«Информационные системы»





Скачать 133.27 Kb.
Название«Информационные системы»
Дата публикации25.12.2014
Размер133.27 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Информатика > Рабочая учебная программа

Министерство образования и науки РФ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Факультет информатики

Кафедра информатики, вычислительной техники и методики обучения информатике

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА



по дисциплине «Информационные системы»

для специальности 050202-Информатика

по циклу ДПП.Ф.16 - дисциплин предметной подготовки

(федеральный компонент)





Заочная форма обучения


Курс – 4

Семестр – 7

Объём в часах всего – 130

в т. ч.: лекции – 8

практические занятия – 0

лабораторные занятия – 36

самостоятельная работа – 86

Экзамен - 7 семестр



Екатеринбург – 2012

Рабочая учебная программа по дисциплине

«Информационные системы»

ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет».


Екатеринбург, 2012. – 9 с.

Составитель: Емельянов Д.А.

кандидат технических наук, доцент кафедры информатики, вычислительной техники и методики обучения информатике УрГПУ

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры информатики, вычислительной техники и методики обучения информатике.

Протокол № 2 от 18 .10.2012 г.

Зав. кафедрой ___________М.В. Лапенок

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данный курс вводит слушателей в круг одного из разделов современной информатики. Основная цель курса - сформировать представление об информационных системах как хранилищах информации, снабженных процедурами ввода, поиска, размещения и выдачи информации.

Подготовка специалиста по информатике, работающего в сфере образования, подразумевает ознакомление с назначением, принципами функционирования и работой классических информационных систем:

  • информационно-справочных систем;

  • систем автоматизации документооборота и учета;

  • автоматизированных систем управления;

  • систем автоматизации научных исследований;

  • систем автоматизированного проектирования;

  • геоинформационных систем.

Учитывая высокий профессиональный уровень и сложность указанных систем, задача развития навыков их разработки для студентов той категории, которой адресован данный курс, не ставится. Эта задача может частично реализовываться в спецкурсах. На практических занятиях достаточно ограничиться ознакомлением студентов с простыми системами указанных категорий (локализованными либо сетевыми). Наилучшим выходом является использование простых программ-имитаторов классических информационных систем, назначение которых ограничивалось бы сферой обучения. Значительную роль в освоении материала данного раздела могут сыграть рефераты и курсовые работы.

Поскольку основу любой информационной системы составляют базы данных (БД), то значительная часть курса посвящена изучению их проектирования и практическим приемам разработки. При этом следует учитывать, что, благодаря школьному курсу информатики и дисциплине «Программное обеспечение ЭВМ», входящей в образовательные программы подготовки учителя информатики, студенты имеют начальные сведения о базах данных и простые навыки работы с офисной СУБД.

В ознакомительном порядке необходимо рассмотреть вопрос о защите данных в информационных системах.

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2.1. Учебно-тематический план заочной формы обучения




п/п

Наименование темы, раздела

Всеготрудо-ём-

кость

Аудиторные часы

Самостоя
тельная работа

Всего

Лекции

ПППрактические

Ла-

бо-

ра-

тор-ные

1.

Информационные модели данных:фактографические, реляционные, иерархические, сетевые.

30

10

2

-

8

20

2

Проектирование баз данных

30

10

2

-

8

20

3

Администрирование баз данных

30

10

2

-

8

20

4

Объектно-ориентированное программирование в среде баз данных


40

14

2

-

12

26

ИТОГО:

130

44

8

-

36

86



2.2. Учебно-тематический план заочной формы обучения





п/п

Наименование темы, раздела

Всеготрудо-ём-

кость

Аудиторные часы

Самостоя
тельная работа

Всего

Лекции

ППрактические

Ла-

бо-

ра-

тор-ные

1.

Информационные модели данных:фактографические, реляционные, иерархические, сетевые.

33

3

2

-

1

30

2

Проектирование баз данных

37

3

2

-

1

34

3

Администрирование баз данных

44

4

2

-

2

40

4

Объектно-ориентированное программирование в среде баз данных


66

6

4

-

2

60

ИТОГО:

180

16

10

-

6

164


3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМА 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ДАННЫХ: ФАКТОГРАФИЧЕСКИЕ, РЕЛЯЦИОННЫЕ, ИЕРАРХИЧЕСКИЕ, СЕТЕВЫЕ.

Последовательность создания информационной модели. Взаимолсвязи в модели.Типы моделей данных.
ТЕМА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ БАЗ ДАННЫХ .

Концептуальная модель предметной области. Логическая модель предметной области. Определение взаимосвязи между элементами баз данных. Первичные и альтернативные ключи атрибутов данных. Приведение модели к требуемому уровню нормальной формы. Физическое описание модели. Словарь данных.
ТЕМА 3. АДМИНИСТРИРОВАНИЕ БАЗ ДАННЫХ

Обзор возможностей и особенностей различных СБД. Методы хранения и доступа к данным. Работа с внешними данными с помощью объектной технологии ODBC (BDE).
ТЕМА 4. ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ В СРЕ­ДЕ БАЗ ДАННЫХ

Введение в SQL.Использование SQL для выборки данных из таблицы: создание SQL- запросов. SQL- сервер.Использование технологии «клиент-сервер». Разработка пользовательских программ в среде баз данных.
4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Темы, вынесенные для самостоятельного изучения

  1. Сруктуры хранения и методы доступа к информации: файлы, страницы, индексы, хеши.

  2. Технологии сжатия информации.

  3. Совместное использование реляционного и объектно-ориентированного подходов.

  4. Иерархические модели баз данных.

  5. Сетевые модели баз данных.

  6. Языки программирования баз данных.

  7. Технологии баз данных при проектировании и разработке педагогических программных средств.

Перечень вопросов к зачету

  1. Назначение АСИО. Виды информационных систем.

  2. Структура и функции банков данных. Информационно-поисковые системы. Информационно-поисковые языки.

  3. Принципы автоматизации организационного управления. АСУ-Вуз и АСУ-школа.

  4. Назначение, структура и функции: автоматизированных систем научных исследований (АСНИ).

  5. Концептуальная модель предметной области. Логическая модель предметной области. Первичные и альтернативные ключи атрибутов данных.

  6. Приведение модели к требуемому уровню нормальной формы.

  7. Физическое описание модели данных. Словарь данных.

  8. Модели процессов и модели данных.

  9. UML -язык объектного проектирования.

  10. Структура языка запросов SQL. Операторы языка.

  11. Обзор возможностей и принципы работы СУБД.

  12. Объектно-ориентированное программирование в среде баз данных.

  13. Принципы работы SQL-сервера.

  14. Параллельные операции над БД и распределенные БД.

  15. Защита информации в среде баз данных.


Тематика рефератов и курсовых работ

  1. Создание объектно-ориентированных распределенных приложений на базе Java-технологий.

  2. Реализация баз данных учебного назначения.

  3. ODBC-технология в реализации информационных систем.

  4. Администрирование баз данных управления вузом.

  5. Администрирование баз данных управления школой.


Примерный перечень лабораторных работ

  1. Реляционная модель данных: Уровни представления предметной области в моделях данных. Структуры: множество сущностей, множество связей, роль, множество значений, атрибут. Представление интенсионала БД: ER-диаграмма. Представление экстенсионала БД: графы, таблицы. Ограничения целостности: ключ сущности, ключ связи, зависимость существования.

  2. Структуры: отношение, кортеж, домен, степень отношения, мощность отношения, атрибут. Ограничения целостности: ключ, триггер. Навигационные операции: сканирование отношения. Спецификационные операции: реляционная алгебра - основные и дополнительные операции.

  3. Система управления базами данных (СУБД): создание таблиц, ввод и редактировавние данных, запросы, формы, отчеты, макросы.

  4. Язык запросов SQL. Создание SQL – запросов.

  5. Объектно-ориентированный язык СУБД. Программирование в среде баз данных.

  6. CASE-технология: создание модели процессов в EPwin; создание модели данных в ERwin; связывание модели процессов и модели данных.

  7. Автоматизация процессов управления в школе и вузе на основе использования информационных систем и банков данных.


5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

После изучения дисциплины студент должен знать:

  • модели представления данных в БД;

  • методы проектирования и работы с информацией в реляционных базах данных;

После изучения дисциплины студент должен уметь:

  • проектировать, наполнять и использовать информацию баз данных учебного назначения;

  • составлять структурированные запросы к информационным ресурсам локализованных и распределенных баз данных;

  • владеть приемами объектно-ориентированного программирования в среде баз данных.


6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
6.1. Рекомендуемая литература
Основная


  1. Алексеев, А.П. Информатика 2003 : учеб. пособие для студентов по направлению подгот. дипломир. спец. 654400 «Телекоммуникации» / А.П.Алексеев. - М.: СОЛОН-Пресс, 2003. - 464с. (15 экз.).

  2. Бородакий, Ю. В. Информационные технологии: Методы, процессы, системы / Ю.В.Бородакий, Ю.Г.Лободинский . -М.:Радио и связь,2001.-456с. (1 экз.).

  3. Семакин, И. Г. Информационные системы и модели: учеб. пособие / И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер.-М.:БИНОМ,2005.-303 с.(24 экз.).

  4. Разработка базы данных : Метод.указания к курсовому проектированию.-Пенза: Изд-во Пенз.гос.ун-та,1999.-39с.(1 экз.).

  5. Горелик, А.Л.. Методы распознавания :учеб. пособие для студентов вузов по спец. "Автоматизир. системы обраб. информ. и упр." направления подгот. дипломир. спец. "Информатика и вычисл. техника / А. Л. Горелик, В. А. Скрипкин. - М.:Высшая школа, 2004.-261 с. (5 экз.).

  6. Малюк, А. А. Введение в защиту информации в автоматизированных системах : учеб. пособие для студентов вузов / А. А. Малюк, С. В. Пазизин, Н. С. Погожин. -М.:Горячая линия-Телеком,2005.-147 с.(4 экз.).

  7. Капралов, Е.Г. Геоинформатика : Учеб.для студентов вузов по спец.012500 "География" / Е.Г.Капралов, А.В.Кошкарев, В.С.Тикунов и др.; под ред. В.С.Тикунова.-М.:Академия,2005.-480с.(2 экз.).

  8. Могилев, А.В. Информатика :Учеб.пособие для студентов вузов по спец. "Информатика" / А.В.Могилев, Н.И.Пак, Е.К.Хеннер; под ред.Е.К.Хеннера.-М.: Академия,2004.-842с.( 26 экз.).

  9. Могилев, А. В. Практикум по информатике / А. В. Могилев, Н. И. Пак, Е. К. Хеннер; под ред. Е. К. Хеннера.-М.:Академия,2006.-608 с. (10 экз.).


Дополнительная
1. Крёнке, Давид М. Теория и практика построения баз данных / Д.Крёнке.-СПб.:Питер,2003.-800с.

2. Глушков, В.М. Основы безбумажной информатики /В.М.Глушков.- М.: Наука, 1987.

3. Горев, А. Эффективная работа с СУБД / А. Горев, Р. Ахаян , С. Макарашипов. – СПб.: Питер, 1997.

4. Грабер, М. Введение в SQL / М. Грабер. – М.: Sybex, 1994.

5. Дейт, К. Дж. Введение в системы баз данных / К. Дж. Дейт, – СПб.: Изд.дом «Вильямс», 2000.

6. Дунаев, С. Доступ к базам данных и техника работы в сети. Практические приемы современного программирования/ С. Дунаев. – М.: ДИАЛОГ МИФИ, 2000.

7. Каратыгин, С. Базы данных: простейшие средства обработки информации, электронные таблицы, системы управления базами данных /С. Каратыгин, А. Тихонов, В. Долголаптев. В 2-х томах. - М.: ABF, 1995.

8. Котов, Р.Г. Языки информационных систем / Р.Г. Котов , Б.В. Якунин. — М.: Наука, 1979.

9. Крамм, Р. Системы управления базами данных dBASE II и dBASE III для персональных компьютеров / Р.Крамм . — М.: Финансы и статистика, 1988.

10.Маклаков, С.В. BPwin и Erwin. CASE–средства разработки информационных систем.[Текст] / С.В. Маклаков. – М.: ДИАЛОГ МИФИ, 2000.

11. Монастырский, И.М. Информационно-поисковые системы /И.М.Монастырский . — М.: Экономика, 1983.

12. Морозов, В.К. Основы теории информационных сетей / В.К. Морозов, А.В. Долганов . - М.: Высшая школа, 1987.

13.Назаров, С.В. Компьютерные технологии обработки информации / С.В. Назаров , В.И. Першиков и др.- М., Финансы и статистика, 1995.

14. Свириденко, С.С. Современные информационные технологии / С.С.Свириденко . — М.: Радио и связь, 1989.

15. Сербенюк, С.Н. Картография и геоинформатика — их взаимодействие / С.Н.Свириденко . — М.: 1990.

16. Системы автоматизированного проектирования. /Под ред. И.П.Норенкова. — Минск: Высшая школа, 1997.

7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. Персональные компьютеры IBM PC (модели не ниже 386) или Pentium.

  2. Система управления базами данных (СУБД): Access, FoxPro, Oracle, dBase, Paradox.

  3. Сетевые СУБД: Sybase, MS SQL Server, Oracle, Infomix

  4. Банки данных: АСУ-ВУЗ, АСУ-ШКОЛА и т.п.


8. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
ЕМЕЛЬЯНОВ ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Кандидат технических наук

Доцент кафедры информатики, вычислительной техники и методики обучения информатике Уральского государственного педагогического университета

рабочий телефон – (343) 371-10-95

Рабочая учебная программа

по дисциплине «Информационные системы»

для специальности «050202-Информатика»

по циклу ДПП.Ф.16-дисциплин предметной подготовки

(федеральный компонент)


Подписано в печать __________. Формат 60 х 84/16

Бумага для множительных аппаратов. Усл. печ. л. _____

Тираж _______ экз. Заказ _________

Уральский государственный педагогический университет.

620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Информационные системы» iconПрограмма по дисциплине «Распределенные информационные системы»
Учебная программа по дисциплине «Распределенные информационные системы» составлена в соответствии с требованиями гос впо. Предназначена...
«Информационные системы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные...
«Информационные системы» iconРабочая программа по дисциплине “алгоритмизация и программирование”...
Алгоритмизация и программирование” составлена в соответствии с требованиями Государственного общеобразовательного стандарта высшего...
«Информационные системы» iconРабочая программа учебной дисциплины Информационные системы в профессиональной...
Рабочая программа дисциплины «Информационные системы в профессиональной деятельности» составлена на основании примерной программы...
«Информационные системы» iconМетодическое пособие по выполнению, оформлению и защите курсовых...
Методическое пособие предназначено для бакалавриата Кубанского государственного аграрного университета по специальности 230400. 62...
«Информационные системы» iconРабочая программа для студентов направления 080801. 65 «Прикладная информатика в экономике»
«Информационные системы в бизнес-реинжиниринге», 080801. 65-14 – «Корпоративные экономические информационные системы»
«Информационные системы» iconРабочая программа по дисциплине «Мировые информационные ресурсы и...
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта впо по специальности 230201 – Информационные...
«Информационные системы» iconТесты по дисциплине «Корпоративные информационные системы» Общие...
...
«Информационные системы» iconУчебно-методический комплекс наименование дисциплины Информационные...
Информационные системы в экономике: умк для заочной формы обучения в филиале в г. Калининграде / авт сост доцент Носова О. А. – Ивэсэп,...
«Информационные системы» iconПрограмма направление подготовки 230200 «Информационные системы»
«Информационные системы», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. №762...
«Информационные системы» iconРабочая программа для студентов очной формы обучения, направление...
И. Математическая логика и теория алгоритмов. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения,...
«Информационные системы» iconПрограмма по направлению 230400 "Информационные системы" Профиль...
Целью дисциплины является: формирование, совместно с другими дисциплинами учебного плана и всеми формами образовательного процесса...
«Информационные системы» iconМинистерство образования и науки государственное образовательное учреждение
Тонов м. Л. Алгебра и геометрия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения по направлению...
«Информационные системы» iconРоссийской Федерации Самарский государственный архитектурно-строительный...
Информационные системы” являются информационные системы и сети, их математическое, информационное и программное обеспечение, способы...
«Информационные системы» iconРеферат по дисциплине: информационные технологии на тему:"Автоматизированные...
Иностранные предприятия, как правило, имеют опыт модернизации и внедрения не одного поколения ис. В развитых западных странах происходит...
«Информационные системы» iconРоссийской Федерации Самарский государственный архитектурно-строительный...
«Информационные системы», по специальности 23201 «Информационные системы и технологии», ут­вер­ж­ден­ным Министерством образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск