Скачать 118.86 Kb.
|
Конспект урока. Дата: 21.02.11 Класс: 7 Урок 47 Учебник: Литература. 7 класс. Г. С. Меркин. Программа: Г. С. Меркин. Тема урока: РАССКАЗ А. И. КУПРИНА «КУСТ СИРЕНИ». Тип урока: изучение нового материала. Методические приемы: художественное чтение, анализ произведения. Цели: Обучающая: ввести учащихся в мир жизни и творчества известного русского писателя А.И.Куприна; познакомить с рассказом «Куст сирени». Развивающая: развивать навыки грамотной устной речи; развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном. Воспитывающая: воспитывать активную жизненную позицию; воспитывать на примере главной героини рассказа стремление к взаимопониманию и согласию. Задачи: познакомить учащихся с отдельными фактами биографии и эпохой А. И. Куприна; выявить позицию автора в изображении любви; определить, какие качества характера помогают героям сохранить и развить любовь; показать роль зеркальной композиции для раскрытия идеи произведения А.И. Куприна «Куст сирени». Оборудование:
Основные виды деятельности: ответы на вопросы учебника; чтение и комментирование эпизодов рассказа. Термины: жанр, рассказ, деталь, композиция, зеркальная композиция, антитеза. План урока:
ХОД УРОКА: Эпиграф к уроку: «Любовь — это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и все же она у тебя остаётся». Л.Н. Толстой I. Организационный этап. (2 мин) Сообщение темы и целей урока. Запись темы в тетради. II. Проверка домашнего задания. ( 8 мин.) Учитель: Ребята, дома вы должны были выписать в словарик термины: рассказ, антитеза, литературные жанры, композиция. Ученик: Расска́з - малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью более развернутой формой повествования. Восходит к фольклорным жанрам (сказке, притче); как жанр обособился в письменной литературе; часто неотличим отновеллы, а с XVIII в. — и очерка. Иногда новеллу и очерк рассматривают как полярные разновидности рассказа. Антите́за (редко антитезис; риторическое противопоставление текста; др.-греч. ἀντίθεσις — противоположение) — стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом. Литературные жанры - группы литературных произведений, объединенных совокупностью формальных и содержательных свойств (в отличие от литературных форм, выделение которых основано только на формальных признаках). Композиция - (от латинского compositio - сложение, составление), построение художественного произведения (литературного, музыкального, живописного и т.п.), обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция - важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. III. Изучение нового материала.
Жизнелюбивый талант Куприна, одного из «королей» русской прозы нашего века, находил высокую оценку у писателей самых разных, полярных направлений. Л. Н. Толстой, «Лев Великий» нашей словесности, говорил: «Куприн — настоящий художник, громадный талант. Поднимает вопросы жизни более глубокие, чем у его собратьев...» Один из вождей символизма, Константин Бальмонт, вторил, уже в стихах: Это — мудрость верной силы. В самой буре — тишина. Ты — родной и всем нам милый. Все мы любим Куприна. Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 г. в захолустном городке Наровчате Пензенской губернии. В 1894 году оставил службу, переехал в Киев и посвятил себя литературному труду (начал печататься в 1889 году). Ездил по стране, преимущественно по югу России, переменил множество профессий. С 1901 года жил в Петербурге. В 1899 году познакомился с Антоном Чеховым, в 1902 году - с Максимом Горьким и группой писателей-"знаньевцев". В творчестве Куприна сказалось влияние Чехова, Горького и, особенно, Льва Толстого. Художник правдивый и жизненно-конкретный, писавший только о том, что он сам видел, пережил и перечувствовал, Куприн обращался своим творчеством к широкой демократической аудитории; в центре его произведений обычно "средний" русский интеллигент - труженик, человек сердечный, совестливый, тяжко ранимый жизненными противоречиями; важное место в произведениях Куприна занимают колоритные образы простых людей из народа. В 1894 году Александр Иванович Куприн пишет рассказ «Куст сирени». Рассказ читает учитель, учащиеся следят по тексту. (10 мин.)
