Утверждено
на заседании кафедры гуманитарных
и художественно-эстетических дисциплин КРИПКиПРО
Протокол № ____ от ______________ 2013 г.
Зав. кафедрой ____________ И. Г. Вертилецкая
Реализация курса «Основы религиозных культур и светской этики»1 («Основы духовно-нравственной культуры
народов России»2). 2013-2014 уч.год
(методические рекомендации) Методические рекомендации по реализации учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» («Основы духовно-нравственной культуры народов России») в общеобразовательных организаций Кемеровской области составлены с целью разъяснения организационных и методологических вопросов преподавания вышеобозначенного курса в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС ОО). 1. Нормативно-правовые основы Категориальное определение понятия «духовно-нравственный» вводится в тезаурус нормативно-правовых документов Российской Федерации Федеральным законом от 01.12.2007 N 309-ФЗ, который вносит поправки в Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г., №3266-1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" содержит следующие уточнения понятия «духовно-нравственное»:
Статья 12. Касается содержания образования: «Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями» (Ст. 12. п.1).
Статья 87. Касается особенностей изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, особенностей получения теологического и религиозного образования: «В целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями в основные образовательные программы могут быть включены, в том числе на основании требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули)» (Ст. 87. п. 1).
Методологические аспекты «духовно-нравственного развития», «формирования духовно-нравственной личности» определяются в Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России3.
В связи с этим преподавание основ духовно-нравственной культуры народов России в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях осуществляется в соответствии со следующими нормами законодательства:
Международные документы:
Всеобщая декларация прав человека (1948 г.)
Международная конвенция о правах ребенка (1989 г.)
Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1952 г.)
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960 г.)
Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.)
Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений от 1981 г. и др.
Законодательство Российской Федерации:
Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 г.)
Закон «Об образовании» (от 29.12.2012 №273-ФЗ)
Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (24 июля 1998 №124-ФЗ)
Федеральный закон «о свободе совести и религиозных объединениях» (26.09.1997 г. № 125-ФЗ)
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ от 06 октября 2009 №373)
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (17 декабря 2010 №1897)
Нормативно-правовые документы на уровне региона, муниципалитета, образовательной организации:
Учебный план общеобразовательной организации.
Рабочая программа по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Локальный акт об организации изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в рамках основной образовательной программы начального общего образования и основного общего образования общеобразовательной организации.
2. Организация содержания образования
2.1. Программно-методическое обеспечение курса
Курс ОРКСЭ (Основы духовно-нравственной культуры народов России) на базовом уровне входит в перечень учебных предметов, обязательных для изучения на ступени начального4 и основного общего образования5 (в 4 классе 17 часов и в 5 классе 17 часов, из расчета 0,5 учебных часа в неделю) (см. Приложение 1).
Преподавание курса ОРКСЭ в условиях введения ФГОС ОО в школах Кемеровской области может быть реализовано:
по программам и учебникам курса ОРКСЭ, обозначенным в Федеральном перечне учебников на 2013-2014 уч.год (4-5 классы) (см. Приложение 2);
по программам и учебникам курсов «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Основы нравственности и т.д. (1-4, 5-9, 10-11 классы) (см. Приложение 3);
по программам, разработанным учителями общеобразовательной организации (1-4 классы, 5-9 классы, 10-11 классы).
Примечание. Программы, разработанные учителями общеобразовательной организации (1-4 классы, 5-9 классы, 10-11 классы), обсуждаются на педсовете общеобразовательной организации и утверждаются в соответствии с уставом ОУ и порядком утверждения ООП ОУ. 2.2. Учебно-тематический план
Концепция курса: 4 кл. – введение в предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (или «Основы духовно-нравственной культуры народов России»); 5 кл. – тема «Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества»; 6-7 кл. – тема «Святая земля религий мира»; 8 кл. – тема «Культурные традиции родного края».
В основу учебно-тематических планов по основам религиозных культур и светской этики (предложенных ниже) положены следующие принципы: блочно-конфессиональная и блочно-тематическая система изложения материала.
При составлении учебно-тематического плана за основу рекомендуется взять:
Примерную программу к комплексному учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для 4-5 классов. – М. : Издательство «Просвещение». - 2012;
Рабочие учебные программы, ориентированные на духовно-нравственное воспитание обучающихся, утверждённые на уровне образовательной организации и получившие рецензию КРИПКиПРО (в соответствии с уставом ОУ).
Предлагаем примерный учебно-тематический план к курсу ОРКСЭ в качестве образца для составления рабочей программы (см. Таблица 1, 2, 3).
Таблица 1
Учебно-тематический план курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Модуль «Основы мировых религиозных культур» (4 класс, 34 часа)
на основе программы к учебнику издательства «Просвещение»
Тема
| Всего часов
| В том числе
| Элементы содержания
| Характеристика деятельности учащихся
| УУД
| Формы контроля
| теория
| практика
| Россия - наша Родина
| 1
| 1
| -
| Россия, Родина, патриот, Отечество, столица, президент, государственные символы; духовный мир человека, культурные традиции.
| Знакомство с историей возникновения и особенностей религиозных культур
| Формирование личностных УУД: формирование основ гражданской идентичности личности, осознания своей национальной и этнической принадлежности.
Формирование познавательных УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постанова учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.
Формирование коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и учениками.
| опрос
| Культура и религия
| 2
| 1
| 1
| Религия, ритуал. Традиционные религии России: христианство, ислам, буддизм, иудаизм.
| Формирование личностных УУД: формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
Формирование познавательных УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.
Формирование коммуникативных УУД: понимание возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, способности ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
| беседа
| Возникновение религий. Древнейшие верования
| 1
| 1
| -
| Пантеон Многобожие. Завет. Храм.
| Изучают основы разных религиозных традиций
| Формирование личностных УУД: формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов
Формирование познавательных УУД: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.
Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.
Формирование коммуникативных УУД: умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
| опрос
| Возникновение религий. Религии мира и их основатели
| 1
| -
| 1
| Иисус Христос, христианство. Аллах, Мухаммад, ислам. Нирвана, Будда, буддизм.
| Формирование личностных УУД: формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов
Формирование познавательных УУД: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.
Формирование регулятивных УУД:
оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Формирование коммуникативных УУД: умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
| опрос
| Священные книги религий мира: Веды, Авеста. Трипитака,
| 1
| -
| 1
| Веды, Типитака, Танах.
| Дают определения основных понятий религиозной культуры. Знакомятся с содержанием священных книг религий
| Формирование личностных УУД: формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
Формирование познавательных УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.
Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
| тест
| Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран.
| 1
| -
| 1
| Тора, Библия, Коран.
| Формирование личностных УУД: формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
Формирование познавательных УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
| беседа
| Хранители предания в религиях мира.
| 2
| 1
| 1
| Предания, жрецы, раввин, священнослужители: епископ, священник, диакон. Умма, имам, хафиз. Сангха, лама.
| Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей
| Формирование личностных УУД: формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
Формирование познавательных УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Формирование регулятивных УУД:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.
Формирование коммуникативных УУД: умение формулировать собственное мнение и позицию.
| опрос
| Человек в религиозных традициях мира
| 1
|
| 1
| Молитва, таинства, намаз, мантра.
| Учатся сравнивать различные религиозные традиции, явления духовной культуры
| Формирование личностных УУД: формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
Формирование познавательных УУД: построение логической цепи рассуждений.
Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата
Формирование коммуникативных УУД: умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
| беседа
| Священные сооружения
| 2
| 1
| 1
| Храм, икона, синагога, мечеть.
Минарет, ступа, пагода
| Изучают священные сооружения
| Формирование личностных УУД: формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям. Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.
Формирование познавательных УУД: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных).
Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.
