Скачать 81.28 Kb.
|
МБОУ Хазанская СОШ Анисимова Е. А. Урок литературы в 8 классе Любовью дорожить умейте ( По рассказу А.И. Куприна "Куст сирени) Для любящего человека вся вселенная слилась в любимом существе. Л. Берне Цели: познакомить учащихся с рассказом Куприна «Куст сирени»; выявить позицию автора в изображении любви; определить, какие качества характера помогают героям сохранить любовь; развивать навыки грамотной устной речи, творческие способности учащихся; воспитывать нравственное отношение к семье Оборудование: портрет писателя, иллюстрация к рассказу, репродукция П.П. Кончаловского «Сирень в корзине», сборники рассказов, компьютер, презентация к уроку Тип урока: изучение нового материала Словарная работа: педант, ридикюль, ломбард, солитер Литературные термины: жанр, рассказ, деталь, композиция, зеркальная композиция, антитеза. Технологии:
Ход урока
Обращаем внимание на иллюстрацию ученика, изображающую сирень, репродукцию Кончаловского. Сирень всегда вызывает в душе определённые чувства благодаря своей неповторимой красоте, ароматам. Именно куст сирени приносит героям счастье. Вначале молодые супруги угнетены неудачей, постигшей Алмазова. Он не поступил в Академию, и всё из-за пятна на чертеже. Они ищут выход, и Верочка находит его. Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову поступить в Академию. Именно куст сирени приносит семье Алмазовых счастье и успокоение. Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых. Кроме того, сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 – символ Вселенной. А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье.
Что такое любовь? Множество поэтов, писателей пытались найти ответ на этот непростой вопрос, в творчестве каждого из них есть произведения об этом удивительном и загадочном чувстве. Для одних это - счастье, радость, высшее наслаждение, для других - горе, страдание, боль, разочарование, трагедия.
Проводится словарная работа. Заранее подготовленный ученик зачитывает лексическое значение слов: педант, ридикюль, ломбард, солитер, обращается внимание на употребление этих слов в тексте.
(Алмазов прошел в свой кабинет, не снимая пальто, в фуражке, молча. Насупившееся лицо, сдвинутые брови, закушенная нижняя губа. Он выпускает из рук портфель и не замечает, как тот падает на пол и раскрывается. Бросился в кресло, хрустнув пальцами… Длится тяжёлое молчание, герой так и сидит молча, не снимая пальто. Отворотившись в сторону…. Потом говорит раздражённо, словно жена виновата в его неудаче… злобно ткнул ногой портфель с чертежами. Называет все это дрянью … горелые спички, которые ломает на «мелкие кусочки», а затем «с озлоблением швыряет». Алмазов срывает злость на Вере, на портфеле, на чертежах, на спичках)
(Как тонко подметил Куприн, Вера встретила мужа «со страданием на красивом, нервном лице». Жена старается разузнать причину такого резкого изменения в поведении мужа. С самого начала рассказа супруги не проронили ни слова. Жена начинает разговор, но диалога не получается. Вера не отчаивается и вторично пытается «разговорить» мужа. Алмазов рассказывает о своей неприятности, даже пытается обвинить Веру в своём несчастье.)
(Он уже не сопротивляется, но всё равно ещё сидит «с обиженным выражением». Разряжает обстановку жена. Она становится очень энергичной. Теперь они меняются ролями. Алмазов хоть и не верит в успех дела, но покорно следует указаниям жены.)
(Алмазовы едут в ломбард, потом к садовнику.)
(Хочет убедиться в том, что все сделано, как надо, переживает за мужа, за исход дела.)
(Вера не находит себе места, сильно переживает за мужа, с нетерпением ждёт его возвращения. Она даже не могла усидеть дома. Вера издали угадывает настроение мужа. Алмазов преображается: из мрачного неудачника он превращается в счастливого человека. Его лицо сияет «торжеством одержанной победы». Но и теперь Вера не успокаивается, пока не слышит из уст мужа, что всё прекрасно.)
(Она понимает, что доставляет удовольствие мужу, поэтому вновь и вновь расспрашивает его, пытается разузнать подробности.) 7. Работа над композицией рассказа. Введение понятия «зеркальная композиция».
1 часть. «Горе»: Алмазов приходит домой. 2 часть. «Надежда»: молодые супруги посещают оценщика и садовника. 3 часть. «Счастье»: Вера встречает мужа и видит, что всё благополучно завершилось.
Вывод: такое построение произведения, когда начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот, называется зеркальной композицией
(Правильно, в изображении героев.)
Сравнительная характеристика
(Автор даёт понять, что главное для счастья не сходство характеров, а терпение, труд, упорство и любовь, понимание и взаимовыручка. Благодаря этим качествам, люди преодолевают трудности и не только сохраняют любовь, но и укрепляют её. На смену горя, неудач приходит счастье, удача, успех, нужно только не терять веру, не поддаваться унынию, поддерживать друг друга.) 8. Межлитературные связи.
(О. Генри «Дары волхвов»)
(Герои чем-то жертвуют ради любви и находят в этом своё счастье.) 9. Отношение автора к героям.
(Автор открыто выражает свои чувства. С большей симпатией Куприн относится к Вере. Посмотрим, как называет автор героя: Николай Евграфович, Алмазов (и только Вера называет его Колей). А героиня для автора - Вера, Верочка. Но Куприну дороги оба героя. Он пишет о них тепло, заинтересованно. Автор любуется ими, даже не осуждает за небольшой обман профессора.) 10. Работа с эпиграфом. Давайте ещё раз прочитаем эпиграф к уроку. Согласны вы с высказыванием Л. Берни? 11. Чье изображение любви: Чехова, Бунина, Куприна – вам ближе? Почему? 12. Что значит любовь по Куприну? Благодаря чему его герои обрели счастье? (Любовь – это труд, доброта, нежность, терпение, умение понять, простить, жертвовать. Такая любовь приносит наслаждение, она лишена примеси горечи, страхов, в ней нет обмана. Такая любовь делает людей счастливыми). 13. Смысл заглавия. ( Для героев рассказа она стала еще и символом: «Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком».)
(Сирень спасла героев. Воспоминание о ней связано у супругов с преодолением трудностей. Для них сирень стала символом удачи, любви) IV. Рефлексия.
V. Домашнее задание. Написать сочинение, жанр свободный: Чем для меня интересен рассказ И. Бунина «Куст сирени»? Счастлива ли Верочка Алмазова? ( По выбору) |