Скачать 135.09 Kb.
|
Бюджетное образовательное учреждение Чувашской республики среднего профессионального образования «Чебоксарское училище олимпийского резерва (техникум)» Министерства по физической культуре, спорту и туризму Чувашской республики Согласовано Зам директора по УР ________________И.Г. Лазарева «_____» _______________ ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ Учебная программа для учащихся 9 классов 9 класс Уроки изучения нового материала – 28 часа Контрольные работы – 4 часа Лабораторные работы – 2 часа Всего – 34 часа Составил преподаватель биологии, химии ОМЗ БОУ СПО«ЧУОР (техникум)» Петрова О.В. Учебная программа утверждена на заседании методического объединении Чебоксары – 2013 Пояснительная записка Настоящая программа предназначена для изучения курса «Основы медицинских знаний» с основами анатомии, физиологии и гигиены в 9 классе средней общеобразовательной школы и рассчитана на 1 час классных занятий. Данная программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных на уроках биологии. Она рассчитана на год обучения в объеме 34 часа. Данная программа предназначена для постепенной подготовки учащихся к дальнейшему обучению на курсах по специальности 050141 «Физическая культура». Последовательность тем обусловлена логикой развития основных анатомических, физиологических и гигиенических понятий о человеке и способствует формированию научного мировоззрения и развитию глубокого понимания сущности организма спортсмена. Физическая культура и спорт расширяют адаптационные возможности человека. Двигательная активность, рациональное питание, закаливание способствуют укреплению здоровья человека, повышает его функциональные возможности, способность противостоять негативным факторам среды. Это особенно важно знать людям, чья жизнь напрямую связана со спортом. В программе ОМЗ для учащихся 9 классов приведены основные теоретические положения, отражающие современные научные взгляды и представления о различных факторах внешней среды и их воздействии на здоровье людей, а также о влиянии занятий физической культурой и спортом на здоровье человека. Все вопросы курса рассмотрены с гигиенической точки зрения, во взаимосвязи с оздоровительным принципом и основными задачами физического воспитания. Также достаточно подробно рассмотрены актуальные вопросы спортивной медицины и здорового образа жизни, различные виды массажа и контроля за состоянием здоровья спортсменов, современная система реабилитации спортсменов. Большое внимание уделено анатомо-физиологическому обоснованию применения средств физической культуры и спорта в профилактике различных травм и заболеваний, методам их диагностики, а также основам оказания первой медицинской помощи, гигиене физической культуры и спорта. Учебные занятия по данному предмету проводятся в форме стандартных уроков, лабораторных и контрольных работ. Урок – это основная форма обучения учащихся, состоящий из следующих этапов: 1)анализ старых знаний и подготовка к восприятию новых; 2)синтез или изложение новых знаний; 3)ассоциация или сравнение старых и новых знаний; 4)обобщение или приведение в определенную систему, логику; 5)упражнение в применении полученных знаний. На лабораторных и практических занятиях устанавливается связь между теоретическими и практическими знаниями и умениями, облегчается понимание фактического материала. Проверяются знания материала в форме тестов, текущих контрольных работ. Распределение учебных часов дисциплины по четвертям (9 кл.)
Программный материал за курс 9 класса.
Распределение учебных часов по видам занятий – 9 класс
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (9 класс) Тема 1. Значение физического воспитания и спорта (4 часа) Ученик должен: знать:
уметь:
Здоровье, факторы влияющие на его формирование. Субъективное и объективное здоровье. Эндогенные и экзогенные факторы. Типы конституции: астеник, гиперстеник, нормостеник. Физическое развитие. Его оценка. Работоспособность человека. Изменение работоспособности в течение дня, недели, года. Требования к составлению расписания занятий. Режим дня. Требования к составлению режима дня. Соблюдение режима. Тема 2. Исследование и оценка физического состояния человека (5часов) Ученик должен: знать:
уметь:
Физические возможности человеческого организма. Медицинский контроль за состоянием организма. Антропометрия – соматометрия. Оценка состояния осанки, стопы, телосложения. Наружный осмотр – соматоскопия. Оценка ЖЕЛ, жизненного показателя, мышечной силы, весо-ростового индекса. Лабораторная работа – 1 час Исследование организма с измерением различных соматоскопических и соматометрических показателей. Контрольная работа по темам 1-2 – 1 час Тема 3. Социально-биологические основы физической культуры и спорта (6 часов). Ученик должен: знать: .
уметь:
Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система. Функциональные системы организма. Исследование и оценка функционального состояния кровеносной системы. Функции и строение КС. Исследование и оценка функционального состояния нервной системы. Исследование и оценка функционального состояния эндокринной системы. Гормоны. Функции дыхания. Рекомендации по дыханию при занятиях физическими упражнениями и спортом. Энергетика при мышечной деятельности. Мышечное утомление. Восстановление. Контрольная работа за 1 полугодие Тема 4. Основы ЗОЖ. Факторы, ухудшающие физическую работоспособность и здоровье спортсмена (4 часа) Ученик должен: знать: .
уметь:
Здоровье человека: функциональные возможности проявления в различных сферах жизнедеятельности. Влияние образа жизни на здоровье. Здоровье и двигательная активность человека. Гигиена физических упражнений. Профилактика простудных заболеваний и перегревов. Закаливание - виды и приемы. Влияние вредных привычек на функциональные системы : курение, алкоголь, наркотики, гиподинамия, аутогемотрансфузия Сгонка веса, применение анаболитических стероидов, стимуляторов. Внешняя среда: природные и социально-экологические факторы. Их воздействие на организм и жизнедеятельность. Допинги и антидопинговый контроль в спорте. Исследования человека на допинг. Последствия применения допинга. Виды допинга. Схема санитарно-гигиенических мероприятий в подготовке спортсмена. Оценка последствий влияния неблагоприятных факторов на человеческий организм. Экогигиенические факторы, ухудшающие состояние здоровья спортсмена: социально-бытовые условия, мотивация, уровень питания, состояние окружающей среды и т.п. Тема 5. Система комплексной реабилитации спортсмена (6 часов) Ученик должен: знать: .
уметь:
Восстановительный или послерабочий период. Специфические особенности восстановительного периода. Восстановительный период у детей. Средства, ускоряющие процессы восстановления: массаж, водные процедуры, правильное питание. Массаж. Самомассаж. Виды и задачи массажа. Массаж при различных травмах и как фактор восстановления. Лечебная физкультура. Ее виды и задачи. Питание – главный фактор восстановления спортсмена. Понятие о достаточном и сбалансированном питании. Физиологическая и энергетическая роль белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ. Лабораторная работа – 1 час Составление суточного пищевого рациона спортсмена. Контрольная работа по темам 5-6 - 1 час Тема 6. Профилактика и лечение травм. Доврачебная медицинская помощь и ее организация (6 часов) Ученик должен: знать:
уметь:
Травмы спортсменов: ушибы, растяжения, переломы, тендинит, кровотечение. Общие понятия о первой медицинской помощи. Основные доврачебные мероприятия. Основные понятия о асептике и антисептике. Биологические и химические антисептики. Асептика- перевязочный материал, стерилизация, ультрафиолетовой облучение Общие приемы оказания первой медицинской помощи: искусственное дыхание, непрямой массаж сердца, остановка кровотечения. Выявление признаков жизни и смерти. Состояния, при которых необходима доврачебная помощь. Наложение повязок – дисмургия. Типы и виды бинтовых повязок. Итоговая контрольная работа – 1 час РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная
Дополнительная 1. Колесов Д. В. , Маш Р. Д., Беляев И. Н.. Биология. Человек: учебник для 8 кл. – М.: Дрофа, 2005 2. Никитюк Б. А., Гладышева А. А.. Анатомия и спортивная морфология (практикум): учебное пособие – М.: Физкультура и спорт, 1992. 3. Рохлов В. С., Сивоглазов В. И.. Практикум по анатомии и физиологии человека: учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. 4. Рохлов В. С.. Школьный практикум. Биология. Человек, 9 кл. – М.: Дрофа, 2003. 5. Федюкович Н.И. Основы медицинских знаний: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учебных заведений. – ростовн/Д.: «Феникс», 2001. Предлагаемые темы рефератов, презентаций Тема 1. Значение физического воспитания и спорта 1.Виды спорта и тип телосложения 2.Задачи режима дня и его организация Тема 2. Исследование и оценка физического состояния человека. 1. Первая медицинская помощь при травмах 2. Спортивный травматизм 3. Правильное питание – залог здоровья будущего спортсмен 4. Биологические ритмы Тема 3. Социально-биологические основы ФК и спорта. 1.Социальнобиологические основы физической культуры. 2.Физическая активность и сердце 3. Значение физкультуры в правильном формировании ОДС. Тема 4. Основы ЗОЖ. Факторы, ухудшающие физическую работоспособность и здоровье спортсмена 1. Гигиенические основы закаливания 2. Роль физической культуры в укреплении здоровья. 3. Спорт и долгожители. 4. Гигиеническое обеспечение отдельных видов спорта 5. Занятие спортом и курение – несовместимы. 6. Инфекционные заболевания и спорт 7.Допинг и антидопинговый контроль в спорте. 8. Экология и спорт Тема 5. Система комплексной реабилитации спортсмена 1. Реабилитация и восстановление в спорте 2. Гигиенический массаж 3. Особенности питания спортсмена. Тема 6. Профилактика и лечение травм. 1.Первая медицинская помощь при травмах 2.Спортивный травматизм 3. Профилактика травматизма в школе, на тренировке, дома. |
Пояснительная записка Программа учебной дисциплины «Основы безопасности... Автор программы: Михейкина И. Н., ст преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний | Н. Н. Павлова основы медицинских знаний Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний. Учебно-методический комплекс для студентов специальности: 071401. 65 «Социально-культурная... | ||
Рабочая программа дисциплины б 3 Основы медицинских знаний Дисциплина «Основы медицинских знаний» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин | Пояснительная записка курс «Основы медицинских знаний» Также должны знать основные факторы риска в разных возрастных периодах, и их причины, распространенность, системы самоооздоровления... | ||
Приказ №133 Программа предназначена для изучения курса истории в 6-х классах. Настоящая программа содержит: пояснительную записку, в которой... | Пояснительная записка рабочая программа предназначена Рабочая программа предназначена для изучения курса «Общая биология» в профильных 10-11 классах средней общеобразовательной школы... | ||
Пояснительная записка рабочая программа предназначена Рабочая программа предназначена для изучения курса «Общая биология» в профильных 10-11 классах средней общеобразовательной школы... | Пояснительная записка рабочая программа предназначена Рабочая программа предназначена для изучения курса «Общая биология» в профильных 10-11 классах средней общеобразовательной школы... | ||
Пояснительная записка Настоящая программа по литературе для 11 класса... Программа предназначена для изучения литературы в 11 классе на базовом уровне и составлена из расчёта 3 часа в неделю (102ч.) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи | ||
Пояснительная записка Дисциплина «Основы социальной медицины» Целью данной дисциплины является формирование у студентов способности использовать основные положения медицинских знаний в практической... | Пояснительная записка Настоящая рабочая программа курса «Химия» ... | ||
Пояснительная записка Пояснительная записка на рабочую программу... Пояснительная записка на рабочую программу по дисциплине «Физическая культура для специальных медицинских групп» специальности 050709... | Российской федерации Целями освоения дисциплины «Основы медицинских знаний» являются формирование высокого уровня знаний в области основ медицинских знаний,... | ||
Программа курса «Исследовательская работа для начинающих» Настоящая... Цель изучения курса: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений... | Пояснительная записка (9 класс) Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в IX классах общеобразовательных школ и расчитана на 1 час классных... |