Скачать 159.63 Kb.
|
Тавровская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Ачкасова ___________Белгородского района Белгородской области_____________ Муниципальное общеобразовательное учреждение
Рабочая программа по модулю «Основы мировых религиозных культур»комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» 4А, 4Б, 4В классы учителя ОРКСЭ Иткиной Динзии Рифгатовны 2013-2014 уч.г. 1. Пояснительная записка Рабочая программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы мировых религиозных культур» составлена на основе авторской программы Данилюк А.Я. комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Сборник «Программы общеобразовательных учреждений.4.5. классы. «Основы духовно-нравственной культуры народов России». «Основы мировых религиозных культур»: М.:.Издательство «Просвещение» 2012- 24с. Данная дисциплина введена в учебные планы в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 года № Пр-2009 в части введения с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 года № 1578-р, писем Министерства образования и науки РФ от 18 июля 2011года №МД-942/03, от 24 октября 2011 года № МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ», Положением о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) муниципального общеобразовательного учреждения «Тавровская средняя общеобразовательная школа имени А.Г.Ачкасова Белгородского района Белгородской области», учебного плана муниципального общеобразовательного учреждения «Тавровская средняя общеобразовательная школа имени А.Г.Ачкасова Белгородского района Белгородской области». Максимальный объем учебной нагрузки составляет 1 час в неделю в 4 - ых классах. Цель и задачи модуля «Основы мировых религиозных культур» комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Цель модуля ОМРК учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Задачи модуля ОМРК учебного курса ОРКСЭ:
В рабочую программу изменения не внесены. Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят: Учебник. Беглов А.Л., Саплина Е.В.Основы духовно — нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4.5. классы. - М: Просвещение,2012. Дополнительная литература: Электронное приложение к учебному пособию Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур: учебное пособие для 4-5 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя.4-5 классы: справ. материалы для общеобразовательных учреждений/ В.А. Тишков, Т.Д.Шапошникова, О.Е. Казьмина и др.; под ред. В.А. Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. - М.: Просвещение, 2012. – 240 с. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей./А.Я. Данилюк.- М.: Просвещение, 2012. – 27 с. Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение: Защита творческих проектов и презентаций – 4 часа. Формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков:
Требования к уровню подготовки учащихся определяется в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету». Требования представлены в виде номенклатуры знаний о православной культуре, изложенных на общеобразовательном уровне в соответствии со ступенями обучения и структурой содержательных линий предмета. Уровни выражены через действия легко контролируемы и измеряемы. 2. Требования к уровню подготовки учащихся называть и показывать; определять и измерять, фиксировать; описывать, составлять; объяснять; прогнозировать (простейшие действия). Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно- нравственных явлений и категорий как, в общем, культурно- историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества. В связи с этим критериями оценки образовательно - воспитательных результатов изучения православной, мусульманской, буддийской и исламской культуры школьниками являются: критерий факта (что, в каком объёме и на каком уровне усвоено из предьявленного материала), критерий отношений (как ученик, используя полученные знания, организует и выражает своё отношение к себе, окружающим людям, значимым социальным ценностям, социальным институтам и учреждениям) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит). Критерии имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, необходимость нравственной характеристики цели и результата деятельности. Формы контроля могут быть вариативными, включая тестирование, анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки, рефераты, творческие работы). 3. Календарно - тематическое планирование
4. Содержание программы по курсу Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час). Россия – наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Блок 2. Основы религиозных культур (28 часов). Что такое религия? Какие бывают религии? Религии России. Что такое культура? Влияние религии на культуру. Древнейшие верования. Первые религии. Многобожие. Иудаизм. Ислам. Христианство. Буддизм. Религии мира и их основатели. Христианство. Иисус Христос, апостолы. Ислам. Мухаммед. Буддизм. Сиддхартха Гуатама. Священные книги религий мира. Когда впервые появились священные тексты и как они назывались? Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Священная книга буддизма – «Три корзины мудрости» (Типитаки). Священные книги иудаизма и христианства. Библия. Ветхий завет. Новый завет. Священная книга ислама. Коран. Хранители предания в религиях мира. Кто такие жрецы. Мудрецы иудеев. Христианские священнослужители. Иерархия в христианской церкви. Мусульманская община. Буддийская община – сангха. Человек в религиозных традициях мира. Роль, место и предназначение человека в религиях мира. Священные сооружения. Для чего нужны священные сооружения? Храм Единого Бога в Иерусалиме, Софийский собор. Христианские храмы (алтарь, иконы). Устройство православного храма. Мечеть. Буддийские священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Роль искусства в разных религиозных традициях. Искусство в религиозной культуре христианства. Искусство в религиозной культуре ислама. Искусство в религиозной культуре иудаизма. Искусство в религиозной культуре буддизма. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. Религии России. Как на Руси выбирали веру? Роль князя Владимира в крещении Руси. Православное христианство в истории России. Первые русские святые (Борис и Глеб). Деятельность Кирилла и Мефодия. Святой Сергий Радонежский. Первый русский печатник Иван Фёдоров. Установление патриаршества. Церковный раскол: кто такие старообрядцы (староверы). Судьба Церкви в XX веке. Другие христианские исповедания. Ислам, иудаизм, буддизм в истории России. Религия и мораль. Главный принцип всех религий. Нравственные заповеди в религиях мира. Заповеди иудаизма и христианства. Нравственное учение ислама. Учение о поведении человека в буддизме. Религиозные ритуалы. Что такое ритуалы (обряды), история их возникновения. Христианство: основные Таинства. Ислам: ежедневная молитва намаз. Иудаизм: еженедельная традиция – соблюдение субботы (шабат). Буддизм: каждодневная молитва (мантра). Обычаи и обряды. Традиционные обычаи и обряды в религиях мира. Религиозные ритуалы в искусстве. Значение религиозных ритуалов в искусстве в традиционных религиях. Календари религий мира. Особенности летоисчисления в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме. Праздники в религиях мира. Праздники иудаизма (Песах, Шавуот, Ханука). Праздники христианства (Рождество, Пасха). Праздники ислама (Курбан-байрам, Ураза-байрам). Праздники буддизма (Дончод, Сагаалган). Семья, семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека. Отношение традиционных религий России к семье. Долг, свобода, ответственность, труд. Понятия «свобода», «долг», «ответственность», «труд» в разных религиях. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь в различных религиях. Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов). Духовные традиции России. Роль религий в становлении России. С чего начинается Россия. 5.Формы и средства контроля Творческие работы: 1.По теме «Россия – наша Родина». 2. По теме «Культура и религии» 3. По теме «Человек в религиозных традициях мира» 4. По теме «Искусство в религиозной культуре» Групповая работа: 1. По теме «Священные сооружения» Работа в парах: 1. По теме «Священные сооружения» Творческие работы учащихся: 1 По теме «Как я понимаю православие» 2. По теме «Как я понимаю ислам» 3.По теме «Памятники религиозной культуры в г.Чебоксары» 4.По теме «Мое отношение к миру» 5. По теме «Мое отношение к людям» 6. По теме «Мое отношение к России» 7. По теме «Моя малая Родина» 8. По теме «Герои России» 9. По теме «Мой друг» 10. По теме «Подари людям счастье» 11. По теме «Как я понимаю счастье» 12. По теме «Наши семейные праздники» Театрализация: 1. По теме «Притча о блудном сыне» 2. По теме «Притча о милосердном самарянине» 3. По теме «Притча о талантах» 4.По теме «Притча о милосердном царе и безжалостном заимодавце» 5. По теме «Мудрость царя Соломона» 6. Перечень учебно – методических средств обучения Беглов А.Л., Саплина Е.В.Основы духовно — нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4.5. классы. - М: Просвещение,2012. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей./А.Я. Данилюк.- М.: Просвещение, 2012. – 27 с. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя.4-5 классы: справ. материалы для общеобразовательных учреждений/ В.А. Тишков, Т.Д.Шапошникова, О.Е. Казьмина и др.; под ред. В.А. Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. - М.: Просвещение, 2012. – 240 с. Электронное приложение к учебному пособию Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур: учебное пособие для 4-5 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011. Методическое пособие для учителя (поурочные разработки к учебнику «Основы мировых религиозных культур» (авторы А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапов) . 7. Лист коррекции |
Рабочая программа по предмету орксэ (4 класс) «Основы мировых религиозных культур» Цель комплексного учебного курса орксэ – формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному... | Шевченко Светланы Евгеньевны по учебному предмету «Основы религиозных... «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур» | ||
И. В. Кузьмин «29» августа 2013 года Рабочая программа по модулю «Основы светской этики» комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса... | Инструктивно-нормативное письмо «Об обучении основам религиозных... Сного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной... | ||
Цель и задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Цель учебного курса орксэ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Чебоксары №649 от 23. 12. 2009 «Об участии в апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»... | ||
Отчёт о результатах апробации комплексного курса России. Учебный предмет имеет комплексный характер и включает 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,... | Методические рекомендации по внесению изменений в тематическое планирование... В связи с необходимостью завершения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе в 2011-2012... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур... «Великомихайловская средняя общеобразовательная школа Новооскольского района Белгородской области» | О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классах | ||
Рабочая тетрадь слушателя курсов «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур» | Примерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных... | ||
С 1 сентября 2012 года во всех общеобразовательных учреждениях России... Р с 2012-13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях запланировано введение комплексного... | Рекомендации к использованию презентации «Священные сооружения» Презентация к уроку из модуля «Основы мировых религиозных культур» предмет «Основы религиозных культур и светской этики» | ||
Методические рекомендации по организации учебного процесса в оу по... ... | Конспект урока для учащихся 4 класса Тема: «Священные книги религий... Цель: формирование у обучающихся начальных представлений о священных книгах религий мира |