Скачать 121.83 Kb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс «Основы медицинских знаний» раскрывает студентам вопросы в области медицины. Специалисты, работающие с детьми, обязательно должны знать и разбираться в медицине. Иметь понятие о здоровом образе жизни, о детских заболеваниях, детском травматизме и его предупреждении, инфекционных заболеваниях и их профилактике. Также должны знать основные факторы риска в разных возрастных периодах, и их причины, распространенность, системы самоооздоровления и самосовершенствования. ЦЕЛЬ КУРСА: обеспечить студентов системой прочных знаний, навыков оказания первой медицинской помощи и обеспечить правильный уход за ребенком, научить студентов успешно справляться с различными детскими заболеваниями. По окончании курса студенту следует знать: - алгоритм оказания первой медицинской помощи; - диагностику заболевания на ранних стадиях; - понятие «адаптация», «стресс»; - анатомо-физиологические особенности ребенка; уметь: - антропометрию детей; - определение пульса; - измерение артериального давления; - остановку капиллярных, артериальных кровотечений; - оказание доврачебной помощи при:
Данный курс изучается 1 семестр, состоит из 42 часов, из них лекционных – 32 , практических и лабораторных – 0, самостоятельная работа – 10 часов. Лекционный курс признан, обеспечить медицинскую подготовку студентов по предмету «Основы медицинских знаний». Нацелен на укрепление здоровья детей, его гармоничного развития и правильного воспитания. Практические занятия способствуют формированию у студентов навыков: - по уходу за ребенком; - антропометрия; - измерение артериального давления, пульса; - оказание первой медицинской помощи. Практические занятия направлены закрепление теоретических знаний, полученных в ходе лекционных занятий, и, выработки на их основе практических умений и навыков. Система контрольных мероприятий за знаниями и умениями студентов включает следующие направления: устный и письменный опрос, проверка выполнения текущих заданий. По окончании курса предусмотрен экзамен. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЯ. ТЕМА 1.1. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. Практические занятия - 3 часа. Комплексная оценка физического здоровья позволяет: - выявить слабые звенья в организме для целенаправленного воздействия на них; - составить индивидуальную программу оздоровительных занятий и оценить их эффективность; - спрогнозировать риск возникновения угрожающих жизни заболеваний; - определить биологический возраст человека. Основные понятия: частота сердечных сокращений, артериальное давление, жизненный показатель, росто-весовой индекс, стаж физической тренировкой, общая выносливость, силовая выносливость, эффективность работ иммунной системы организма, тест на равновесие, наличие хронических заболеваний, быстрота реакции. ТЕМА 1.2. САМОДИАГНОСТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ НА РАННЕЙ СТАДИИ И ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ. (1 ЧАС). Когда заболевание протекает в скрытой форме, человек этого не чувствует и считает себя здоровым. Народный опыт, а также данные накопленные в результате исследований, позволяют надежно диагностировать по внешним признакам предрасположенность к заболеваниям или протекающие заболеваниям или протекающие заболевания на ранних стадиях, а следовательно, вовремя применить средства профилактики и лечения: - диагностика по пульсу; - диагностика по языку; - диагностика по составу крови; - диагностика по ногтям; - диагностика по почерку; - группы здоровья. Практические занятия - 3 часа: научиться измерять артериальное давление, пульс, частоту дыхания, сердечные сокращения. РАЗДЕЛ II. ПРИЗНАКИ И ФАКТОРЫ РИСКА ПСИХИЧЕСКОГО ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЯ. ТЕМА 2.1. УСТРАНЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЯ (ДИСТРЕССА) И СТРЕССА. АДАПТАЦИЯ К НИМ. Практические занятия – 4 часа. Проявление древней оборонительной реакции, состояния общего напряжения организма, возникающего под действием чрезвычайного раздражителя. Особое место в жизни современного человека принадлежит чрезвычайным эмоциальным ситуациям – дистрессам. Последствия дистресса могут быть тяжелыми как в физическом (истощение, хронические заболевания), так и психическом (депрессия, нежелание жить) отношениях. Основные понятия: стресс, дистресс, аутотренинг, медитация, народные средства, йога, духовное очищение, водные процедуры, массаж, смехотерапия. ТЕМА 2.2. СИСТЕМА САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И САМО – ОЗДОРОВЛЕНИЯ. Практические занятия – 4 часа. К числу критериев состояния здоровья относятся: 1. Уровень функционирования состояния основных систем организма. 2. Степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям. 3. Уровень достигнутого физического и нервно-психического развития и степень его гармоничности. Самостоятельная работа - 2 часа: рациональное сочетание средств различной направленности и ритмичности нагрузки. РАЗДЕЛ III. ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ И ИХ ПРИЧИЫ. ТЕМА 3.1. ПЕРИОДЫ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА . Практические занятия – 2 часа. Существуют 2 периода детского возраста: - внутриутробный (с момента созревания яйцеклетки до рождения плода); - внеутробный (момента рождения ребенка до полового развития). На периоды детского возраста влияют: - температурные режимы; - питание; - уход за ребёнком. Основные понятия: имплантация, эмбриональный период, плацентарный период, новорожденность, грудной возраст, молочные зубы, препубертарный, пубертарный периоды. ТЕМА 3.2. АНАТОМО - ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЁНКА (1 ЧАС). Особенности центральной нервной системы, эндокринной системы, кожи и подкожно жировой клетчатки, дыхательной, пищеварительной, костно-мышечной, мочеполовой, сердечно-сосудистой системы, органов кроветворения. Практические занятия – 4 часа: научиться измерять окружность головы, груди, массы тела, измерять рост. Самостоятельная работа – 1 час: написание реферата по теме «Возрастные особенности детского организма». РАЗДЕЛ IV. ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕМА 4. 1. ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ (1 ЧАС). Все эти заболевания занимают одно из ведущих мест в структуре общей заболеваемости. Каждый второй ребенок болеет одним из этих заболеваний, и это связано с анатомо-физиологическими особенностями органов дыхания (патологии), функциональной незрелостью их защитных механизмов, экологической обстановкой, несоблюдением гигиенических требований к воздушному и температурному режиму. Подробно разбираем каждое заболевание, определение, патогенез, классификация, клиника, лечение, профилактика. Практические занятия - 4 часа - аускультация, перкуссия легких, сердца; - оказание первой медицинской помощи при бронхиолите. Основные понятия: ринит, ринофарингит, ларингит, бронхиолит, пневмония, перкуссия. Самостоятельная работа – 1 час: составить кроссворд на тему: «Бронхиальная астма», «Астматический статус». ТЕМА 4. 2. ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ (1 ЧАС). Распространенность этих заболеваний у детей стоят на втором месте после ОРВИ и каждый 5 ребенок страдает ими. Изучение этиологии, патогенеза, клиники, диагностики заболеваний ЖКТ. Факторы возникновения заболеваний ЖКТ:
Практические занятия – 4 часа: приобретение навыков диагностики заболеваний ЖКТ, пальпации печени, желудка, кишечника. Основные понятия: гастрит, гастродуоденит, язвенная болезнь желудка и 12-ти перстной кишки, дуоденальное зондирование, УЗИ, гастроскопия, рентген, фиброскопия. Самостоятельная работа – 1 час: изучить профилактические мероприятия по заболеваниям ЖКТ. ТЕМА 4. 3. ЗАБОЛЕВАНИЯ МОЧЕПОЛОВОЙ СИСТЕМЫ (1 ЧАС). При заболеваниях поражаются канальцы лоханки почек, основной функции образования и выделения почек. Эти заболевания различаются по клинике, по причинам, по классификациям, и лечению, а профилактика у них общая. Большое значение уделяем основным симптомам, по которым и определяют о заболеваниям мочеполовой системы. Основные понятия: пиелонефрит, гломерулонефрит, интоксикационный, желудочно-кишечный синдром, урологический, мочевой, болевой, проба по Нечипоренко, проба Зимницкого, проба Одискоковского, проба Амбурже, проба Реберга, урография, пиелография, отечный синдром, гипертензионный синдром. Практические занятия – 4часа: научиться перкутировать поясничный отдел позвоночника. Самостоятельная работа – 1 час: написание реферата на тему «Нетрадиционные методы лечения заболеваний почек». РАЗДЕЛ V. ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА. ТЕМА 5.1. ИНФЕКЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС. ИММУНИТЕТ. Инфекционные заболевания возникают в результате проникновения в организм человека микробов. Инфекционный процесс взаимоотношения между микро- и макро – организмами. Иммунитет – защита организма от заболевания. Иммунитет возникает в организме в ответ на проникновение в него болезнетворных микробов и их ядов, и носит название естественного, активного иммунитета. Искусственный иммунитет создается путем введения в организм здоровых людей вакцин и анатоксинов. Основные понятия: микробы, инфекционный процесс, иммунитет, календарь профилактических прививок. Практические занятия – 2 часа: изучение календаря профилактических прививок. Самостоятельная работа – 1 час: подготовить сообщение на тему «Виды иммунитета». ТЕМА 5.2. КРАСНУХА. ВЕТРЯННАЯТ ОСПА. СКАРЛАТИНА. КОРЬ. ЭПИДЕМИЧЕСКИЙ ПАРОТИТ (1 ЧАС). Все эти заболевания относятся к инфекционным. Возбудитель краснухи, эпидемического паротита, ветряной оспы и кори – вирус. Скарлатины – стрептококк. Эти заболевания различаются по клинике, по классификации, по симптомам, профилактика у всех общая. От всех данных заболеваний проводится вакцинация. Практические занятия - 4 часа: изучение клиники, классификации сыпи, профилактика. ТЕМА 5.3.ГРИПП. ПАРАГРИПП. АДЕНОВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ Все эти заболевания формируют очаги хронического воспаления, развития аллергических заболеваний, обострение латентных очагов инфекции. Большое значение уделяем профилактике заболеваний – эта одна из важных задач. Легче предотвратить болезнь, чем лечить её !!! Практические занятия - 4 часа: изучить противоэпидемические мероприятия. Самостоятельная работа – 1 час: подготовить реферат «Грипп и его профилактика». РАЗДЕЛ VI. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ И НЕОТЛОЖЫХ СОСТОЯНИЯХ. ТЕМА 6.1. ДЕТСКИЙ ТРАВМАТИЗМ И ЕГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ (1 ЧАС). Повреждения бывают механические (при падения, ударе), физические (при воздействии высокой или низкой температуры, ожоги, обморожения, действие радиации и т.п.), химические (при воздействии на ткани разных химических веществ – кислот, щелочей, отравляющих веществ). Различают открытые и закрытые повреждения (переломы): Профилактика детского травматизма: - предупреждение дорожно-транспортных происшествий; - предупреждение бытового травматизма. Практические занятия – 4 часа: изучение правил дорожного движения. Самостоятельная работа – 2 часа: сделать кроссворд на тему «Пешеходы и дорога». ТЕМА 6.2. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ . Во всех случаях специалисты, работающие с детьми, должны уметь быстро оказать ребенку первую медицинскую помощь при: - ранениях - переломах - кровотечениях - вывихах - при растяжениях и связок и сухожилий - ушибах - сотрясении головного мозга - отморожениях - ожогах - тепловом и солнечном ударе - обмороках - укусах животных - утоплении - при попадании инородного тела в организм. Практические занятия – 6 часов: научиться быстро, ловко, не нанося пострадавшему лишних болевых ощущений оказать все виды первой медицинской помощи. Самостоятельная работа – 2 часа: написать реферат на тему «Оказание первой медицинской помощи при зимних видах спорта», «Оказание первой медицинской помощи при занятиях на воде». СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Ю.Н. Козловой. М.: Прогресс, 2000. |
Пояснительная записка Программа учебной дисциплины «Основы безопасности... Автор программы: Михейкина И. Н., ст преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний | Пояснительная записка Настоящая программа предназначена для изучения... Программа предназначена для изучения курса «Основы медицинских знаний» с основами анатомии, физиологии и гигиены в 9 классе средней... | ||
Рабочая программа дисциплины б 3 Основы медицинских знаний Дисциплина «Основы медицинских знаний» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин | Пояснительная записка Дисциплина «Основы социальной медицины» Целью данной дисциплины является формирование у студентов способности использовать основные положения медицинских знаний в практической... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины (рупд). 5 Учебно-методическое... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями гос впо по данному направлению (№ государственной регистрации... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи | ||
Н. Н. Павлова основы медицинских знаний Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний. Учебно-методический комплекс для студентов специальности: 071401. 65 «Социально-культурная... | Пояснительная записка Пояснительная записка на рабочую программу... Пояснительная записка на рабочую программу по дисциплине «Физическая культура для специальных медицинских групп» специальности 050709... | ||
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Протокол согласования рабочей программы дисциплины «основы медицинских знаний и здорового образа жизни» | Российской федерации Целями освоения дисциплины «Основы медицинских знаний» являются формирование высокого уровня знаний в области основ медицинских знаний,... | ||
Пояснительная записка Курс «Основы православной культуры» А. В. Кураева «Основы православной культуры». Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 –... | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни учебно-методический комплекс дисциплины Протокол согласования рабочей программы дисциплины «основы медицинских знаний и здорового образа жизни» | ||
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни учебно-методический комплекс дисциплины Протокол согласования рабочей программы дисциплины «основы медицинских знаний и здорового образа жизни» | Российской федерации ... | ||
Пояснительная записка Курс «Основы экологического воспитания» Курс «Основы экологического воспитания» является одной из дисциплин национально-регионального компонента в блоке общепрофессиональных... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 7 (19) (21) Основы... Автор программы: Михейкина И. Н., ст преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний |