Пояснительная записка Программа данного курса химии построена на основе концентрического подхода. Изучение химии на ступени среднего (полного) общего образования (профильный уровень) направлено на достижение следующих





НазваниеПояснительная записка Программа данного курса химии построена на основе концентрического подхода. Изучение химии на ступени среднего (полного) общего образования (профильный уровень) направлено на достижение следующих
страница1/2
Дата публикации11.08.2014
Размер272 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Химия > Пояснительная записка
  1   2
Пояснительная записка

Программа данного курса химии построена на основе концентрического подхода.

Изучение химии на ступени среднего (полного) общего образования (профильный уровень) направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира и решения практических задач в повседневной жизни; сознательного выбора профессии, связанной с химией;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения химической науки;

  • формирование представлений о единой химической картине мира, всеобщей связи явлений, познаваемости мира веществ;

  • воспитание убежденности в том, что химия – мощный инструмент воздействия на окружающую среду, и чувства ответственности за применение полученных знаний и умений.

В задачи обучения химии входят:

  • овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья;

  • формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности: самостоятельный поиск, анализ, обоснованное суждение, самооценка своего поведения в окружающем мире;

  • развитие представлений об интеграции неорганической и органической химии.

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) образования по химии (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089).

  • Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /(профильный уровень). О.С.Габриелян. Москва, «Дрофа», 2010 год

  • Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии. Профильный уровень. Министерство образования и науки Российской Федерации.

Для реализации рабочей учебной программы используется учебник «Химия. 11 класс» О.С.Габриелян, Москва, «Дрофа», 2009 год.

Программой отводится на изучение химии по 3 урока в неделю, что составляет 102 часа в учебном году. Она предусматривает проведение: лабораторных опытов – 15, практических работ – 8, контрольных работ – 4. Региональный компонент реализуется на 8 уроках.

Программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) образования. Текущий контроль проводится в форме письменных проверочных работ (по 10 минут), лабораторных работ (по 15 минут), практических работ (по 45 минут), устных опросов (по 5-10 минут), тематических контрольных работ (по 45 минут).

Все задания проверочных и контрольных работ оцениваются в баллах. Примерная шкала перевода в пятибалльную систему оценки:

«5» 88 – 100% выполнения;

«4» 60 – 87% выполнения;

«3» 33 – 59% выполнения;

«2» 0 – 32% выполнения.

Содержание тем учебного курса
Тема 1. Строение атома

Атом – сложная частица. Ядро и электронная оболочка. Электроны, протоны и нейтроны. Дуализм частиц микромира.

Состояние электронов в атоме. Электронное облако и орбиталь. Квантовые числа. Форма орбиталей (s, p, d, f). Электронные конфигурации атомов элементов. Принцип Паули и правило Гунда. Электронно-графические формулы атомов элементов. Электронная классификация элементов: s -, p -, d - и f -семейства.

Валентные возможности атомов химических элементов. Валентные электроны. Валентные возможности атомов химических элементов, обусловленные числом неспаренных электронов в нормальном и возбужденном состояниях. Другие факторы, определяющие валентные возможности атомов: наличие неподеленных электронных пар и наличие свободных орбиталей. Сравнение понятий «валентность» и «степень окисления».

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И Менделеева. Предпосылки открытия. Первая формулировка закона. Периодический закон и строение атома. Изотопы. Вторая формулировка периодического закона. Периодическая система Д.И.Менделеева и строение атома. Причины изменения металлических и неметаллических свойств элементов в группах и периодах, в том числе больших и сверхбольших. Значение периодического закона и периодической системы д.И.Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

Тема 2. Строение вещества. Дисперсные системы

Химическая связь: ионная, ковалентная, металлическая, водородная. Классификация ковалентной связи: по механизму образования (обменный и донорно-акцепторный), по электроотрицательности (полярная и неполярная), по способу перекрывания электронных орбиталей (сигма - и пи -), по кратности (одинарная, двойная, тройная и полуторная). Полярность связи и полярность молекулы. Единая природа химических связей. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная, металлическая. Межмолекулярные взаимодействия. Свойства ковалентной связи: насыщаемость, поляризуемость, направленность. Гибридизация орбиталей и геометрия молекул органических соединений и неорганических веществ: sp3-гибридизация у алканов, воды, аммиака, алмаза; sp2-гибридизация у соединений бора, алкенов, аренов, диенов и графита; sp-гибридизация у соединений бериллия, алкинов и карбина.