Учитель: Почему рассказ называется «Куст сирени»? Почему именно сирень выбирает автор? Ученик: (Рассказ называется так потому, что именно куст сирени приносит героям счастье. Вначале молодые супруги угнетены неудачей, постигшей Алмазова. Он не поступил в Академию, и всё из-за пятна на чертеже. Они ищут выход, и Верочка находит его. Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову поступить в Академию. Именно куст сирени приносит семье Алмазовых счастье и успокоение. Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых. Кроме того, сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 – символ Вселенной. А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье). Учитель: Скажите, чем вам близка героиня? Ученик: (Верочка – добрая, отзывчивая, очень любит своего мужа. В любой ситуации сможет найти выход. Нравится её упорство, выносливость и огромная вера в свои силы.) Учитель: Как вы понимаете пословицу «Терпение и труд всё перетрут»? Уместно ли утверждать, что пословица находит отражение в этом рассказе? Ученик: (Пословица имеет прямое отношение к Верочке. Её поступками движут терпение, труд, упорство и любовь.) Учитель: «Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком…» Почему автор именно так заканчивает рассказ? Ученик: (Сирень спасла героев. Воспоминание о ней связано у супругов с преодолением трудностей. Для них сирень стала символом удачи.) Учитель: Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых? Ученик: (Умение проникать в душу любимого человека, стремление сделать другого счастливым.)
Учитель: Николай Алмазов возвращается домой. Говорит ли автор прямо о его состоянии? Как Вера поняла, что у мужа неприятности? Найдите в тексте детали, с помощью которых автор передаёт те чувства, которые испытывает герой? Ученик: (Алмазов прошел в свой кабинет, не снимая пальто, в фуражке, молча. Насупившееся лицо, сдвинутые брови, закушенная нижняя губа. Он выпускает из рук портфель и не замечает, как тот падает на пол и раскрывается. Бросился в кресло, хрустнув пальцами… Длится тяжёлое молчание, герой так и сидит молча, не снимая пальто. Отворотившись в сторону…. Потом говорит раздражённо, словно жена виновата в его неудаче… злобно ткнул ногой портфель с чертежами. Называет все это дрянью … горелые спички, которые ломает на «мелкие кусочки», а затем «с озлоблением швыряет». Алмазов срывает злость на Вере, на портфеле, на чертежах, на спичках).
Учитель: Как Вера сопереживает мужу? В чём это выражается? Ученик: (Как тонко подметил Куприн, Вера встретила мужа «со страданием на красивом, нервном лице». Жена старается разузнать причину такого резкого изменения в поведении мужа. С самого начала рассказа супруги не проронили ни слова. Жена начинает разговор, но диалога не получается. Вера не отчаивается и вторично пытается «разговорить» мужа. Алмазов рассказывает о своей неприятности, даже пытается обвинить Веру в своём несчастье.) Учитель: Меняется ли Алмазов под воздействием жены? Ученик: (Он уже не сопротивляется, но всё равно ещё сидит «с обиженным выражением». Разряжает обстановку жена. Она становится очень энергичной. Теперь они меняются ролями. Алмазов хоть и не верит в успех дела, но покорно следует указаниям жены.) Учитель: Какой же выход находит Вера? Ученик: (Алмазовы едут в ломбард, потом к садовнику.) Учитель: Как отреагировал садовник на появление непрошеных гостей? Ученик: (Садовник был недоволен столь поздним визитом. Он отвечает сухо, почти враждебно, но затем проявляет сочувствие к героям. Мы видим, что автор симпатизирует этому человеку: «маленький старичок в золотых очках». Обычно к садовнику приезжают днём, а тут приезжают вечером, ведут себя странно. Естественно, садовник принял всё это за розыгрыш. Но когда садовник узнаёт, в чём дело, его отношение резко меняется. Он понимает состояние супругов и охотно помогает им.) Учитель: Почему Вера, договорившись с садовником, не уезжает домой, а сама едет туда, где должен «вырасти куст»? Ученик: (Хочет убедиться в том, что все сделано, как надо, переживает за мужа, за исход дела.) Учитель: В каком еще эпизоде мы видим переживания героини? Ученик: (Вера не находит себе места, сильно переживает за мужа, с нетерпением ждёт его возвращения. Она даже не могла усидеть дома. Вера издали угадывает настроение мужа. Алмазов преображается: из мрачного неудачника он превращается в счастливого человека. Его лицо сияет «торжеством одержанной победы». Но и теперь Вера не успокаивается, пока не слышит из уст мужа, что всё прекрасно.) Учитель: Чем же заканчивается эта история? Учитель: Как Вера отнеслась к успехам мужа? Почему она просит его вновь рассказать об этой истории? Ученик: (Она понимает, что доставляет удовольствие мужу, поэтому вновь и вновь расспрашивает его, пытается разузнать подробности.) IV. Физминутка.
Учитель: А теперь давайте вспомним, что такое композиция? (7 мин.) Ученик: КОМПОЗИЦИЯ (от лат. compositio — составление, связывание), 1) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция — важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. В художественной литературе композиция — мотивированное расположение компонентов литературного произведения; компонентом (единицей композиции) считают «отрезок» произведения, в котором сохраняется один способ изображения (характеристика, диалог и т. д.) или единая точка зрения (автора, рассказчика, одного из героев) на изображаемое. Взаиморасположение и взаимодействие этих «отрезков» образуют композиционное единство произведения. Композицию часто отождествляют как с сюжетом, системой образов, так и со структурой художественного произведения (иногда синонимами понятий композиция и структура служат слова: архитектоника, построение, конструкция). Учитель: Давайте вместе подумаем, в чём особенность композиции данного рассказа? На сколько частей можно разделить произведение? Ученик: 1 часть. «Горе»: Алмазов приходит домой. 2 часть. «Надежда»: молодые супруги посещают оценщика и садовника. 3 часть. «Счастье»: Вера встречает мужа и видит, что всё благополучно завершилось. Учитель: Какой приём лежит в основе? Ученик: (Антитеза) Вывод: такое построение произведения, когда начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот, называется зеркальной композицией. Учитель: Давайте посмотрим, где ещё автор использует антитезу? (Правильно, в изображении героев.) Учитель: Какие противоположные черты характера вы заметили? Сравнительная характеристика
Учитель: Как зеркальная композиция, приём антитезы помогают раскрыть идею произведения? Ученик: (Автор даёт понять, что главное для счастья не сходство характеров, а терпение, труд, упорство и любовь, понимание и взаимовыручка. Благодаря этим качествам, люди преодолевают трудности и не только сохраняют любовь, но и укрепляют её. На смену горя, неудач приходит счастье, удача, успех, нужно только не терять веру, не поддаваться унынию, поддерживать друг друга.) 6. Межлитературные связи. (3мин.) Учитель: Вспомните, какое произведение из зарубежной литературы, отражающее подобный взгляд на любовь, мы с вами изучали в прошлом году? Ученик: (О. Генри «Дары волхвов») Учитель: Чем это произведение напоминает рассказ «Куст сирени»? Ученик: (Герои чем-то жертвуют ради любви и находят в этом своё счастье.) 7. Отношение автора к героям. (4 мин.) Учитель: Почему автор наделяет героев такой замечательной фамилией – Алмазовы? Случайно ли имя Вера? Ученик: (Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блестящий, многогранный. Вероятно, здесь содержится намёк на чистые, светлые отношения между супругами. Вера – вера в свои силы, уверенность в будущем.) Учитель: Вы, наверное, обратили внимание, что автор не дает нам внешнего описания героев? Как вы думаете? Почему? Ученик: (Автор сосредотачивает свое внимание на внутреннем мире героев, он гораздо важнее внешности.) Учитель: Как Куприн относится к своим героям и к истории, которая с ними приключилась? Ученик: (Автор открыто выражает свои чувства. С большей симпатией Куприн относится к Вере. Посмотрим, как называет автор героя: Николай Евграфович, Алмазов (и только Вера называет его Колей). А героиня для автора - Вера, Верочка. Но Куприну дороги оба героя. Он пишет о них тепло, заинтересованно. Автор любуется ими, даже не осуждает за небольшой обман профессора.) 8. Работа с эпиграфом. (2мин.) Учитель: Давайте ещё раз прочитаем эпиграф к уроку. Согласны вы с высказыванием Л. Толстого? Как мысли Л. Толстого отражены в рассказе? Ученик: (Герои отдают любовь друг другу и получают её друг от друга. Они оба счастливы. Трудности только сблизили их). Учитель: Что значит любовь по Куприну? Благодаря чему его герои обрели счастье? Ученик: (Любовь – это «труд» : доброта, нежность, терпение, умение понять, простить, жертвовать. Такая любовь приносит наслаждение, она лишена примеси горечи, страхов, в ней нет обмана, поэтому делает людей счастливыми.) V. Рефлексия. (2мин.)
VI. Домашнее задание. (2мин.) Чем для меня интересен рассказ И. Куприна «Куст сирени»? Примечание: задание выполняется письменно, жанр свободный (рассказ, стихотворение, дневниковые записи и т.д.) VII. Подведение итогов. Комментирование оценок. (2 мин.) |
Урок по литературе Тема любви в произведениях А. П. Чехова «О любви»,... Данный урок проводится как итоговый после изучения рассказов И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени», А. П. Чехова «О... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока: «Рассказы А. И. Куприна – настоящие «романы воспитания чувств» (Слово о писателе и его творчестве. Нравственные проблемы... | ||
Конспект урока по литературе в 7 классе Тема: «Изучение рассказа И. А. Бунина «Лапти» Данный урок проводится как итоговый после изучения рассказов И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени», А. П. Чехова «О... | Конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе учителя... Данный урок проводится как итоговый после изучения рассказов И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени», А. П. Чехова «О... | ||
Конспект открытого урока по литературе в 7 классе на тему: «Легко ли быть ребёнком?» Данный урок проводится как итоговый после изучения рассказов И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени», А. П. Чехова «О... | Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Односоставные предложения. Обобщение» Данный урок проводится как итоговый после изучения рассказов И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени», А. П. Чехова «О... | ||
Конспект проблемного урока Концептуальная цель преподавания русского... Данный урок проводится как итоговый после изучения рассказов И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени», А. П. Чехова «О... | Конкурс «Современный урок 2011» Данный урок проводится как итоговый после изучения рассказов И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени», А. П. Чехова «О... | ||
“Волшебная сирень” Сиреневый сад” искусственные ветки сирени, духи “Сирень”, скамейки, куст сирени, картины, изображающие сирень, фото | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: познакомить учащихся с рассказом Куприна «Куст сирени»; выявить позицию автора в изображении любви; определить, какие качества... | ||
Конспект открытого урока литературы в 8 классе Цель: обобщить и систематизировать знания по изученных текстам (А. П. Чехов «О любви», А. И. Куприн «Куст сирени») | Конспект урока литературы в 11 классе "Да святится имя твоё" (Тема... Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, текст повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет", фонограмма с записью Son. №2,... | ||
Бася и король Фон одноэтажный домик с крыльцом и большой куст сирени. Дети играют в лапту (или другую игру, где нужно отбивать удары). Мальчик... | Урок литературы в 11 классе «Тема армии в повести А. И. Куприна «Поединок» А. И. Куприна для осознания обществом кризиса всей русской жизни; гуманистический, антивоенный пафос повести | ||
Тема добра и милосердия в рассказе Куприна «Чудесный доктор» Цель: формирование нравственных ценностей на основе анализа рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор» | Урок по русскому языку в 9 классе по теме: «Рецензия как один из жанров публицистического стиля» Работа с рецензией на рассказ А. И. Куприна «Анафема» и составление собственной рецензии |