Формирование коммуникативных УУД: умение с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия.
| кроссворд, беседа
| Искусство в религиозной культуре
| 2
| 1
| 1
| Искусство. Икона, каллиграфия, арабески.
Семисвечник, способы изображения Будды
| Знакомятся с религиозным искусством различных конфессий
| Формирование личностных УУД: воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
Формирование познавательных УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
| опрос, беседа
| Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.
| 4
| 2
| 2
| Грех, грехопадение, покаяние, воздаяние. Добро, зло, традиция.
| Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставлять их с нормами религиозной культуры разных традиций
| Формирование личностных УУД: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование познавательных УУД: подведение под понятие, выведение следствий.
Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения.
Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей.
| тест, викторина
| Религии России
| 2
| 1
| 1
| Митрополия, Патриарх, монах, монастырь, Синод. Староверы, старообрядцы. Православие, католическая церковь, протестанты.
| Знакомятся с развитием различных религиозных культур в истории России
| Формирование личностных УУД: Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
Формирование познавательных УУД: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.
Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
| беседа
| Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира
| 2
| 1
| 1
| Заповеди, притча, бодхисатва.
| Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей
| Формирование личностных УУД: формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование познавательных УУД: формулирование проблемы.
Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.
Формирование коммуникативных УУД: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
| беседа
| Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.
| 2
| 1
| 1
| Ритуалы, обряды. Таинства: Евхаристия, крещение, брак, брак. Намаз, шахада. Мантра, зурхачин.
| Знакомятся с описанием религиозных праздников
| Формирование личностных УУД: воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
Формирование познавательных УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.
Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
| беседа
| Календари религий мира. Праздники в религиях мира
| 1
| -
| 1
| Рождество, Крещение (Богоявление) Пасха, Пятидесятница (Троица).
Песах, Шавуот Суккот Ханука. Пурим, Дончод, Сагаалган.
| Формирование личностных УУД: формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
Формирование познавательных УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.
Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
| беседа
| Праздники в религиях мира.
| 1
| 1
| -
| Курбан – байрам, Ураза – байрам, Мавлид.
| опрос
| Семья, семейные ценности.
| 1
| 1
| -
| Семья
| Анализируют моральные и этические нормы в различных культурах.
Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и этических норм.
| Формирование личностных УУД: воспитание уважительного отношения, бережного хранения семейных традиций.
Формирование познавательных УУД: подведение под понятие, выведение следствий.
Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.
Формирование коммуникативных УУД: умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников.
| беседа
| Долг, свобода, ответственность, учение и труд.
| 1
| 1
| -
| Долг, свобода, ответственность, труд.
| Формирование личностных УУД: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Формирование мотивации к труду, работе на результат.
Формирование познавательных УУД: выдвижение гипотез и их обоснование.
Формирование регулятивных УУД: прогнозирования — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.
Формирование коммуникативных УУД: умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
| беседа
| Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
| 1
| -
| 1
| Милосердие, сострадание, милостыня.
| Формирование личностных УУД: воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.
Формирование познавательных УУД: синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов
Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.
Формирование коммуникативных УУД: умение использовать речь для регуляции своего действия.
| тест
| Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России
| 1
| -
| 1
| Государство, гражданин, мораль, патриотизм, народ.
| Формирование личностных УУД: формирование основ гражданской идентичности личности, осознания своей национальной и этнической принадлежности. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
Формирование познавательных УУД: преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения.
Формирование коммуникативных УУД: умение допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
| беседа
| Подготовка и защита проектов
| 4
| 4
| -
|
| Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания. Готовят сообщения по выбранной теме
| Формирование личностных УУД: формирование основ гражданской идентичности личности, осознания своей национальной и этнической принадлежности.
Формирование познавательных УУД: выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Формирование регулятивных УУД: прогнозирования — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; планирования — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
Формирование коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
| презентация проектов
| Итого
| 34
| 18
| 16
|
|
|
|
| |