Полимеры органические и неорганические: основные понятия, способы получения (полимеризация и поликонденсация), строение. Примеры полимеров: каучуки, пластмассы, волокна, белки, нуклеиновые кислоты; аллотропные модификации углерода, диоксид кремния, сера пластическая и др.

Теория строения органических соединений А.М Бутлерова: предпосылки, основные положения, направления развития (изучение электронного и пространственного строения; индукционный и мезомерный эффекты). Взаимное влияние атомов в молекулах органических и неорганических веществ.

Диалектические основы общности периодического закона Д.И.Менделеева и теории строения А.М Бутлерова в становлении, предсказании и развитии.

Дисперсные системы: понятие, их классификация и значение. Молекулярные и истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов.

Расчетные задачи. 1. Расчеты по химическим формулам. 2. Расчеты, связанные с понятиями «массовая доля» и «объемная доля» компонентов смеси. 3. Вычисление молярной концентрации растворов.
Тема 3. Химические реакции

Классификация химических реакций в органической и неорганической химии по различным признакам: качественному составу (без изменения и с изменением); по изменению степеней окисления элементов; по тепловому эффекту; по фазе; по направлению; по использованию катализатора; по механизму; по виду энергии, инициирующей реакцию. Особенности классификации реакций в органической химии. Отличие химической реакции от ядерной.

Вероятность протекания химических реакций. Закон сохранения энергии. Внутренняя энергия и экзо - и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. Теплота образования. Понятие об энтальпии. Закон Г.И.Гесса и следствия из него. Энтропия. Энергия Гиббса, Возможность протекания реакций в зависимости от изменения энергии и энтропии.

Скорость химических реакций. Понятие; факторы, влияющие на скорость (природа веществ, температура, концентрация, катализаторы). Энергия активации. Катализ: гомо- и гетерогенный; механизм действия катализаторов. Ферменты. Их сравнение с неорганическими катализаторами. Зависимость скорости реакций от поверхности соприкосновения реагирующих веществ.

Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. Равновесные концентрации. Константа равновесия. Факторы, влияющие на смещение равновесия: концентрация, давление и температура. Принцип Ле Шателье.

Электролитическая диссоциация. Механизм диссоциации. Кислоты, основания и соли в свете электролитической диссоциации. Степень электролитической диссоциации, ее зависимость от природы электролита и его концентрации. Константа диссоциации. Реакции, протекающие в растворах электролитов. Произведение растворимости.

Водородный показатель: понятие, значение для химических и биологических процессов.

Гидролиз органических соединений (галогеналканов, сложных эфиров, углеводов, белков, АТФ) и неорганических веществ-солей. Практическое применение гидролиза.

Расчетные задачи. 1. Расчеты по термохимическим уравнениям. 2. Вычисление теплового эффекта реакции по теплотам образования реагирующих веществ и продуктов реакции. 3. Определение рН раствора заданной молярной концентрации. 4. Расчет средней скорости реакции по концентрациям реагирующих веществ. 5. Вычисления с использованием понятия «температурный коэффициент скорости реакции». 6. Нахождение константы равновесия реакции по равновесным концентрациям и определение исходных концентраций веществ.
Тема 4. Вещества и их свойства

Классификация неорганических веществ. Простые и сложные вещества. Оксиды. Гидроксиды (основания, кислородсодержащие кислоты, амфотерные гидроксиды). Кислоты. Соли (средние, кислые, основные и комплексные).

Классификация органических веществ. Углеводороды. Производные углеводородов: галогеналканы, спирты, фенолы, альдегиды и кетоны, карбоновые кислоты, простые и сложные эфиры, нитросоединения, амины, аминокислоты.

Металлы. Положение в ПСХЭ и строение их атомов. Строение простых веществ металлов. Общие физические свойства. Ряд стандартных электродных потенциалов. Общие химические свойства (восстановительные свойства): взаимодействие с неметаллами (кислородом, галогенами, серой, азотом, водородом), с водой, кислотами и солями в растворах, органическими соединениями (спиртами, галогеналканами, фенолом, кислотами), со щелочами. Значение металлов в природе и в жизни человека.

Коррозия металлов. Понятие, виды, способы защиты.

Общие способы получения металлов. Разновидности металлургии, электролиз расплавов и растворов соединений металлов и его практическое значение.

Переходные металлы: железо, медь, серебро, цинк, ртуть, хром, марганец. Нахождение в природе, получение и применение, свойства, важнейшие соединения переходных металлов.

Неметаллы. Положение в ПСХЭ и строение их атомов. Электроотрицательность. Инертные газы. Двойственное положение водорода в периодической системе. Строение простых веществ неметаллов. Аллотропия. Химические свойства: окислительные (взаимодействие с металлами, водородом, менее электроотрицательными неметаллами, некоторыми сложными веществами) и восстановительные (со фтором, кислородом, сложными веществами-окислителями).

Водородные соединения неметаллов. Получение их синтезом и косвенно. Строение молекул и кристаллов этих соединений. Отношение к воде. Изменение кислотно-основных свойств в периодах и группах.

Несолеобразующие и солеобразующие оксиды.

Кислородные кислоты. Изменение кислотных свойств высших оксидов и гидроксидов неметаллов в периодах и группах. Зависимость свойств кислот от степени окисления неметалла.

Кислоты органические и неорганические. Кислоты в свете протолитической теории. Классификация, общие свойства кислот: взаимодействие с металлами, с основными оксидами, с амфотерными оксидами и гидроксидами, с солями, образование сложных эфиров. Особенности свойств концентрированной серной и азотной кислот. Особенности свойств уксусной и муравьиной кислот.

Основания органические и неорганические. Классификация, химические свойства щелочей и нерастворимых оснований. Свойства бескислородных оснований: аммиака и аминов. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина.

Амфотерные органические и неорганические соединения. Понятие амфотерность на примере оксидов и гидроксидов некоторых металлов. Комплексные соединения. Амфотерность аминокислот. Взаимодействие аминокислот со щелочами, кислотами, спиртами, друг с другом (образование полипептидов), образование внутренней соли (биполярного иона).

Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений. Генетические ряды металлов (на примере кальция и железа) и неметаллов (на примере серы и кремния), переходного элемента (на примере цинка). Генетические ряды и генетическая связь в органической химии (для соединений, содержащих два атома углерода в молекуле). Единство мира веществ.

Расчетные задачи. 1. вычисление массы или объема продуктов реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси. 2. вычисление массы исходного вещества, если известен практический выход и массовая доля его от теоретически возможного.

3. Вычисления по химическим уравнениям реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке. 4. Определение молекулярной формулы вещества по массовым долям элементов.

5. Определение молекулярной формулы газообразного вещества по известной относительной плотности и массовым долям элементов. 6. Нахождение молекулярной формулы вещества по массе (объему) продуктов сгорания. 7. Комбинированные задачи.
Тема 5. Химический практикум

1. Получение, собирание и распознавание газов и изучение их свойств (2 часа). 2. Скорость химических реакций, химическое равновесие. 3. Сравнение свойств неорганических и органических соединений. 4. Решение экспериментальных задач по теме «Гидролиз». 5. Решение экспериментальных задач по неорганической химии. 6. Решение экспериментальных задач по органической химии. 7. Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ (2 часа). 8. Распознавание пластмасс и волокон.
Тема 6. Химия и общество

Химия и производство. Сырье и энергия для химической промышленности. Вода в химической промышленности. Научные принципы химического производства. Защита окружающей среды и охрана труда при химическом производстве. Сравнение производства аммиака и метанола.

Химия и сельское хозяйство. Направления химизации сельского хозяйства. Удобрения и средства защиты растений. Отрицательные последствия применения пестицидов и борьба с ними.

Химия и экология. Химическое загрязнение окружающей среды. Охрана гидросферы, почвы, атмосферы, флоры и фауны от химического загрязнения. Биотехнология и генная инженерия.

