Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»





Скачать 255.6 Kb.
НазваниеРабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Дата публикации22.08.2014
Размер255.6 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики». Кураева А. В. «Просвещение», 2010.

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информации об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

Введение этого предмета стало необходимым, так как для школы важное значение имеет ее отношение с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса.

В связи с этим актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы православной культуры», имеющей комплексный характер, знакомящей школьников с основами различных мировоззрений и опирающихся на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Цель: Формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на православных традициях, уважении к ним, а так же к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основные задачи:

- знакомство обучающихся с основами православной культуры;

- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи общества.

- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формировании у них ценностно – смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической, многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.

- учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально – государственного, духовного единства российской жизни.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных традиций, на понимании их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Предмет «Основы православной культуры» призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Образовательный процесс в границах в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозной культуре посредством:

- ориентации на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

- педагогическое согласование системы базовых ценностей, лежащих в основе модуля;

- ориентация учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личности ценностно – смысловой сферы младших подростков;

- единых требований к результатам освоения содержания учебного курса;

Учебно – воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных традиций.

Учебно – методический комплект: Кураев А. В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений – Москва: «Просвещение», 2010.

Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. Методические рекомендации для учителей. «Новое время», 2010.

Основы Православной культуры. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева

Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», из расчёта 1 учебный час в неделю. Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» рассчитана на 34 часа.

Основное содержание учебного модуля «Основы православной культуры»
Содержание модуля организовано в рамках четырех основных тематических разделов.

Содержательные акценты первого тематического раздела – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвертый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2 - 29), дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

Изучая курс, обучающиеся получают представление о конкретных культурных традиции на основе знакомства с наиболее общими ее характеристиками.

- Россия – наша родина.

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и ее ценности.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учебно - тематическое планирование




Тематическое

планирование

Характеристика деятельности

учащихся

Используемые ресурсы

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

1

Урок 1. Россия - наша Родина.

Знакомство с историей возникновения и

Программа комплексного учебного курсаОРКСЭ

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часа)

2

Урок 2. Культура и религия.

распространения православной культуры
Изучают основы духовных традиций православия
Дают определения основных понятий православной культуры.
Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей.
Знакомство с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры

Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры
Учатся описывать явления православной духовной традиции и культуры.

Программа комплексного учебного курсаОРКСЭ
Учебное пособие «Основы православной культуры ».
«Основы религиозных культур и светской этики»

Книга для учителя.

Справочные материалы для общеобразовательных учреждений



3

Урок 3 Человек и Бог в православии.

4

Урок 4 Православная молитва.

5

Урок 5. Библия и Евангелие

6

Урок 6. Проповедь Христа

7

Урок 7. Христос и Его Крест.

8

Урок 8. Пасха

9

Урок 9. Православное учение о человеке.

10

Урок 10. Совесть и раскаяние.

11

Урок 11 Заповеди.

12

Урок 12 Милосердие и сострадание

13

Урок 13 Золотое правило этики

14

Урок 14.Храм

15

Урок 15. Икона

16

Урок 16. Творческие работы учащихся.


17

Урок 17. Подведение итогов

Излагают свое мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.




Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)

18

Урок 18. Как христианство пришло на Русь


Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.
Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры
Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Участвуют в диспутах : учатся слушать собеседника и излагать свое мнение.

Готовят сообщение по выбранным темам.


«Основы религиозных культур и светской этики»

Книга для родителей.
Электронное пособие «Основы религиозных культур и светской этики»

19

Урок 19. Подвиг

20

Урок 20. Заповеди блаженства

21

Урок 21. Зачем творить добро?

22

Урок 22. Чудо в жизни христианина.

23

Урок 23. Православие о Божьем суде


24

Урок 24Таинство Причастия

25

Урок 25. Монастырь

26

Урок 26. Отношение христианина к природе

27

Урок 27. Христианская семья



28

Урок 28. Защита Отечества

29

Урок 29.Христианин в труде.

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)i

30

Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству.







31

Урок 31-34. Итоговая презентация творческих проектов учащихся



i

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного курса
Обучение по данной программе должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Требования к личностным результатам:

-Формирование основ российской гражданкой идентичности, чувства гордости за свою Родину;

- формирование образа мира как единственного и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе4

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношен7ию к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

- Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей; Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

- осознание ценностей нравственности и духовности в человеческой жизни.

Материально – техническое обеспечение курса
Реализация обозначенной цели курса ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально – техническом обеспечении.

Для изучения курса ОРКСЭ должны быть в наличии следующие объекты и средства материально – технического обеспечения:

- оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, дидактические материалы;

- технические средства обучения:

Классная доска с набором магнитов, таблиц, картинок;

Демонстрационное оборудование (компьютеры, CD, DVD мультипроектор, экспозиционный экран).

Вспомогательное оборудование и устройства (принтер, сканер и др.)

Экранно – звуковые пособия, передающие содержание через звук, анимацию.

Электронное пособие к каждому модулю.

Дополнительные мультимедийные образовательные ресурсы, интернет – ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации.

- библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

-учебно – методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание курса.

Нормативные документы.

Специальные дополнительные пособия для учителей.

Научно – популярные книги, документальные источники, энциклопедическая и справочная литература, религиозная литература, художественные альбомы и др.


Методическая литература:

1. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики: Программы общеобразовательных учреждений4-5 классы.- М.: Просвещение 2011. – 24с.

2. Кураев А. В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений – Москва: «Просвещение», 2010.

3. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. Методические рекомендации для учителей. «Новое время», 2010.

4. Основы Православной культуры. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева

Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль « Основы православной культуры»

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики». Кураева А. В. «Просвещение», 2010.

Модуль «Основы православной культуры» по авторской программе А.В. Кураева обеспечивается учебно – методическим комплектом, состоящим из

  • учебного пособия для общеобразовательных школ «Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры», 4 класс, автор Кураев А.В.;

  • программы к курсу под редакцией Кураева А.В.;

  • методических рекомендаций для учителя «Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры»;

  • электронного приложения к учебному пособию А.В. Кураева «Основы Православной культуры».

  • Данный предмет входит в образовательную область - Духовно – нравственная культура народов России.

Общая характеристика учебного предмета

В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Модуль курса «Основы православной культуры» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах православной культуры призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями православных духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Цель и задачи учебного курса «Основы православной культуры».

Цель курса «Основы православной культуры» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.

Задачи учебного курса:

  1. знакомство обучающихся с основами православной культуры;

  2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе;

  4. формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  5. развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.

Ценностные ориентиры содержания курса ОРКСЭ

В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», из расчёта 1 учебный час в неделю. Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» рассчитана на 34 часа.

Содержание учебного материала
№ п/п

Наименование раздела, блока

Количество часов

1.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1
2.

Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1.

16

3

Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2.

12

4.

Духовные традиции многонационального народа России

5
Итого

34
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога - фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков можно проводить для всего класса.

На уроке 1 блока учащиеся узнают о единстве многонационального российского народа, о многообразии его духовных традиций. На уроке проводится мысль, что при явном различии наших взглядов на мир, мы – народ России – едины. У нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное – сходные нравственные основы.

Первый урок второго блока – вводный. На последующих уроках второго блока учащиеся должны получить целостное представление о том, что есть культура православия. Школьники знакомятся с основателем православия - Христом. Перед ними будут раскрыты основные нравственные понятия: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др. Будет показан образ жизни людей, их нравственные семейные и общественные обязанности. Изучение второго блока завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.

В 3 блоке содержательный образ по модулю «Основы православной культуры» будут в большей мере выстраиваться с учётом культурно - исторических особенностей нашей страны и региона, где проживает семья обучающегося. Тема Родины, национальной культуры, традиций, любви к родной земле определяют большинство тем третьего блока.

Блок 4 – итоговый, обобщающий, оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентации могут приглашаться родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его ещё раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получат возможность ознакомиться с основным содержанием других модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяет оценить в целом работу учащегося и выставить ему отметку за весь курс. Блок завершается школьно – семейным праздником «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия».

К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы православной культуры» относятся:

    • взаимные вопросы и задания групп,

    • взаимообъяснение,

    • беседа,

    • интервью,

    • драматизация (театрализация).

Используются сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями:

  • составление словаря терминов и понятий,

  • составление галереи образов,

  • использование информационных технологий.

Задания на дом в процессе изучения курса должны имеют творческий, поисковый или проблемный характер. Предусмотрена подготовка и презентация итоговых творческих проектов на основе изученного материала.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей её достижения, умение
    договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

  • адекватно оценивать поведение свое и окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.


Тематическое планирование «Основы православной культуры»

№ темы

Тема

Количество часов

Внеурочная работа

I.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

1
1.

Россия – наша Родина

1
II

Основы православной культуры

28
2.

Культура и религия

1
3.

Человек и Бог в православии

1
4.

Православная молитва

1
5.

Библия и Евангелие

1
6.

Проповедь Христа

1
7.

Христос и его крест

1
8.

Пасха

1
9.

Православное учение о человеке

1
10.

Совесть и раскаяние

1
11.

Заповеди

1
12.

Милосердие и сострадание

1
13.

Золотое правило этики

1
14.

Храм

1

Экскурсия в православный храм

15.

Икона

1
16.

Творческие работы учащихся

1
17.

Подведение итогов

1
18.

Как христианство пришло на Русь

1
19.

Подвиг

1
20.

Заповеди блаженств

1
21.

Зачем творить добро?

1
22.

Чудо в жизни христианина

1
23.

Православие о Божием суде

1
24.

Таинство причастия

1
25.

Монастырь

1

Посещение храма

26.

Отношение христианина к природе

1
27.

Христианская семья

1
III

Духовные традиции многонационального народа

7
28.

Защита Отечества

1
29.

Христианин в труде

1
30.

Любовь и уважение к Отечеству

1
31.

Подготовка творческих проектов

1
32.

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры в моём городе» и т.д.

1
33.

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Моё отношение к миру», «Моё отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества », «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг» и т.д.

1
34.

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т. д.)

1

Всего

34

Списки литературы

Методическая литература:

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

  • Кураев А. В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений – Москва: «Просвещение», 2010.

  • Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. Методические рекомендации для учителей. «Новое время», 2010.

  • Основы Православной культуры. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева


Литература для учащихся:
1. Библия в гравюрах Гюстава Доре. Российское Библейское общество. Москва, 1996.

2. Библия для детей. Сост. Полянская И.Н. - М.: ООО «Изд. АСТ»: ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «ТРАНЗИТКНИГА», 2004.

3. Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. По тексту протоиерея Александра Соколова. Издательство Белорусского Экзархата, ХАРВЕСТ. Минск, 2005.

4. Библейская азбука. Отв. за выпуск Авадяева Е. Москва, ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2003.

5. Библейская энциклопедия с иллюстрациями Г.Доре и цветными вкладышами. - М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2002.-

6. Великие православные праздники. Авт.-сост. Глаголева О. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.

7. В.А. Никифоров - Волгин. Сборник рассказов.

8. Владимир святой. Алексей Карпов. – М., изд. Молодая гвардия - ЖЗЛ», 1997.

9. Волшебные картинки. Пять Библейских сюжетов. Российское Библейское общество. 2006.

10. Деревянное зодчество Руси. Лариса Александрова. М., изд. «Белый город», 2004.

11. Детская Библия. Православные праздники. Сост. Горбачева Н.Б. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «Изд. АСТ», 2003.

12. Детям о православной вере. Сост. Зинченко З. – С.-Петербург, изд. «Шпиль», 2003.

13. Дмитрий Донской. Из серии «Жизнь великих людей». Изд. «Граница», Москва, 1993.

14. Евангелие для самых маленьких. По Горбовой С.Н. Изд. Белорусского Экзархата, при участии ОО «ХАРВЕСТ», Минск, 2005.

15. Жития святых: Святителя Димитрия Ростовского: в 13-ти томах. Москва: ТЕРРА – Книжный клуб, 1998.

16. Избранные жития для детей: В 2 т. Составитель Балакшин Е.А. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008.

17. Иконопись. Энциклопедия живописи для детей. Сост. Нина Орлова. Изд. «Белый город», М., 2004.

18. История Церкви для детей. Рассказы из истории Христианской Церкви 1 – 11 веков. Бахметева А.Н. Изд. Белорусского Экзархата, Минск, 2006.

19. Колесникова В.С. Православный храм. Символика и традиции. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006

Литература для педагога:
1. Библейская история Ветхого и Нового Завета. В трех томах. Лопухин А.П. Издательство Белорусского Экзархата. При участии ООО «ХАРВЕСТ». Минск, 2005.

2. Библейская энциклопедия с иллюстрациями Гюстава Доре и цветными вкладками.- М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2002.

3. Библия в гравюрах Гюстава Доре. Российское Библейское общество. Москва, 1996.

4. Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. По тексту протоиерея Александра Соколова. Издательство Белорусского Экзархата, ХАРВЕСТ. Минск, 2005.

5. Библия для детей. Сост. Полянская И.Н. - М.: ООО «Изд. АСТ»: ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «ТРАНЗИТКНИГА», 2004.

6. Бородина А.В. Основы православной культуры. Москва: Издательский дом «Покров», 2003.

7. Великие православные праздники. Авт.-сост. Глаголева О. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.

8. Герои русской истории: Альбом. М.: изд-во «Белый город», 2007.

9. Детская Библия. Православные праздники. Сост. Горбачева Н.Б. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «Изд. АСТ», 2003.

10. Дмитрий Донской. Из серии «Жизнь великих людей». Изд. «Граница», Москва, 1993г.

11. Духовно-нравственное воспитание. Научно-просветительский журнал. Издательство «Школьная пресса», подписка за 2001 – 2008 гг.

12. Духовные истоки воспитания. Учебно-методическая серия: программы, методики проведения уроков, сборники текстов. Выпуск 1. – Москва: «Славянский Дом», 2001год.

Примерные темы творческих работ:

Темы сочинений:

«Как я понимаю православие»

«Что такое этика?»

«Значение религии в жизни человека и общества»

«Православный храм как произведение архитектуры»

«Экскурсия в православный храм»

«Православные святыни»

«Шедевры православной культуры»

«Православные праздники»

«Крещение Руси как начало великой русской культуры»

«Может ли христианское отношение к природе помочь решению экологической проблемы?»

«Какие особые убеждения христиан укрепляют их в делании добра?»

«Возможен ли подвиг в мирное время?»

«Мое отношение к людям»

«Мое отношение к России»

«С чего начинается Родина»

«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества»

«Мой дедушка – защитник Родины»

«Мои друзья – люди разных национальностей и вероисповеданий»

Темы исследовательских работ:

Как христианство пришло на Русь

Христианское отношение к природе.

Святые в отношении к животным.

Русские святые-воины. (На примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Дмитрия Донского или других)


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» iconПояснительная записка Программа «Основы религиозных культур и светской...
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4 класса. В рамках апробации...
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» iconРабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы светской этики»
«Основы светской этики») для 4 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программыА....
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» iconРабочая программа учебного курса «Основы светской этики»
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4-5 классов. В рамках апробации...
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» iconКонспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
...
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» iconШевченко Светланы Евгеньевны по учебному предмету «Основы религиозных...
«Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур»
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» iconИ. В. Кузьмин «29» августа 2013 года
Рабочая программа по модулю «Основы светской этики» комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса...
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» iconРабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики...
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики») для 4 класса разработана на основе...
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» iconПрограмма «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской...
В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю в III...
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» iconКурс «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы...
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю вiii -ivчетвертях 4-ого класса (всего...
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4 классов. Комплексный учебный...
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» iconРабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики»...
Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы «Основы религиозных...
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» iconПояснительная записка Программа «Основы религиозных культур и светской...
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы православной культуры)» рассчитана на учащихся 4 класса. Комплексный...
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» iconИнструктивно-нормативное письмо «Об обучении основам религиозных...
Сного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной...
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» iconРабочая тетрадь слушателя курсов «Основы религиозных культур и светской этики»
«Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур»
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тракторозаводского района введен комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», преподавание ведется по...
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» iconКогда вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики»?
К изучению курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее орксэ) приступят с 1 сентября 2012 года обучающиеся 4 классов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск