Муниципальное общеобразовательное учреждение
СОГЛАСОВАНО:
|
| УТВЕРЖДАЮ:
| Заместитель директора по УВР
|
| Директор МОУ СОШ № 20
|
| О.А. Мокеева
|
|
| И.В.Кузьмин
| «29» августа 2013 года
|
| Приказ №96-ОД
от «29» августа 2013 года
| средняя общеобразовательная школа № 20
ПРИНЯТО:
| На заседании педагогического совета
| Протокол № 1
от «29» августа 2013 года
| Рабочая программа
по
| Основам религиозных культур и светцкой этике
|
| (наименование учебного предмета, курса, дисциплины (модуля))
|
Для
| 4
| класса
| На
| 2013-2014
| учебный год
|
Рабочую программу составил учитель:
| Шишова Е.Н.
|
| (Ф.И.О. учителя-составителя)
| ШУЯ 2013
Пояснительная записка
Рабочая программа по модулю «Основы светской этики» комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса разработана на основе сборника программ общеобразовательных учреждений для 4 класса «Основы религиозных культур и светской этики» Данилюк А. Я.
Рабочая программа по модулю «Основы светской этики» рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
Цель, реализуемая программой:
укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Задачи, реализуемые программой:
целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;
активизация познавательной активности школьников;
создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся;
нравственное, моральное, патриотическое воспитание школьников;
формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Преподавание модуля «Основы светской этики» строится с учётом таких подходов, как:
целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;
активизация познавательной активности школьников;
создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся и проч.
Формы, методы и варианты проведения уроков:
эвристические беседы;
различные виды дискуссий (дебаты, диспуты)
учебные и социальные проекты;
уроки-экскурсии;
деловые и ролевые игры;
практикумы;
различные викторины и другие конкурсные события;
творческие мастерские.
При изучении модуля «Основы светской этики» учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагается интеграция с предметами «Литературное чтение», «Искусство. Музыка», «Окружающий мир», «Искусство. ИЗО».
Основные требования к результатам обучения к концу 4 класса
Обучение детей по программе модуля «Основы светской этики» направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». М.: Просвещение, 2011.
2. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4–5 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
3. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
Список литературы
1. Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». М.: Просвещение, 2011.
2. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4–5 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
3. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
Учебно-тематический план по основам светской этики
4класс
№
п/п
| Раздел, тема
| Кол-во часов
| В том числе
| Практические (лабораторные, проверочные) работы
| Уроки контроля (обобщающие уроки)
| 1
| Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
| 1
|
|
| 2
| Основы светской этики
| 28
|
|
| 3
| Духовные традиции многонационального народа России
| 5
|
|
|
| Итого
| 34
|
|
|
Календарно-тематическое планирование
№ урока
| Тема урока
| Тип урока
| Элементы содержания
| Планируемые результаты
| Дата проведения
| Примечание
| По плану
| По факту
| Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
| 1
| Россия - наша Родина
| Комбинированный
| Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.
| Иметь представление о понятиях: Родина, Россия, национальность, раса; кто такие славяне. Уметь: показывать границы Российской Федерации на карте, объяснять происхождение названия Русь; относиться с уважением к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей
|
|
|
| Основы светской этики (28 часов)
| 2
| Что такое светская этика
| Комбинированный
| Что такое этика. Что такое светская этика и что она предполагает.
| Иметь представления о понятиях: этика, этикет, манеры, нравственность.
Уметь соблюдать правила хорошего тона
|
|
|
| 3
| Культура и мораль
| Комбинированный
| Что означает слово культура». Почему культуру называют второй природой. Как возникла мораль.
| Иметь представление о понятиях: «культура», «мораль».
Уметь проявлять дружелюбие, культуру своего поведения; формулировать вопросы к тексту и отвечать на них
|
|
|
| 4-5
| Особенности морали
| Комбинированный
| В чём особенности морали. Есть ли единый список моральных правил. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе.
| Иметь представление о понятии мораль.
Уметь проявлять дружелюбие, культуру своего поведения
|
|
|
| 6-7
| Добро и зло
| Комбинированный
| Как менялись представления о добре и зле в ходе истории.
| Иметь представление о понятиях: добро, доброта, забота, щедрость, жадность, зло, тактичность, сдержанность, благожелательность, бездушие.
Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; применять правила разговорной речи; проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся в помощи людях
|
|
|
| 8-9
| Добродетель и порок
| Комбинированный
| Что такое добродетель. Что такое порок. Что такое добродетель человека.
| Уметь выявлять элементы общечеловеческих ценностей; отличать добро от зла
|
|
|
| 10
| Свобода и моральный выбор человека
| Комбинированный
| Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором. В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек.
| Знать понятия «свобода», «моральный выбор».
Уметь вести себя нравственно; уважительно относиться к истории и культуре народов
|
|
|
| 11-14
| Свобода и ответственность
| Комбинированный
| Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение.
| Знать, что такое свобода, ответственность.
Уметь ответственно относиться к учёбе, к своим обязанностям, к природе
|
|
|
| 15
| Моральный долг
| Комбинированный
| Что такое моральный долг. В чём особенность морального долга. Какие моральные обязанности есть у человека.
| Знать, что такое моральный долг, какие моральные обязанности есть у человека.
|
|
|
| 16
| Справедливость
| Комбинированный
| Справедливость. Моральные правила справедливого человека.
| Знать, что такое справедливость.
Уметь справедливо относиться к другим
|
|
|
| 17
| Альтруизм и эгоизм
| Комбинированный
| Альтруизм. Эгоизм. Разумный эгоизм.
| Уметь бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами; правильно относиться к людям
|
|
|
| 18
| Дружба
| Комбинированный
| Добродетельные отношения. Дружба.
| Знать, что такое дружба, бескорыстие.
Уметь соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважать друг друга; избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций
|
|
|
| 19
| Что значит быть моральным
| Комбинированный
| Добро и зло. Добродетель. Свобода. Моральный выбор. Моральные нормы.
| Иметь представление о понятиях: честность, искренность, правдивость, тактичность, репутация, закон.
Уметь сравнивать и сопоставлять, критически осмысливать свои поступки; оценивать позитивные качества честности; проявлять честность по выполнению правил поведения в школе и дома, по соблюдению законов; решать практические задачи; соотносить иллюстрацию с текстом
|
|
|
| 20
| Род и семья-исток нравственных отношений в истории человечества
| Комбинированный
| Род. Семья. Фамилия. Родословная. Семейные праздники
| Иметь представление о понятиях: род, родословная, семья, фамилия, семейные праздники.
Уметь проявлять взаимопомощь, стремиться совершать добрые дела; соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи.
|
|
|
| 21
| Нравственный поступок
| Комбинированный
| Поступок. Нравственный поступок. Мотив. Цель поступка. Средства достижения цели. Действие. Результат.
| Знать правила поведения, необходимые человеку в обществе.
Уметь выполнять эти правила поведения; оценивать свои поступки.
|
|
|
| 22
| Золотое правило нравственности
| Комбинированный
| Золотое правило нравственности
| Знать золотое правило нравственности.
Уметь соблюдать золотое правило нравственности; оценивать свои поступки.
|
|
|
| 23
| Стыд, вина и извинение
| Комбинированный
| Стыд. «Ложный стыд». Вина. Раскаяние.
| Знать, что стыд, вина и извинения - это регуляторы поведения человека в обществе
|
|
|
| 24
| Честь и достоинство
| Комбинированный
| Честь. Достоинство. Кодекс чести.
| Иметь представление о понятиях: честь, достоинство, вежливость, уважение, тактичность, скромность.
Уметь осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях; соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома; говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения
|
|
|
| 25
| Совесть
| Комбинированный
| Совесть. Стыд. Размышления. Чувства. Воля.
| Иметь представление о совести.
Уметь доброжелательно и отзывчиво относиться к другим людям, понимать и сопереживать чувства других людей
|
|
|
| 26
| Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы
| Комбинированный
| Богатырь. Рыцарь. Правила честного поединка.
| Иметь представление о понятиях: богатырь, рыцарь, порядочность, честь, верность, смелость, благородство.
Уметь выявлять элементы общечеловеческих ценностей; дружески общаться в коллективе; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважать друг друга; избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций
|
|
|
| 27
| Джентльмен и леди
| Комбинированный
| Джентльмен. Леди.
| Иметь представление о понятиях: респектабельность, образованность, воспитанность, верность слову, патриотизм, уравновешенность, сдержанность, доброжелательность, элегантность, благотворительность
|
|
|
| 28
| Этикет
| Комбинированный
| Этикет. Правила этикета
| Знать, что такое этикет, правила этикета
|
|
|
| 29
| Жизнь человека - высшая нравственная ценность.
| Комбинированный
| Ценности. Жизнь человека. Уникальность,
неповторимость жизни.
| Иметь представление о ценности жизни.
Уметь выполнять требования соблюдения дисциплины; заниматься самообслуживанием; поддерживать чистоту в школе и дома; соблюдать распорядок дня; выполнять правила личной безопасности
|
|
|
| Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
| 30
| Любовь и уважение к Отечеству
| Комбинированный
| Государство. Гражданин. Мораль. Патриотизм. Народ.
| Иметь представление о понятиях: Отечество, защитник, патриот, воин.
Уметь: уважительно относиться к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны 1945-1945 гг.; определять значение красных дат календаря; планировать и контролировать учебные действия
|
|
|
| 31
| Подготовка творческих работ
| Комбинированный
| Подготовка творческих работ
| Уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; договариваться о распределении ролей в совместной деятельности
|
|
|
| 32-33
| Выступление учащихся со своими творческими работами
| Комбинированный
| Выступление учащихся со своими творческими работами
| Уметь слушать выступающих, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
|
|
|
| 34
| Презентации творческих работ
| Комбинированный
| Презентации творческих работ
| Уметь слушать выступающих, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
|
|
|
|
Прохождение программного материала МОУ СОШ №20
ФИО учителя
|
Класс
|
Предмет
| По программе
| Фактически проведено
| Причина невыполнения программы
| Компенсирующие мероприятия
| Часов
| К/Р
| П/Р
| Часов
| К/Р
| П/Р
|
|
| Шишова Е.Н.
| 4
| Основы светской этики
| 34
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Выводы:
|