Н. Н. Павлова основы медицинских знаний





Скачать 347.67 Kb.
НазваниеН. Н. Павлова основы медицинских знаний
страница1/3
Дата публикации14.03.2015
Размер347.67 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ИНСТИТУТ СЕРВИСА И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
Н.Н. Павлова

основы медицинских знаний

Учебно-методический комплекс

для студентов специальности

071401.65 «Социально-культурная деятельность»


Тюмень, 2011

УДК: 61 (075.8)

ББК: Р.я73

П 121

Н.Н. Павлова. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ. Учебно-методический комплекс для студентов специальности: 071401.65 «Социально-культурная деятельность». – Тюмень, 2011.
В работе представлены учебно-методические материалы по дисциплине «Основы медицинских знаний», в том числе рабочая программа, темы контрольных работ и рефератов, тесты для самоконтроля, список рекомендуемой литературы, экзаменационные вопросы. «Основы медицинских знаний» является дисциплиной федерального компонента для студентов 1 курса очной формы обучения специальности 071401.65 «Социально-культурная деятельность».

Рекомендовано к изданию электронным способом учебно-методической комиссией ТГАКИСТ.

РецензентЫ: Плясухина И.Б.,

к.мед.наук, завотделением функциональной диагностики ГЛПУ ТО «Консультативно-диагностический центр»;

Ковалевский А.К.,

к.п.н., завкафедрой физического воспитания ТГАКИСТ


Пояснительная записка


Медико-профилактическому образованию человека в современной концепции сохранения и укрепления здоровья отводится особое место. Проблеме изучения состояния здоровья людей посвящены фундаментальные исследования по биологическим, психолого-педагогическим, медицинским, социальным наукам. В преподавании курса «Основы медицинских знаний» основное значение придается диагностике и лечению различных заболеваний человека.

Целью курса «Основы медицинских знаний» является обеспечение студентов знаниями в области здорового образа жизни, формирование навыков по сохранению и укреплению здоровья, по оказанию первой медицинской помощи.

Задачи:

  • cформировать мотивацию к здоровому образу жизни;

  • рассмотреть факторы, влияющие на психическое, физическое и социальное здоровье;

  • уметь проводить реанимационные мероприятия при острых нарушениях сердечной деятельности и дыхания;

  • уметь применять меры профилактики различного рода травм и первую помощь при них.

Основные компетенции, которые должен приобрести студент при изучении курса:

  1. потребность в здоровье как наивысшей ценности;

  2. знания о влиянии наследственности и факторов окружающей среды на организм человека;

  3. распознавание признаков заболеваний и поражений и оказание неотложной помощи в чрезвычайных ситуациях;

  4. представление об основах эпидемиологии, причинах и признаках инфекционных заболеваний и основах противоэпидемических мероприятий;

  5. распознавание и правильная оценка признаков различных видов травматических повреждений, острых хирургических заболеваний и оказание доврачебной помощи;

  6. развитие культуры, направленной на охрану собственного здоровья и здоровья окружающих людей.


Требования ГОС к содержанию курса

Понятие о неотложных состояниях, причины и факторы, их вызывающие. Диагностика и приемы оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях. Комплекс сердечно – легочной реанимации и показания к ее проведению, критерии эффективности. Характеристика травматизма. Меры профилактики травм и первая помощь при них.  Меры профилактики инфекционных заболеваний. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема. Принципы и методы формирования здорового образа жизни. Медико-гигиенические аспекты здорового образа жизни. Формирование мотивации к здоровому образу жизни. Профилактика вредных привычек.

Тематический план курса

«Основы медицинских знаний»






Социокультурная деятельность

всего часов

лекции

практ.

занятия

самост. работа

виды контроля

1

Понятие о неотложных состояниях, причины и факторы, их вызывающие

12

2

4

6

проверка конспекта лекций

2

Диагностика и приемы оказания первой медицинской помощи при неотложных стояниях

24

6

6

12

промежуточный зачет

3

Комплекс сердечно-легочной реанимации, показания к ее проведению, критерии эффективности

24

6

6

12

промежуточный зачет

4

Характеристика травматизма, меры профилактики травм и первая помощь при них

24

6

6

12

промежуточный зачет

5

Профилактика инфекционных заболеваний. Применение лекарственных средств

9

4

2

3

тестовый контроль

6

Профилактика вредных привычек

20

6

4

10

дискуссия

7

Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема. Методы формирования здорового образа жизни

12

2

4

6

рефераты




Итого

128

32

32

64

зачет


Содержание программы курса по темам

Тема 1. Понятие о неотложных состояниях, причины и факторы, их вызывающие. Наружные кровотечения: артериальные, венозные, артериовенозные, капиллярные. Экстренная медицинская помощь при артериальном кровотечении. Остановка кровотечения при помощи стандартного жгута, жгута - закрутки, максимального сгибания конечности. Внутренние кровотечения: легочное, внутригрудное, желудочно-кишечное, внутрибрюшное. Экстренная медицинская помощь при внутренних кровотечениях. Доврачебная помощь при ранениях. Общая характеристика острых отравлений. Первичные детоксикационные мероприятия. Отравления этиловым спиртом (алкоголем), метиловым спиртом, кислотами и едкими щелочами. Отравление угарным газом, сальмонеллез. Отравление грибами. Ботулизм. Отравление лекарственными препаратами. Первая медицинская помощь при различных видах отравления. Виды укусов насекомых и животных. Первая медицинская помощь при укусах пчел, ос, клещей, змей, теплокровных животных и т.д. Оказание первой медицинской помощи при шоке, коллаже, обмороке.

Тема 2. Диагностика и приемы оказания первичной помощи при неотложных состояниях.  Основные признаки заболеваний органов дыхания. Меры профилактики. Хирургические заболевания органов брюшной полости: «острый живот», аппендицит, острый панкреатит и др. Симптомы различных заболеваний органов брюшной полости. Экстренная медицинская помощь и особенности транспортировки в медицинское учреждение. Признаки клинической и биологической смерти.

Тема 3. Комплекс сердечно – легочной реанимации, показания к ее проведению, критерии эффективности. Общая характеристика заболеваний органов кровообращения: инфаркт миокарда, стенокардия, нарушения сердечного ритма, гипертоническая болезнь. Основные признаки проявления заболевания органов кровообращения и оказания первой медицинской помощи. Заболевания органов дыхания: острые респираторные вирусные инфекции, бронхиальная астма, туберкулез органов дыхания и др. Показания к проведению реанимационных мероприятий. Реаминационные мероприятия при остановке сердца. Техника проведения реанимационных мероприятий. Проведение искусственной вентиляции легких. Наружный (непрямой) массаж сердца. 

Тема 4. Характеристика травматизма. Меры профилактики травм и первая помощь при них. Место травматизма среди других заболеваний. Ушибы конечностей, грудной клетки, живота, головы. Общие принципы оказания первичной помощи при ушибах. Переломы и их общая характеристика. Признаки переломов. Переломы ключицы, ребер, позвоночника, конечностей, бедра. Правила оказания первой доврачебной помощи при различных видах переломов. Закрытые повреждения суставов: растяжения связок, вывихи. Оказание первой медицинской помощи при травмах. Меры профилактики различных травм. Раны. Классификация ран, их особенности. Оказание доврачебной помощи. Десмургия. Классификация повязок по их характеру и назначению. Общие правила наложения повязок. Транспортировка раненых и больных.

Тема 5. Меры профилактики инфекционных заболеваний. Понятие о микробиологии, иммунологии и эпидемиологии. Причины возникновения инфекционных заболеваний. Туберкулез. Причины роста заболеваемости. ОРЗ, грипп – разновидности. Способы передачи инфекции. Периоды течения инфекционных заболеваний. Антитела и антигены. Аллергия и аллергические реакции. Гельминтозы. Педикулез и.т.д. Синдром приобретенного иммунодефицита – СПИД. Государственная программа профилактики и борьбы со СПИДом. ВИЧ-инфекция. Заболевания, передающиеся половым путем. Виды иммунитета. Профилактика инфекционных заболеваний. Вакцины – специфические факторы защиты. Методы и средства ухода за больными. Основные принципы лекарственной помощи.

Тема 6. Профилактика вредных привычек. Употребление алкоголя, табакокурения и риски для здоровья, связанные с ним. Программы профилактики алкоголизма: популяционные, групповые, индивидуальные. Первичная, вторичная и третичная профилактика для лиц, страдающих алкоголизмом. Наркомания. Психическая зависимость от наркотиков. Физическая зависимость от наркотиков. Виды наркомании. Социальная, педагогическая и медицинская профилактика наркомании. Группы риска. Физиологические пробы определения здоровья.

Тема 7. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема. Методы формирования здорового образа жизни. Составляющие здорового образа жизни. Принципы и методы формирования здорового образа жизни. Культура и здоровье. Формирование потребности в укреплении здоровья. Питание и здоровье. Двигательная активность человека. Движение как средство физического и психического развития. Культура умственного труда. Понятие физического, психического и социального здоровья. Факторы физического здоровья: физическая подготовленность, функциональная подготовленность. Внешние и внутренние факторы физического и социального здоровья, их взаимосвязь. Медико-гигиенические аспекты здорового образа жизни. Норма и патология. Факторы, влияющие на здоровье человека: генетические, конституциональные особенности. Экология и здоровье. Личная гигиена и здоровье. Адаптационные резервы организма: структурные резервы, функциональные резервы (биохимические, физиологические, психические). Биоритмы. Влияние биоритмов на функциональное состояние человека. Формирование мотивации к здоровому образу жизни.


Темы практических занятий

Практическое занятие 1. Неотложная медицинская помощь и уход за больными при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.

  1. Общие жалобы и признаки заболеваний органов кровообращения.

  2. Понятие об ишемической болезни сердца (ИБС). Факторы риска, классификация, признаки.

  3. Стенокардия. Причины возникновения, признаки, первая помощь.

  4. Инфаркт миокарда. Причины, признаки, неотложная помощь, особенности ухода за больными в постинфарктном периоде.

  5. Виды острой сердечной недостаточности. Причины, признаки, неотложная помощь и организация ухода за больными.

  6. Гипертоническая болезнь. Осложнения гипертонической болезни (гипертонический криз, инсульт), особенности оказания первой помощи и организация ухода за больными.

  7. Понятие клинической и биологической смерти.

  8. Наружный (непрямой массаж сердца).

  9. Проведение искусственной вентиляции легких.


Практическое занятие 2. Оказание первой медицинской помощи при травматизме. 

  1. Общие правила оказания первой медицинской помощи при травматизме. 

  2. Тугое бинтование при различных видах травм. Правила накладывания бинтовых повязок. Виды повязок.

  3. Транспортная иммобилизация при переломах и основные правила ее выполнения. 

  4. Понятие об асептике и антисептике. Виды антисептики.


Практическое занятие 3. Способы остановки кровотечений.

  1. Кровь: состав, функции. Группы крови.

  2. Кроветворные органы.

  3. Кровотечения и способы остановки артериального и венозного кровотечений.

  4. Переливание крови. Донорство.


Практическое занятие 4. Ожоги. Обморожения. Отравления. 

  1. Ожоги, обморожения, электротравмы. Первая помощь.

  2. Солнечный и тепловой удар, первая помощь, профилактика.

  3. Профилактика ожогов, обморожений и электротравм.

  4. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях.


Практическое занятие 5. Понятие об инфекционном и эпидемическом процессе.

  1. Эпидемиология как наука о закономерностях возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

  2. Понятие об инфекционном и эпидемическом процессах, эпидемическом очаге.

  3. Общие сведения об иммунитете. Виды, методы создания приобретенного иммунитета.

  4. Возбудители инфекционных болезней. Классификация.

  5. Эпидемия, пандемия. Пути передачи инфекции.

  6. Дезинфекция, дезинсекция, дератизация.

  7. Мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний.


Практическое занятие 6. Медицинские аспекты полового воспитания.

  1. Период полового созревания. Овариально-менструальный цикл.

  2. Гигиена половых отношений. Беременность и роды.

  3. Контрацепция. Ее виды и значение.

  4. Вред и опасность аборта

  5. Наследственные болезни и пороки развития, их причины и профилактика.

  6. Медико-генетическое консультирование.

  7. Инфекции, передаваемые половым путем, их диагностика и профилактика.

  8. Комплектование домашней аптечки.


