Шевченко Светланы Евгеньевны по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур» 4 класс Базовый уровень 2012-2013 учебный год пояснительная записка





Скачать 165.77 Kb.
НазваниеШевченко Светланы Евгеньевны по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур» 4 класс Базовый уровень 2012-2013 учебный год пояснительная записка
Дата публикации01.10.2013
Размер165.77 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Щербаковская средняя общеобразовательная школа


«Согласовано»

Руководитель МежМО учителей православной культуры
__________Веретенникова Т.А.
Протокол № ___

от «____»__________2012 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

МОУ Щербаковская СОШ

Алексеевского района

Белгородской области
__________ Кухтина Е.Н.

«____»____________2012 г.


«Утверждаю»

Директор МОУ Щербаковская CОШ

Алексеевского района

Белгородской области
_________Божко Т.Т.

Приказ № ___

от «___»____2012 г.





«Рассмотрено»

на заседании педагогического

совета школы
Протокол № ___

от «___» ________ 2012 г.



Алексеевского района Белгородской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Шевченко Светланы Евгеньевны
по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур»

4 класс

Базовый уровень

2012-2013 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по основам мировых религиозных культур и светской этики (модуль «Основы мировых религиозных культур») в 4 классе составлена на основе программы общеобразовательных учреждений 4 – 5 классы «Основы религиозных культур и светской этики». – Издательство «Просвещение», 2010 год. Автор программы: А.Я.Данилюк. При составлении программы учтены рекомендации инструктивно-методического письма «О преподавании предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области» в 2012 – 2013 учебном году.

Учебник:

  • Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 – 5 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – Москва «Просвещение» 2010. Авторы: Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С., Ярлыкапов А.А.; Данилюк А.Я. – автор уроков 1, 30.


Цель программы обучения:

  • формирование у младшего подрастающего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.


Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Задачи:

  • знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур;

  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.



Программа рассчитана на 34 часа.

Однако в соответствии с Годовым календарным учебным графиком МОУ Щербаковской СОШ и расписанием на 2012-13 учебный год реальное количество часов составляет 33. Выполнение программы достигается за счет сокращения часов темы: «Выступление учащихся с творческими работами»: по плану – 2 часа, фактически – 1 час (18.05.2013).

Критерии оценки знаний имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, нравственность характеристики цели и результата деятельности. Формы текущего контроля могут быть вариативными, включая анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки и т. д.), понятийные диктанты и другое.

Основной формой организации учебного процесса является урок.
Приоритетными видами учебной работы являются:

  • чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (рецептивная деятельность);

  • осмысление произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных); ответы на вопросы репродуктивного характера) (репродуктивная деятельность);

  • выразительное чтение текстов, устное словесное рисование, творческие задания (продуктивная творческая деятельность);

  • самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы (поисковая деятельность).



Формы текущего контроля:

устные виды контроля (устный ответ на поставленный вопрос, развернутый ответ по заданной теме, устное сообщение по избранной теме, собеседование, чтение текста);

письменные виды контроля (письменное выполнение заданий, написание сочинения, выполнение самостоятельной работы, выполнение творческой работы).

ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Формы организации образовательного процесса:

Групповая работа над проектом

Практика деловых игр

Анализ критических ситуаций

Тренинги практических навыков
Методы:
Проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские)

Организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы по руководством).

Стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).

Контроля и самоконтроля ( индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменный самоконтроль).

Самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).
Технологии обучения:

Личностно ориентированного образования

Игровые

Информационные

Деятельностного метода

Развитие общеучебных умений
Требования к уровню подготовки учащихся

Обучение детей по программе модуля «Основы мировых религиозных культур» должно направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;

  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

  • формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

  • осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.

Календарно-тематическое планирование (4 класс)


темы

Тема

Кол-во часов

Плановые сроки проведения

Фактическая дата, примечание

I.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1









Россия - наша Родина.

1

1.09.2012




II.

Основы мировых религиозных культур

28









Культура и религия

1

8.09.2012






Культура и религия

1

15.09.2012






Возникновение религий. Древнейшие верования

1

22.09.2012






Возникновение религий. Религии мира и их основатели

1

29.09.2012






Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Типитака

1

6.10.2012






Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран

1

13.10.2012






Хранители предания в религиях мира

1

20.10.2012






Человек в религиозных традициях мира

1

27.10.2012






Священные сооружения

1

3.11.2012,






Священные сооружения

1

17.11.2012,






Священные сооружения

1

24.11.2012,






Священные сооружения

1

1.12.2012






Священные сооружения

1

8.12.2012






Искусство в религиозной культуре

1

15.12.2012






Искусство в религиозной культуре

1

22.12.2012






Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад

1

12.01.2013






Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад

1

19.01.2013






Религии России

1

26.01.2013






Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

1

2.02.2012






Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

1

9.02.2013






Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

1

16.12.2013






Религиозные ритуалы в искусстве

1

2.03.2013






Календари религий мира. Праздники в религиях мира

1

9.03.2012






Праздники в религиях мира

1

16.03.2013,






Праздники в религиях мира

1

23.03.2013






Семья, семейные ценности

1

6.04.2013,






Семья, семейные ценности

1

20.04.2013






Долг, свобода, ответственность, учение и труд

1

27.04.2013




III.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России

5









Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий


1

4.05.2013






Подготовка творческих проектов.

1

11.05.2013






Выступление учащихся с творческими работами

1

18.05.2013






Выступление учащихся с творческими работами

1

18.05.2013






Презентация творческих проектов

1

25.05.2013







Всего

34





Основное содержание курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики»

Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»

Россия – наша Родина.

Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книга религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Перечень учебно-методических средств обучения:
Модуль «Основы мировых религиозных культур»
Для учеников:

  1. Учебник для учащихся «Основы мировых религиозных культур» 4-5 классы. Просвещение. Москва. 2010г

  2. Электронное приложение к учебному пособию А.Л.Беглова, Е.В.Саплиной, Е.С.Токаревой и др. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5.


Для учителя:

    1. «Основы религиозных культур и светской этики». Программы общеобразовательных учреждений.4-5 классы. 2010

    2. Электронное приложение к учебному пособию А.Л.Беглова, Е.В.Саплиной, Е.С.Токаревой и др. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5.

    3. Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет–ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.

    4. Энциклопедическая и справочная литература.


Интернет ресурсы

  1. http://www.openclass.ru/node/140319 - методические разработки, конспекты уроков и презентации

  2. http://www.prosv.ru/umk/okr/info.aspx?ob_no=26678 - разработки уроков

  3. http://metodika.68edu.ru/administrator.html - ОРКСЭ

  4. http://nsportal.ru/nachalnaja-shkola/raznoe/orkce-2 - презентации к урокам

  5. http://pedsovet.su/load/180 - ОРК

  6. http://wikikurgan.orbitel.ru – сообщество педагогов по курсу «ОРКСЭ»

Презентации:

  1. Россия - наша Родина.

  2. Культура и религия

  3. Возникновение религий. Древнейшие верования

  4. Возникновение религий. Религии мира и их основатели

  5. Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Типитака

  6. Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран

  7. Священные сооружения

  8. Добро и зло.

  9. Религии России

  10. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

  11. Календари религий мира. Праздники в религиях мира

  12. Праздники в религиях мира

  13. Семья, семейные ценности

  14. Долг, свобода, ответственность, учение и труд

  15. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Шевченко Светланы Евгеньевны по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур» 4 класс Базовый уровень 2012-2013 учебный год пояснительная записка iconРабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур...
«Великомихайловская средняя общеобразовательная школа Новооскольского района Белгородской области»
Шевченко Светланы Евгеньевны по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур» 4 класс Базовый уровень 2012-2013 учебный год пояснительная записка iconПояснительная записка Программа «Основы религиозных культур и светской...
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4 класса. В рамках апробации...
Шевченко Светланы Евгеньевны по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур» 4 класс Базовый уровень 2012-2013 учебный год пояснительная записка iconПояснительная записка Программа «Основы религиозных культур и светской...
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы православной культуры)» рассчитана на учащихся 4 класса. Комплексный...
Шевченко Светланы Евгеньевны по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур» 4 класс Базовый уровень 2012-2013 учебный год пояснительная записка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тракторозаводского района введен комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», преподавание ведется по...
Шевченко Светланы Евгеньевны по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур» 4 класс Базовый уровень 2012-2013 учебный год пояснительная записка iconИнструктивно-нормативное письмо «Об обучении основам религиозных...
Сного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной...
Шевченко Светланы Евгеньевны по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур» 4 класс Базовый уровень 2012-2013 учебный год пояснительная записка iconРабочая тетрадь слушателя курсов «Основы религиозных культур и светской этики»
«Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур»
Шевченко Светланы Евгеньевны по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур» 4 класс Базовый уровень 2012-2013 учебный год пояснительная записка iconПрограмма «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской...
В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю в III...
Шевченко Светланы Евгеньевны по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур» 4 класс Базовый уровень 2012-2013 учебный год пояснительная записка iconРабочая программа по модулю «Основы мировых религиозных культур» комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы мировых религиозных культур»
Шевченко Светланы Евгеньевны по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур» 4 класс Базовый уровень 2012-2013 учебный год пояснительная записка iconПрограмма по основам религиозных культур и светской этики для 4 класса
Пояснительная записка к рабочей программе курса «основы религиозных культур и светской этики», 4 класс составлена на основе следующих...
Шевченко Светланы Евгеньевны по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур» 4 класс Базовый уровень 2012-2013 учебный год пояснительная записка iconУчебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
«Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур»
Шевченко Светланы Евгеньевны по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур» 4 класс Базовый уровень 2012-2013 учебный год пояснительная записка iconРабочая программа учебного курса «Основы светской этики»
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4-5 классов. В рамках апробации...
Шевченко Светланы Евгеньевны по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур» 4 класс Базовый уровень 2012-2013 учебный год пояснительная записка iconКурс «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы...
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю вiii -ivчетвертях 4-ого класса (всего...
Шевченко Светланы Евгеньевны по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур» 4 класс Базовый уровень 2012-2013 учебный год пояснительная записка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4 классов. Комплексный учебный...
Шевченко Светланы Евгеньевны по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур» 4 класс Базовый уровень 2012-2013 учебный год пояснительная записка iconРекомендации к использованию презентации «Священные сооружения»
Презентация к уроку из модуля «Основы мировых религиозных культур» предмет «Основы религиозных культур и светской этики»
Шевченко Светланы Евгеньевны по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур» 4 класс Базовый уровень 2012-2013 учебный год пояснительная записка iconКогда вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики»?
К изучению курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее орксэ) приступят с 1 сентября 2012 года обучающиеся 4 классов...
Шевченко Светланы Евгеньевны по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур» 4 класс Базовый уровень 2012-2013 учебный год пояснительная записка iconИ. В. Кузьмин «29» августа 2013 года
Рабочая программа по модулю «Основы светской этики» комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск