Скачать 263 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИФГБОУ ВПО ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИТКафедра ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры Колоколова Наталья Николаевна МИКРОФЛОРА ЕСТЕСТВЕННЫХ СРЕД ОБИТАНИЯУчебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления «Биология» 020400.62 профиля ботаника; форма обучения – очная Тюменский государственный университет 2012 Колоколова Н.Н. Микрофлора естественных сред обитания. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.62 «Биология» профиля ботаника специализации «Биотехнология»; форма обучения – очная. Тюмень, 2012. 13 с.Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Микрофлора естественных сред обитания [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры, доктор сельскохозяйственных наук, профессор.© Тюменский государственный университет, 2012. © Колоколова Н.Н., 2012.
Целью курса «Микрофлора естественных сред обитания» является ознакомление студентов с закономерностями развития микроорганизмов в их естественных средах обитания, в том числе в экстремальных условиях. Основные задачи дисциплины: - дать представление о содержании и значении важнейших групп микроорганизмов в почве, воде, атмосфере; - рассмотреть формы взаимоотношений микроорганизмов между собой и другими организмами (растениями, животными, человеком). Курс «Микрофлора естественных сред обитания» относится к дисциплинам специализации профиля «Ботаника» (специализация «Биотехнология») Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования направления 020400.62 Биология. В соответствии с учебным планом образовательной программы изучение данной дисциплины предусмотрено в 8 семестре. Для успешного освоения дисциплины студент должен обладать знаниями микробиологии, основ общей биологии, экологии, биохимии, генетики. В результате освоения дисциплины студенты должны: - знать: основные закономерности взаимоотношений микроорганизмов со средой; особенности, принципы формирования и функционирования микробных сообществ; - уметь: использовать полученные знания в практической и исследовательской деятельности по изучению микробно-растительных взаимодействий, влияния комплекса факторов среды на микроорганизмы с использованием современных и классических методов микробиологии; планировать исследование и интерпретировать результаты; - владеть: навыками самостоятельной исследовательской работы для изучения микрофлоры естественных сред обитания, углубления профессиональных знаний с помощью новых информационных и образовательных технологий, методами использования нтернет-ресурсов и подготовки презентационного материала. Семестр 8. Форма промежуточной аттестации – экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 66 часов.
Таблица 1.
Таблица 2. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
Примечание: номера тем соответствуют названиям, приведенным в таблице 1.
Тема 1. Биосфера и распространение микроорганизмов. Распространение микроорганизмов и природные места их обитания. Участие микроорганизмов в циклах углерода, азота, серы и других элементов в природе. Лимитирование роста и развития микроорганизмов экологическими факторами. Экстремальные условия обитания микроорганизмов. Физиологические группы организмов по местообитанию. Тема 2. Сообщество микроорганизмов. Микробное сообщество как целостность. Природные популяции микроорганизмов. Особенности микроценозов. Трофическая структура микробного сообщества. Кооперативные взаимоотношения и конкуренция в сообществе. Жизненные стратегии. Тема 3. Формы взаимоотношений микроорганизмов.Типы симбиоза: экзо- и эндосимбиоз; метабиоз, мутуализм, комменсализм, паразитизм, антагонизм; факультативные и облигатные симбионты. Функции симбиоза. Эволюция симбиоза. Симбиотические ассоциации микроорганизмов. Взаимоотношения микроорганизмов и макроорганизмов. Патогенные микроорганизмы. Тема 4. Экофизиологические группы микроорганизмов.Влияние факторов внешней среды на развитие микроорганизмов: температура, кислотность и щелочность, окислительно-восстановительные условия и отношение к кислороду, соленость, излучения, гидростатическое давление, магнитные поля и др. Термофильные микроорганизмы и природа их термоустойчивости. Естественные среды обитания психрофильных и психроактивных микроорганизмов; механизмы адаптации. Распространение галофильных бактерий, способы осморегуляции. Тема 5. Микрофлора воздуха. Роль микроорганизмов в формировании кислородной атмосферы.и в круговороте газов в природе (фототрофные бактерии, карбоксидобактерии, водородные бактерии и др.) Микроорганизмы как аэрозольное загрязнение атмосферы. Определение численности микроорганизмов в воздухе. Тема 6. Микрофлора водных сред обитания. Значение микроорганизмов в первичной продукции водоемов и минерализации органических веществ. Основные физиологические группы микроорганизмов, участвующих в превращениях веществ в водоемах и круговорот биогенных элементов. Микроценозы пресных водоемов. Классификация озер по трофии. Микрофлора болот. Микробиологические основы очистки сточных вод. Санитарно-микробиологический контроль качества воды. Тема 7. Микрофлора почвы. Роль микроорганизмов в почвообразовательных процессах и в плодородии почв. Микроценозы почвы. Зимогенная и автохтонная микрофлора. Структура микробного ценоза почвы. Распределение микроорганизмов в почве. Деградация органического вещества в почве (разложение целлюлозы, лигнина и др.). Азотфиксация и проблема плодородия почвы. Свободноживущие и симбиотические азотфиксирующие микроорганизмы. Выживаемость патогенных микроорганизмов в почве. Тема 8. Микробно-растительные взаимодействия. Микробно-растительные взаимодействия в ризосфере и ризоплане. Микориза. Клубеньковые бактерии и бобовые растения. Эпифитная микрофлора, ее состав и значение. Фитопатогенные микроорганизмы. Тема 9. Взаимоотношения микроорганизмов с животными. Симбионты простейших, членистоногих, червей. Симбиозы светящихся бактерий. Микрофлора рубца жвачных животных. Безмикробные (гнотобиотические) животные. Тема 10. Взаимоотношения микроорганизмов с человеком . Нормальная микрофлора организма человека и ее роль. Дисбактериоз. Патогенные микроорганизмы – возбудители инфекционных болезней человека. Тема 11. Микрофлора нефтяных месторождений. Распространение и роль микроорганизмов в нефтяных месторождениях. Распределение бактерий в пластах. Экология и физиология микроорганизмов, встречающихся в глубинных водах и породах. Использование углеводородов микроорганизмами в искусственно заводненных нефтяных пластах и в лабораторных экспериментах. Тема 12. Микрофлора пищевых продуктов. Микрофлора мяса, мясных продуктов и рыбы. Микрофлора молока и молочнокислых продуктов. Санитарно-бактериологические исследования пищевых продуктов. 4. Планирование самостоятельной работы студентов Таблица 4.
Самостоятельная работа студентов направления «Биология» по дисциплине «Микрофлора естественных сред обитания» включает следующие виды учебной деятельности: чтение обязательной и дополнительной литературы, включая сайты Интернет; коллоквиум; подготовка доклада, презентации и реферата; выполнение теста, составление конспекта и теста по заданной теме.. Тест направлен на проверку владения терминологическим аппаратом и включает в себя основные термины и знания о процессах и явлениях, необходимых для освоения тем. Примеры тестовых заданий: 1. Средой, непригодной для размножения микроорганизмов, является: 1) насыщенный раствор соли; 2) сточные воды; 3) воздух; 4) глубоководные термальные источники. 2. Бактерии какого рода, входящие в состав водных и почвенных микробиоценозов, паразитируют на бактериях: 1) Pseudomonas; 2) Bdellovibrio; 3) Clostridium; 4) Mycobacterium. 3. Метанобразующие бактерии являются обитателями: 1) почвы; 2) рубца жвачных животных; 3) кислых горячих источников; 4) соленых источников. 4. Какая группа организмов обитает в анаэробных зонах водоемов: 1) цианобактерии; 2) зеленые водоросли; 3) зеленые бактерии; 4) нет правильного ответа. 5. Микроорганизмы, разлагающие в основном легкодоступные органические соединения: 1) зимогенные; 2) олиготрофные; 3) автохтонные; 4) хемолитоавтотрофные. 6. Симбиотическая ассоциация микроорганизмов с высшими растениями на поверхности листьев называется: 1) ризопланой; 2) филлосферой; 3) микоризой; 4) фитосферой. 7. Нитрификация – это процесс, при котором в результате деятельности микроорганизмов происходит: 1) восстановление нитратов; 2) усвоение молекулярного азота; 3) выделение аммиака; 4) окисление аммиака. 8. В гиполимнионе озер обитают: 1) зеленые водоросли; 2) зеленые бактерии; 3) цианобактерии; 4) нет правильного ответа. На коллоквиумах обсуждаются отдельные темы и вопросы изучаемого курса. Примерный перечень вопросов для подготовки к коллоквиуму: 1. Влияние абиотических факторов на развитие микроорганизмов. 2. Антагонистические взаимоотношения между микроорганизмами. 3. Аноксигенные фототрофные бактерии водоемов. 4. Местообитания хемолитотрофных микроорганизмов. 5. Целлюлозолитические микроорганизмы. 6. Эпифитная микрофлора семян. 7. Микрофлора рубца жвачных животных. 8. Биологические особенности коррозионно-опасных сульфатредуцирующих бактерий. Примерный перечень тем рефератов: 1. Микробиологические превращения соединений азота. 2. Микробиологические превращения соединений серы. 3. Азотфиксация и проблема плодородия почвы. 4. Ризосферная микрофлора растений. 5. Разложение целлюлозы, лигнина и пектиновых веществ микро- организмами. 6. Микориза орхидных растений. 7. Эпифитная микрофлора растений. 8. Фитонциды растений. 9. Симбиозы светящихся бактерий. 10. Микроорганизмы – симбионты насекомых. 11. Общая характеристика коррозионно-опасной микрофлоры. Реферат является одной из письменных форм контроля, составляется в соответствии с требованиями к оформлению рефератов, разработанными для работ подобного типа, обсуждается в форме доклада с презентацией. Преподавателем и студентами группы оценивается качество выполнения реферата, правильность составления доклада и презентация к реферату. Контрольные вопросы для подготовки к экзамену:
29. Микрофлора пищевых продуктов. 5. Рекомендуемая литература: а) основная: 1. Емцев В.Т., Мишустин Е.Н. Микробиология. М.: Юрайт, 2012. – 445 с. Гриф УМО б) дополнительная: 1. Колоколова Н.Н. Микроорганизмы в природных ценозах. Учебное пособие. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2008. – 136 с. 2. Экология микроорганизмов / Под ред. А.И. Нетрусова. М.: «Академия», 2004. – 272 с. Гриф УМО 3. Нетрусов А.И., Котова И.Б. Микробиология. М.: «Академия», 2006. – 352 с. Гриф УМО 4. Громов Б.В., Павленко Г.В. Экология бактерий. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1989. – 246 с. Гриф ГК СССР 5. Рубина Е.А. Микробиология, физиология питания, санитария. М.: Форум, 2009. – 240 с. Гриф УМО 6. Пильщикова, Н. В. Физиология растений с основами микробиологии / Н. В. Пильщикова. – М.: Мир, 2004. – 184 с. Гриф МОСХ 7. Сомова Л.М. Ультраструктура патогенных бактерий в разных экологических условиях. – Владивосток: Медицина ДВ, 2009. – 200 с. 8. Биоразнообразие растений, микроорганизмов и методы их изучения: сб. ст. / Тюм. гос. ун-т; отв. ред. Н. А. Боме. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2008. – 140 с. 9. Ермилова, Е. В. и др. Подвижность и поведение микроорганизмов. В 2 томах. Т. 2.: Эукариоты. СПб., 2010. – 188 с. Интернет-ресурсы: www.dic.academic.ru www.microbiologu.ru www.elibrary.ru
Лекции по дисциплине «Микрофлора естественных сред обитания» читаются в аудитории кафедры ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры и имеют мультимедийное сопровождение. Для научно-исследовательской работы на кафедре имеются лаборатории битехнологических и микробиологических исследований и микробно-растительных взаимодействий, оснащенные современным оборудованием. Демонстрационный материал представлен чистыми культурами микроорганизмов (бактерии, грибы), выделенных из различных источников (коллекция создана на кафедре ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры). Обеспеченность лабораторным оборудованием – автоклавом, ламинаром, анаэростатом, термостатами, микроклиматическими камерами дает возможность выделять микроорганизмы из природных субстратов, культивировать на питательных средах и проводить определение численности. Наличие холодильных камер для хранения микроорганизмов позволяет поддерживать коллекцию. В лаборатории микробиологии имеется также микроскопическая техника (микроскопы, бинокуляры), спектрофотометр для изучения микрофлоры природных сред обитания. |
Аннотация примерной программы дисциплины «Направляющие среды электросвязи»... Целью данного курса является изучение различных направляющих сред электросвязи и их особенностей, а основными задачами изучение теории,... | Пояснительная записка основной целью курса «Анатомии и физиологи» Основной целью курса «Анатомии и физиологи» является овладение студентами системой знаний по анатомии и физиологии, необходимых для... | ||
Пояснительная записка реферат «Удивительная жизнь растений» «Биология. Растения. Грибы. Бактерии. 6 класс», в курсе «Общая биология. 10 – 11 класс» при изучении тем «Движущие силы эволюции»,... | Пояснительная записка в настоящее время целью изучения курса «Основы... Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов | ||
Пояснительная записка цель и задачи освоения дисциплины Спецкурс «Гидрофизика» Целью курса является изучение физических свойств природных вод, процессов, протекающих в водных объектах и в запасах влаги, накопленных... | Пояснительная записка Основные цели и задачи курса. Целью дисциплины... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
1 пояснительная записка целью курса «Религиоведение» Краткая характеристика тестовых заданий, методики их составления и применения для проведения различных видов и способов контроля... | Пояснительная записка Основные цели и задачи курса. Целью дисциплины... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном... | Пояснительная записка Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов» | ||
Пояснительная записка: Цели и задачи дисциплины (модуля) Целью изучения... «Экономика» магистерской программы «Банки и банковская деятельность» очной и заочной форм обучения | Пояснительная записка Курс «Биологические основы растениеводства» Целью данного курса является ознакомление студентов с биологическими особенностями роста и развития, как традиционных культур, так... | ||
Пояснительная записка Курс «Биологические основы растениеводства» Целью данного курса является ознакомление студентов с биологическими особенностями роста и развития, как традиционных культур, так... | Пояснительная записка Основной целью Основной целью курса геометрии в 9 классе является формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного... | ||
Пояснительная записка 5 тематический план 7 3 Содержание семинарских... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | Программа по курсу развития творческого воображения (ртв) на базе... Целью настоящего курса является развитие творческих способностей детей, позволяющих решать проблемные задачи и создавать творческие... |