Пояснительная записка изучение курса направлено на реализацию следующих целей: освоение знаний





Скачать 266.44 Kb.
НазваниеПояснительная записка изучение курса направлено на реализацию следующих целей: освоение знаний
Дата публикации30.08.2014
Размер266.44 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Изучение курса направлено на реализацию следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов, человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы; о биологических системах, истории развития современных представлений о живой природе, открытиях в биологической науке. Освоение знаний о строении, многообразии особенностях биосистем, современных исследованиях в биологической науке Архангельской области;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; работать с биологическими приборами и др., инструментами, справочниками, проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах. Овладение умениями анализировать и применять на практике региональную биологическую информацию;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки, проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за особями местной флоры и фауны; работы с региональными источниками информации;
- воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, в необходимости охраны и бережного отношения к природе родного края, в целом живой природы; необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей, в том числе проживающих в условиях Европейского Севера и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к программе основного общего образования по биологии. 6-9 классы. Авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.В. Пакулова. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В 9 классе обобщают знания о жизни и уровнях ее организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за ее сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек - часть природы, его жизнь зависит от нее и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Система уроков сориентирована не только на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками, психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089).

  • Программа для общеобразовательных учреждений. Биология. 6-9 классы. В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, В.М.Пакулова. Москва, «Дрофа», 2009 год.

  • Примерная программа по биологии основного общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации.

Рабочая программа 9 класса составлена в соответствии с региональным компонентом государственного стандарта основного общего образования Архангельской области. Составители: Лавринова А.П., Баталов А.Е., Лукина С.Ф., Морозова Л.В., Нехорошкова С.И., Филлипов Б.Ю.

Указание: Рабочая программа предполагает изучение только раздела «Введение в общую биологию». Раздел «Основы экологии», (который есть в учебнике) в 9 классе не изучается. В программе основного общего образования по биологии. 6-9 классы. Авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.В. Пакулова, соответствующая федеральному компоненту государственного стандарта, данный раздел тоже отсутствует. Этот раздел подробно изучается в 11 классе в курсе «Биология. Общая биология. 10 -11 классы», А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.

Для реализации рабочей учебной программы используется учебник А.А. Каменский «Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс». М.: «Дрофа», 2010 г.

Формы проведения занятий различны. Частая форма занятий – урочная, которая предполагает использование различных типов урока. Запланированы: беседы, семинары, круглые столы, презентации; практические, демонстрационные, лабораторные работы; экскурсии и фенологические наблюдения. На уроках запланировано проведение творческих занятий при осуществлении исследовательской работы с учащимися. Это возможно вследствие проведения реферативных слушаний, просмотра работ с использованием презентаций, творческих уроков или этапов урока.

Текущий контроль проводится в форме тестовых работ. Для такого контроля знаний по отдельным темам курса биологии, а также на уроках по обобщению материала всей темы, используются тестовые задания из пособия «Тесты по биологии»: А.А. Каменский. Биология. «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс». М.: Издательство «Экзамен», 2006. Тестовые задания этого пособия проверяют, прежде всего, знание фактического материала учебника, а также основные биологические понятия и закономерности, которые должны знать учащиеся при изучении школьного курса биологии. Методическая специфика тестов заключается в том, что они позволяют в короткое время проверить знания учеников всего класса, используя равноценные вопросы. Для этого в каждом варианте каждого тематического комплекса предусмотрено четкое число заданий, позволяющее разделить их на два варианта заданий, предлагаемых классу. Кроме разноуровневых тестов, проводятся самостоятельные и проверочные работы, как формы текущего контроля. Итоговый контроль предусмотрен в виде административной контрольной работы.

Оценивание учащимся ставится по пятибалльной шкале в переводе от 100%

Оценка 5 – 91 % выполненной работы;

Оценка 4 – 71 % выполненной работы;

Оценка 3 – 51 % выполненной работы;

Оценка 2 – менее 51 % выполненной работы.

В 9 классе по рабочей программе 4 лабораторной работы, 3 экскурсии.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 15-16 лет.

Программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Согласно действующему базисному учебному плану рабочая программа 9 класса по биологии предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
9 класс. Введение в общую биологию.

Введение (2 часа)

Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

РАЗДЕЛ 1. Уровни организации живой природы (54 часа).

Тема 1.1.

Молекулярный уровень (10 часов)

Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.

Тема 1.2.

Клеточный уровень (15 часов)

Основные положения клеточной теории. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.

Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.

Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).

Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток; расщепления пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.

Лабораторная работа: «Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом».

Тема 1.3.

Организменный уровень (14 часов)

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.

Лабораторная работа: «Выявление изменчивости организмов».

Тема 1.4.

Популяционно-видовой уровень (3 часа)

Вид, его критерии. Структура вида. Популяция — форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.

Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.

Лабораторная работа: «Изучение морфологического критерия вида».

Тема 1.5.

Экосистемный уровень (8 часов)

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.

Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем.

Лабораторная работа: Составление пищевых цепей»

Экскурсия в биогеоценоз.

Экскурсия в агроценоз (на примере местного тепличного хозяйства)

Тема 1.6.

Биосферный уровень (4 часа)

Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.

Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек».
РАЗДЕЛ 2. Эволюция (7 часов)

Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов — микроэволюция. Макроэволюция.

Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.

Экскурсия: Причины многообразия видов в природе.

Лабораторная работа: «Изучение приспособленности и ее относительности»
РАЗДЕЛ 3. Возникновение и развитие жизни (5 часов).

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.

Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.

Лабораторная работа: «Изучение палеонтологических доказательств эволюции».

Экскурсия в краеведческий музей или на геологическое обнажение.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

В результате изучения предмета выпускники основной школы должны:

называть

• общие признаки живых организмов;

• признаки царств живой природы, отделов растений, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;

• причины и результаты эволюции;

приводить примеры

• усложнения растений и животных в процессе эволюции;

• природных и искусственных сообществ;

• изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;

• наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных;

характеризовать

• строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;

• деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;

• строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов; организма человека; лишайника как комплексного организма;

• обмен веществ и превращение энергии;

• роль ферментов и витаминов в организме;

• особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);

•дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;

• иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;

• размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;

• вирусы как неклеточные формы жизни;

• среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);

• природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;

• искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ;

обосновывать

• взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;

• родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;

• особенности человека, обусловленные прямо хождением, трудовой деятельностью;

• роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;

• влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;

• меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, плоскостопия;

• влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;

• роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;

распознавать

• организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;

• клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;

• наиболее распространенные виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы;

сравнивать

• строение и функции клеток растений и животных;

• организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;

• семейства, классы покрытосеменных растений, типы животных, классы хордовых, царства живой природы;

применять знания

• о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;

• о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;

• о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;

• о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;

• о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;

делать выводы

• о клеточном строении организмов всех царств;

• о родстве и единстве органического мира;

• об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных;

наблюдать

• сезонные изменения в жизни растений и животных, поведение аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных;

• результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов;

соблюдать правила

• приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;

• наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;

• проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности растений, поведения животных;

• бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;

• здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




п/п

№ ур

Тема раздела

Тема урока

Кол час

Формы и методы контроля







Введение

2 ч




1

1

Биология – наука о жизни.

1

вводный фронтальный устный опрос

2




Значение биологической науки в деятельности человека.

1

фронтальный устный опрос







РАЗДЕЛ 1. Уровни организации живой природы

Тема 1. Молекулярный уровень жизни

54 ч

10 ч




3

1

Молекулярный уровень жизни.

1

фронтальный устный опрос

4

2

Углеводы.

1

тест

5

3

Липиды.

1

групповая письменная раб

6

4

Состав, строение и функции белков.

1

тест

7

5

Нуклеиновые кислоты.

1

фронтальный устный опрос

8

6

Нуклеиновые кислоты.

1

зачет

9

7

АТФ и другие органические соединения клетки.

1

фронтальный устный опрос

10

8

Биокатализаторы.

1

индивидуально-групповой

11

9

Вирусы.

1

тест

викторина

12

10

Обобщающий урок по теме: «Молекулярный уровень организации живой природы».


1

фронтальный устный опрос







Тема 2. Клеточный уровень жизни


15 ч




13

1

Основные положения клеточной теории. Л/Р « 1 «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом»




л/р


14

2

Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана.

1

фронтальный устный опрос

15

3

Ядро клетки.

1

индивидуальный по карточкам

16

4

ЭПС. Рибосомы. Комплекс Гольджи.

1

индивидуальный по карточкам

17

5

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.

1

индивидуальный по карточкам

18

6

Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.

1

тест

19

7

Различия в строении клеток эукариот и прокариот.

1

групповой устный

20

8

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

1

тест

21

9

Энергетический обмен в клетке.

1

биологический диктант

22

10

Типы питания клетки.

1

фронтальный устный опрос

23

11

Фотосинтез и хемосинтез.

1

групповой устный опрос

24

12

Синтез белков в клетке. Транскрипция.

1

тест

25

13

Синтез белков в клетке. Трансляция.

1

биологический диктант

26

14

Митоз. Мейоз.

1

тест

27

15

Обобщающий урок по теме: «Клеточный уровень жизни».

1

фронтальный устный опрос







Тема 3. Организменный уровень жизни


14 ч




28

1

Бесполое размножение организмов.

1

фронтальный устный опрос

29

2

Половое размножение организмов.


1

фронтальный устный опрос

30


3

Оплодотворение.

1

тест

31

4

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

1

фронтальный устный опрос

32

5

Законы Менделя. Моногибридное скрещивание.

1

зачет

33

6

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.

1

решение задач

34

7

Дигибридное скрещивание.

1

решение задач

35

8

Закон Томаса Моргана.

1

решение задач

36

9

Взаимодействие генов.

1

фронтальный устный опрос

37

10

Генетика пола.

1

решение задач

38

11

Закономерности изменчивости.




биологический диктант

39

12

Л/Р № 2. «Выявление изменчивости организмов».

1

л/р

40

13

Основы селекции. Методы селекции.

1

фронтальный устный опрос

41

14

Обобщающий урок по теме: «Организменный уровень».

1

фронтальный устный опрос







Тема 4. Популяционно - видовой уровень


2 ч




42

1

Вид, его критерии. Структура вида. Л/Р № 3 «Выявление морфологического критерия видов»

1

л/р

43

2

Популяция – форма существования вида.

1

тест







Тема 5. Экосистемный уровень – 8 ч.







44

1

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз.

Экскурсия в биогеоценоз.

Р.К.(1) Основные экосистемы Архангельской области.

1

экскурсия

фронтальный устный опрос

45

2

Р.К. (2). Признаки основных экосистем Архангельской области.

1

фронтальный устный опрос

46

3

Состав и структура сообщества. Цепи питания.

Р.К. (3) Типы взаимодействий разных видов в экосистемах Европейского Севера. Л/р № 4 «Составление пищевых цепей»

1

л/р

47

4

Р.К. (4) Типы взаимодействий разных видов в экосистемах Архангельской области. Охрана природы в Арх. области.

1

фронтальный устный опрос

48

5

Потоки вещества и энергии в экосистеме.

1

тест

49

6

Искусственные биоценозы. Р.К. (5) Агроэкосистемы Архангельской области. Агроклиматическая характеристика Арх. обл. Экскурсия в агроценоз (на примере местного тепличного хозяйства).

1

фронтальный устный опрос

экскурсия

50

7

Экологическая сукцессия. Р.К. (6) Экологические сукцессии в Архангельской области

1

фронтальный устный опрос

51

8

Обобщение изученного материала по теме: Р.К. (7) «Экосистемный уровень». Влияние деятельности человека на экосистемы Архангельской области

1

зачет







Тема 6. Биосферный уровень – 4 ч.








52

1

Биосфера, ее структура, закономерности и свойства.

1

фронтальный устный опрос

53

2

Среды жизни. Средообразующая деятельность организмов.

1

групповой

54

3

Круговорот веществ и энергии в биосфере.


1

самостоятельная работа

55

4

Экологические кризисы

1

викторина







Тема 7. Эволюция – 7 ч.







56

1

Основные положения теории эволюции.

1

тест

57

2

Наследственность и изменчивость организмов

1

фронтальный устный опрос

58

3

Борьба за существование. Естественный отбор.

1

тест

59

4

Приспособленность и ее относительность.

Искусственный отбор. Селекция. Л/р № 5 «Изучение приспособленности и ее относительности»

1

л/р

60

5

Образование видов – микроэволюция.

Экскурсия «Причины многообразия видов»

1

фронтальный устный опрос

экскурсия

61

6

Макроэволюция.

1

фронтальный устный опрос

62

7

Обобщение по теме: «Эволюция»

1

зачет







Тема 8. Возникновение и развитие жизни – 5 ч








63

1

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни.

1

самостоятельная работа

64

2

Развитие жизни на Земле. Эра древней жизни.

1

фронтальный устный опрос

65

3

Развитие жизни в протерозое, палеозое, мезозое и кайнозое. Экскурсия в краеведческий музей

1

кроссворд

экскурсия

66

4

Доказательства эволюции. Л/Р № 6 «Изучение палеонтологических доказательств эволюции»

1

л/р


67

5

Обобщение изученного материала.

1

фронтальный устный опрос

68

6

Обобщение изученного материала.

1

фронтальный устный опрос


Перечень лабораторных работ (4 часа)

Л/Р № 1 «Рассматривание клеток растений и животных по микроскопом»

Л/Р № 2. «Выявление изменчивости организмов».

Л/Р № 3 «Выявление морфологического критерия видов»

Л/Р № 4 «Составление пищевых цепей»

Л/Р № 5 «Изучение приспособленности и ее относительности»

Л/Р № 6 «Изучение палеонтологических доказательств эволюции»
Перечень тем из регионального компонента (7 часов)

Р.К. 1.Основные экосистемы Архангельской области

Р.К. 2. Признаки основных экосистем Архангельской области

Р.К. 3. Типы взаимодействий разных видов в экосистемах Европейского Севера.

Р.К. 4. Типы взаимодействий разных видов в экосистемах Архангельской области. Охрана природы в Архангельской области

Р.К. 5. Агроэкосистемы Архангельской области. Агроклиматическая характеристика Архангельской области (Л/р)

Р.К. 6.Экологические сукцессии в Архангельской области

Р.К. 7. Влияние деятельности человека на экосистемы Архангельской области
Перечень экскурсий (3 часа)

Экскурсия (1) в биогеоценоз

Экскурсия (2)в агроценоз

Экскурсия (3) «Причины многообразия видов»

Экскурсия (4) в краеведческий музей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.

  2. Биология в схемах и таблицах/А.Ю. Ионцева, А.В. Торгалов. – М.: Эскимо, 2010.

  3. Гончаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2008.

  4. Дмитриева Т.А. Биология. Человек. Общая биология. 8-11 кл. Вопросы. Задания. Задачи. М.: Дрофа, 2002.

  5. Захарова Н.Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии. Н.Ю. Захарова. 2-изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.

  6. Захарова Н.Ю. Тесты по биологии. – М.: Издательство «Экзамен», 2006 г

  7. Региональный компонент государственного стандарта основного общего образования Архангельской области. Составители: Лавринова А.П., Баталов А.Е., Лукина С.Ф., Морозова Л.В., Нехорошкова С.И., Филлипов Б.Ю., Архангельск, 2006 г.

  8. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. М.: Дрофа, 2009.

  9. Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ: Пособие для учителей. СПб: Акцидент, 1998.

  10. Программа основного общего образования по биологии. 6-9 классы. Авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.В. Пакулова. 9 класс. Введение в биологию. Москва, Дрофа, 2009 г.

  11. Теремов А.В. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по общей биологии. – М.: ТЦ «Сфера»,2001.

  12. Н.В. Чебышев, Г.С. Гузикова, Ю.Б. Лазарева, С.Н. Ларина. Биология. Новейший справочник. – М.: Махаон, 2007.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка изучение курса направлено на реализацию следующих целей: освоение знаний iconПояснительная записка Изучение информатики и информационно-коммуникационных...
...
Пояснительная записка изучение курса направлено на реализацию следующих целей: освоение знаний iconПояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего...
Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике
Пояснительная записка изучение курса направлено на реализацию следующих целей: освоение знаний iconПояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего...
Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике
Пояснительная записка изучение курса направлено на реализацию следующих целей: освоение знаний iconПояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего...
Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике
Пояснительная записка изучение курса направлено на реализацию следующих целей: освоение знаний iconПояснительная записка Изучение биологии в 7 классе направлено на...
Создать условия для формирования у обучающихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей
Пояснительная записка изучение курса направлено на реализацию следующих целей: освоение знаний iconПояснительная записка. Изучение биологии на базовом уровне направлено...
Освоение знаний: о биологических системах; истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической...
Пояснительная записка изучение курса направлено на реализацию следующих целей: освоение знаний iconПояснительная записка Изучение химии на базовом уровне среднего (полного)...
Освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях
Пояснительная записка изучение курса направлено на реализацию следующих целей: освоение знаний iconПояснительная записка изучение информатики и информационных технологий...
Освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных...
Пояснительная записка изучение курса направлено на реализацию следующих целей: освоение знаний iconПояснительная записка Цель изучения учебного предмета Изучение информатики...
...
Пояснительная записка изучение курса направлено на реализацию следующих целей: освоение знаний iconПояснительная записка Освоение физической культуры в начальной школе...

Пояснительная записка изучение курса направлено на реализацию следующих целей: освоение знаний iconПояснительная записка Предмет математика
Цели и задачи курса: Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка изучение курса направлено на реализацию следующих целей: освоение знаний iconПояснительная записка Изучение биологии на ступени основного общего...
Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;...
Пояснительная записка изучение курса направлено на реализацию следующих целей: освоение знаний iconПояснительная записка Изучение биологии на ступени основного общего...
Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;...
Пояснительная записка изучение курса направлено на реализацию следующих целей: освоение знаний iconПояснительная записка Изучение биологии на ступени основного общего...
Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;...
Пояснительная записка изучение курса направлено на реализацию следующих целей: освоение знаний iconПояснительная записка изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Пояснительная записка изучение курса направлено на реализацию следующих целей: освоение знаний iconПояснительная записка содержание среднего (полного) общего образования...
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др. Изучение...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск