2/3 часа в неделю.

5. Практические работы из практикумов №1 и №2 перенесены в соответствующие темы курса.

6. В тему «Неметаллы» включен урок «Кислород», т.к. этот материал входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ.

Конкретные требования к уровню подготовки выпускников определены для каждого урока и включены в поурочное планирование.

В поурочном планировании в графе «Изучаемые вопросы» курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

Содержание образования
Повторение

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.

Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева.

Теория электролитической диссоциации.

Растворы, химическая и физическая теория растворов, зависимость растворения от температуры, кристаллогидраты. Электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, ионы, катион, анион, степень ЭД, сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена; молекулярное, полное и сокращенное ионное уравнения; необратимые реакции.

Электролитическая диссоциация кислот. Реакции ионного обмена. Определение характера среды. Индикаторы. Ряд напряжения металлов Основания. Электролитическая диссоциация щелочей. Реакции ионного обмена. Соли. Электролитическая диссоциация солей в водных растворах. Классификация солей, химические свойства солей. Классификация оксидов, химические свойства оксидов. Генетический ряд металла и неметалла. ОВР и реакции, идущие без изменения степени окисления; окислитель, восстановитель, окисление и восстановление, метод электронного баланса.
Демонстрация.

Растворение веществ в различных растворителях

Лабораторный опыт.

Реакции ионного обмена. Свойства кислот. Свойства оснований. Свойства солей. Свойства оксидов

Практическая работа.

Ионные реакции

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений

Решение экспериментальных задач на распознавание катионов и анионов
Металлы

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Металлическая кристаллическая решётка и металлическая химическая связь. Простые вещества - металлы. Общие физические свойства металлов.

Химические свойства металлов как восстановителей: реакции с неметаллами, кислотами и солями. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов.

Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза)

Способы получения металлов: прио-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.

Ж е л е з о. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения железа – оксиды, гидроксиды железа (II) и (III). Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.

Общая характеристика щелочно – земельных металлов. Строение атомов. Щелочно-земельные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства.

Важнейшие соединения щелочных и щелочноземельных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

А л ю м и н и й. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия – оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства.
Демонстрации. 7.Образцы изделий из металлов. 8.Иллюстрация семи чудес света. 9.Восстановление металлов из оксидов углём, водородом. 10.Горение натрия, кальция, алюминия в кислороде. 11.Взаимодействие натрия и кальция с водой. 12.Взаимодействие алюминия с йодом, железа с серой. 13. Коррозия металлов и способы борьбы от коррозии. 14. Взаимодействие лития и натрия с водой. 15.Взаимодействие лития и натрия с хлором. 16. Взаимодействие лития и натрия с серой. 17. Химические свойства оксида лития. 18.Распознование Na+ и K+ по окраске пламени. 19.Горение магния. 20.Взаимодействие кальция с хлором, серой, водой. 21.Горение алюминия. 22. Взаимодействие алюминия с йодом. 23.Показ механической прочности оксидной плёнки. 24.Горение железа в хлоре. 25.Отношение железа к конц.серной и азотной кислотам.

Лабораторные опыты. 3.Ознакомление с коллекцией образцов металлов и их сплавов. 4.Изучение образцов руд железа и соединений алюминия. 5.Цинк+соляная кислота; цинк + серная кислота. 6. Железо + сульфат меди (II). 7.Химические свойства гидроксидов калия и натрия. 8.Свойства негашёной и гашёной извести. 9. Изучение образцов природных соединений щелочных металлов. 10.Изучение коллекции природных соединений кальция. 11. Ознакомление с коллекцией изделий из алюминия. 12.Коллекция сплавов алюминия. 13.Взаимодействие алюминия с растворами кислот, солей и щелочей. 14.Расмотрение природных соединений алюминия. 15.Железо + сера,+раствор кислоты, + раствор солей. 16.Рассмотрение руд железа. 17.Получение и свойства гидроксида алюминия. 18.Получение и свойства гидроксида железа (II), окисление его в гидроксид железа (III), свойства гидроксида железа (III). 19.Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+.

Практические работы. 1.Осуществление цепочки превращений металлов. 2. Получение и свойства соединений металлов. 3. Решение экспериментальных задач по химии теме «Получение соединений металлов и изучение их свойств».

Контрольная работа «Металлы»
Неметаллы

Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».

В о д о р о д. Положение в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, Получение газообразных веществ: водорода. Применение.

Г а л о г е н ы. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Галогеноводородные кислоты и их соли: хлороводород, соляная кислота и ее соли. Качественная реакция на галогенид – ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

К и с л о р о д. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства кислорода. Получение газообразных веществ: кислорода и его применение. Озон. Качественные реакции на газообразные вещества.

В о д а и ее свойства. Растворимость веществ в воде. Круговорот воды в природе.

С е р а. Строение атома, аллотропия, нахождение в природе, физические и химические свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы. Сероводородная и сернистая кислоты, их соли. Серная кислота и её соли, их применение в народном хозяйстве. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Качественная реакция на сульфат – ион.

А з о т. Строение атома и молекулы, физические и химические свойства простого вещества, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II)и (IV). Азотная кислота и её применение. Окислительные свойства азотной кислоты. Соли азотной кислоты. Проблема содержания нитратов и нитритов в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Ф о с ф о р. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора(V), ортофосфорная кислота и её соли. Фосфорные удобрения.

У г л е р о д. Строение атома, аллотропия: алмаз, графит. Физические и химические свойства углерода, применение. Угарный газ – свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода. Качественная реакция на углекислый газ. Качественная реакция на карбонат – ион. Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк)

К р е м н и й. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Кремниевая кислота и силикаты. Понятие о силикатной промышленности. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Химические вещества как строительные и поделочные материалы (стекло, цемент).

Демонстрации. 26.Образцы неметаллов различных агрегатных состояний. 27.Физические свойства водорода. 28.Горение водорода на воздухе и в кислороде. 29.Взрыв смеси водорода с воздухом. 30.Образцы галогенов – простых веществ. 31. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. 32.Вытеснение хлором брома из растворов солей. 33.Образцы галогеноводородов. 34.Получение и свойства хлороводорода. Распознавание соединений хлора. 35.Физические свойства кислорода. 36.Сжигание в кислороде угля, серы, фосфора, железа. 37.Получение пластической серы. 38. Взаимодействие серы с металлами, водородом, кислородом. 39.Получение SO2. 40. SO2+H2O+щелочь. 41.Обесцвечивание красок с помощью SO2. 42.Разбавление серной кислоты. 43.Взаимодействие конц.серной кислоты с медью, органическими соединениями. 44.Модели аппаратов для производства серной кислоты. 45.Образцы сульфатов, используемые в народном хозяйстве. 46.Корни бобовых растений с клубеньками. 47.Модель колонны синтеза аммиака. 48.Получение, собирание и распознавание аммиака. 49. Растворение аммиака в воде. 50.Аммиак + соляная кислота. 51.HNO3(P-P)+ Cu, HNO3(конц)+ Cu. 52.Горение скипидара в азотной кислоте. 53.Разложение нитрата калия. 54.Получение белого фосфора из красного. 55.Воспламенение белого фосфора. 56.Получение оксида фосфора (V). 57.Растворение оксида фосфора в воде. 58.Модели кристаллических решёток алмаза и графита. 59.Адсорбция. 60.Горение угля в кислороде. 61.Восстановление меди из её оксида углём.

Лабораторные опыты. 20.Получение водорода. 21.Восстановление меди из её оксида водородом. 22.Природные соединения галогенов. 23.Качественная реакция на галогенид – ион . 24.Получение и свойства кислорода. 25.Образцы природных соединений серы. 26.Свойства разб.серной кислоты. 27.Качественая реакция на сульфат-ион. Распознавание сульфатов. 28.Знакомство с образцами солей аммония. 29.Качественная реакция на NH4+. 30.Знакомство с нитратами. 31.Знакомство с природными соединениями фосфора. 32.Свойства фосфорной кислоты как электролита. 33.Качественая реакция на фосфат-ион. 34.Получение и собирание углекислого газа. 35.Свойства углекислого газа. 36.Коллекция карбонатов. 37.Качественная реакция на карбонат-ион. 38.Преход карбоната в гирокарбонат и наоборот. 39.Знакомство с коллекцией природных соединений кремния. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.

Практические работы. 4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». 5. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота». 6. Получение, собирание и распознавание газов.

Контрольная работа «Неметаллы»
Органические соединения

Сложные вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических веществ. Первоначальные сведения о строении органических веществ. Молекулярные и структурные формулы органических соединений.

У г л е в о д о р о д ы. Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.

Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Представления о полимерах на примере полиэтилена.

Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение.

С п и р т ы как представители кислородсодержащих органических соединений. Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах этанола и метанола. Трёхатомный спирт – глицерин.

Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.

К а р б о н о в ы е к и с л о т ы как представители кислородсодержащих органических соединений. Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Её свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.

Биологически важные вещества. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот

Биологически важные вещества

Понятие о аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.

Биологически важные вещества: углеводах. Глюкоза, её свойства и значения. Крахмал и целлюлоза(в сравнении), их биологическая роль.

Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота).

Химия и здоровье. Лекарственные препараты и проблемы, связанные с их применением

Практическая работа «Знакомство с образцами лекарственных препаратов. Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены.»

Демонстрации. 62. Образцы нефти, каменного угля и продуктов их переработки. Образцы природных и синтетических органических соединений. 63.Шаростержневые модели молекул органических соединений. 64. Горение метана. 65.Получение этилена. 66. Горение этилена. 67.Качественные реакции: отношение этилена к бромной воде, раствору перманганата калия. 68. Образцы этанола, метанола, этиленгликоля, глицерина. 69.Качественая реакция на многоатомные спирты. 70.Окисление спиртов. 71.Свойства уксусной кислоты. 72.Получение сложного эфира. 73.Цветные реакции белков. 74. Растворимость и осаждение белков. 75.Денатурация белка. 76. Образцы углеводов. 77.Гидролиз крахмала и целлюлозы. 78. Образцы лекарственных препаратов.79. Образцы упаковок пищевых продуктов с консервантами.

Лабораторные опыты. 40. Изготовление моделей молекул углеводородов. 41. Свойства глицерина. 42. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании. 43. Взаимодействие крахмала с йодом. 44.Образцы твёрдых и жидких жиров. 45.Растворимость жиров.

Практическая работа 7. Изготовление моделей углеводородов. 8. Знакомство с образцами лекарственных препаратов. 9. Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены. 10.Экспериментальное изучение свойств органических веществ.

Контрольная работа №3 «Органические соединения»

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение важнейших знаний iconПояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего...
Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике
Пояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение важнейших знаний iconПояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего...
Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике
Пояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение важнейших знаний iconПояснительная записка Изучение химии на базовом уровне среднего (полного)...
Освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях
Пояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение важнейших знаний iconПояснительная записка Программа данного курса химии построена на...
Изучение химии на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение важнейших знаний iconРабочая учебная программа по химии для 8 класса Пояснительная записка
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение важнейших знаний iconПояснительная записка Программа данного курса химии построена на...
Изучение химии на ступени среднего (полного) общего образования (профильный уровень) направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение важнейших знаний iconПояснительная записка Биология
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение важнейших знаний iconПояснительная записка Предмет математика
Цели и задачи курса: Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение важнейших знаний iconПояснительная записка Изучение математики на ступени основного общего...
Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин,...
Пояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение важнейших знаний iconПояснительная записка: Изучение математики на ступени основного общего...
Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин,...
Пояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение важнейших знаний iconПояснительная записка 9 кл Количество недельных часов 2 ч
...
Пояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение важнейших знаний iconПояснительная записка Изучение биологии на ступени основного общего...
Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;...
Пояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение важнейших знаний iconПояснительная записка Изучение биологии на ступени основного общего...
Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;...
Пояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение важнейших знаний iconПояснительная записка Изучение биологии на ступени основного общего...
Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;...
Пояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение важнейших знаний iconРабочая программа учебного предмета Русский язык 9 класс Пояснительная записка
Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение важнейших знаний iconРабочая программа по химии для 9 классов основного общего образования
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск