Пояснительная записка в настоящее время целью изучения курса «Основы информатики и вычислительной техники»





Скачать 303.89 Kb.
НазваниеПояснительная записка в настоящее время целью изучения курса «Основы информатики и вычислительной техники»
страница1/2
Дата публикации29.12.2014
Размер303.89 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Информатика > Пояснительная записка
  1   2
1.   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время целью изучения курса «Основы информатики и вычислительной техники» является обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися знаниями о процессах преобразования, передачи и использования информации; раскрыть значение информационных процессов в формировании современной научной картины мира; роль информационной технологии и вычислительной техники в развитии современного общества; умение сознательно и рационально использовать компьютеры в учебной, а затем в профессиональной деятельности.

Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  1. Закон РФ «Об образовании»;

  2. Федеральная программа развития образования;

  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года;

  4. Учебные стандарты школ России;

  5. Государственный образовательный стандарт (национально-региональный компонент) основного общего и среднего (полного) общего образования Чувашской Республики;

  6. Программа развития МОУ «Айбечская СОШ»;

  7. Устав МОУ «Айбечская СОШ»;

  8. Программно методические материалы;

  9. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего курса информатики;

В соответствии с целью образовательного учреждения определена цель рабочей программы по предмету «Информатика и ИКТ»:

  1. Формирование основ научного мировоззрения. Роль информации как одного из основополагающих понятий: вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира; понимание единства информационных принципов строения и функционирования самоуправляемых систем различной природы, роли новых информационных технологий в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека.

  2. Развитие мышления школьников. В современной психологии отмечается значительное влияние изучения информатики и использования компьютеров в обучении на развитие у школьников теоретического, творческого мышления, направленного на выбор оптимальных решений. Развитие у школьников логического мышления, творческого потенциала, модульно-рефлексивного стиля мышления, используя компьютерный инструментарий в процессе обучения.

  3. Подготовка школьников к практической деятельности, труду, продолжению образования. Реализация этой задачи связана сейчас с ведущей ролью обучения информатике в формировании компьютерной грамотности и информационной культуры школьников, навыков использования НИТ. Основная задача курса по предмету «Информатика и ИКТ» развитие умения проводить анализ действительности для построения информационной модели и изображать ее с помощью какого-либо системно-информационного языка.

Основная задача курса по предмету «Информатика» развитие умения проводить анализ действительности для построения информационной модели и изображать ее с помощью какого-либо системно-информационного языка.

Решению вышеперечисленных целей способствуют следующие принципы построения образовательного процесса: гуманизация, демократизация, диалогизация, индивидуализация, валеологизация, социализация.

Решение о месте «Информатики» в структуре школьного образования, принятое Министерством образования РФ при разработке Базисного учебного плана отражает реальное положение с преподаванием этого курса в школе. Образовательная область «Информатика и ИКТ» в Базисном учебном плане является одной из составляющих его Федерального компонента. Концепция изучения информатики в школе рассчитана на 3 уровня:

На первом уровне, называемом пропедевтическим, учащийся знакомится с основными понятиями информатики и компьютером непосредственно в процессе создания какого-либо информационного продукта, будь то рисунок или текст. Формируются первые элементы информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ, компьютерных тренажеров и т.д. Этот уровень не является обязательным в школьной программе и ориентирован на учащихся 5 – 6-х классов. На изучение пропедевтического курса отводится по 0,5 часа в неделю в 5 классе и по 1 часу в неделю в 6 классе.
Приблизительно половину аудиторного времени составляет практическая работа на компьютере.

Курс состоит из трех разделов:

  1. Обучение работе на компьютере;

  2. Компьютерная графика как средство развития творческого потенциала;

  3. Программирование как средство развития алгоритмического и логического мышления.

Второй уровень, названный базовым, полностью отражает содержание базового минимума, рекомендуемого Министерством образования РФ, с позиции системно-информационного подхода. Базовый уровень рассчитан на школьников 7-9 классов. На изучение курса отводится в 7-8 х классах – по 1 часу в неделю (34 часа в год), 9-х классах по 2 часу в неделю (68 часов в год).

Базовый курс информатики состоит из трех фундаментальных содержательных линии:

содержательные линии курса

Основные психолого-педагогические условия решения образовательных задач:

  • Учебный план МОУ «Айбечская СОШ»;

  • Примерные учебные программы по информатике;

  • Методические разработки и рекомендации;

  • Индивидуальные проблемные задания;

  • Индивидуальные вариативные задания;

  • Тестовые тематические задания;

  • Занимательные задачи, кроссворды, ребусы, викторины по информатике.


Для осуществления образовательного процесса в ОУ КПУ с отделением КШИ используются элементы следующих педагогических технологий:

  • Традиционное обучение;

  • Развивающее обучение;

  • Личностно-ориентированное обучение;

  • Дифференцированное обучение;

  • Дидактические игры;

  • Проблемное обучение;

  • Педагогики сотрудничества.


В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности:

  • Комбинированный урок;

  • Урок-лекция;

  • Урок-демонстрация;

  • Урок-практикум;

  • Творческая лаборатория;

  • Урок-демонстрация;

  • Урок-игра;

  • Урок-консультация.

Основная форма деятельность учащихся – это самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников.

Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся. По предмету «Основы информатики и вычислительной техники» предусмотрена промежуточная аттестация в виде рубежной и завершающей, а также итоговая аттестация.


Формы рубежной и завершающей аттестации:

  • Тематические зачеты;

  • Тематическое бумажное или компьютерное тестирование;

  • Диктанты по информатике;

  • Решение задач;

  • Устный ответ, с использованием иллюстративного материала;

  • Письменный ответ по индивидуальным карточкам-заданиям;

  • Итоговые контрольные работы;

  • Индивидуальные работы учащихся (доклады, рефераты, мультимедийные проекты).


Итоговая аттестация по информатике у учащихся групп со средним (полным) общим образованием проводится в форме:

    1. итогового тестирования;

    2. разработки, создания и защиты мультимедиа проекта;

    3. защиты рефератов.

2.   СТРУКТУРА КУРСА

Программой предусматривается прямое и концентрическое изучение материала указанных содержательных линий. Это позволяет по мере изучения курса давать более глубокие знания по каждой из перечисленных линий, не теряя при этом целостности изложения всего материала курса.

Обучение информатике осуществляется на основе планомерного и преемственного развития основных понятий, усвоения ведущих идей, теорий, научных фактов, составляющих основу теоретической и практической подготовки учащихся, формирования их научного мировоззрения. Основная идея курса «Основ информатики и вычислительной техники» – это создание своей системы непрерывного изучения данной науки, в зависимости от специализации образовательного учреждени, выбранной профессии, уровня оснащенности компьютерами и т.д.

структура курса

Взаимосвязь частей, выделяемых в методике обучения и содержательных линий курса информатики

8 класс
структура курса 8 класса

9 класс
структура курса 9 класса

Данная структура позволяет усилить преемственные связи между разделами курса. В основе курса лежит поэтапный принцип построения обучения.

3.   УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



8 класс
(34 час в год)


N
п/п

Название темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Часть I. Информационные процессы

Тема 1. Информационные процессы

1.

Введение. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе

1

-

1

2.

Информационные технологии

1

-

1

3.

Основы понятия процесса управления

1

-

1

4.

Классификация систем управления

1

-

1

Часть II. Технология работы в системной и прикладных программных средах

Тема 2. Освоение системной среды Windows

5.

Работа с файлами и папками с помощью меню и панели инструментов

1

-

1

6.

Технология OLE: внедрение и связывание объектов

0,5

0,5

1

7.

Компьютерные вирусы. Антивирусные программы

0,5

0,5

1

8.

Архивация файлов. Архиваторы

0,5

0,5

1

9.

Контрольная работа «Системная среда Windows»

0,5

0,5

1

Тема 3. Освоение среды текстового процессора Word

10.

История обработки текстовых документов. Макет документа

1

-

1

11.

Интерфейс текстового процессора. Настройка пользовательского интерфейса

0,5

0,5

1

12.

Шрифт, начертание, размер

-

1

1

13.

Набор и редактирование текста

-

1

1

14.

Абзацные отступы и интервалы

-

1

1

15.

Абзацные отступы и интервалы

-

1

1

16.

Рисование в документе

-

1

1

17.

Вставка готового рисунка

-

1

1

18.

Объект WordArt

-

1

1

19.

Таблицы в Word

-

1

1

20.

Работа со списками

-

1

1

21.

Комбинированный документ

-

1

1

22.

Диаграммы

-

1

1

23.

Редактор формул

-

1

1

24.

Верстка готового документа

-

1

1

25.

Создание титульного листа

-

1

1

26.

Контрольная работа «Технология работы в среде текстового процессора»

0,5

0,5

1

Часть III. Техническое обеспечение информационных процессов

Тема 4. Аппаратное обеспечение компьютера

27.

Назначение и характеристики микропроцессора

1

-

1

28.

Назначение и устройство памяти. Внутренняя память

1

-

1

29.

Назначение и устройство памяти. Внешняя память

1

-

1

30.

Назначение и устройство памяти. Внешняя память

1

-

1

31.

Структурная схема компьютера

1

-

1

32.

Системная плата. Порты

1

-

1

33.

Контрольная работа «Аппаратное обеспечение информационных процессов»

1

-

1

34.

Резерв времени

1

-

1

 

Общее количество часов в 8 классе

16,5

17,5

34


9 класс
(68 час в год)


N
п/п

Название темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Часть I. Информационная картина мира

Тема 1. Представление о системе объектов

1.

Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. Клавиатурный тренажер.

0,5

0,5

1

2.

Отношения и связи между объектами

1

-

1

3.

Понятие о системе объектов

1

-

1

4.

Информационная модель системы

1

-

1

5.

Графы

0,5

0,5

1

Часть II. Техническое и программное обеспечение информационных процессов

Тема 2.Освоение среды табличного процессора MS Excel

6.

Общая характеристика табличного процессора

1

-

1

7.

Создание и редактирование табличного документа

-

2

2

8.

Формула и правила ее записи в электронной таблице

-

1

1

9.

Автозаполнение ячеек

-

1

1

10.

Вычисления по формулам

-

1

1

11.

Использование в формулах встроенных функций

-

1

1

12.

Относительная, абсолютная и смешанная ссылка

-

1

1

13.

Логические функции

0,5

0,5

1

14.

Использование в вычислениях логических функций

-

1

1

15.

Выполнение расчетов в среде электронных таблиц

-

1

1

16.

Статистические функции

-

1

1

17.

Форматирование табличного документа

-

1

1

18.

Функции даты и времени

-

1

1

19.

Создание и настройка диаграмм

-

1

1

20.

Построение графиков функций

-

1

1

21.

Контрольная работа «Технология работы в среде табличного процессора»

0,5

0,5

1

Тема 3. Классификация моделей

22.

Виды классификации моделей

1

-

1

23.

Основные этапы моделирования: разработка модели

1

-

1

24.

Формализация задачи и разработка модели

1

-

1

25.

Анализ результатов моделирования

1

-

1

Тема 4. Практикум по моделированию

26.

Моделирование в среде текстового процессора. Образно-знаковая модель (Блок-схема, граф)

1

1

2

27.

Моделирование в среде табличного процессора. Моделирование биологических процессов

1

1

2

28.

Моделирование в среде табличного процессора. Моделирование экологических систем

1

1

2

Тема 5. История и современное состояние компьютерной техники и программного обеспечения

29.

История КТ

1

-

1

30.

Классификация КТ

1

-

1

31.

Программное обеспечение ПК

1

-

1

32.

Операционные системы

1

1

2

33.

Файл и файловая система

1

1

2

Тема 6. Системы управления базами данных MS Access

34.

Общая характеристика СУБД

1

-

1

35.

Основные приемы работы с данными

-

1

1

36.

Создание и редактирование формы. Сортировка данных

-

1

1

37.

Организация поиска. Создание и применение фильтра

-

1

1

38.

Элементы управления

-

1

1

39.

Создание и редактирование отчета

-

1

1

40.

Организация работы с данными

-

1

1

41.

Управление данными

-

1

1

42.

Построение выражений

-

1

1

43.

Создание запроса по условию

-

1

1

44.

Создание запроса. Сортировка в запросе

-

1

1

45.

Создание отчета. Построение выражений

-

1

1

46.

Контрольная работа «Базы данных MS Access»

0,5

0,5

1

Тема 7. Аппаратное обеспечение компьютерных сетей

47.

Виды компьютерных сетей

1

-

1

48.

Информационные услуги Интернета

2

-

2

49.

Каналы связи для обмена информацией между компьютерами. Протоколы

1

-

1

50.

Поиск информации в Интернете

1

-

1

51.

Основные понятия WWW

1

-

1

52.

Работа с браузером WWW

0,5

0,5

1

53.

Основные элементы Web-документа

1

-

1

54.

Этапы разработки Web-сайта

1

-

1

55.

Создание Web-сайта в приложении Word

1

1

2

56.

Создание Web-сайта в приложении MS Publisher

1

1

2

57.

Контрольная работа «Компьютерные сети»

0,5

0,5

1

58.

Итоговый урок

1

-

1

59.

Резерв времени

1

-

1

 

Общее количество часов в 9 классе

32,5

35,5

68


5.   СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

8 КЛАСС

Часть 1. Информация. Информационные процессы
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка в настоящее время целью изучения курса «Основы информатики и вычислительной техники» iconПояснительная записка в настоящее время целью изучения курса «Информатика и икт»
Рассмотрено на мо «Согласовано» «Утверждено» Гуманитарного цикла Зам директор по увр гбоу директор гбоу
Пояснительная записка в настоящее время целью изучения курса «Основы информатики и вычислительной техники» iconУчитель математики, информатики и вычислительной техники Образование высшее Стаж работы
Урок Правила техники безопасности. Повторение курса 8 класса (двоичная система)
Пояснительная записка в настоящее время целью изучения курса «Основы информатики и вычислительной техники» iconПрограмма дисциплины Современные проблемы информатики и вычислительной...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 09....
Пояснительная записка в настоящее время целью изучения курса «Основы информатики и вычислительной техники» iconОсновы информатики и вычислительной техники
Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта»
Пояснительная записка в настоящее время целью изучения курса «Основы информатики и вычислительной техники» iconПояснительная записка Настоящая программа предназначена для изучения...
Программа предназначена для изучения курса «Основы медицинских знаний» с основами анатомии, физиологии и гигиены в 9 классе средней...
Пояснительная записка в настоящее время целью изучения курса «Основы информатики и вычислительной техники» iconПояснительная записка основной целью курса «Анатомии и физиологи»
Основной целью курса «Анатомии и физиологи» является овладение студентами системой знаний по анатомии и физиологии, необходимых для...
Пояснительная записка в настоящее время целью изучения курса «Основы информатики и вычислительной техники» iconИнформатика и вычислительная техника
Аналитический обзор по курсу «Современные проблемы информатики и вычислительной техники»
Пояснительная записка в настоящее время целью изучения курса «Основы информатики и вычислительной техники» icon«Информационные системы»
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры информатики, вычислительной техники и методики обучения информатике
Пояснительная записка в настоящее время целью изучения курса «Основы информатики и вычислительной техники» icon«Компьютерное моделирование»
Составитель: Подчиненов И. Е., кандидат физико-математических наук, с н с, профессор кафедры информатики и вычислительной техники...
Пояснительная записка в настоящее время целью изучения курса «Основы информатики и вычислительной техники» iconПояснительная записка Курс «Биологические основы растениеводства»
Целью данного курса является ознакомление студентов с биологическими особенностями роста и развития, как традиционных культур, так...
Пояснительная записка в настоящее время целью изучения курса «Основы информатики и вычислительной техники» iconПояснительная записка Курс «Биологические основы растениеводства»
Целью данного курса является ознакомление студентов с биологическими особенностями роста и развития, как традиционных культур, так...
Пояснительная записка в настоящее время целью изучения курса «Основы информатики и вычислительной техники» icon«Практикум по решению задач на эвм»
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры информатики, вычислительной техники и методики обучения информатике
Пояснительная записка в настоящее время целью изучения курса «Основы информатики и вычислительной техники» iconПояснительная записка: Цели и задачи дисциплины (модуля) Целью изучения...
«Экономика» магистерской программы «Банки и банковская деятельность» очной и заочной форм обучения
Пояснительная записка в настоящее время целью изучения курса «Основы информатики и вычислительной техники» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Простое настоящее время. Настоящее длительное время. Настоящее совершенное время. Настоящее совершенное длительное время
Пояснительная записка в настоящее время целью изучения курса «Основы информатики и вычислительной техники» iconРазмеры шрифтов для оформления рефератОВ
Борисоглебский техникум информатики и вычислительной техники шрифт Times New Roman, размер 14, жирный, с заглавной буквы
Пояснительная записка в настоящее время целью изучения курса «Основы информатики и вычислительной техники» iconПрограмма дисциплины фтд. 00 Основы иудаики цель и задачи курса Целью курса «Основы иудаики»
Целью курса «Основы иудаики» является знакомство студентов с еврейской историей и традицией, прошедшими в своем развитии несколько...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск