Государственное бюджетное образовательное учреждение
города Москвы
кадетская школа № 1702
«Петровский кадетский корпус»
Курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы светской этики» Рабочая учебная программа
Классы 4 «А» и 4 «Б»
(41 и 42 взвода)
учителя начальных классов
Шурхно Маргариты Александровны
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4 классов. Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю.
Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»(далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
Задачи курса:
Целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции.
Активизация познавательной активности школьников.
Создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся.
Нравственное, моральное, патриотическое воспитание школьников.
Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Ожидаемые результаты: На уроках по «Основам светской этики» должны быть объяснены следующие понятия: этика, мораль, особенности морали, культура, высшие нравственные ценности: добро, справедливость, свобода, моральный выбор, моральный долг, дружба, честь, достоинство, совесть, стыд и т. д.
В результате обучения в рамках этого курса у учащихся должны сформироваться мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, а также к уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
При изучении курса предполагается использование следующих учебников, учебных комплексов и пособий:
- Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. А.Я.Данилюк – М.:Просвещение, 2010.
- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. А.Я.Данилюк.- М.: Просвещение, 2010.
- Электронное приложение к учебному пособию (графики, таблицы, фотографии, картины, ауди - и видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы) ОАО «Издательство «Просвещение»,2010.
- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений / [ Б.Х. Бгажноков, О.В.Воскресенский, А.В.Глоцер и др.] ; под ред. В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. – М.: Просвещение, 2010.
Тематическое планирование составлено на основе сборника программ общеобразовательных учреждений 4-5 классы. Основы религиозных культур и светской этики. Данилюк А. Я. – М.: Просвещение, 2010.
В ходе преподавания будут использоваться следующие формы и методы:
-Метод моральных дилемм и дискуссий
-Эвристические беседы
-Исследовательский метод
-Проектирование
-Уроки – экскурсии
-Деловые и ролевые игры
-Различные викторины и другие конкурсные события
-Творческие мастерские
-Использование информационно- коммуникационных технологий
Формы работы:
- коллективная
- групповая
- индивидуальная Требования к знаниям, умениям и навыкам: В результате освоения данного курса школьниками должны быть усвоены следующие смыслы:
каждая культура имеет собственный контекст и свою логику,
ни одна культура не может быть лучше другой,
каждая культура обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.
Особенности методики преподавания основ светской этики в начальной школе Преподавание основ светской этики может строиться с учетом таких подходов, как:
- целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;
- активизация познавательной активности школьников;
- создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся и проч.
Большое внимание на каждом уроке, занятии следует уделять мотивации школьников при освоении учебного материала. Способы мотивации выбираются в зависимости от конкретных условий организации учебно-воспитательного процесса, уровня подготовки обучающихся, профессиональных ориентиров и компетенции учителя.
Расширять мотивационные условия изучения курса можно за счет использования наглядности нового качественного уровня: помимо учебных пособий на печатной основе учителю предлагается электронное сопровождение курса, имеющее в своем составе графики, таблицы, фотографии, картины, аудио- и видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы и т.п. В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, могут быть выделены следующие методы:
Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.
Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.
Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.
В начальной школе наиболее широко могут быть использованы эвристические методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Обучающимся не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы.
Из всего арсенала существующих разнообразных форм, методов и вариантов проведения уроков, занятий, следует выбирать соответствующие особенностям и запросам современных школьников 4 класса, а именно:
эвристические беседы;
различные виды дискуссий (дебаты, диспуты, панельные дискуссии, дискуссия по типу «Аквариум» и т.д.);
учебные и социальные проекты;
уроки-экскурсии;
деловые и ролевые игры;
практикумы;
различные викторины и другие конкурсные события;
творческие мастерские.
Календарно – тематическое планирование уроков
Модуль «Основы светской этики» - 34 часа
№/№
| Тема урока
| Планируемые результаты
(что должны знать, уметь)
| Формы занятий
(теоретические
практические);
традиционные, инновационные
| Приемы и методы преподавания
| Виды
деяте
льности
| Способы
и формы
оценки дости-
жения
этих результатов
| Литература ЦОР Интернет
| Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
| 1.
| Россия – наша страна
| Формировать чувство гордости за свою Родину, общие представление об отечествен
ной религиозно
-культурной традиции (многонациональная, многоконфессиональная) РОССИЯ;
развитие этических чувств и норм.
| Урок изучения нового материала
смешанный урок
| Беседа; комментированное чтение; устный рассказ на тему; работа с иллюстративным материалом ;творческие задания; участие в учебном диалоге
| Коллективный, индивидуальный, фронтальный,
групповой
| Устные ответы на вопросы, пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий, поиск необходимой информации; устные характеристики
Героев РОССИИ
| Энциклопедия
для детей. Т.1. Ч. 1. М.:Аванта,1996. – герб
www/chrio/ cap/ ru
- Игнатьева А.П. ( герб, флаг, гимн и т.д.)
ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 1.
| Блок 2. Основы светской этики. (16 часов)
| 2.
|
Что такое светская этика?
| Развитие представлений уч-ся о значении понятий мораль, нравственность, светская и религиозная этика, какое значение имеет в жизни человека этика, готовность слушать собеседника и вести диалог.
| Урок усвоения новых знаний
Комбинированный урок
| Беседа; комментированное чтение; работа с литературным и фольклорным текстами; работа с иллюстративным материалом; творческие задания; участие в учебном диалоге; подготовка творческой беседы с членами семьи
| Коллективный,индивидуальный,групповой
| Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, поиск информации
| Энциклопедия
для детей. Т.1. Ч. 1. М.:Аванта,1996.
ЦОР -Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 2,С.Баруздин «О человеке и его делах».
| 3.
| Мораль и культура
| Формирование первоначальных умений применять моральные нормы в реальных жизненных ситуациях, адекватно оценивать свои поступки и действия других людей на основе традиционных нравственных ценностей и моральных норм;
| Урок совершенствования знаний, умений и навыков
| Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
| Коллективный, индивидуальный, работа в парах
| Устные ответы на вопросы, чтение и пересказ фрагментов статьи, обсуждение, развернутые ответы,
| ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 урок 3, Толковый и энциклопедический словари.
| 4.
| Особенности морали.
| Расширение знаний учащихся о морали, об особенностях морали, знать, что такое материальная культура и духовная культура, в чём их разница, уметь вести диалог, слушать собеседника, развитие коммуникативной речи.
| Урок совершенствования знаний, умений и навыков
| Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа, подготовка творческой беседы, работа с иллюстративным материалом ; участие в учебном диалоге.
| Коллективная работа, индивидуальная работа, работа в парах, в группах.
| Устные ответы на вопросы, чтение и пересказ фрагментов статьи, словарная работа, обсуждение.
| ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 4,Толковый и энциклопедический словари.
| 5.
| Добро и зло.
| Ознакомление уч-ся с основными этическими понятиями добра и зла, воспитание добрых взаимоотношений.
| Урок усвоения новых знаний.
| Беседа, комментированное чтение, творческие задания; участие в учебном диалоге; подготовка творческой беседы с членами семьи
| Коллективная работа, индивидуальная работа, работа в парах.
| Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, словарная работа,
| ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 5, сказка «Мороз Иванович»,
«Крошечка-Хаврошечка»,
«Кощей Бессмертный»,К .Д.Ушинский «Лекарство».
| 6.
| Добро и зло.
| Формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, определение понятий добро, зло, гуманность.
| Урок совершенствования знаний, умений , навыков.
| Беседа, комментированное чтение, творческие задания; участие в учебном диалоге; подготовка творческой беседы с членами семьи
| Коллективная работа, индивидуальная работа, работа в парах.
| Обсуждение, как бы ты сам определил, что такое добро, а что такое зло, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, словарная работа,
| Пословицы и поговорки о добре
Песня кота Леопольда. Г.Х.Андерсен «Снежная королева», В.Драгунский «Друг детства.» ЦОР-Основы светской этики.
| 7.
| Добродетель и порок
| Формировать представление о добре, зле, добродетели и пороке. Воспитывать доброту, гуманное отношение к людям.
| Урок усвоения новых знаний
Комбинированный урок
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа
| Коллективный, индивидуальный
групповой
| Чтение статьи с подчёркиванием важных мест, выборочный пересказ, устные ответы детей на вопросы учителя
Самостоятельная работа учащихся. Задание: найти в тексте пособия слова с противоположными значениями, выписать две-три пары.
| ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 7.
| 8.
| Добродетель и порок
| Закрепить понятия добродетель и порок. Воспитывать чувство собственного достоинства. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали для достойной жизни личности, семьи, общества;
| Урок совершенствования знаний, умений, навыков.
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа
| Коллективный, индивидуальный групповой
| Устные ответы на вопросы, пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий Самостоятельная работа учащихся. Задание: найти в тексте пособия слова с противоположными значениями, выписать две-три пары.
| ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 8.
|
9.
| Свобода и моральный выбор человека
| Знакомство с основными терминами: свобода, моральный выбор. Ситуация морального выбора. Понимание значения свободы, морали, морально ответственного поведения для жизни человека, семьи, общества.
| Урок усвоения новых знаний
Комбинированный урок
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа.
| Коллективныйиндивидуальный групповой
| Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся, (д\з.)
Словарный диктант по содержанию 3 – 8 уроков.
Чтение статьи, выборочный пересказ текста. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.
| ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 9.
| 10
| Свобода и ответственность
| Познакомить с основными терминами и понятиями: ответственное поведение, свободный выбор личности, отношения ответственности.
Воспитывать толерантность, уважение друг к другу.
| Урок совершенствования знаний
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка рассказа
| Коллективныйиндивидуальный
групповой
| Чтение статьи с
Выборочным пересказом текста
Самостоятельная работа учащихся. Задание: выписать из текста пособия для учащихся, что входит в отношения ответственности.
Обсуждение результатов самостоятельной работы.
| ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 10.
|
11.
| Моральный долг
| Дать первоначальные представления о значении морального долга, моральной обязанности для жизни и деятельности (в том числе образовательной) человека, семьи, общества.
| Урок изучения нового материала. Комбинированный
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
| Коллективныйиндивидуальный групповой
| Устные ответы детей на вопросы учителя, составление предложений со словом долг, групповая работа: составление рассказа, в котором есть слово долг. Работа со словарём. Чтение статьи с последующим обсуждением.
| Пословицы о долге, только ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 11, толковый словарь
| 12.
| Справедли
вость
| Познакомить с основными понятиями: справедливость, моральные правила справедливого человека. Формирование справедливого отношения к людям.
| Урок изучения нового материала. Комбинированный.
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка рассказа
| Коллективный,индивидуальный, групповой
| Чтение статьи с составлением плана, нахождение главной мысли, устные ответы на вопросы учителя, обсуждение по группам сказок (можно ли финал сказки назвать справедливым?)
| ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 12.
|
13.
| Альтруизм и эгоизм
| Познакомить с понятия-ми эгоизм, альтруизм, разумный эгоизм. Воспитывать желание
стать альтруистом, не быть эгоистичными по отношению к близким
людям.
| Урок изучения нового материала. Комбинированный.
| Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
| Коллективный, индивидуальный
групповой
| Обсуждение: как вы думаете, что означают слова альтруизм и эгоизм? Какое из этих слов вам знакомо, а какое нет? Как вы думаете, это слова близкие по значению или противоположные?
Работа с толковым словарем. Чтение статьи из пособия для учащихся.
Самостоятельная работа учащихся.
| ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 13.
Детская энциклопедия, толковый словарь.
.
| 14.
| Дружба
| Знание, понимание и принятие личностью ценностей:друг, дружба.
| Урок совершенствования знаний, умений, навыков.
| Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка к написанию рассказа. Подготовка материалов для стенгазеты.
| Коллективный, индивидуальный
групповой
| Инсценирование сказки на выбор. Словарная работа.Составление плана творческой работы – рассказа о своем друге.
| ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 14.
Толковый словарь.
Пословицы и поговорки о дружбе.
| 15.
| Что значит быть моральным
| Формировать у обучающихся осознанное позитивное отношение к культурным феноменам "нравственность", "мораль", "гуманизм", "духовность",
Воспитывать любовь и уважение к родителям, к своей Родине,к друг другу.
| Урок систематизации знаний. Урок-диспут.
| Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка к написанию рассказа.
| Коллективный, индивидуальный
групповой, работа в парах.
| Словарный диктант по материалам 9-15 уроков. Творческая работа учащихся. Задание: Письменно продолжите предложение: «Быть моральным – это значит…». Поделитесь результатами с соседом по парте. Обсудите в парах, как вы понимаете, что значит быть моральным. Подготовка к сочинению на одну из тем: «Россия – наша Родина», « Что такое добро и зло», «Человеческие добродетели и пороки», «Кто такой добродетельный человек», «Дружба в моей жизни», «Свобода и мораль».
| ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 15.
|
16.
| Творческие работы учащихся.
| Развитие способнос-
ти учащихся общаться
друг с другом, со-
блюдая моральные
нормы поведе-
ния, воспитывать уваже-
ние и толерантное отноше-
ние.
| Урок обобщения знаний, умений и навыков
| Беседа, групповая творческая или самостоятельная работа учащихся на выбранную тему.
| Коллективный, индивидуальный
групповой
| Творческая самостоятельная работа учащихся на выбранную тему. Подготовка к обсуждению, редактированию с родителями, подбору иллюстративного материала.
| ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 16.
| 17.
| Презента-ция творческих работ
| Обобщить знания, полученные в ходе изучения курса.
| Урок подведения итогов изучения курса.
| Урок-праздник.
| Индивидуальный, групповой.
| Выступления учащихся, презентация творческих работ и их обсуждение. Взаимооценивание.
| ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 17.
| |