Основы социальной медицины





Скачать 161.52 Kb.
НазваниеОсновы социальной медицины
Дата публикации05.07.2015
Размер161.52 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Право > Рабочая учебная программа
Приложение 1






МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации


«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой ______________ Декан факультета _____________

___________________________ _____________________________

«___»_______________200 г. «___»_______________200 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине Основы социальной медицины

По направлению подготовки 040400 Социальная работа

Курс 2

Вид промежуточной аттестации -экзамен

Кафедра: общественного здоровья здравоохранения и социальной работы

Трудоемкость дисциплины 216 (час.) / 6 (зач.ед.)

Архангельск, 2012
1. Цель и задачи освоения дисциплины

Цель - обучение будущего специалиста знаниям оценки и факторов, влияющих на здоровье, а также способам сохранения и укрепления физического, психического и социального благополучия.

Задачи :

- изучение основных факторов, влияющих на здоровье человека;

- овладение технологиями, направленными на изучение, сохранение здоровья и предупреждение развития заболеваний;

- определение роли социальных работников, участвующих в оказании медико-социальной помощи населению.

Независимо от профиля образовательного учреждения, в котором ведется подготовка специалиста по социальной работе, а также избранной специализации и будущему месту работы, профессиональный социальный работник будет иметь дело с клиентом, у которого в большей или в меньшей мере имеются проблемы со здоровьем.

Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. А социальная работа рассматривается как деятельность, родственная врачеванию.

Проблема здоровья как глобальная неотъемлема от других проблем человека. Здоровье актуально во все периоды индивидуального развития организма: от рождения и до смерти, в полном здравии и в состоянии болезни.

Здоровье человека является предметом изучения многих естественных и общественных наук: биологии, медицины, социологии, психологии, философии и других.

Человек связан с отношениями в обществе и его социальной структурой. Поэтому невозможно решать проблемы здоровья без учета широкого спектра социальных факторов. По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека на 50 процентов зависит от его образа жизни.

Рассматривая социальную медицину как расширенное понимание клинической медицины, учитывающей социальные, психологические факторы, а также факторы окружающей среды, влияющие на пациентов (клиентов), необходимо учитывать множество взаимосвязей между медициной и обществом.

Все это требует иметь в виду междисциплинарный характер социальной медицины при подготовке специалиста по социальной работе.
2.Место дисциплины в структуре ООП

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки цикла профессиональных дисциплин
Дисциплины, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее – история, современная научная картина мира.
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:


Коды формируемых компетенций

Компетенции

ОК-№

Общекультурные компетенции

ОК-10

использовать в профессиональной деятельности основные законы естественнонаучных дисциплин, в том числе медицины

ОК-15

владеть основными методами медико-социальной помощи

ОК-16

владеть средствами самостоятельного методически правильного использования методов укрепления здоровья

ПК -№

Профессиональные компетенции

ПК-2, ПК-27

быть способным обеспечивать высокий уровень медико-социальной помощи гражданам

ПК-40

быть способным создавать социальные проекты для работы в трудных жизненных ситуациях, для обеспечения физического, психического и социального здоровья людей


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:

  • - основные факторы, влияющие на индивидуальное и общественное здоровье;

  • социально-медицинские аспекты здорового образа жизни;

  • социально-медицинские аспекты и общие принципы диагностики, лечения и профилактики основных заболеваний;

  • социально-медицинские аспекты планирования семьи;

  • основы психического здоровья;

  • основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;

  • рекомендации Всемирной организации здравоохранения;

  • место и роль специалистов по социальной работе в оказании медико-социальной помощи.

Уметь:

  • - умением анализировать показатели здоровья -демографические показатели; заболеваемости, травматизма, инвалидности;

  • применять методы медико – социальной статистики;

  • Находить причинно – следственные связи социальных факторов и здоровья

Владеть:

  • формами, средствами и методами гигиенического воспитания;

  • навыками формирования здорового образа жизни у различных групп клиентов;

  • навыками консультирования по вопросам планирования семьи;

  • навыками взаимодействия с медицинскими работниками по решению проблем клиентов;

  • комплексным подходом к решению проблем здоровья.


4. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц.


Вид учебной работы

Всего часов


Семестр


Аудиторные занятия (всего)

108

4

В том числе:







Лекции (Л)

30

4

Практические занятия (ПЗ)

78

4

Семинары (С)







Лабораторные практикумы (ЛП)







Клинические практические занятия (КПЗ)







Самостоятельная работа (всего)

72

4

Экзамен

36

4

Общая трудоемкость (час.)


216





5. Содержание дисциплины:
5.1. Содержание разделов дисциплины



п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

2

3

1

Развитие медицины в России в XVIII – ХХI вв. Благотворительность.

Развитие медицины, благотворительности, профилактического и общественного направления

2

Социально-гигиенические основы здоровья

Здоровье как комплексная категория и личностная ценность. Основные направления, формы и средства гигиенического воспитания.

3

Теоретические и методические основы медицинской статистики

Организация , применение медико – социальный статистических методов

4

Здоровье населения и методы его изучения

Демографические показатели в оценке здоровья населения. Заболеваемость населения. Методы и источники изучения заболеваемости. Значение отдельных методов изучения заболеваемости

5

Важнейшие болезни и их социально-гигиеническое значение. Организация медицинской помощи при них

Сердечно-сосудистые, онкологические заболевания, травматизм-социально-медицинские аспекты

6

Правовой механизм обеспечения здоровья населения

Международное, российское законодательство по медико-социальным аспектам здоровья

7

Социально-медицинские аспекты планирования семьи

Социальные и медицинские факторы планирования семьи, проблема и профилактика аборта


5.2. Разделы дисциплин и виды занятий




п/п

Наименование раздела дисциплины

Л

ПЗ

С

ЛП


КПЗ

СРС

Всего часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Развитие медицины в России в XVIII – ХХI вв. Благотворительность.

2

4










4

10

2

Социально-гигиенические основы здоровья

8

18










14

40

3

Теоретические и методические основы медицинской статистики




14










20

34

4

Здоровье населения и методы его изучения

8

18










14

40

5

Важнейшие болезни и их социально-гигиеническое значение. Организация медицинской помощи при них

6

14










12

32

6

Правовой механизм обеспечения здоровья населения

2

4










4

10

7

Социально-медицинские аспекты планирования семьи

4

6










4

14

6. Интерактивные формы проведения занятий
Проведение активных форм проведения практических занятий по разделам- «Социально-гигиенические основы здоровья», «Здоровье населения и методы его изучения», «Важнейшие болезни и их социально-гигиеническое значение. Организация медицинской помощи при них». Занятия проводятся в форме деловой игры (оценка причинно - следственных связей социально – медицинских проблем здоровья населения территории, оценка здоровья, мероприятия профилактики и вмешательства).

В рамках учебных курсов должны будут предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.




п/п

Наименование раздела дисциплины

Интерактивные формы проведения занятий

Длительность

(час.)




Социально-гигиенические основы здоровья

деловая игра

2




Здоровье населения и методы его изучения

деловая игра

3




Важнейшие болезни и их социально-гигиеническое значение. Организация медицинской помощи при них

деловая игра

2

Итого (час.)

7

Итого (% от аудиторных занятий)

6,5



7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов




п/п

Наименование раздела дисциплины

Виды самостоятельной работы

Формы контроля




Развитие медицины в России в XVIII – ХХI вв. Благотворительность.

Доклад, реферат

Проверка




Социально-гигиенические основы здоровья

Доклад, реферат

Проверка




Теоретические и методические основы медицинской статистики

Решение задач

Проверка




Здоровье населения и методы его изучения

Доклад, реферат

Проверка




Важнейшие болезни и их социально-гигиеническое значение. Организация медицинской помощи при них

Доклад, реферат

Проверка




Правовой механизм обеспечения здоровья населения

Доклад, реферат

Проверка




Социально-медицинские аспекты планирования семьи

Доклад, реферат

Проверка


8. Формы контроля
8.1. Формы текущего контроля

- устные (собеседование, доклад)

- письменные (проверка тестов, рефератов, конспектов, решение задач,).

8.2. Формы промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

Этапы проведения экзамена (зачета)

1. Этап - тестирование

2. Этап - экзамен

Вопросы к зачету и экзамену приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций».

9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

9.1. Основная литература

  1. Назарова Е.Н. Основы социальной медицины: учебное пособие для вузов/ М. 2010.-367 с.

  2. Лисицин Ю.П. История медицины/ М. 2007-400 с.

  3. Лисицин Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение/М. 2007-512 с.

  4. Идеи М.В. Ломоносова и общественное здоровье Поморья в XVIII-XXI веках» А.М. Вязьмин, Э.А. Мордовский под ред. А.Л. Санникова, Архангельск Изд-во СГМУ, 2011-191 с.

9.2. Дополнительная литература

  1. Василенко Н. Ю. Основы социальной медицины Изд Дальневосточного университета 2004 Владивосток. 2004 г. -129 c.

  2. Головин А.А. Основы социальной медицины: конспект лекций– Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. – 92 с.

  3. Решетников А.В.Социология медицины (введение в научную дисциплину): Руководство. М., 2002. -575 c

  4. Черносвитов Е В Социальная медицина : Учеб. пособие для вузов - М. : ВЛАДОС ; М. : МГСУ, 2000. – 302 с.

  5. Черносвитов Е.В. Специальная социальная медицина:Учебник для ВУЗов. — М.: «Академический Проект», 2004. -484 c.

  6. Черносвитов Е.В. Социальная медицина. Курс лекций: Учебник. — М.: «Юнити-Дана». 2002-346 c


9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы
http://www.gks.ru
http://www.minzdravsoc.ru
http://minzdravsoc29.ru
http://www.zdorovie29.ru
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Оборудовано 2 компьютерных класса с мультимедиа презентационным оборудованием. Наглядные пособия – 7 стендов по истории медицины и социальной медицине (общественном здоровье Российской федерации и Архангельской области).
11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине
Анкета-отзыв на дисциплину «________________» (анонимная)
Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «_____________». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.

1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________
2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________
3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий_____________________________________________________

_________________________________________________________________
4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий______________________________________________________

__________________________________________________________________
5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности?

____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

СПАСИБО!
Автор (ы):


Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

Проф. каф. общественного здоровья здравоохранения и социальной работы СГМУ

А.Л. Санников
























Рецензент (ы):


Место работы

Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись





































Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основы социальной медицины iconОсновы социальной
Основы социальной медицины: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Т. В. Коробицина. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2010. 88 с
Основы социальной медицины iconРабочая учебная программа по дисциплине «Основы социальной медицины»...
Основы социальной медицины [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 44 с
Основы социальной медицины iconРабочая программа модуля (дисциплины) Основы социальной медицины
Кореквизиты: Демография, Основы безопасности труда, Эргономика, Введение в профессию, Физическая культура
Основы социальной медицины iconМетодические указания по подготовке контрольных работ по дисциплине «основы социальной медицины»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Основы социальной медицины iconПрограмма дисциплины «Основы социальной медицины»
Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 040000 – Социальные...
Основы социальной медицины iconПояснительная записка Дисциплина «Основы социальной медицины»
Целью данной дисциплины является формирование у студентов способности использовать основные положения медицинских знаний в практической...
Основы социальной медицины icon240700 «Биотехнология» Набор 2013 г. № п/п Наименование дисциплины и ее основные
Изучающее чтение с выделением главных компонентов содержания текста. Основы медицины. Фармацевтическое образование. Основы биотехнологии....
Основы социальной медицины iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Определение прецедентности в лексико-графическом материале
Основы социальной медицины iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «основы судебной медицины»
«Основы судебной медицины» (ДС. Р. 10) является одной из значимых дисциплин специализации в подготовке юриста. Это обусловлено тем,...
Основы социальной медицины iconПрограмма дисциплины «Основы социальной медицины»
Целью изучения дисциплины является овладение знаниями о факторах, влияющих на здоровье, способах сохранения и укрепления физического,...
Основы социальной медицины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Основы социальной работы»
««Основы социальной работы» является формирование у студентов системных знаний о теории и методологии социальной работы как науки...
Основы социальной медицины iconРабочая программа учебной дисциплины «Основы социальной медицины»
Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2009 года №709 и в соответствии с рабочим учебным планом направления...
Основы социальной медицины iconПримерная программа дисциплины «Анатомия, физиология и основы балетной медицины»
Изучение анатомии, физиологии и основ балетной медицины призвано вооружить будущих выпускников знаниями по анатомии и физиологии...
Основы социальной медицины iconПримерная программа дисциплины «Анатомия, физиология и основы балетной медицины»
Изучение анатомии, физиологии и основ балетной медицины призвано вооружить будущих выпускников знаниями по анатомии и физиологии...
Основы социальной медицины iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Цели освоения дисциплины содействовать развитию профессиональной компетентности бакалавра в области психолого педагогического образования...
Основы социальной медицины iconТемы рефератов Модуль Основы спортивной медицины и организация врачебного...
Модуль Основы спортивной медицины и организация врачебного контроля. Гигиена в спорте


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск