Пояснительная записка Целью





Скачать 405.79 Kb.
НазваниеПояснительная записка Целью
страница1/3
Дата публикации08.09.2014
Размер405.79 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3
Пояснительная записка

Целью уроков музыки в 6 классе является изучение многообразия музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.

Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия: тема первого полугодия - «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»; тема второго полугодия - «Мир образов камерной и симфонической музыки».
Задачи:

  • развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

  •  освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

  • -овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

  • -воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.


Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

  • авторская программа «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской /Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 5-9- классы. – М. «Просвещение», 2005;;

  • утвержденный приказом от 13 декабря 2007 г. № 349 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для 6 класса.

Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов, авторское поурочное планирование используется без изменений.

 Основная форма организации учебного процесса – урок.

Технология обучения – технология проблемного обучения.

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

  • метод эмоциональной драматургии;

  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;

  • метод художественного контекста;

  • метод создания «композиций»;

  • метод перспективы и ретроспективы;

  • метод проектов.

Контроль осуществляется в следующих видах:

  • входной;

  • текущий;

  • тематический;

  • итоговый.


Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание песен), сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Кроме того, УМК содержит проблемные, дискуссионные, «открытые» вопросы и разноуровневые задания, предполагающие аргументацию и личностную оценку учащегося, поддерживающие состояние творческого поиска детей и учителя. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в исследовательской проектной деятельности. Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Исследовательские проекты являются культурологическими по своему содержанию и межпредметными по типу, так как в них интегрируются несколько предметов. Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Образы Родины, родного края в музыкальном искусстве»; «Образы защитников отечества в музыке, изобразительном искусстве, литературе»; «Народная музыка: истоки, направления, сюжеты и образы, известные исполнители и исполнительские коллективы»; «Вечные темы жизни в классическом музыкальном искусстве прошлого и настоящего»; «Музыка в храмовом синтезе искусств от прошлого к будущему»; «Музыка серьезная и легкая: проблемы, суждения, мнения»; «Авторская песня: любимые барды».

В качестве форм контроля могут использоваться:

  • творческие задания;

  • анализ музыкальных произведений;

  • музыкальные викторины;

  • уроки-концерты;

  • защита исследовательских проектов.


Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса:
Знать/понимать:

  • жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;

  • специфику лирических, эпических, драматических музыкальных образов;

  • имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;

  • иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных произведений.

Уметь:

  • различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;

  • определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, религиозная, современная;

  • владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных произведений;

  • анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

  • раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;

  • развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;

  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.

Учебно-методический комплект «Музыка 5-9 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской


Содержание  рабочей   программы  

Раздел 1.  Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17ч)

Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.

Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.

Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).

Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Раздел 2.   Мир образов камерной и симфонической музыки (18 ч)

Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.

Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.

Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.
Учебно-тематический план по музыке для 6 класса

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Формы контроля




I полугодие «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»

16 час.




1.

Удивительный мир музыкальных образов

1 ч.




2.

Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс.

1 ч.




3.

Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея.

1 ч.




4.

«Уноси мое сердце в звенящую даль…»

1 ч.




5.

Музыкальный образ и мастерство исполнителя

1 ч.




6.

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов

1 ч.




7.

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.

1 ч.




8.

Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь».

1 ч.




9.


Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.


1 ч.

Фронтальный опрос по теме.

Оценивание певческих умений учащихся

10.

Образы русской народной духовной музыки. Духовный концерт.

1 ч.




11.

«Фрески Софии Киевской».

1 ч.




12.

«Перезвоны». Молитва.

1 ч.




13.

Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал.

1 ч.




14.

Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина бурана».

1 ч.




15.

Авторская песня: прошлое и настоящее.

1 ч.




16.

Джаз – искусство XX века.

1 ч.

Фронтальный опрос по теме.

Оценивание певческих умений учащихся




II полугодие

«Мир образов камерной и симфонической музыки»


19 час.




1-3.

Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки. Инструментальная баллада. Ночной пейзаж.

3 ч.




4.

Инструментальный концерт. «Итальянский концерт».

1 ч.




5.

«Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?». Картинная галерея.

1 ч.




6-7.

Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина.

2 ч.




8-9.

Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен.

2 ч.




10-11.

Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».

2 ч.




12-13.

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

2 ч.




14-15.

Мир музыкального театра.

2 ч.




16-17.

Образы киномузыки.

2 ч.




18-19.

Обобщающий урок

2 ч.

Защита исследовательских проектов




За учебный год:

35ч.



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Целью icon1. Пояснительная записка Целью
Целью программы является создание образовательного пространства, характеризующегося разнообразием видов учебной деятельности, в...
Пояснительная записка Целью icon2. Пояснительная записка
Пояснительная записка к учебным планам 5 – 11 классов на 2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка Целью iconПояснительная записка: Цель: Целью дисциплины «Астрономия»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Пояснительная записка Целью iconПояснительная записка цель и задачи освоения дисциплины Спецкурс «Гидрофизика»
Целью курса является изучение физических свойств природных вод, процессов, протекающих в водных объектах и в запасах влаги, накопленных...
Пояснительная записка Целью iconПояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины...
Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б
Пояснительная записка Целью iconПояснительная записка Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом...
Пояснительная записка Целью iconПояснительная записка Цели
В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской...
Пояснительная записка Целью iconРабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная...
«История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой
Пояснительная записка Целью iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины Целью освоения раздела «Физическая культура»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образования
Пояснительная записка Целью iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины Целью освоения раздела «Физическая культура»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образования
Пояснительная записка Целью iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины Целью освоения раздела «Физическая культура»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образования
Пояснительная записка Целью iconПояснительная записка к курсовой работе на тему: “Цифровой диктофон”
...
Пояснительная записка Целью iconПояснительная записка основной целью курса «Анатомии и физиологи»
Основной целью курса «Анатомии и физиологи» является овладение студентами системой знаний по анатомии и физиологии, необходимых для...
Пояснительная записка Целью iconПояснительная записка Основной целью
Основной целью курса геометрии в 9 классе является формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного...
Пояснительная записка Целью iconПояснительная записка Целью курса «Микрофлора естественных сред обитания»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо по направлению и профилю подготовки
Пояснительная записка Целью iconПояснительная записка Программа «Лицеист»
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск