Скачать 0.74 Mb.
|
1 Цели и задачи изучения дисциплины 1.1 Цель преподавания дисциплины Программа дисциплины «Основы социальной медицины» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 Социальная работа (квалификация (степень) «бакалавр»). Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла (Б.3.Б.13) основной образовательной программы подготовки студентов социально-правового факультета Юридического института Сибирского федерального университета (направление 040400.62 – социальная работа). Проблема здоровья неотъемлема от других проблем человека и актуальна во все периоды его индивидуального развития. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Невозможно решать проблемы здоровья без учета широкого спектра социальных факторов. Социальная медицина, учитывающая социальные, психологические факторы, а также воздействия окружающей среды, влияющие на здоровье человека, рассматривается как расширенное понимание клинической медицины, социальная работа признается деятельностью, родственной врачеванию. Целью изучения дисциплины является овладение знаниями о факторах, влияющих на здоровье, способах сохранения и укрепления физического, психического и социального благополучия, формирование у обучающихся общекультурных (ОК-1-10, ОК-15) и профессиональных (ПК-1-9, 11-13, 15-21, 23-27, 31-33, 35) компетенций. 1.2 Задачи изучения дисциплины После окончания курса студент должен знать: - основы современной теории социального благополучия, качества жизни, физического, психического и социального здоровья; - основные понятия и категории социальной медицины, ее взаимосвязь с клинической медициной; - основные технологии и области применения социальной медицины; - основные факторы, влияющие на индивидуальное и общественное здоровье; - общие принципы диагностики, лечения и профилактики основных заболеваний человека; - правовые аспекты и организацию лечебно-профилактической помощи населению; - факторы санитарно-эпидемиологического благополучия населения; - социально-медицинские аспекты здорового образа жизни; - социально-медицинские аспекты планирования семьи; - основы реабилитации инвалидов; - основные технологии обеспечения социального благополучия, физического, психического и социального здоровья; - этические и медицинские основы социальной работы; - место и роль специалистов по социальной работе в оказании медико-социальной помощи населению. Студентам должны быть привиты следующие умения: - использовать социокультурный потенциал национально-государственного управления, социально ориентированного бизнеса и гражданского общества своей страны для решения задач обеспечения благополучия населения, социальной защищенности человека, его физического, психического и социального здоровья; - выявлять основные факторы, влияющие на индивидуальное и общественное здоровье; - определять особенности организации лечебно-профилактической помощи населению; - выявлять основные параметры образа жизни человека; - определять основные факторы санитарно-эпидемиологического неблагополучия населения; - выявлять факторы, позволяющие осуществлять планирование семьи; - определять признаки ограничения жизнедеятельности человека; - оценивать индивидуальную программу реабилитации инвалида; - выявлять социально-медицинские и решать биоэтические проблемы в конкретной ситуации; - соотносить психологические и медико-социальные технологии с концепциями и теориями психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы; - основывать выбор технологий в соответствии с эффективной моделью теории и практики медико-социальной помощи; - использовать социально-педагогические, медико-социальные и социально-психологические методы и технологии в практике социальной работы; - осуществлять медико-социальные и культурологические исследования. Обязательным для студентов социально-правового факультета является овладение: - основами культуры современного социального мышления, общественной и профессиональной деятельности, социально-технологических, медико-социальных практик; - навыками анализа демографических и статистических показателей здоровья; - медико-социальными основами организации социальной работы; - основами гигиенического воспитания населения; - навыками обучения здоровому образу жизни различных групп клиентов, консультирования по вопросам планирования семьи; - современными технологиями организации медико-социальной помощи; - основам взаимодействия с медицинскими работниками по комплексному решению проблем клиентов; - медико-социальными методами и технологиями. 1.3 Межпредметная связь Для изучения дисциплины «Основы социальной медицины» студентам необходимо знание курсов «Введение в профессию социальная работа», «Социальная этнография и демография», «Основы анатомии и физиологии», «Основы общей психологии», «Социальная безопасность», «Безопасность жизнедеятельности». Дисциплина «Основы социальной медицины» является базовой для курсов «Социально-медицинская работа с отдельными группами населения», «Профилактика наркомании и алкоголизма в молодежной среде», «Социальная психиатрия», «Социальная работа в чрезвычайной ситуации», «Семьеведение». 2 Объем дисциплины и виды учебной работы
3 Содержание дисциплины 3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах (тематический план занятий)
3.2 Содержание разделов и тем лекционного курса Модуль 1. Здоровье населения (всего 2,667(96): аудиторных занятий 1,278(46), для самостоятельного изучения 1,389(50)) Раздел 1. Здоровье как комплексная категория (всего 0,639(23): аудиторных занятий 0,278(10), для самостоятельного изучения 0,361(13)) Тема 1. Социальная медицина: основные понятия, категории, связь с клинической медициной. Здоровье как комплексная категория (всего 0,167(6): аудиторных занятий 0,083(3), для самостоятельного изучения 0,083(3)) Социальная медицина как наука о закономерностях общественного здоровья, способах его сохранения и укрепления. История становления науки и учебной дисциплины «Социальная медицина». Определение Всемирной организацией здравоохранения понятия «здоровье». Междисциплинарные аспекты здоровья: общенаучный, социально-гигиенический, медико-биологический, психологический, педагогический, экономический, правовой, технологический, теологический. Здоровье индивидуальное и общественное: определение, взаимосвязь, различия. Наука о здоровье: состояние и перспективы. Системный подход в решении проблем здоровья. Достижение здоровья для всех - стратегия Всемирной организации здравоохранения. Решение проблемы путем международного сотрудничества. Отношение человека к здоровью: закономерности, тенденции, способы формирования на различных этапах жизни. Укрепление здоровья и профилактика заболеваний. Переориентация развития здравоохранения, основные проблемные области: образ жизни и здоровье; факторы риска, воздействующие на человека; развитие службы медико-санитарной помощи, максимально приближенной к месту жительства и работы; политическая, административная, технологическая и научно-исследовательская поддержка. Тема 2. Биологическая и социальная обусловленность здоровья человека. Факторы и группы риска развития болезней. Укрепление здоровья и профилактика заболеваний (всего 0,278(10): аудиторных занятий 0,139(5), для самостоятельного изучения 0,139(5)) Биологическая обусловленность здоровья. Учет генетических факторов. Хромосомные и генные наследственные болезни (болезнь Дауна, фенилкетонурия, гемофилия и другие). Заболевания с наследственным предрасположением (гипертоническая болезнь, бронхиальная астма, язвенная болезнь, экзема, туберкулез, ревматизм и другие). Задачи медико-генетического консультирования. Деятельность медико-генетических центров. Генетический скрининг. Социальное благополучие как составляющая здоровья. Социальные факторы, влияющие на индивидуальное и общественное здоровье. Социальная сущность наиболее распространенных и значимых болезней: алкоголизм, наркомании, токсикомании, сердечно-сосудистые, онкологические, инфекционные заболевания и другие. Группы риска развития социально значимых заболеваний, выявление, наблюдение, превенция. Наиболее эффективные способы и средства преодоления болезней, повышения уровня общественного здоровья. Основные направления социальной политики государства, способствующие сохранению и укреплению здоровья населения. Место лечебно-профилактических учреждений в здравоохранительной деятельности. Достижения науки и техники в диагностике, лечении болезней. Деятельность социальных работников, направленная на сохранение и укрепление здоровья. |
Рабочая учебная программа по дисциплине «Основы социальной медицины»... Основы социальной медицины [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 44 с | Основы социальной Основы социальной медицины: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Т. В. Коробицина. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2010. 88 с | ||
Рабочая программа модуля (дисциплины) Основы социальной медицины Кореквизиты: Демография, Основы безопасности труда, Эргономика, Введение в профессию, Физическая культура | Программа дисциплины «Основы социальной медицины» Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 040000 – Социальные... | ||
Пояснительная записка Дисциплина «Основы социальной медицины» Целью данной дисциплины является формирование у студентов способности использовать основные положения медицинских знаний в практической... | 240700 «Биотехнология» Набор 2013 г. № п/п Наименование дисциплины и ее основные Изучающее чтение с выделением главных компонентов содержания текста. Основы медицины. Фармацевтическое образование. Основы биотехнологии.... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы социальной медицины» Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2009 года №709 и в соответствии с рабочим учебным планом направления... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «основы судебной медицины» «Основы судебной медицины» (ДС. Р. 10) является одной из значимых дисциплин специализации в подготовке юриста. Это обусловлено тем,... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Основы социальной работы» ««Основы социальной работы» является формирование у студентов системных знаний о теории и методологии социальной работы как науки... | Примерная программа дисциплины «Анатомия, физиология и основы балетной медицины» Изучение анатомии, физиологии и основ балетной медицины призвано вооружить будущих выпускников знаниями по анатомии и физиологии... | ||
Примерная программа дисциплины «Анатомия, физиология и основы балетной медицины» Изучение анатомии, физиологии и основ балетной медицины призвано вооружить будущих выпускников знаниями по анатомии и физиологии... | Методические указания по подготовке контрольных работ по дисциплине «основы социальной медицины» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа дисциплины «Экономические основы социальной работы» Рабочая программа дисциплины «Экономические основы социальной работы» федерального компонента цикла опд составлена в соответствии... | Примерная программа дисциплины «Экономические основы социальной работы» Примерная программа дисциплины «Экономические основы социальной работы» федерального компонента цикла опд составлена в соответствии... | ||
Основы социальной медицины Цель обучение будущего специалиста знаниям оценки и факторов, влияющих на здоровье, а также способам сохранения и укрепления физического,... | Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального... Цели освоения дисциплины содействовать развитию профессиональной компетентности бакалавра в области психолого педагогического образования... |