Химия и повседневная жизнь человека. Домашняя аптечка. Моющие и чистящие средства. Средства борьбы с бытовыми насекомыми. Средства личной гигиены и косметики. Химия и пища. Маркировка упаковок пищевых продуктов и промышленных товаров и умение их читать. Экология жилища. Химия и генетика человека.

Требования к уровню подготовки учащихся
Строение атома

Учащийся должен знать/ понимать

Учащийся должен уметь

 сущность понятий «электронная орбиталь» и «электронное облако»;

 формы орбиталей, взаимосвязь номера уровня и энергии электрона;

 основные закономерности заполнения энергетических подуровней электронами;

 понятия «валентность» и «степень окисления»;

 смысл и значение Периодического закона, горизонтальные и вертикальные закономерности и их причины

 определять состав и строение атома по положению в ПСХЭ;

 составлять электронные формулы атомов;

 сравнивать понятия «валентность» и «степень окисления»;

 давать характеристику химического элемента по его положению в ПС Д.И.Менделеева

Строение вещества. Дисперсные системы

 классификацию типов химической связи и характеристики каждого из них;

 геометрию молекул важнейших соединений: воды, аммиака, алканов, алкенов, алкинов и др.;

 основные положения ТХС Бутлерова;

 основные понятия химии высокомолекулярных соединений;

 классификацию дисперсных систем;

 способы выражения концентрации растворов

 предполагать вид связи, предсказывать тип кристаллической решетки по формуле вещества и характеризовать свойства вещества по типу решетки;

 определять геометрию молекулы по характеристикам химических связей;

составлять структурные формулы изомеров и гомологов;

определять индукционный и мезомерный эффекты;

 вычислять массовую и объемную доли компонентов смеси, молярную концентрацию растворов


Химические реакции

 суть химических реакций;

 понятия «теплота образования вещества», «тепловой эффект реакции», «скорость химической реакции», «катализ», «катализаторы», «химическое равновесие», «окисление», «восстановление», «электролиты», «неэлектролиты»;

 факторы, влияющие на скорость;

 условия смещения равновесия;

 отличия ОВР от реакций ионного обмена;

 сущность ТЭД;

 типы гидролиза солей и органических соединений;

 устанавливать принадлежность конкретных реакций к различным типам по различным признакам классификации;

 составлять термохимические уравнения и производить расчеты по ним;

 составлять уравнения ОВР методом электронного баланса;

 определять рН среды;

 составлять уравнения гидролиза солей (1-я ступень), определять характер среды;

 производить вычисления, связанные с концентрацией растворов


Вещества и их свойства


 важнейшие классы органических и неорганических соединений;

 основные металлы, их общие свойства и способы получения;

 причины коррозии, ее типы и способы защиты;

 особенности строения атомов металлов главных и побочных подгрупп;

 основные неметаллы, их окислительные и восстановительные свойства;

 изменение кислотных свойств высших оксидов и гидроксидов неметаллов в периодах и группах;

 особенности свойств серной и азотной кислот, муравьиной и уксусной кислот;

 классификацию и номенклатуру оснований;

 важнейшие свойства изученных классов соединений

 определять принадлежность веществ к различным классам соединений;

 характеризовать свойства металлов и неметаллов, опираясь на их положение в ПСХЭ и строение атомов;

 составлять уравнения электролиза, производить по ним вычисления;

 производить вычисления по массе или объему исходных веществ, содержащих примеси;

 производить вычисления по определению молекулярной формулы вещества;

 писать уравнения реакций, характеризующих свойства и способы получения веществ;

 грамотно обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием

Химический практикум

 основные способы получения и собирания газов в лаборатории;

 зависимость скорости реакции от различных факторов, принцип Ле Шателье;

 важнейшие свойства изученных классов соединений;

 три случая гидролиза солей;

 основные правила техники безопасности при работе в химическом кабинете

 уметь определять наиболее широко распространенные полимеры по их свойствам;

 грамотно обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием

Химия и общество

 основные стадии производства аммиака и метанола;

 производство кислот, щелочей, солей;

 классификацию удобрений;

 химические загрязнители окружающей среды;

 способы маркировки упаковок пищевых продуктов и промышленных товаров

 определять возможность протекания химических превращений в различных условиях и оценивать их последствия;

оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

 использовать приобретенные знания для объяснения химических явлений, происходящих в природе;

 вести себя экологически грамотно
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Программа данного курса химии построена на основе концентрического подхода. Изучение химии на ступени среднего (полного) общего образования (профильный уровень) направлено на достижение следующих iconПояснительная записка Программа данного курса химии построена на...
Изучение химии на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка Программа данного курса химии построена на основе концентрического подхода. Изучение химии на ступени среднего (полного) общего образования (профильный уровень) направлено на достижение следующих iconРабочая учебная программа по химии для 8 класса Пояснительная записка
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка Программа данного курса химии построена на основе концентрического подхода. Изучение химии на ступени среднего (полного) общего образования (профильный уровень) направлено на достижение следующих iconРабочая программа по химии для среднего общего образования (базовый уровень)
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка Программа данного курса химии построена на основе концентрического подхода. Изучение химии на ступени среднего (полного) общего образования (профильный уровень) направлено на достижение следующих iconРабочая программа 11 класс (2 часа в неделю всего 70 часов резерв 4ч.) Пояснительная записка
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка Программа данного курса химии построена на основе концентрического подхода. Изучение химии на ступени среднего (полного) общего образования (профильный уровень) направлено на достижение следующих iconПояснительная записка Изучение химии на базовом уровне среднего (полного)...
Для начала изучения химии необходимы определенные знания других предметов, таких как биология, география, физика. Основываясь на...
Пояснительная записка Программа данного курса химии построена на основе концентрического подхода. Изучение химии на ступени среднего (полного) общего образования (профильный уровень) направлено на достижение следующих iconРабочая программа по химии 11 класс (профильный уровень) 102 часа
Рабочая программа по химии составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (профильный уровень),...
Пояснительная записка Программа данного курса химии построена на основе концентрического подхода. Изучение химии на ступени среднего (полного) общего образования (профильный уровень) направлено на достижение следующих iconРабочая программа по химии для 11л класса составлена на основе Примерной...
Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (профильный уровень), а так же Программы курса химии для VIII-XI...
Пояснительная записка Программа данного курса химии построена на основе концентрического подхода. Изучение химии на ступени среднего (полного) общего образования (профильный уровень) направлено на достижение следующих iconПояснительная записка Изучение химии на базовом уровне среднего (полного)...
Формирование у учащихся знаний о химическом составе клеток, значении неорганических и органических веществ в клетке
Пояснительная записка Программа данного курса химии построена на основе концентрического подхода. Изучение химии на ступени среднего (полного) общего образования (профильный уровень) направлено на достижение следующих iconРабочая программа учебного курса
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка Программа данного курса химии построена на основе концентрического подхода. Изучение химии на ступени среднего (полного) общего образования (профильный уровень) направлено на достижение следующих iconПояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего...
Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике
Пояснительная записка Программа данного курса химии построена на основе концентрического подхода. Изучение химии на ступени среднего (полного) общего образования (профильный уровень) направлено на достижение следующих iconПояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего...
Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике
Пояснительная записка Программа данного курса химии построена на основе концентрического подхода. Изучение химии на ступени среднего (полного) общего образования (профильный уровень) направлено на достижение следующих iconПояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего...
Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике
Пояснительная записка Программа данного курса химии построена на основе концентрического подхода. Изучение химии на ступени среднего (полного) общего образования (профильный уровень) направлено на достижение следующих iconПояснительная записка Изучение химии на базовом уровне среднего (полного)...
Освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях
Пояснительная записка Программа данного курса химии построена на основе концентрического подхода. Изучение химии на ступени среднего (полного) общего образования (профильный уровень) направлено на достижение следующих iconОбразовательный стандарт среднего (полного) общего образования по...
...
Пояснительная записка Программа данного курса химии построена на основе концентрического подхода. Изучение химии на ступени среднего (полного) общего образования (профильный уровень) направлено на достижение следующих iconПрофильный уровень
Изучение мировой художественной культуры на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих...
Пояснительная записка Программа данного курса химии построена на основе концентрического подхода. Изучение химии на ступени среднего (полного) общего образования (профильный уровень) направлено на достижение следующих iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
«линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10 и 11 классах. Изучение литературы на ступени основного общего образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск