Методические рекомендации по реализации учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» («Основы духовно-нравственной культуры народов России»)





НазваниеМетодические рекомендации по реализации учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» («Основы духовно-нравственной культуры народов России»)
страница1/8
Дата публикации24.07.2014
Размер1.43 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Культура > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8
Утверждено

на заседании кафедры гуманитарных

и художественно-эстетических дисциплин КРИПКиПРО

Протокол № ____ от ______________ 2013 г.

Зав. кафедрой ____________ И. Г. Вертилецкая

Реализация курса «Основы религиозных культур и светской этики»1 («Основы духовно-нравственной культуры

народов России»2). 2013-2014 уч.год

(методические рекомендации)
Методические рекомендации по реализации учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» («Основы духовно-нравственной культуры народов России») в общеобразовательных организаций Кемеровской области составлены с целью разъяснения организационных и методологических вопросов преподавания вышеобозначенного курса в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС ОО).
1. Нормативно-правовые основы
Категориальное определение понятия «духовно-нравственный» вводится в тезаурус нормативно-правовых документов Российской Федерации Федеральным законом от 01.12.2007 N 309-ФЗ, который вносит поправки в Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г., №3266-1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" содержит следующие уточнения понятия «духовно-нравственное»:

Статья 12. Касается содержания образования: «Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями» (Ст. 12. п.1).

Статья 87. Касается особенностей изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, особенностей получения теологического и религиозного образования: «В целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями в основные образовательные программы могут быть включены, в том числе на основании требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули)» (Ст. 87. п. 1).

Методологические аспекты «духовно-нравственного развития», «формирования духовно-нравственной личности» определяются в Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России3.

В связи с этим преподавание основ духовно-нравственной культуры народов России в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях осуществляется в соответствии со следующими нормами законодательства:

Международные документы:

  • Всеобщая декларация прав человека (1948 г.)

  • Международная конвенция о правах ребенка (1989 г.)

  • Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1952 г.)

  • Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960 г.)

  • Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.)

  • Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений от 1981 г. и др.

Законодательство Российской Федерации:

  • Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 г.)

  • Закон «Об образовании» (от 29.12.2012 №273-ФЗ)

  • Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (24 июля 1998 №124-ФЗ)

  • Федеральный закон «о свободе совести и религиозных объединениях» (26.09.1997 г. № 125-ФЗ)

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ от 06 октября 2009 №373)

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (17 декабря 2010 №1897)

Нормативно-правовые документы на уровне региона, муниципалитета, образовательной организации:

  • Учебный план общеобразовательной организации.

  • Рабочая программа по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

  • Локальный акт об организации изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в рамках основной образовательной программы начального общего образования и основного общего образования общеобразовательной организации.


2. Организация содержания образования

2.1. Программно-методическое обеспечение курса

Курс ОРКСЭ (Основы духовно-нравственной культуры народов России) на базовом уровне входит в перечень учебных предметов, обязательных для изучения на ступени начального4 и основного общего образования5 (в 4 классе 17 часов и в 5 классе 17 часов, из расчета 0,5 учебных часа в неделю) (см. Приложение 1).

Преподавание курса ОРКСЭ в условиях введения ФГОС ОО в школах Кемеровской области может быть реализовано:

  • по программам и учебникам курса ОРКСЭ, обозначенным в Федеральном перечне учебников на 2013-2014 уч.год (4-5 классы) (см. Приложение 2);

  • по программам и учебникам курсов «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Основы нравственности и т.д. (1-4, 5-9, 10-11 классы) (см. Приложение 3);

  • по программам, разработанным учителями общеобразовательной организации (1-4 классы, 5-9 классы, 10-11 классы).

Примечание. Программы, разработанные учителями общеобразовательной организации (1-4 классы, 5-9 классы, 10-11 классы), обсуждаются на педсовете общеобразовательной организации и утверждаются в соответствии с уставом ОУ и порядком утверждения ООП ОУ.
2.2. Учебно-тематический план

Концепция курса: 4 кл. – введение в предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (или «Основы духовно-нравственной культуры народов России»); 5 кл. – тема «Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества»; 6-7 кл. – тема «Святая земля религий мира»; 8 кл. – тема «Культурные традиции родного края».

В основу учебно-тематических планов по основам религиозных культур и светской этики (предложенных ниже) положены следующие принципы: блочно-конфессиональная и блочно-тематическая система изложения материала.

При составлении учебно-тематического плана за основу рекомендуется взять:

  1. Примерную программу к комплексному учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для 4-5 классов. – М. : Издательство «Просвещение». - 2012;

  2. Рабочие учебные программы, ориентированные на духовно-нравственное воспитание обучающихся, утверждённые на уровне образовательной организации и получившие рецензию КРИПКиПРО (в соответствии с уставом ОУ).

Предлагаем примерный учебно-тематический план к курсу ОРКСЭ в качестве образца для составления рабочей программы (см. Таблица 1, 2, 3).

Таблица 1

Учебно-тематический план курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Модуль «Основы мировых религиозных культур» (4 класс, 34 часа)

на основе программы к учебнику издательства «Просвещение»


Тема

Всего часов

В том числе

Элементы содержания

Характеристика деятельности учащихся

УУД

Формы контроля

теория

практика

Россия - наша Родина

1

1

-

Россия, Родина, патриот, Отечество, столица, президент, государственные символы; духовный мир человека, культурные традиции.

Знакомство с историей возникновения и особенностей религиозных культур

Формирование личностных УУД: формирование основ гражданской идентичности личности, осознания своей национальной и этнической принадлежности.

Формирование познавательных УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постанова учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.

Формирование коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и учениками.

опрос

Культура и религия

2

1

1

Религия, ритуал. Традиционные религии России: христианство, ислам, буддизм, иудаизм.

Формирование личностных УУД: формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание до­верия и уважения к истории и культуре всех народов.

Формирование познавательных УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.

Формирование коммуникативных УУД: понимание возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, способности ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

беседа

Возникновение религий. Древнейшие верования

1

1

-

Пантеон Многобожие. Завет. Храм.

Изучают основы разных религиозных традиций

Формирование личностных УУД: формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание до­верия и уважения к истории и культуре всех народов

Формирование познавательных УУД: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.

Формирование коммуникативных УУД: умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

опрос

Возникновение религий. Религии мира и их основатели

1

-

1

Иисус Христос, христианство. Аллах, Мухаммад, ислам. Нирвана, Будда, буддизм.

Формирование личностных УУД: формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание до­верия и уважения к истории и культуре всех народов

Формирование познавательных УУД: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Формирование регулятивных УУД:

оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Формирование коммуникативных УУД: умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

опрос

Священные книги религий мира: Веды, Авеста. Трипитака,

1

-

1

Веды, Типитака, Танах.

Дают определения основных понятий религиозной культуры. Знакомятся с содержанием священных книг религий

Формирование личностных УУД: формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание до­верия и уважения к истории и культуре всех народов.

Формирование познавательных УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.

Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

тест

Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран.

1

-

1

Тора, Библия, Коран.


Формирование личностных УУД: формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание до­верия и уважения к истории и культуре всех народов.

Формирование познавательных УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

беседа

Хранители предания в религиях мира.

2

1

1

Предания, жрецы, раввин, священнослужители: епископ, священник, диакон. Умма, имам, хафиз. Сангха, лама.


Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей

Формирование личностных УУД: формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание до­верия и уважения к истории и культуре всех народов.

Формирование познавательных УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Формирование регулятивных УУД:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.

Формирование коммуникативных УУД: умение формулировать собственное мнение и позицию.

опрос

Человек в религиозных традициях мира

1




1

Молитва, таинства, намаз, мантра.

Учатся сравнивать различные религиозные традиции, явления духовной культуры

Формирование личностных УУД: формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание до­верия и уважения к истории и культуре всех народов.

Формирование познавательных УУД: построение логической цепи рассуждений.

Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата

Формирование коммуникативных УУД: умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

беседа

Священные сооружения

2

1

1

Храм, икона, синагога, мечеть.

Минарет, ступа, пагода

Изучают священные сооружения

Формирование личностных УУД: формирование бережно­го отношения к материальным и духовным ценностям. Воспитание до­верия и уважения к истории и культуре всех народов. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

Формирование познавательных УУД: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных).

Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.

Формирование коммуникативных УУД: умение с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия.

кроссворд, беседа

Искусство в религиозной культуре

2

1

1

Искусство. Икона, каллиграфия, арабески.

Семисвечник, способы изображения Будды


Знакомятся с религиозным искусством различных конфессий

Формирование личностных УУД: воспитание до­верия и уважения к истории и культуре всех народов.

Формирование познавательных УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

опрос, беседа

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.

4

2

2

Грех, грехопадение, покаяние, воздаяние. Добро, зло, традиция.

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставлять их с нормами религиозной культуры разных традиций

Формирование личностных УУД: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Формирование познавательных УУД: подведение под понятие, выведение следствий.

Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения.

Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей.

тест, викторина

Религии России

2

1

1

Митрополия, Патриарх, монах, монастырь, Синод. Староверы, старообрядцы. Православие, католическая церковь, протестанты.

Знакомятся с развитием различных религиозных культур в истории России

Формирование личностных УУД: Воспитание до­верия и уважения к истории и культуре всех народов.

Формирование познавательных УУД: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.

Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

беседа

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

2

1

1

Заповеди, притча, бодхисатва.

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей

Формирование личностных УУД: формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание до­верия и уважения к истории и культуре всех народов. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Формирование познавательных УУД: формулирование проблемы.

Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Формирование коммуникативных УУД: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

беседа

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

2

1

1

Ритуалы, обряды. Таинства: Евхаристия, крещение, брак, брак. Намаз, шахада. Мантра, зурхачин.

Знакомятся с описанием религиозных праздников

Формирование личностных УУД: воспитание до­верия и уважения к истории и культуре всех народов.

Формирование познавательных УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.

Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

беседа

Календари религий мира. Праздники в религиях мира

1

-

1

Рождество, Крещение (Богоявление) Пасха, Пятидесятница (Троица).

Песах, Шавуот Суккот Ханука. Пурим, Дончод, Сагаалган.

Формирование личностных УУД: формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание до­верия и уважения к истории и культуре всех народов.

Формирование познавательных УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

беседа

Праздники в религиях мира.

1

1

-

Курбан – байрам, Ураза – байрам, Мавлид.

опрос

Семья, семейные ценности.

1

1

-

Семья

Анализируют моральные и этические нормы в различных культурах.

Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и этических норм.

Формирование личностных УУД: воспитание уважительного отношения, бережного хранения семейных традиций.

Формирование познавательных УУД: подведение под понятие, выведение следствий.

Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.

Формирование коммуникативных УУД: умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников.

беседа

Долг, свобода, ответственность, учение и труд.

1

1

-

Долг, свобода, ответственность, труд.

Формирование личностных УУД: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Формирование мотивации к труду, работе на результат.

Формирование познавательных УУД: выдвижение гипотез и их обоснование.

Формирование регулятивных УУД: прогнозирования — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.

Формирование коммуникативных УУД: умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

беседа

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

1

-

1

Милосердие, сострадание, милостыня.

Формирование личностных УУД: воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

Формирование познавательных УУД: синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов

Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.

Формирование коммуникативных УУД: умение использовать речь для регуляции своего действия.

тест

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России

1

-

1

Государство, гражданин, мораль, патриотизм, народ.

Формирование личностных УУД: формирование основ гражданской идентичности личности, осознания своей национальной и этнической принадлежности. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание до­верия и уважения к истории и культуре всех народов.

Формирование познавательных УУД: преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения.

Формирование коммуникативных УУД: умение допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

беседа

Подготовка и защита проектов

4

4

-




Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания. Готовят сообщения по выбранной теме

Формирование личностных УУД: формирование основ гражданской идентичности личности, осознания своей национальной и этнической принадлежности.

Формирование познавательных УУД: выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Формирование регулятивных УУД: прогнозирования — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; планирования — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Формирование коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

презентация проектов

Итого

34

18

16












  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по реализации учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» («Основы духовно-нравственной культуры народов России»)  iconРабочая программа по предмету основы религиозных культур и светской...
М.: Просвещение, 2010. 95 с и Электронным приложением к учебнику Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы православной...
Методические рекомендации по реализации учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» («Основы духовно-нравственной культуры народов России»)  iconРабочая программа учебного курса: «орксэ»
Рабочая программа курса Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики, модуль...
Методические рекомендации по реализации учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» («Основы духовно-нравственной культуры народов России»)  iconИнструктивно-нормативное письмо «Об обучении основам религиозных...
Сного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной...
Методические рекомендации по реализации учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» («Основы духовно-нравственной культуры народов России»)  iconРабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики»...
Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы «Основы религиозных...
Методические рекомендации по реализации учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» («Основы духовно-нравственной культуры народов России»)  iconПояснительная записка Программа «Основы религиозных культур и светской...
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4 класса. В рамках апробации...
Методические рекомендации по реализации учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» («Основы духовно-нравственной культуры народов России»)  iconРабочая программа учебного курса «Основы светской этики»
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4-5 классов. В рамках апробации...
Методические рекомендации по реализации учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» («Основы духовно-нравственной культуры народов России»)  iconРабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики»...
Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской программы А. Я. Данилюка «Основы светской...
Методические рекомендации по реализации учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» («Основы духовно-нравственной культуры народов России»)  iconПершина Юлия Валерьевн кандидат исторических наук, доцент кафедры...
Н. Ф. Виноградова, В. И. Власенко, А. В. Поляков. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур...
Методические рекомендации по реализации учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» («Основы духовно-нравственной культуры народов России»)  iconПояснительная записка Программа «Основы религиозных культур и светской...
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы православной культуры)» рассчитана на учащихся 4 класса. Комплексный...
Методические рекомендации по реализации учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» («Основы духовно-нравственной культуры народов России»)  iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тракторозаводского района введен комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», преподавание ведется по...
Методические рекомендации по реализации учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» («Основы духовно-нравственной культуры народов России»)  iconРабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы «Основы религиозных...
Методические рекомендации по реализации учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» («Основы духовно-нравственной культуры народов России»)  iconОтчёт о результатах апробации комплексного курса
России. Учебный предмет имеет комплексный характер и включает 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,...
Методические рекомендации по реализации учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» («Основы духовно-нравственной культуры народов России»)  iconЗакон «Об образовании» ст. 14 «содержание образования должно обеспечивать...
Организационно-управленческие основы введения нового комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в...
Методические рекомендации по реализации учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» («Основы духовно-нравственной культуры народов России»)  iconШевченко Светланы Евгеньевны по учебному предмету «Основы религиозных...
«Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур»
Методические рекомендации по реализации учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» («Основы духовно-нравственной культуры народов России»)  iconМетодические рекомендации по преподаванию комплексного учебного курса...
«Основы религиозных культур и светской этики» в образовательных учреждениях Тюменской области
Методические рекомендации по реализации учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» («Основы духовно-нравственной культуры народов России»)  iconКонспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск