Скачать 124.42 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИСКОИ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) «УТВЕРЖДАЮ» Проректор (декан факультета) ________________________________ «____»___________________2011 года ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ФТД.00 ОСНОВЫ ИУДАИКИ 1. Цель и задачи курса Целью курса «Основы иудаики» является знакомство студентов с еврейской историей и традицией, прошедшими в своем развитии несколько качественных этапов. Задачи курса: познакомить студентов с основными этапами еврейской истории; попытаться понять роль еврейской традиции в развитии мировой цивилизации. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. В результате освоения материала программы курса студент должен иметь представления об основных проблемах иудаики, этапах развития иудаики как науки, знать основные вехи истории еврейского народа. Особое место в дисциплине уделяется проблемам возникновения и формирования первой монотеистической религии в истории человечества – иудаизму и его влиянию на формирование других монотеистических религиозных систем. Центральные темы курса - иудео-христианский диалог – его этапы и формы, а также история взаимоотношений ислама и иудаизма. Особое внимание в курсе лекций уделяется причинам и последствиям Холокоста. Изучение генезиса этой Катастрофы помогает студентам лучше понять суть, предпосылки и последствия любой ксенофобии, а также необходимость противостояние ей – в том числе и посредством научного знания. Студенты также должны уметь применять полученные знания при составлении спецкурсов по иудаике в своей собственной преподавательской работе, а также уметь использовать полученные знания в своей научной работе. 3. Объем дисциплины и виды учебной работы:
4. Содержание дисциплины. 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий (Тематический план):
4.2. Содержание разделов дисциплины. 1. Кто такие евреи и что такое "еврейский вопрос". Периодизация еврейской истории. Основные понятия. Еврейский народ в течение многих столетий не объединен, как кажется, почти ничем: у него нет общей Родины (Израиль, возникший по историческим меркам совсем недавно – не является Родиной для большинства нынешних евреев), общего языка, общей религии, общего прошлого или настоящего. Все традиционные определения нации или народности тут не подходят. Так кто же такие евреи и почему та актуален веками так называемый «Еврейский вопрос»? 2. Формирование народа (XVIII-XIII вв. до н.э.). Период праотцев-патриархов. Споры вокруг проблемы происхождения народа – библейская и историческая традиции. Формирование идей «избранности». Что значит быть «избранным народом»? Какие права и обязанности налагает на народ это ощущение. Роль библейских мифов и идеи монотеизма в развитии мировой цивилизации. 3 Овладение Ханааном и период Первого Храма (XIII – VI вв. до н.э.). Формирование государства у евреев. Идея «земли обетованной» как движущая сила становления государства. Идея Храма и роль этой идеи в еврейской истории. a. Период освоения Эрец Исраэль (приблизительно XIII в. до н.э.). б. Период судей (XIII-XI вв. до н.э.). в. Период царства, или период Первого Храма (XI-VI вв. до н.э.). 4. Разрушение Первого Храма и Период вавилонского изгнания (VI в. до н.э.). Формирование исторической модели существования еврейского народа: Родина-диаспора. Что позволило народу сохраниться в диаспоре? Роль пророков в еврейской истории. 5. Период персидского владычества и возвращение в Сион (538 –332 гг. до н.э.). Идея алии и ее роль в еврейской истории. Деятельность Эздры и Нехемии – формирование письменной еврейской традиции. Эллинистический период (332-63 гг. до н.э.). Период Хасмонеев (141-63 гг. до н.э.). 6. Римский период (63 г. до н.э. -320 г. н.э. – V век нашей эры). Диалог-конфликт между иудаизмом и христианством. Истоки конфликта и неизбежность диалога. В чем суть основных противоречий. Возможности их преодоления. 7. Еврейская диаспора в средние века VI-XVII вв. Опыт существования в диаспоре. Трансформация отношения к евреям на протяжении средневековья. Сосуществование с христианской и мусульманской культурами. Почему удалось не ассимилироваться? 8. История евреев в новое время XVII-XIX столетия. Зарождение движения за эмансипацию. Какие влияиние оказало европейское Просвещение на положение евреев в европейском обществе? Формирование Хаскалы. От Просвещения к Эмансипации – как стало возможным равноправие евреев в Европе? Варианты существования в диаспоре в новое время. 9. История евреев в новейшую историю. Зарождение сионизма. Холокост. Создание государства Израиль. Истоки формирования сионистской идеологии и ее разновидности. Первые шаги на пути Возвращения в Израиль. Предпосылки Холокоста. «Банальность зла» и мотивация исполнителей преступных приказов. «Праведники мира». Государство Израиль: история его возникновения и перспективы развития. 5. Лабораторный практикум. Не предусмотрен. 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 6.1. Рекомендованная литература. а) основная литература: Арендт Х. Банальность зла. М., 2009. б) дополнительная литература: "Тайна Израиля". Еврейский вопрос в русской религиозной мысли конца XIX - первой половины XX вв. СПб., 1993. Бенбасс Э., Родич А. Сефардская община в XIV-XX вв. М., 2001. Библия. (любое издание) Блюм А. Еврейский вопрос под советской цензурой. СПб., 1995. Гринбаум А. Еврейская наука и научные учреждения в Советском союзе 1918–1953 // Евреи в России. Историографические очерки: 2-я половина XIX века – XX век. М.–Иерусалим, 1994. Гринбаум А. Иудаика в СССР. 1950–1990 // Евреи в России. Историографические очерки: 2-я половина XIX века – XX век. М.–Иерусалим, 1994. Динур Б.-У. Еврейская история. Ее особенности и непрерывность // Век. Рига, 1989. № 2. Дубнов С.М. Основные этапы еврейской истории. М., 2005. Дудаков С.Ю. Парадоксы и причуды филосемитизма и антисемитизма в России. М., 2000. Еврейское наследие в контексте мировой культуры. Вып. I. М., 1990. История отечественного востоковедения с середины XIX в. до 1917 г. М., 1997. Катастрофа европейского еврейства. Курс Открытого университета Израиля. Тель-Авив, 1995. Катастрофа европейского еврейства. Курс Открытого университета Израиля. Тель-Авив, 1995. Кац Я. Евреи в средневековой Европе: замкнутость и толерантность. Иерусалим, 1992. Кон Н. Благословение на геноцид: Миф о всемирном заговоре евреев и "Протоколы сионских мудрецов". М., 1990. Кюнг Г. Взаимоотношения: иудаизм и христианство // Диспут. 1992. №1. Мережковский Д.С. Еврейский вопрос как русский // Искусство кино. 1990. № 10. Михейкина М.Э. Проблемы библеистики и древней истории Палестины в российской историографии конца XIX-XX вв.: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. / Моск. гос. открытый пед. ин-т. М., 1993. Никитин В. Доктринальная общность монотеистических религий // Лицом к лицу: Религиозный диалог. М., 1995. Очерк истории еврейского народа. Т. 1-2. Иерусалим, 1993. Полонский П. Евреи и христиане: несовместимость двух подходов к миру. Иерусалим, 1995. Рашковский Е.Б. Библейское наследие в современном социокультурном опыте Европы и России // Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 8. Рижский М.И. История переводов Библии в России. Новосибирск, 1978. Русская идея и евреи: Роковой спор: христианство, антисемитизм, национализм. Сб статей. М., 1994. Рутберг Н.И. Пидевич И.Н. Евреи и еврейский вопрос в литературе советского периода. Хронологически-тематический указатель литературы, изданной за 1917-1991 гг. на русском языке. М., 2000. Сартр Ж.-П. Размышления о еврейском вопросе // Нева. 1991. № 8. Сэмюэлс Р. По тропам еврейской истории. М., 1991. Сэмюэлс Р. По тропам еврейской истории. М., 1991. Флинк Э. Феномен антисемитизма: Еврейский вопрос в царской России и в Советском Союзе: Историко-публицистические очерки. М., 2001. Членов М.А. Еврейство в системе цивилизаций (постановка вопроса) // Диаспоры. 1999. № 1. Шифман Л. От текста к традиции. История иудаизма в эпоху Второго Храма и период Мишны и Талмуда. М.-И., 2000. Шрейдер Ю. Опыт христианско-иудейского взаимодействия // Вопросы философии. 1992. № 5. в) интернет-сайты: Центр «Маханаим» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.machanaim.org Центр «Гиллель» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.hillel.ru Всемирный центр исследования Каббалы в Бней Браке (Центр М. Лайтмана) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kabbalah-web.org Еврейский образовательный сервер «Источник» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.istok.ru Институт изучения иудаизма в СНГ под руководством Адина Штейнзальца [Электронный ресурс]. - URL: http://www.judaicaru.org Открытый университет Израиля [Электронный ресурс]. - URL: http://hedir.openu.ac.il Независимая еврейская газета АМИ [Электронный ресурс]. - URL: http://www.jew.spb.ru/ami1.htm «Путешествие в мир Торы» [Электронный ресурс]. - URL: http://bible.ort.org Центр еврейского образования в диаспоре им. рава Джозефа Лукштейна (ун-т Бар-Илан) [Электронный ресурс]. - URL: http://lookstein.daat.ac.il/russian Глобальный еврейский «он-лайн» Центр [Электронный ресурс]. - URL: http://www.jewish.ru Сайт по истории и традициям еврейского народа [Электронный ресурс]. - URL: http://school.ort.spb.ru/library Институт Бейт Шломо [Электронный ресурс]. - URL: http://www.halacha.net 6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины. Рабочая программа по дисциплине «Основы иудаики», составленная на кафедре всеобщей истории ТГПУ. Учебная, учебно-методическая литература, библиотечные фонды. 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины. Оборудованные аудитории. DVD-плеер, видеомагнитофон, телевизор. 8. Методические рекомендации и указания по организации изучения дисциплины. 8.1. Методические рекомендации преподавателю. Данная дисциплина направлена на подготовку студентов-историков. Ее преподавание предполагает проведение ряда лекционных занятий. Лекции проводятся в основном посредством метода устного изложения с элементами проблемного подхода и беседы. В лекционном курсе отводится место как общетеоретическим проблемам иудаики как научной дисциплины, так и выяснению специфических особенностей отдельных периодов всемирной истории. Со своей стороны, самостоятельная работа студентов включает в себя знакомство с учебно-методической и научно-исследовательской литературой. Содержание предлагаемой программы дисциплины, ее объем и характер обусловливают необходимость оптимизации учебного процесса в плане отбора материала обучения и методики его организации, а также контроля текущей учебной работы. Проверка качества усвоения знаний в течение семестра осуществляется в устной форме, путем обсуждения проблем в ходе лекций в диалоговом режиме. Итоговая аттестация по дисциплине предполагает устный зачет, на котором проверяется усвоение теоретического и конкретно-исторического материала, усвоение базовых понятий дисциплины. 8.2. Методические указания для студентов. 8.2.1. Примерный перечень вопросов к зачету. Кто такие евреи и что такое еврейский вопрос? Периодизация еврейской истории. Период праотцов. Овладение Ханааном и период Первого Храм Разрушение Первого Храма и Период вавилонского изгнания От персидского владычества и до эпохи Хасмонеев Завоевание Иудеи римлянами. Еврейская диаспора в средневековой Европе. История евреев в эпоху Просвещения Зарождение сионизма История евреев в досоветской России Предпосылки Холокоста Основные еврейские праздники. Роль Субботы. «Праведники мира» Суд над Эйхманом – его исторические уроки Создание государства Израиль Предпосылки конфликта между иудейской и христианской традициями и возможности диалога. Роль пророков в еврейской истории Еврейская диаспора в мусульманской Испании в средние века Основные этапы Холокоста и его исторические уроки Дело Дрейфуса и дело Бейлиса – их исторические уроки. Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050401.65 История. Программу составила: Доцент кафедры всеобщей истории, к.и.н. Ю.М. Мучник |
Задачи: Задачи изучаемого курса: ознакомить с основным понятийно-категориальным... Цель и задачи учебного курса: : сформулировать научно-теоретический знания в области организации и функционирования служб телефонной... | Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности... Целью курса «Основы кинезиологии» является подготовить студентов к работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, как в специальных... | ||
Программа дисциплины фтд. 03 История стран америки цели и задачи... Целью курса «История стран Америки» является ознакомление студентов с основными закономерностями и спецификой социально-экономического... | Пояснительная записка. Цель курса : расширить программные знания... Цель курса: расширить программные знания темы «Металлы и сплавы» с целью создания мотивационной основы по осознанному выбору технологического... | ||
Отчёт о результатах апробации комплексного курса России. Учебный предмет имеет комплексный характер и включает 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,... | Контрольные вопросы по дисциплине «основы научных исследований в ветеринарии» Цели и задачи учебной дисциплины «Основы научных исследований». Взаимосвязь курса с другими | ||
Инструктивно-нормативное письмо «Об обучении основам религиозных... Сного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной... | Рабочая программа учебного курса: «орксэ» Рабочая программа курса Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики, модуль... | ||
Пояснительная записка Основные цели и задачи курса. Целью дисциплины... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | Цель и задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Цель учебного курса орксэ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании... | ||
Аннотация цели дисциплины. Цель курса Цель курса заключается в ознакомлении студентов с основами управления человеческими ресурсами как одними из основных профессиональных... | Рабочая программа дисциплины «Экономические основы градостроительной деятельности» Целью данного курса является то, что бакалавры должны овладеть знаниями социально-экономических проблем градостроительства, социально-экономическая... | ||
Краткое содержание курса дисциплины «Межкультурная коммуникация»... Исходный уровень знаний и умений студента, приступающего к изучению данной дисциплины, должен соответствовать программе средней школы... | Рабочая программа курса основы безопасности жизнедеятельности 11... «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников,... | ||
Методические рекомендации по реализации учебного курса «Основы религиозных... Реализация курса «Основы религиозных культур и светской этики»1 «Основы духовно-нравственной культуры | Программа дисциплины опд. Р. 04 «Астрономия» Программа предназначена для построения курса лекционных и практических занятий для студентов направления Физико-математическое образование... |