Скачать 236.85 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тобольский государственный педагогический институт им. Д.И.Менделеева» Утверждаю: Зав. кафедрой БЖД /МБД ________________________ «_____»______________200__г. Учебная программа дисциплины «Основы социальной медицины» специальности «040101.65 – Социальная работа » Подготовил УМК ст. преподаватель кафедры БЖД /МБД Ревнивых Г.А. Тобольск 2007 Пояснительная записка Дисциплина «Основы социальной медицины » является обязательной при подготовке студентов по специальности «Социальная работа». Мировая практика свидетельствует о том, что социальный работник обязан владеть теоретическими и практическими знаниями в области медицины, поскольку (независимо от специализации и места работы) он участвует в решении проблем индивидуального и общественного здоровья. Медико- социальная помощь рассматривается как новый вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского, психолого – педагогического и социально – правового характера, направленной не только на восстановление, но и на сохранение и укрепление здоровья различных групп населения. Предполагает системные медико – социальные воздействия на более ранних этапах развития болезни и социальной дезадаптации, являющихся причинами тяжелых осложнений, инвалидности и летального исхода. Общий объем данной дисциплины составляет 216 часов, аудиторный объем часов – 100, из них – 68 часов – лекций, 32 – практических занятий. Дисциплина относится к блоку специальных дисциплин (СД). Формы промежуточной аттестации – тестовые задания, ситуационные задачи, рефераты, контрольная работа, опрос и т.д. Предусмотрена сдача зачета. Дисциплина направлена на учебно – воспитательную и организационно – управленческую деятельность. 1.Цели и задачи дисциплины Целью данной дисциплины является формирование у студентов способности использовать основные положения медицинских знаний в практической деятельности социального работника. Она ориентирует студентов на готовность выполнять решение многочисленных проблем медико–социального характера. Ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:
2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины Студент , изучивший дисциплину должен иметь представление:
Студент , изучивший дисциплину должен знать:
Студент , изучивший дисциплину должен уметь:
Студент , изучивший дисциплину должен владеть навыками:
оказания помощи по целому ряду вопросу юридического, психологического, педагогического и медико – социального характера. 3.Объем дисциплины и виды учебной работы
4.Содержание дисциплины 4.1. Разделы дисциплины и виды учебной деятельности
4.2. Содержание разделов дисциплины 4.2.1.Лекционный курс*
* Содержание лекционного курса (тезисы лекций) приведены в Приложении №1 УМК. 4.2.2.Практические (семинарские) занятия *.
* Развернутые планы практических занятий и методические указания к их выполнению приведены в приложении № 2 УМК. 4.2.3.Задания для самостоятельной работы студентов*
* Содержание самостоятельной работы студентов и методические указания к ее организации и формам контроля приведены в Приложении № 3 УМК. 4.2.4.Лабораторный практикум не предусмотрен. 5.Учебно – методическое обеспечение дисциплины 5.1. Рекомендуемая литература а) Основная:
б) Дополнительная:
5.2. Средства обеспечения дисциплины.
6. Материально – техническое обеспечение дисциплины 1. Видеомагнитофон. 2. Мультимедийный класс. 3. DVD – плеер. 7.Содержание текущего и промежуточного контроля* 7.1. Перечень примерных контрольных вопросов для СРС. Контрольные вопросы для проведения текущего и промежуточного контроля:
Тесты для проведения текущего контроля:
а. качество жизни б. уровень жизни в. уклад жизни 2. К показателям естественного движения населения относится один из показателей: а. иммиграция населения б. физическое развитие в. заболеваемость г. смертность 3. Наиболее значимым для характеристики здоровья населения один из медико – демографических показателей: а. рождаемость б. смертность в. младенческая смертность г. заболеваемость 4. Диспансеризация – это: а. постоянное наблюдение за больным б. регулярные медицинские осмотры в.активное, динамическое наблюдение за больным 5. К амбулаторно – поликлиническим учреждениям не относится одно из следующих: а. городская поликлиника б. ФАП в. санаторий – профилакторий 6. При оказании скорой и неотложной помощи должен соблюдаться главный принцип: а. этапность б. преемственность в. последовательность 7. К учреждениям ПМСП относятся: а. областная клиническая больница б. стационарное отделение диспансера в. городская поликлиника 8. Вашему клиенту, инвалиду I группы требуется стоматологическая помощь на дому. К кому обратиться? а. непосредственно в стоматологическую поликлинику б. к участковому врачу в. к зав. отделением участковой поликлиники 9. В организации стационара на дому главная роль принадлежит: а. участковой мед. сестре б. участковому терапевту в. зав. терапевтическим отделением 10. Порядок проведения экспертизы временной нетрудоспособности: а. участковый врач – зав. отделением б. участковый врач – КЭК в. только участковый врач 11. Медико – социальный патронаж осуществляет: а. участковый врач б. медицинская сестра отделения РОКК в. социальный работник г. все перечисленные 12. Лицо, помещенное в психиатрический стационар в недобровольном порядке должно быть освидетельствовано комиссией врачей – психиатров – не позднее: а. 48 часов б. 24 часов в. 72 часов 13. Как часто должен осматриваться врачами – психиатрами пациент, помещенный в стационар в недобровольном порядке в течение первых шести месяцев после госпитализации: а. не реже 1 раз в месяц б. тоже, в 2 мес. в. тоже, в 3 мес. 14. Основными задачи учреждений медико – социальной экспертизы являются: а. определение группы инвалидности б. разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов в. изучение состояния инвалидности и факторов, к ней приводящих г. все нижеперечисленное 15. Решение об установлении группы инвалидности принимается: а. простым большинством голосов специалистов, проводивших медико – социальную экспертизу б. руководителем учреждения медико – социальной экспертизы. 16. Для рабочих промышленных предприятий основным учреждением ПМСП является: а. цеховая поликлиника б. здравпункт в. санаторий – профилакторий г. МЧГ 17. Вашему клиенту в плановом порядке назначено лечение в стационаре. Выберите правильный вариант порядка госпитализации: а. участковый врач- зав. отд. поликлиники- стационар б. стационар (приемный покой) в. «скорая » помощь – стационар Темы контрольных работ: Вариант № 1.
Вариант № 2.
Вариант № 3.
Вариант № 4.
Вариант № 5.
7.2. Примерный перечень вопросов к зачету. 1. Понятие социальной медицины. Связь с другими науками (гигиена, медицинская социология, профилактическая медицина и др.) 2. Краткий исторический очерк соц. медицины. 3. Здоровье и болезнь. Медицинская профилактика. 4. Образ жизни – главный фактор здоровья. 5. Стресс. Пути выхода из стрессовых ситуаций. 6. Физическая активность. 7. Репродуктивное здоровье (планирование семьи, планирование рождения ребенка и др.) 8. Медико – социальные проблемы наркотизма и ВИЧ (СПИД). 9. Медицинская этика и деонтология. 10. Биоэтика. Биоэтические проблемы современности. 11. Реанимация, этапы реанимационных мероприятий. 12. Неотложные состояния., I помощь. 13. Детский травматизм. Классификация. Профилактика. 14. Санитарно – эпидемиологическое благополучие населения. Санитарное законодательство. Санитарное просвещение. 15. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан. 16. Социально – медицинские проблемы организации соц. работы. 17. Социально – медицинская просветительская деятельность. 18. Питание и здоровье (Питание детей I года жизни. Питание в стационаре (диетология).). 19. Семья и здоровье (готовность к браку . Осложнения беременности, роды, вопросы воспитания, микроклимат в семье и др.). 20. Понятие ухода за больными и виды ухода. Организация ухода за больными. Личная гигиена больного. 21. Термометрия. Ухода за лихорадящими больными, простейшая физиотерапия. 7.3. Примерная тематика рефератов.
7.4. Методика проведения контрольных мероприятий (тестирование, семинары, контрольные срезы, опрос, рефераты и др.). Выполнение предлагаемых вопросов и заданий для самостоятельной работы оформляется в специальных тетрадях. При подготовке к семинарским занятиям составлять таблицы, тесты, тезисы. Предлагаемые тесты для текущего контроля можно использовать как срезовые контрольные работы предварительной проверки усвоения студентами по данной дисциплине. Тесты для выполнения могут быть на бумажных носителях или оформлены в готовых тестовых оболочках. Зачет проводится по представленным вопросам. Количество задаваемых вопросов зависит от преподавателя. Если студент посетил все лекции, выполнил на достаточном уровне практические занятия, освоил вопросы и задания для самостоятельной работы, выполнил тесты на «4» и «5» , то он освобождается от сдачи зачета по вопросам. 8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины Дисциплина направлена на учебно – воспитательную, профессиональную деятельность. Студент, получивший квалификацию «социальный работник» должен быть готовым осуществлять соц. работу в различных направлениях, быть способным решать многочисленные проблемы медико – социального характера в организациях и учреждениях здравоохранения, образования, армии, правоохранительных органах, в разных слоях населения. Основное назначение лекционного курса – способствовать формированию общей культуры личности, расширению кругозора в области медико – социальной помощи населению; умению организовать ее совместно с органами здравоохранения и социальной защиты населения. Отдельные лекции читаются в форме диалога, «круглого стола», беседы. На практических занятиях студенты овладевают профессионально – педагогическими умениями и навыками; закрепляют теоретические знания, овладевают некоторыми навыками научно – исследовательской работы в области социальной медицины. 9. Учебная практика по дисциплине не предусмотрена. |
Основы социальной Основы социальной медицины: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Т. В. Коробицина. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2010. 88 с | Рабочая учебная программа по дисциплине «Основы социальной медицины»... Основы социальной медицины [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 44 с | ||
Рабочая программа модуля (дисциплины) Основы социальной медицины Кореквизиты: Демография, Основы безопасности труда, Эргономика, Введение в профессию, Физическая культура | Пояснительная записка Дисциплина «История благотворительности» История развития социальной помощи изучается в тесной связи с развитием Российского государства, её социальной структуры и экономических... | ||
Методические указания по подготовке контрольных работ по дисциплине «основы социальной медицины» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа дисциплины «Основы социальной медицины» Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 040000 – Социальные... | ||
Основы социальной медицины Цель обучение будущего специалиста знаниям оценки и факторов, влияющих на здоровье, а также способам сохранения и укрепления физического,... | Программа дисциплины дисциплина опд. Ф. 10 Профессионально–этические основы социальной работы Курс составлен с учетом наличия у студентов системных знаний, полученных в процессе изучения общих гуманитарных и социально-экономических... | ||
240700 «Биотехнология» Набор 2013 г. № п/п Наименование дисциплины и ее основные Изучающее чтение с выделением главных компонентов содержания текста. Основы медицины. Фармацевтическое образование. Основы биотехнологии.... | Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального... Определение прецедентности в лексико-графическом материале | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «основы судебной медицины» «Основы судебной медицины» (ДС. Р. 10) является одной из значимых дисциплин специализации в подготовке юриста. Это обусловлено тем,... | Программа дисциплины «Основы социальной медицины» Целью изучения дисциплины является овладение знаниями о факторах, влияющих на здоровье, способах сохранения и укрепления физического,... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Основы социальной работы» ««Основы социальной работы» является формирование у студентов системных знаний о теории и методологии социальной работы как науки... | Пояснительная записка по программе орксэ «Основы православной культуры» Программа реализуется в адресованном учащимся 4 классов комплексе: «Основы мировых религиозных культур и светской этики» | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы социальной медицины» Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2009 года №709 и в соответствии с рабочим учебным планом направления... | Учебник: Кураев А. В. «Основы духовно- нравственной культуры народов... |