Рабочая программа дисциплины б 3 Основы медицинских знаний





Скачать 104.11 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины б 3 Основы медицинских знаний
Дата публикации05.07.2015
Размер104.11 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая программа


ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Академия социального образования»


ОДОБРЕНО

решением Ученого совета

(протокол № 9 от 26.05.2014)

УТВЕРЖДАЮ

приказом ректора

№ 08/07 от 26.05.2014




Рабочая программа дисциплины

Б3.Б.3.3 Основы медицинских знаний

Профессиональный цикл, базовая часть
Направление подготовки

050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование»
Профиль подготовки

Специальная психология
Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения заочная

Факультет педагогики и психологии

Кафедра – разработчик специальной психологии и коррекционной педагогики

Казань 2014

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели освоения дисциплины…………………………………………………….3

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата………………..……3

3. Компетенции обучающегося………………………………………….……3

4. Структура и содержание дисциплины……………………………………4

5. Образовательные технологии………………………………………….…13

6. Формы и методы контроля…………………………………….…………13

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины….14

8. Материально-техническое обеспечение…………………………………15

1. Цели освоения дисциплины


Цель освоения дисциплины «Основы медицинских знаний»: сформировать у студентов, будущих дефектологов, сознательное отношение к своему здоровью и к здоровью окружающих; воспитать ответственность за своё здоровье и здоровье учащихся; ознакомить студентов с наиболее распространёнными болезнями и травмами, с неотложными состояниями и особенностями оказания первой помощи; ознакомить с организационными формами российского здравоохранения и медицинского обслуживания населения; сформировать системы знаний о влиянии экологических факторов на здоровье человека; сформировать навыки ухода за больными на дому.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Основы медицинских знаний» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин.

Предмет «Основы медицинских знаний» тесно связан с «Возрастной анатомией, физиологией и гигиеной», «Безопасностью жизнедеятельности», с «Возрастной психологией». Преподавание дисциплины должно базироваться на знании о биологической природе и целостности организма человека; причин и факторов, вызывающих болезненные изменения в организме. Освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее для изучения последующих дисциплин: «Невропатологии», «Психопатологии», «Нейропсихологии», «Анатомии, физиологии и патологии органов слуха, зрения и речи».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

– признаки наиболее распространённых заболеваний, неотложных состояний, инфекционных болезней;

- аспекты полового воспитания;

- правила оказания первой медицинской помощи;

- основы лекарственной помощи;

уметь:

– работать со специальной литературой, таблицами, муляжами, информационными сборниками;

владеть:

– приёмами первой медицинской помощи при переломах, вывихах, кровотечениях, обмороке, эпилептическом и истерическом припадках и др.

Результатом освоения учебной дисциплины является овладение обучающимися профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:


Код

Наименование результата обучения

ОК-1

способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству, к толерантности, социальной мобильности


4. Структура и содержание дисциплины

4.1 Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 72 часов

Аудиторные занятия 12 часов, самостоятельная работа - 58 часов



п/п

Разделы/темы

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Итого

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа

1

Ранения и кровотечения и первая медицинская помощь при них. Наложение повязок

11

2




6

2

Ушибы, растяжения, вывихи и первая медицинская помощь при них

11




2

6

3

Переломы, транспортировка и первая медицинская помощь

12

2




6

4

Ожоги, электротравмы, утопление и оказание первой помощи

12




2

6

5


Поражения отравляющими и ядовитыми веществами

10







6

6

Лекарственные препараты и принципы дозировки их

11




2

6

7

Медицинские аспекты полового воспитания

10







6

8

Типы лечебно-профилактических учреждений и их работа

12




2

6

9

Инфекционные заболевания. Уход за больными

10







10




Зачет

4













Всего

72

4

8

58

4.2 Лекционные занятия

1. Ранения и кровотечения и первая медицинская помощь при них. Наложение повязок

Раны слепые и сквозные; проникающие и не проникающие в полости тела. Классификация по механизму повреждения раны: резаные, рубленые, рваные, колотые, ушибленные, укушенные, огнестрельные – их характеристика и первая медицинская помощь.

Характеристика артериального, венозного, капиллярного, смешанного кровотечения и способы их остановки (прижатие, сгибание конечности, давящие повязки, наложение жгута или закрутки). Окончательная остановка кровотечений. Повязки, материал для них, показания для их наложения. Виды повязок. Правила наложения повязок.

2. Переломы, транспортировка и первая медицинская помощь

Врождённые и приобретённые, открытые и закрытые переломы. Деление переломов

по локализации, по нарушениям целостности кости и по сложности происхождения, одиночные и множественные, со смещением и без смещения отломков. Абсолютные и относительные признаки перелома. Тяжелые последствия переломов: шок и терминальное состояние. Две стадии шока. Травматический токсикоз, его причины и последствия. Средства иммобилизации при переломах различных частей тела (в том числе подручные).

Наложение шин при переломах рук и ног. Транспортировка при переломах позвоночника.


4.3 Семинары/практические занятия

Семинар 1. Ушибы, растяжения и разрыв связок, сотрясение, вывихи и первая медицинская помощь при них

1.Симптомы при ушибах и первая помощь

2.Симптомы растяжения и первая помощь

3.Симптомы разрыва связок и первая помощь

4.Виды вывихов

5.Первая помощь при вывихе кисти и плеча

6.Первая помощь при вывихе стопы и бедра

7. Причины сотрясения тканей и помощь
Семинар 2. Ожоги, электротравмы, утопление и оказание первой помощи

1.Термический ожог и первая помощь

2.Химический ожог и первая помощь

3.Определение площади ожога

4.Степени ожога

5.Первая медицинская помощь при различных степенях ожога

6.Ожоговая болезнь

7.Ожоговый шок

8.Ожоговая токсемия

9.Ожоговая септикотоксемия

10.Признаки электротравмы

11.Помощь при электротравме

12.Утопление и его причины

13.Вторичное утопление

14.Первая помощь при утоплении
Семинар 3. Лекарственные препараты и принципы дозировки их

1.Лекарства, относящиеся к списку А.

2.Сильнодействующие лекарства

3.Малоядовитые лекарства

4.Правила хранения лекарств.

5.Твёрдые, мягкие, жидкие, газообразные лекарства и их формы

6.Местное действие лекарств

7.Резорбтивное действие лекарств

8.Прямое действие лекарств

9.Рефлекторное действие лекарств

10.Косвенное действие лекарств

11.Избирательное действие лекарств

12.Побочное действие лекарств

13.Токсическое действие лекарств

14.Тератогенной действие лекарств

15.Кумуляция, привыкание, зависимость при приёме лекарств

16.Первая медицинская помощь при лекарственном отравлении
Семинар 4. Типы лечебно-профилактических учреждений и их работа

1.Деятельность амбулаторных учреждений

2.Деятельность стационарных лечебных учреждений

3.Принципы работы приёмных отделений

4.Особый режим инфекционных учреждений

5.Деятельность онкологических учреждений


4.4 Самостоятельная работа

Для освоения дисциплины «Основы медицинских знаний» студентам необходимо по каждому разделу:

1. Изучить литературные источники и выделить главные мысли в соответствии с контрольными вопросами в форме: резюме, тезисов, цитат, конспекта.

2. Подготовить устное выступление продолжительностью 3-5 минут, используя материалы учебных пособий, монографий, содержание лекционного материала, практических занятий, ресурсов Интернет.

3. Подготовить реферативную работу по предложенным темам, используя имеющиеся информационные материалы с учетом современных достижений науки и оформить ее на бумажных или электронных носителях. Работа должна быть написана разборчиво, иметь поля для замечаний преподавателя.

Титульный лист оформляется с указанием кафедры, темы работы, автора и преподавателя, проверяющего работу. Работа должна содержать необходимые рисунки и схемы с пояснениями. В тексте необходимо делать ссылки на используемую литературу. В конце реферата необходимо указать список использованной литературы с соблюдением требований библиографического стандарта.

4. Защитить перед аудиторией свою точку зрения по рассматриваемой проблеме.

5. Студенты должны оппонировать, дискуссировать на тему представленных сообщений и реферативных работ.

5. Образовательные технологии

При реализации программы дисциплины «Основы медицинских знаний» используются различные образовательные технологии, в том числе около 15-20% учебных занятий проводятся в интерактивных формах, используются рисунки, схемы и презентации.

Лекционные занятия проводятся в традиционных формах и в активных формах: учебная дискуссия. На семинарах происходит защита рефератов, коллоквиумы, электронное тестирование. Внеаудиторная самостоятельная работа проводится под руководством преподавателей (консультации при подготовке рефератов, докладов, выполнении практических заданий) и индивидуальная работа студентов при подготовке презентаций на избранную тему.
6. Фонд оценочных средств

Компетенции

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

ОК-1

Вопросы к зачету, Реферат


Вопросы для зачёта

1.Значение первой медицинской помощи

2.Характеристика открытых ранений

3.Осложнения ранений

4.Виды кровотечений и способы временной остановки кровотечений

5.Правила наложения жгута

6.Общие правила наложения повязок

7.Что такое индивидуальный медицинский перевязочный пакет

8.Характеристика закрытых повреждений

9. Первая помощь при закрытых повреждениях

10.Виды и степени ожогов

11.Что такое ожоговый шок и ожоговая болезнь

12.Первая помощь при ожогах

13.Характеристика поражений электрическим током

14.Первая помощь при электротравме

15.Виды утоплений, их особенности и основные признаки

16.Первая медицинская помощь при утоплении

17.Характеристика переломов

18.Травматический шок и травматический токсикоз

19.Первая помощь при переломах различных костей

20.Отморожение, тепловой удар и первая помощь при них

21.Понятие об отравляющих веществах

22.Особенности поражения сильнодействующими ядами

23. Первая помощь при отравлении грибами и ядовитыми растениями

24.Правила транспортировка пострадавших

25.Возможные осложнения лекарственного лечения

26 Механизмы и пути передачи инфекции

27.Характеристика кишечных инфекций

28.Характеристика детских инфекций

29.Источники и пути передачи СПИДа и его профилактика.

30.Заразные заболевания кожи.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

1. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии. - Москва. – 2008.

2. Мухаметзянов И.Ш. Здоровьеформирующее образование: сущность и технология. - Казань, 2011.-218с.

3. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. – Ростов н/Дону: Феникс, 2008. – 285 с.

б) дополнительная литература:

1.Астахов А.П. Новейший психолого-педагогический словарь. – Мн., 2010. – 928 с.

2.Батюта М.Б., Князева Т.Н. Возрастная психология: учебное пособие – М.:
изд-во «Логос», 2011. - 306 с.
(ЭБС «Книгафонд»)

3.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н., Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Психология развития и возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М., 2011. – 420 с.


Подопригора С.Я., Подопригора А.С. Краткий психологический словарь. – Ростов н/Д, 2012. – 318 с.

4.Нартова-Бочавер С.К., Потапова А.В. Введение в психологию развития: учебное пособие. М: изд-во «ФЛИНТА; МПСИ», 2011. - 216 с. (ЭБС «Книгафонд»)


Мухаметзянов И.Ш. Модель здоровьесберегающей среды информатизации профессионального образования. – Казань,2008.-122с.

Мухаметзянов И.Ш. Здоровьесберегающая информационно-коммуникационная среда. – Казань, 2010.-162с.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

http://www.knigafund.ru/

http://edu.of.ru.

http://www.ifap.ru

http://gcon.pstu.ac.ru

www.//doktor.ru

http://mbttc.mtuci2.ru

http://library.auca.kg

http://www.bj.pu.ru

http://www.edu.ru

http://www.e-teaching.ru

http://www.ict.edu.ru

http://www.asha.org

http://www.aacap.org

http://www.dec-sped.org

http://www.downsideup.org

http://www.logoped.org

http://logoburg.nm.ru
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8.1. Лекционные занятия:

  • Аудитории, оснащенные мультимедийной аппаратурой (проектор, экран, колонки, компьютер/ноутбук).

  • Лекционные аудитории (доска, мел, указка)

    1. Практические/семинарские занятия:

Аудитории, оснащенные мультимедийной аппаратурой (проектор, экран, колонки, компьютер/ноутбук).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины б 3 Основы медицинских знаний iconРабочая учебная программа дисциплины (рупд). 5 Учебно-методическое...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями гос впо по данному направлению (№ государственной регистрации...
Рабочая программа дисциплины б 3 Основы медицинских знаний iconОсновы медицинских знаний и здорового образа жизни учебно-методический комплекс дисциплины
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «основы медицинских знаний и здорового образа жизни»
Рабочая программа дисциплины б 3 Основы медицинских знаний iconОсновы медицинских знаний и здорового образа жизни учебно-методический комплекс дисциплины
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «основы медицинских знаний и здорового образа жизни»
Рабочая программа дисциплины б 3 Основы медицинских знаний iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи
Рабочая программа дисциплины б 3 Основы медицинских знаний iconН. Н. Павлова основы медицинских знаний
Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний. Учебно-методический комплекс для студентов специальности: 071401. 65 «Социально-культурная...
Рабочая программа дисциплины б 3 Основы медицинских знаний iconПояснительная записка Программа учебной дисциплины «Основы безопасности...
Автор программы: Михейкина И. Н., ст преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний
Рабочая программа дисциплины б 3 Основы медицинских знаний iconРоссийской федерации
Целями освоения дисциплины «Основы медицинских знаний» являются формирование высокого уровня знаний в области основ медицинских знаний,...
Рабочая программа дисциплины б 3 Основы медицинских знаний iconОсновы медицинских знаний и здорового образа жизни
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «основы медицинских знаний и здорового образа жизни»
Рабочая программа дисциплины б 3 Основы медицинских знаний iconРабочая учебная программа по дисциплине «Основы медицинских знаний...
Составитель: Шардина Любовь Андреевна, доктор медицинских наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и валеологии Ургпу
Рабочая программа дисциплины б 3 Основы медицинских знаний iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 7 (19) (21) Основы...
Автор программы: Михейкина И. Н., ст преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний
Рабочая программа дисциплины б 3 Основы медицинских знаний iconРабочая учебная программа по дисциплине «Основы медицинских знаний...
Шардина Л. А., доктор медицинских наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и валеологии Ургпу
Рабочая программа дисциплины б 3 Основы медицинских знаний iconРабочая программа дисциплины (модуля) «основы медицинских знаний и здоровый образ жизни»
«Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (гцолифк)»
Рабочая программа дисциплины б 3 Основы медицинских знаний iconРабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Основы медицинских знаний
«Физическая культура» профиля подготовки «Физкультурное образование», очной и заочной формы обучения
Рабочая программа дисциплины б 3 Основы медицинских знаний iconРабочая учебная программа по дисциплине «Основы медицинских знаний...
Составитель: Шардина Любовь Андреевна, доктор медицинских наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и валеологии Ургпу
Рабочая программа дисциплины б 3 Основы медицинских знаний iconПояснительная записка Настоящая программа предназначена для изучения...
Программа предназначена для изучения курса «Основы медицинских знаний» с основами анатомии, физиологии и гигиены в 9 классе средней...
Рабочая программа дисциплины б 3 Основы медицинских знаний iconРабочая программа дисциплины основы медицинских знаний и здорового образа жизни
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск