Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы светской этики» Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» создана на основе Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской программы А.Я.Данилюка «Основы светской этики» (Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы). М.: «Просвещение», 2012 и учебного плана МБОУ «СОШ № 22» на 2013-2014 учебный год
Авторская программа рассчитана на 34 часа в год ( 1 час в неделю). Так как на проведение уроков в 4 классе в 2013-2014 учебном году отводится по календарному плану 35 часов, то в рабочую программу введён дополнительный урок обобщения изученного 27.05.
Общая характеристика учебного предмета
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение определёнными знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основ, социальных явлений и традиций.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции. Этот курс включает 6 модулей. Модуль «Основы светской этики» изучается в нашей школе по выбору родителей детей данной возрастной группы.
Цель курса: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи:
знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;
развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;
формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия
Формы обучения: урок знакомства с новым понятием, урок-игра, урок –путешествие, урок обобщения знаний, урок анализа творческих работ.
Педагогические технологии: технология проблемного обучения, здоровье сберегающая технология, игровые технологии
Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам: -формирование чувства гордости за свою Родину; -формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
-воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов; -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; -развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; -воспитание доброжелательности и эмоционально-нрав- ственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Требования к метапредметным результатам: -формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
-понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; адекватное использование речевых средств; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; -овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; -овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
-готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России; - формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России; Модуль «Основы светской этики» по авторской программе А.Я. Данилюка обеспечивается учебно – методическим комплектом, состоящим из учебника «Основы светской этики для 4-5 классов» М:. «Просвещение»,2012., программы А.Я Данилюка к модулю данного курса, М.: «Просвещение», 2012, электронного приложения к учебнику «Основы светской этики 4-5», Книги для родителей А.Я. Данилюка.-М.:Просвещение,2012 Система оценивания результатов курса ОРКСЭ Промежуточная аттестация по курсу ОРКСЭ проводится по полугодиям. Объектом оценивания становится нравственная и культурологическая компетентности ученика, рассматриваемые как универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию.
Критерии оценивания
«5» - ставится, если ученик полно излагает изученный материал, обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять свои знания на практике, приводить примеры, излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
«4» - ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и оценка «5», но допускает 2-3 ошибки, которые сам же исправляет и 4-6 недочета в последовательности изложения и языковом оформлении излагаемого. Не более 2 ошибок или 4 недочётов по пройденному материалу, незначительные нарушения логики изложения материала, использование нетрадиционных приёмов решения учебной задачи, отдельные недочёты в изложении материала.
«3» - ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно, допускает фактические неточности, не умеет обосновать свои суждения и привести необходимые примеры, излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в речевом оформлении своего ответа. Допускает не более 4-6 ошибок или 10 недочётов по текущему учебному материалу, не более 3-5 ошибок или 8 недочётов по пройденному материалу, отдельные нарушения логики изложения материала, неполнота раскрытия вопроса.
«2» - ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает фактические ошибки, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Наличие более 6 ошибок или 10 недочётов по текущему учебному материалу, более 5 ошибок или 8 недочётов по пройденному материалу, нарушения логики, неполнота раскрытия, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность её основных положений.
Перечень педагогических технологий, используемых в преподавании
курса ОРКСЭ
1.игровые технологии
2.технология проблемного обучения
3.технология групповой работы
4. проектная технология
5. технологии информационной работы
Материально-техническое обеспечение курса Для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» имеются
в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
оборудование
| технические средства
| экранно-звуковые пособия
| библиотечный фонд
| ученические столы-
15
ученические стулья-
30
учительский стол
| классная доска компьютер, диапроектор
| электронное пособие к модулю «Основы светской этики»
| Учебно-методический комплект, обеспечивающий изучение курса «Основы светской этики» ( учебное пособие на каждого ученика в классе, учебная программа по данному курсу, книга для родителей, справочная литература энциклопедического характера, нормативные документы рекомендательного характера
|
Календарно-тематическое планирование
№ урока
| Тематическое планирование
| кол-во
часов
| дата
| примечание
| 1.
| Россия –наша Родина
| 1
| 03.09
|
| 2.
| Что такое светская этика?
| 1
| 10.09
|
| 3.
| Культура и мораль
| 1
| 17.09
|
| 4.
| Особенности морали
| 1
| 24.09
|
| 5-6.
| Добро и зло
| 2
| 1-8.10
|
| 7-8.
| Добродетель и порок
| 2
| 15-22.10
|
| 9.
| Свобода и моральный выбор
| 1
| 29.10
|
| 10.
| Свобода и ответственность
| 1
| 12.11
|
| 11.
| Моральный долг
| 1
| 19.11
|
| 12.
| Справедливость
| 1
| 26.11
|
| 13.
| Альтруизм и эгоизм
| 1
| 03.12
|
| 14.
| Дружба
| 1
| 10.12
|
| 15.
| Что значит быть моральным
| 1
| 17.12
|
| 16-17.
| Подведение итогов
| 2
| 24-14.01
|
| 18.
| Род и семья-исток нравственных отношений
| 1
| 21.01
|
| 19.
| Нравственный поступок
| 1
| 28.01
|
| 20.
| Золотое правило нравственности
| 1
| 04.02
|
| 21.
| Стыд, вина и извинения
| 1
| 11.02
|
| 22.
| Честь
| 1
| 18.02
|
| 23.
| Совесть
| 1
| 25.02
|
| 24-25.
| Образцы нравственности
| 2
| 04-11.03
|
| 26.
| Образцы нравственности в культуре Отечества
| 1
| 18.03
|
| 27.
| Этикет
| 1
| 01.04
|
| 28.
| Семейные праздники
| 1
| 08.04
|
| 29
| Жизнь человека -высшая нравственная ценность
| 1
| 15.04
|
| 30.
| Любовь и уважение к Отечеству
| 1
| 22.04
|
| 31-34
| Итоговая презентация творческих проектов
| 4
| 29-6-13-20.05
|
| 35.
| Заключительный урок
| 1
| 27.05
|
| |