Технические и электронные средства обучения, иллюстрированные материалы: персональный компьютер, проектор с экраном, плакаты, макеты, учебные фильмы.

1. Reader’s Digest. Загадки человеческого тела. Серия учебных видеофильмов: 

– «Чудо новой жизни»; 

– «Пора расцвета»; 

– «На пороге зрелости». 

2. Dallas Telecourses. Здоровый образ жизни. Серия учебных видеофильмов: 

– «Сердечно-сосудистые заболевания»; 

– «Наркомания и злоупотребление наркотиками».
Выпускники должны овладеть практическими навыками оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях и заболеваниях: 

– сердечно-сосудистой системы; 

– нервной системы; 

– дыхательной системы; 

– опорно-двигательного аппарата; 

– органов пищеварения; 

– мочевыделительной системы; 

– аллергических реакциях и судорожных состояний; 

должны уметь

– использовать методы и средства оказания неотложной медицинской помощи при возникновении приступа стенокардии и инфаркта миокарда; острой сосудистой недостаточности (обморок, коллапс, шок, кома); гипертонического криза; приступа бронхиальной астмы; ложного крупа; эпилептического и истерического припадка; аллергических реакций (немедленного и замедленного типа); «острого живота»; при ранениях, ушибах, повреждениях, растяжениях связок и сухожилий, при открытых и закрытых переломах; травматическом шоке; ожогах, тепловом и солнечном ударах; при обморожениях и замерзаниях; при укусах животными и насекомыми; при попадании инородного тела в глаз, нос и уши; 

– подсчитать пульс и частоту дыхательных движений; 

– измерить и оценить артериальное давление; 

– нанести прекардиальный удар; 

– провести непрямой массаж сердца; 

– провести искусственную вентиляцию легких; 

– наложить кровоостанавливающий жгут или импровизированный «жгут-закрутку»; 

– остановить кровотечение пальцевым прижатием артерии или максимальным сгибанием конечности; 

– продезинфицировать и обработать рану; 

– наложить бинтовую давящую повязку на различные участки тела; 

– наложить импровизированную шину на поврежденную конечность; 

– удалить инородное тело из верхних дыхательных путей; 

– использовать методы психологического воздействия в чрезвычайных условиях различного происхождения; 

– оперировать знаниями о здоровье и его слагаемых; 

– использовать знания о сохранении, укреплении и преумножении здоровья, о саморегуляции и самокоррекции; 

– формировать навыки здорового образа жизни.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Н. Н. Павлова основы медицинских знаний icon
Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601....
Н. Н. Павлова основы медицинских знаний iconРабочая программа дисциплины б 3 Основы медицинских знаний
Дисциплина «Основы медицинских знаний» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин
Н. Н. Павлова основы медицинских знаний iconЭкзаменационные вопросы
Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601....
Н. Н. Павлова основы медицинских знаний iconДыхание по фролову
Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601....
Н. Н. Павлова основы медицинских знаний iconПрограмма вступительного экзамена по биологии
Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601....
Н. Н. Павлова основы медицинских знаний iconСборник статей выступающих на конференции
Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601....
Н. Н. Павлова основы медицинских знаний iconПрограмма по биологии общие указания
Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601....
Н. Н. Павлова основы медицинских знаний iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи
Н. Н. Павлова основы медицинских знаний iconОоо «геофон» введение в понятие биополя
Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601....
Н. Н. Павлова основы медицинских знаний iconСтандарт основного общего образования по биологии
Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601....
Н. Н. Павлова основы медицинских знаний iconСоциальное как иррациональное? (Диагнозы 1990 года)
Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601....
Н. Н. Павлова основы медицинских знаний iconПрограмма вступительного испытания по общеобразовательному предмету «­­­­­­­­­­­­­Биология»
Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601....
Н. Н. Павлова основы медицинских знаний iconА. А. Альтшуллер Практическая психология для менеджера
Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601....
Н. Н. Павлова основы медицинских знаний iconАттестационные педагогические измерительные материалы по дисциплине...
Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601....
Н. Н. Павлова основы медицинских знаний iconАкадемия управления глобальными и региональными процессами социального...
Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601....
Н. Н. Павлова основы медицинских знаний iconГоршков ю. И., Ниретин н. И. Первая медицинская помощь в экстремальных...
Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск