Рабочая программа дисциплины (модуля) «основы медицинских знаний и здоровый образ жизни»





Скачать 375.9 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины (модуля) «основы медицинских знаний и здоровый образ жизни»
страница1/3
Дата публикации27.01.2015
Размер375.9 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)»

Рабочая программа дисциплины (модуля)

«ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ
И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»


Физического воспитания и спорта по специальности для студентов, обучающихся
по направлению 050100.62 «Педагогическое образование» цикла ОПД ФД

ОПД.Ф.7
Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения – очная

Москва 2012г.

Программа утверждена и рекомендована

Экспертно-методическим советом

Института туризма, рекреации, реабилитации и фитнеса РГУФКСМиТ

Протокол №_____от «____» ____________2012г.


Составители:

Лаптев Александр Петрович, доктор медицинских наук, профессор, РГУФКСМиТ;

Иванов Александр Анатольевич, кандидат педагогических наук, доцент - Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма

Церябина Валерия Валерьевна, кандидат педагогических наук, ст. преподаватель – РГУФКСМиТ.
Рецензент: Григорьева Ольга Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент, РГУФКСМиТ

Программа дисциплины федерального компонента цикла ОПД составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 050100.62 «Физическая культура»
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1. Цели освоения дисциплины «Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни»

Целями освоения дисциплины (модуля) являются изучение вопросов первая доврачебная помощь – это оперативная помощь пострадавшему при получении травмы или внезапном приступе заболевания, которая оказывается до тех пор, пока не будет возможно получении более квалифицированного медицинского содействия.

Охрана и укрепление здоровья населения – важнейшая государственная задача. В российском здравоохранении профилактическое направление является основополагающим принципом, идеологией охраны здоровья народа. Профилактика представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья людей, их творческого долголетия, устранение различных причин заболеваний, повышение защитных сил организма, улучшение условий труда и быта, отдыха населения, охрану окружающей среды.

Профилактика в РФ осуществляется путем комплексных крупномасштабных программ, включающих различные социально-экономические, медико-санитарные и общественные мероприятия по охране здоровья людей.

2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата - базовая часть 1 курс 2 семестр (3 нед)

При планировании содержания учебных занятий по дисциплине «Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни» принималось в расчет, что учебным планом также предусмотрены такие дисциплины медико-биологического курса как анатомия, физиология, спортивная медицина, гигиена, лечебная физическая культура и массаж. Учитывая это, в целях ликвидации дублирования, основное внимание было уделено проблемам обеспечения безопасности, правовым, нормативным и организационным вопросам, проблемам выживания в экстремальных условиях.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Выработать практические умения и навыки в проведении и оказании первой доврачебной помощи в экстремальных и чрезвычайных ситуациях; способы оказания первой доврачебной помощи и транспортировки пострадавших, знать круг ответственности тренерско-преподавательского состава в случае чрезвычайных происшествий и несчастных случаев. Обучить правилам поведения, основным способам и приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим при острых и неотложных состояниях овладение студентами современными научными знаниями о здоровом образе жизни; овладение практическими навыками пропаганды и формирования здорового образа жизни молодежи.

Пользоваться современными научными знаниями о здоровом образе жизни; приобретать практические навыки эффективной пропаганды и формирования здорового образа жизни; оказать первую доврачебную помощь в случае утопления, отравления, переохлаждения и др. чрезвычайных ситуациях.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни»

Курс «Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни» является одной из обязательных дисциплин обучения и тесно связан с такими дисциплинами, как БЖД, валеология, экология, гигиена, анатомия, спортивные сооружения, спортивная медицина и др. Данный курс содержит лекции, практические и самостоятельные занятия. Лекционный материал строится на соединении основных теоретических положений из области медицины. В ходе практических занятий уточняются, систематизируются знания, формируются умения и навыки в проведении и оказании первой доврачебной помощи в экстремальных и чрезвычайных ситуациях.

Взаимодействуя с этими дисциплинами, курс «Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни» как единая научно-учебная дисциплина преследует цель создания необходимых предпосылок и условий для профессиональной подготовки, роста и совершенствования специалиста по физической культуре и спорту.

В содержание учебного материала курса входят такие разделы, первая доврачебная помощь в экстремальных и чрезвычайных ситуациях.

Особенность курса «Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни» состоит в его разноплановости, умении выявить и определить наиболее опасные факторы поражения человека, принять необходимые меры к их ликвидации и уничтожению последствий их деятельности. Студенты, обучающиеся по специальности «Физическая культура», должны владеть вопросами, связанными с эффективной эксплуатацией спортивных сооружений и обеспечением полной безопасности занимающихся и зрителей

Дисциплина «Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни» общим объемом 50 учебных часов, из них 15 лекционных и 10 семинарских часов занятий, изучается в течение одного семестра на 5 курсе дневного обучения и завершается сдачей зачета, к которому студенты допускаются после вы­полнения объема требований тематического плана.

4. Требования к уровню освоения содержания курса

В результате изучения курса «Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни» студенты должны получить четкое представление о среде обитания человека, негативных факторах, действующих на него, чрезвычайных ситуациях природного техногенного и социального происхождения. Студенты должны знать и уметь применять на практике коллективные и индивидуальные средства защиты населения от различных поражающих факторов, а также правовые и организационные основы управления безопасностью жизне­деятельности. Студенты должны помнить, что обеспечение безопасности в физкультурно-спортивной деятельности связано с умением выбирать места занятии, правильно и эффективно эксплуатировать различные спортивные сооружения и постоянно обеспечивать безопасность занимающихся и зрителей на спортивных объектах.

Зачет по курсу «Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни» проводится после окончания аудиторных и самостоятельных занятий, проводимых в течение одного семестра. К зачету допускаются студенты, посетившие более 50% аудиторных занятий и показавшие на семинарских занятиях знания, отве­чающие требованиям изучаемого курса. Зачет проводится в форме устной беседы, на которой студентам предлагается ответить на ряд вопросов, специально подготовленных для проверки знаний по изучаемой дисципли­не.

4. Структура и содержание дисциплины (модуля) Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 36 часов.





Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)


Формы текущего контроля успеваемости (контрольня работареферат выступление на семенаре )

Форма промежуточной аттестации (зачет)







1

1

лек

семинар







1

Пути распространения.Меры профилактики инфекционных заболеваний.







2

4







2

Понятие о неотложных состояниях, причины и факторы, их вызывающие. Диагностика и приемы оказания первой помощи при неотложных состояниях.







4

4







3

Меры профилактики травм и первая помощь при них. Десмургия.







2

2




кр

4

Общие понятия гигиены человека.







2

2




кр

5

Основные знания гигиены физической культуры и спорта







2

4




Выст на сем

6

Здоровый образ жизни







2

4




реферат

7

Роль учителя в формировании здоровья учащихся в профилактике заболеваний.







2

2










итого







16

22




зачет


Форма итогового контроля: зачёт

5. Образовательные технологии

  1. лекции

  2. семинарские занятия

  3. мультимедийные лекции

  4. обучающие компьютерные программы

  5. наглядные пособия

  6. плакаты

  7. робот – тренажер «Гоша»


6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Лекции

Тема 1. Понятие о микробиологии, иммунологии и эпидемиологии. Меры профилактики инфекционных заболеваний.

Понятие о микробиологии, иммунологии и эпидемиологии. Меры профилактики инфекционных заболеваний. Инфекционная болезнь. Течение инфекционного процесса. Эпидемический процесс, периоды и фазы его течения. Понятие «иммунитет» и его виды. Вакцины и сыворотки. Профилактика инфекционных заболеваний.

Инфекционные болезни пищеварительной, дыхательной, половой системы, СПИД, инвазии, микозы. Характеристика, пути заражения, симптомы, профилактика.

Тема 2. Понятие о неотложных состояниях, причины и факторы, их вызывающие.

Диагностика и приемы оказания первой помощи при неотложных состояниях. Комплекс сердечно-легочной реанимации и показания к ее проведению, критерии эффективности.

Понятие о неотложных состояниях, причины и факторы, их вызывающие. Диагностика и приемы оказания первой помощи при неотложных состояниях и отравлениях. Сердечно-сосудистая недостаточность (обморок, коллапс, шок, тепловой и солнечный удар), гемодинамические показатели и их возрастные особенности (артериальное давление, пульс). Неотложная помощь при приступе бронхиальной астмы, гипер- и гипогликемической коме, приступе эпилепсии, коликах, аллергических реакциях. Диагностика и приемы оказания первой медицинской помощи. Действия при острых отравлениях.

Комплекс сердечно-легочной реанимации и показания к ее проведению, критерии эффективности.

Тема 3. Характеристика травматизма. Меры профилактики травм и первая помощь при них.

Понятие о травмах. Виды закрытые и открытые травмы и их характеристика (ушиб, вывих, разрыв и растяжение связок и мышц, переломы, раны). Представление об асептике и антисептике. Меры профилактики травм. Первая помощь при разных видах травм.

Спортивный травматизм. Воздействие низких и высоких температур. Меры профилактики и первая помощь при ожогах, отморожениях, общем замерзании. Кровотечения, их виды и способы остановки. Утопление, удушение и электротравма: диагностика и оказание первой медицинской помощи. Первая помощь при попадании инородных тел в полость носа, уха, глаза.

Тема 4. Гигиена – это медицинская наука о сохранении и укреплении здоровья населения. Она изучает влияние различных факторов окружающей среды и социальных условий на здоровье человека. На основе этого разрабатываются мероприятия, направленные на предупреждение заболеваний и обеспечение оптимальных условий существования человека, сохранения здоровья и активного долголетия.

Основные задачи гигиены – исследование взаимодействия организма человека с окружающей средой и влияние на него различных природных и социальных факторов, научное обоснование и разработка гигиенических норм, правил и мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, укрепление здоровья, продление творческого долголетия. Актуальнейшей задачей гигиены является также оздоровление внешней среды и охрана природы в целом.

Тема 5. Основные знания гигиены физической культуры и спорта

Охрана и укрепление здоровья населения – важнейшая государственная задача. В российском здравоохранении профилактическое направление является основополагающим принципом, идеологией охраны здоровья народа. Профилактика представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья людей, их творческого долголетия, устранение различных причин заболеваний, повышение защитных сил организма, улучшение условий труда и быта, отдыха населения, охрану окружающей среды.

Профилактика в РФ осуществляется путем комплексных крупномасштабных программ, включающих различные социально-экономические, медико-санитарные и общественные мероприятия по охране здоровья людей.

Медико-санитарные мероприятия по охране здоровья населения осуществляются в соответствии с положениями профилактической медицины, в основе которой лежит гигиена.

Основные задачи гигиены физической культуры и спорта состоят в том, чтобы:

– изучать влияние различных факторов внешней среды и социальных условий на состояние здоровья и работоспособность физкультурников и спортсменов;

– Научно обосновывать и разрабатывать гигиенические нормативы, правила и мероприятия по созданию оптимальных условий для физического воспитания и спортивной тренировки;

– научно обосновывать и разрабатывать нормативы, правила и мероприятия по использованию гигиенических средств и природных факторов для укрепления здоровья, повышения работоспособности и роста спортивных достижений.

При решении указанных задач гигиена физической культуры и спорта опирается на данные общей гигиены и профильных гигиенических дисциплин, широко использует теорию физического воспитания, спортивную медицину, физиологию спорта и другие науки.

Преподаватели физической культуры и тренеры должны уметь применять современные научные знания в области гигиены физической культуры и спорта.

В связи с необходимостью углубленной разработки отдельных проблем гигиены как науки сформировался ряд профильных гигиенических дисциплин: социальная гигиена, коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена питания, гигиена детей и подростков и т.д. Одной из них является гигиена физической культуры и спорта, изучающая влияние различных факторов окружающей среды и социальных условий на организм физкультурников и спортсменов. Цель такого изучения – разработка гигиенических нормативов, требований и мероприятий, направленных на укрепление здоровья занимающихся, повышение их работоспособности и достижение высоких спортивных результатов.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины (модуля) «основы медицинских знаний и здоровый образ жизни» iconЗдоровый образ жизни
Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления рассматривают...
Рабочая программа дисциплины (модуля) «основы медицинских знаний и здоровый образ жизни» iconРабочая учебная программа дисциплины (рупд). 5 Учебно-методическое...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями гос впо по данному направлению (№ государственной регистрации...
Рабочая программа дисциплины (модуля) «основы медицинских знаний и здоровый образ жизни» iconОсновы медицинских знаний и здорового образа жизни учебно-методический комплекс дисциплины
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «основы медицинских знаний и здорового образа жизни»
Рабочая программа дисциплины (модуля) «основы медицинских знаний и здоровый образ жизни» iconОсновы медицинских знаний и здорового образа жизни учебно-методический комплекс дисциплины
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «основы медицинских знаний и здорового образа жизни»
Рабочая программа дисциплины (модуля) «основы медицинских знаний и здоровый образ жизни» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Глухих Т. А. Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной...
Рабочая программа дисциплины (модуля) «основы медицинских знаний и здоровый образ жизни» iconРабочая программа дисциплины б 3 Основы медицинских знаний
Дисциплина «Основы медицинских знаний» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин
Рабочая программа дисциплины (модуля) «основы медицинских знаний и здоровый образ жизни» iconОсновы медицинских знаний и здорового образа жизни
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «основы медицинских знаний и здорового образа жизни»
Рабочая программа дисциплины (модуля) «основы медицинских знаний и здоровый образ жизни» iconКонспект урока по физкультуре в 11 классе Тема : Здоровый образ жизни....
Обсудить проблему укрепления здоровья людей и продления их активной жизнедеятельности
Рабочая программа дисциплины (модуля) «основы медицинских знаний и здоровый образ жизни» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Программа предназначена для студентов Тюмгу и разработана в соответствии с фгос, учебным планом института и с учетом компетентностного...
Рабочая программа дисциплины (модуля) «основы медицинских знаний и здоровый образ жизни» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Программа предназначена для студентов Тюмгу и разработана в соответствии с фгос, учебным планом института и с учетом компетентностного...
Рабочая программа дисциплины (модуля) «основы медицинских знаний и здоровый образ жизни» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи
Рабочая программа дисциплины (модуля) «основы медицинских знаний и здоровый образ жизни» iconАнализ медицинского обеспечения
Перед педагогическим коллективом школы стоит одна из главных задач – формировать у учащихся мотивацию на здоровый образ жизни, т...
Рабочая программа дисциплины (модуля) «основы медицинских знаний и здоровый образ жизни» iconУчебно-методический комплекс содержит учебно-тематический план, темы...
Н. Н. Малярчук. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная рабочая программа для студентов направления
Рабочая программа дисциплины (модуля) «основы медицинских знаний и здоровый образ жизни» iconВнеклассное мероприятие «Мы за здоровый образ жизни!» Умение вести здоровый образ жизни
Годовой план можно использовать в виде памятки, содержащей основные данные о различных мероприятиях. Ответственность за описание...
Рабочая программа дисциплины (модуля) «основы медицинских знаний и здоровый образ жизни» iconУчебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы...
В. И. Гренц. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов направления 080500. 62 «Менеджмент»....
Рабочая программа дисциплины (модуля) «основы медицинских знаний и здоровый образ жизни» iconУчебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы...
В. И. Гренц. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов специальности 080115. 65...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск