Скачать 257.61 Kb.
|
Пояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Программа по химии составлена на основе:
Авторской программе соответствует учебник: «Химия 9 класс» О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 16-е издание, стереотипное – М.: Дрофа, 2011 В авторскую программу внесены следующие изменения: 1.Увеличено число часов на изучение тем: -тема 2 «Металлы» вместо 15 часов – 16 часов; -тема 3 «Неметаллы» вместо 23 часов – 24 часов; 2.Сокращено число часов c 6 часов до 4 часов - на повторение « Основных вопросов курса химии 8 класса и введение в курс 9 класса» на 2 часа за счет исключения темы «Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете ТЭД и процессов окисления и восстановления», т. к. этот материал частично включен в тему «Генетические ряды металла и неметалла» и повторяется при дальнейшем изучении курса химии 9 класса. -на тему «Обобщение знаний по химии за курс основной школы» с 10 часов до 8 часов. 3. Добавлена тема «Электролитическая диссоциация в связи с малым количеством часов, отведенных на эту тему. 4. Из авторской программы исключена часть учебного материала, который отсутствует в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ для основной школы, также исключены некоторые демонстрационные опыты и лабораторные работы из-за недостатка времени на их выполнение при 2 часах в неделю, так как авторская программа предусматривает 2/3 часа в неделю. 5. Практические работы из практикумов №1 и №2 перенесены в соответствующие темы курса. 6. В тему «Неметаллы» включен урок «Кислород», т.к. этот материал входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ. Конкретные требования к уровню подготовки выпускников определены для каждого урока и включены в поурочное планирование. В поурочном планировании в графе «Изучаемые вопросы» курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников. Содержание образования Повторение : (4 ч.) Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение. Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Теория электролитической диссоциации: (7 ч.) Растворы, химическая и физическая теория растворов, зависимость растворения от температуры, кристаллогидраты. Электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, ионы, катион, анион, степень ЭД, сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена; молекулярное, полное и сокращенное ионное уравнения; необратимые реакции. Электролитическая диссоциация кислот. Реакции ионного обмена. Определение характера среды. Индикаторы. Ряд напряжения металлов Основания. Электролитическая диссоциация щелочей. Реакции ионного обмена. Соли. Электролитическая диссоциация солей в водных растворах. Классификация солей, химические свойства солей. Классификация оксидов, химические свойства оксидов. Генетический ряд металла и неметалла. ОВР и реакции, идущие без изменения степени окисления; окислитель, восстановитель, окисление и восстановление, метод электронного баланса. Демонстрация. Растворение веществ в различных растворителях Лабораторный опыт. Реакции ионного обмена. Свойства кислот. Свойства оснований. Свойства солей. Свойства оксидов Практические работы: №1. Условия протекания химических реакций между растворами электролитов. №2.Свойства кислот, оснований, оксидов и солей Контрольная работа №1: «Электролитическая диссоциация» Металлы : (16 ч.) Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Металлическая кристаллическая решётка и металлическая химическая связь. Простые вещества - металлы. Общие физические свойства металлов. Химические свойства металлов как восстановителей: реакции с неметаллами, кислотами и солями. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза) Способы получения металлов: прио-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Ж е л е з о. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения железа – оксиды, гидроксиды железа (II) и (III). Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве. Общая характеристика щелочно – земельных металлов. Строение атомов. Щелочно-земельные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных и щелочноземельных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения. А л ю м и н и й. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия – оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений. Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Демонстрации. 7.Образцы изделий из металлов. 8.Иллюстрация семи чудес света. 9.Восстановление металлов из оксидов углём, водородом. 10.Горение натрия, кальция, алюминия в кислороде. 11.Взаимодействие натрия и кальция с водой. 12.Взаимодействие алюминия с йодом, железа с серой. 13. Коррозия металлов и способы борьбы от коррозии. 14. Взаимодействие лития и натрия с водой. 15.Взаимодействие лития и натрия с хлором. 16. Взаимодействие лития и натрия с серой. 17. Химические свойства оксида лития. 18.Распознование Na+ и K+ по окраске пламени. 19.Горение магния. 20.Взаимодействие кальция с хлором, серой, водой. 21.Горение алюминия. 22. Взаимодействие алюминия с йодом. 23.Показ механической прочности оксидной плёнки. 24.Горение железа в хлоре. 25.Отношение железа к конц.серной и азотной кислотам. Лабораторные опыты. 3.Ознакомление с коллекцией образцов металлов и их сплавов. 4.Изучение образцов руд железа и соединений алюминия. 5.Цинк+соляная кислота; цинк + серная кислота. 6. Железо + сульфат меди (II). 7.Химические свойства гидроксидов калия и натрия. 8.Свойства негашёной и гашёной извести. 9. Изучение образцов природных соединений щелочных металлов. 10.Изучение коллекции природных соединений кальция. 11. Ознакомление с коллекцией изделий из алюминия. 12.Коллекция сплавов алюминия. 13.Взаимодействие алюминия с растворами кислот, солей и щелочей. 14.Расмотрение природных соединений алюминия. 15.Железо + сера,+раствор кислоты, + раствор солей. 16.Рассмотрение руд железа. 17.Получение и свойства гидроксида алюминия. 18.Получение и свойства гидроксида железа (II), окисление его в гидроксид железа (III), свойства гидроксида железа (III). 19.Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+. Практическая работа №3: «Получение и свойства соединений металлов.» Контрольная работа №2 :«Металлы» Неметаллы (24 ч.) Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл». В о д о р о д. Положение в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, Получение газообразных веществ: водорода. Применение. Г а л о г е н ы. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Галогеноводородные кислоты и их соли: хлороводород, соляная кислота и ее соли. Качественная реакция на галогенид – ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве. К и с л о р о д. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства кислорода. Получение газообразных веществ: кислорода и его применение. Озон. Качественные реакции на газообразные вещества. В о д а и ее свойства. Растворимость веществ в воде. Круговорот воды в природе. С е р а. Строение атома, аллотропия, нахождение в природе, физические и химические свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы. Сероводородная и сернистая кислоты, их соли. Серная кислота и её соли, их применение в народном хозяйстве. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Качественная реакция на сульфат – ион. А з о т. Строение атома и молекулы, физические и химические свойства простого вещества, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II)и (IV). Азотная кислота и её применение. Окислительные свойства азотной кислоты. Соли азотной кислоты. Проблема содержания нитратов и нитритов в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения. Ф о с ф о р. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора(V), ортофосфорная кислота и её соли. Фосфорные удобрения. У г л е р о д. Строение атома, аллотропия: алмаз, графит. Физические и химические свойства углерода, применение. Угарный газ – свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода. Качественная реакция на углекислый газ. Качественная реакция на карбонат – ион. Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк) К р е м н и й. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Кремниевая кислота и силикаты. Понятие о силикатной промышленности. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Химические вещества как строительные и поделочные материалы (стекло, цемент). Демонстрации. 26.Образцы неметаллов различных агрегатных состояний. 27.Физические свойства водорода. 28.Горение водорода на воздухе и в кислороде. 29.Взрыв смеси водорода с воздухом. 30.Образцы галогенов – простых веществ. 31. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. 32.Вытеснение хлором брома из растворов солей. 33.Образцы галогеноводородов. 34.Получение и свойства хлороводорода. Распознавание соединений хлора. 35.Физические свойства кислорода. 36.Сжигание в кислороде угля, серы, фосфора, железа. 37.Получение пластической серы. 38. Взаимодействие серы с металлами, водородом, кислородом. 39.Получение SO2. 40. SO2+H2O+щелочь. 41.Обесцвечивание красок с помощью SO2. 42.Разбавление серной кислоты. 43.Взаимодействие конц.серной кислоты с медью, органическими соединениями. 44.Модели аппаратов для производства серной кислоты. 45.Образцы сульфатов, используемые в народном хозяйстве. 46.Корни бобовых растений с клубеньками. 47.Модель колонны синтеза аммиака. 48.Получение, собирание и распознавание аммиака. 49. Растворение аммиака в воде. 50.Аммиак + соляная кислота. 51.HNO3(P-P)+ Cu, HNO3(конц)+ Cu. 52.Горение скипидара в азотной кислоте. 53.Разложение нитрата калия. 54.Получение белого фосфора из красного. 55.Воспламенение белого фосфора. 56.Получение оксида фосфора (V). 57.Растворение оксида фосфора в воде. 58.Модели кристаллических решёток алмаза и графита. 59.Адсорбция. 60.Горение угля в кислороде. 61.Восстановление меди из её оксида углём. Лабораторные опыты. 20.Получение водорода. 21.Восстановление меди из её оксида водородом. 22.Природные соединения галогенов. 23.Качественная реакция на галогенид – ион . 24.Получение и свойства кислорода. 25.Образцы природных соединений серы. 26.Свойства разб.серной кислоты. 27.Качественая реакция на сульфат-ион. Распознавание сульфатов. 28.Знакомство с образцами солей аммония. 29.Качественная реакция на NH4+. 30.Знакомство с нитратами. 31.Знакомство с природными соединениями фосфора. 32.Свойства фосфорной кислоты как электролита. 33.Качественая реакция на фосфат-ион. 34.Получение и собирание углекислого газа. 35.Свойства углекислого газа. 36.Коллекция карбонатов. 37.Качественная реакция на карбонат-ион. 38.Преход карбоната в гирокарбонат и наоборот. 39.Знакомство с коллекцией природных соединений кремния. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности. Практические работы: № 4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». № 5. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота». № 6. Получение, собирание и распознавание газов. Контрольная работа №3 «Неметаллы» Органические соединения ( 9ч. ) Сложные вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических веществ. Первоначальные сведения о строении органических веществ. Молекулярные и структурные формулы органических соединений. У г л е в о д о р о д ы. Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана. Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Представления о полимерах на примере полиэтилена. Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. С п и р т ы как представители кислородсодержащих органических соединений. Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах этанола и метанола. Трёхатомный спирт – глицерин. Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту. К а р б о н о в ы е к и с л о т ы как представители кислородсодержащих органических соединений. Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Её свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот. Биологически важные вещества. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот Биологически важные вещества Понятие о аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль. Биологически важные вещества: углеводах. Глюкоза, её свойства и значения. Крахмал и целлюлоза(в сравнении), их биологическая роль. Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота). Химия и здоровье. Лекарственные препараты и проблемы, связанные с их применением Практическая работа «Знакомство с образцами лекарственных препаратов. Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены.» Демонстрации. 62. Образцы нефти, каменного угля и продуктов их переработки. Образцы природных и синтетических органических соединений. 63.Шаростержневые модели молекул органических соединений. 64. Горение метана. 65.Получение этилена. 66. Горение этилена. 67.Качественные реакции: отношение этилена к бромной воде, раствору перманганата калия. 68. Образцы этанола, метанола, этиленгликоля, глицерина. 69.Качественая реакция на многоатомные спирты. 70.Окисление спиртов. 71.Свойства уксусной кислоты. 72.Получение сложного эфира. 73.Цветные реакции белков. 74. Растворимость и осаждение белков. 75.Денатурация белка. 76. Образцы углеводов. 77.Гидролиз крахмала и целлюлозы. 78. Образцы лекарственных препаратов.79. Образцы упаковок пищевых продуктов с консервантами. Лабораторные опыты. 40. Изготовление моделей молекул углеводородов. 41. Свойства глицерина. 42. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании. 43. Взаимодействие крахмала с йодом. 44.Образцы твёрдых и жидких жиров. 45.Растворимость жиров. Учебно-методический комплект:
Методическая литература:
Дополнительная литература:
|
Пояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего... Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике | Пояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего... Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике | ||
Пояснительная записка Изучение химии на базовом уровне среднего (полного)... Освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях | Пояснительная записка Программа данного курса химии построена на... Изучение химии на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей | ||
Рабочая учебная программа по химии для 8 класса Пояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей | Пояснительная записка Программа данного курса химии построена на... Изучение химии на ступени среднего (полного) общего образования (профильный уровень) направлено на достижение следующих целей | ||
Пояснительная записка Биология Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей | Пояснительная записка Предмет математика Цели и задачи курса: Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей | ||
Пояснительная записка Изучение математики на ступени основного общего... Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин,... | Пояснительная записка: Изучение математики на ступени основного общего... Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин,... | ||
Пояснительная записка 9 кл Количество недельных часов 2 ч ... | Пояснительная записка Изучение биологии на ступени основного общего... Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;... | ||
Пояснительная записка Изучение биологии на ступени основного общего... Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;... | Пояснительная записка Изучение биологии на ступени основного общего... Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;... | ||
Рабочая программа учебного предмета Русский язык 9 класс Пояснительная записка Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей | Рабочая программа по химии для 9 классов основного общего образования Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей |