Скачать 147.43 Kb.
|
ГБОУ РК «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 23» Конспект открытого урока литературы в 8 классе Составитель: Щупачко Н.С., учитель русского языка и литературы Петрозаводск 2013 Дата проведения: 18. 02. 2013 г. Тема: Что значит быть счастливым? Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала. Технология: ТРКМ, элементы технологии проблемного обучения (диспут). Цель: обобщить и систематизировать знания по изученных текстам (А.П. Чехов «О любви», А.И. Куприн «Куст сирени»). Задачи: Познавательная: подготовить к сочинению по теме «Что значит быть счастливым?» Коррекционно-развивающая: совершенствование умений давать оценку поступкам героев литературных произведений, знакомых; формирование нового стиля мышления (открытость, гибкость); стимулирование самостоятельной творческой поисковой деятельности; коррекция устной монологической речи. Воспитательная: воспитание нравственных качеств личности (взаимоуважения, взаимовыручки). Оборудование: Презентация «Диспут «Что значит быть счастливым?» Карточки-задания для работы в группе. Ход урока I Организационный момент. Отсутствующие, проверка готовности к уроку. II Проверка д/з: работа с читательскими дневниками. III Работа по теме урока Ввод в тему урока. 1. Стадия вызова. - Ребята, сегодня у нас очень интересная, своеобразная тема. Мы попробуем ответить на вопрос: что значит быть счастливым? - Можно ли ответить на этот вопрос однозначно? - Чтобы получить ответ на этот вопрос, мы обратимся к творчеству А.П. Чехова, А.И. Куприна. Вспомним, как их герои воспринимали счастье. И итогом нашего сегодняшнего урока будет подготовка к домашнему сочинению по озвученной теме. - Какие рассказы А.П. Чехова, А.И. Куприна вы прочитали на прошлых уроках? - Сегодня мы остановимся более подробно на этих двух рассказах: «О любви» А.П. Чехова, «Куст сирени» А.И. Куприна. 2. Стадия реализация смысла, осмысления.
И сначала я бы хотела вас познакомить с интересным фактом. Познакомившись с рассказом А.П. Чехова «О любви», И.А. Бунин сказал: «Удивительно знал он женское сердце, тонко и сильно чувствовал женственность». - Как вы думаете, что здесь имел в виду писатель? - О чем писал А.П. Чехов? Какова основная тема его рассказа? - Можно ли провести параллель: любовь – счастье? Давайте посмотрим, как на этот сложный, философский вопрос отвечает А.П. Чехов. «Любовь для героев Чехова - всегда переломный момент, путь в иную реальность. Полюбив, человек неизбежно прерывает привычное течение жизни, останавливается. Это время переосмысления, самосознания... Полюбив, чеховский герой перестает быть человеком без лица, одним из толпы. Он внезапно обнаруживает свою индивидуальность, уникальную и неповторимую. Это человек очнувшийся, вступивший в духовную реальность: «Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть», - писал Чехов. Но герой может устрашиться этой открывшейся ему бездны собственной души, испугаться внезапного превращения знакомого и уютного мира в мир сложный и непознаваемый. И тогда он отречется от любви и самого себя. Само течение жизни в чеховском мире противостоит любви: эта жизнь не предполагает чувства, противится ему. Драматически заканчивается этот конфликт в рассказе «О любви». Рассказ был напечатан в 1898 году в восьмом номере журнала «Русская мысль». «О любви» - третий рассказ «маленькой трилогии»: «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви». 2). Беседа по содержанию рассказа. - В сочинении вам нужно будет показать знание текста. Давайте вспомним основные этапы сюжета произведения, особенности героев. - Кто является рассказчиком и героем в рассказе? - Что мы узнали об Алехине, о его стремлении «жить по правде»? Как автор относится к герою? (Помещиком Алехин становится вынужденно. Окончив курс в университете, он приводит имение в порядок, чтобы расплатиться с долгами отца, то есть для Алехина это - вопрос чести имени, задача глубоко нравственная. Ему чужда и неприятна его новая жизнь: «Я решил, что не уеду отсюда и буду работать, признаюсь, не без некоторого отвращения». Образ жизни не позволяет Алехину часто бывать в городе, иметь много друзей. Единственные близкие знакомые его - семья Лугановичей. Через некоторое время он понимает, что влюблен в жену Лугановича Анну Алексеевну и любовь эта взаимна. Алехин симпатичен Чехову, автор с сочувствием относится к стремлению своего героя «жить по правде».) - Что же изменилось, когда герой полюбил? Какие вопросы тревожили его? (Алехин, полюбив чисто, бескорыстно, глубоко жену неинтересного, ограниченного человека Лугановича и будучи любим ею, не только не открывается Анне Алексеевне, но, как и она, скрывает от самого себя «запретное чувство». Алехин ведет себя как нерешительный, робкий, слабый, всегда и во всем поступающий согласно общепринятой морали. Он, оправдывая свою нерешительность взять на себя ответственность за дальнейшую судьбу женщины, в конечном итоге понимает, как мелко и обманчиво было все то, что мешало ему и Анне Алексеевне любить друг друга, в размышлениях героя ощущается и их обоснованность - убедившись, что Анна Алексеевна его любила, он спрашивает себя: «Куда бы я мог увести ее? Ведь из одной обычной будничной обстановки пришлось бы увлечь ее в другую такую же или еще более будничную. И как бы долго продолжалось наше счастье? Что было бы с ней в случае моей болезни, смерти или просто, если бы мы разлюбили друг друга?» По мнению Алехина, эти размышления помешали решить вопрос положительно, в действительности же оказалось, что решаемый вопрос очень труден. Сомнения Алехина - не пустые, не трусливые, они открывают нам честные и добрые мысли... Но нет в его жизни главного - ясной и высокой жизненной цели. И это губит его.) - Как ведет себя Анна Алексеевна? О чем она рассуждает? (Анна Алексеевна тоже не смеет открыться любимому человеку и скрывает от него и себя свое чувство. Она жертвует любовью ради семьи, ради спокойствия возлюбленного. «Ей казалось, что она уже недостаточно молода» для Алехина и для того, «чтобы начать новую жизнь».) - Какова судьба их взаимного чувства? всегда, они признаются друг другу в любви и понимают, «как ненужно, мелко и обманчиво было все то, что им мешало любить».) Задание. Показывая нерешительность Алехина и Анны Алексеевны Луганович, их безволие, спутанность представлений даже о своем личном счастье и призвании, Чехов усиливает впечатление о неумении современных молодых людей жить и о ненормальности самой жизни. Докажите это. (Алехин, умный, добрый, чистосердечный человек, общительный, образованный, знающий языки, имеющий наклонность к «кабинетной работе», к науке, к искусству, к комфорту, - спит в сенях, ест в людской кухне, ходит в грязной одежде, не моется по месяцам, хлопочет по хозяйству, к которому относится с отвращением, живет в полном одиночестве, скучает, сохраняя и преумножая доходы имения, которое ему не нужно. Люди живут не так, как хотят, как могли бы, и не так, как должно.) - Какое значение для развития действия и для понимания подтекста произведения имеет рассказ о красивой Пелагее и поваре Никаноре? (И центральный эпизод, и побочный (о Пелагее) рассказа «О любви» пронизаны мыслью о дисгармоничности жизни (дисгармония - отсутствие согласия, соответствия, разлад). Дисгармонична не только жизнь Алехина, упустившего истинное признание и личное счастье, но и семьи Лугановичей, и красивой, деликатной, мягкой Пелагеи, влюбленной в пьяницу и урода повара, «совсем не подходящего к ней по ее душевным и внешним качествам».) - Какое значение имеют картины природы в рассказе? (Картинами природы Чехов вызывает впечатление величия, широты, простора, гармонии, разнообразия, в противоположность той жизни, которую ведут герои. Залитое лунным светом, тянущееся на пять верст село; бесконечное поле, луга, холмы и река в далекой перспективе (в серый пасмурный день); широкий, злой и холодный плес (в дождливую погоду), - все это приобретает здесь, как и в других чеховских пейзажах, субъективную окраску, так как проведено через сознание героя, на душевное состояние, настроение которого природа оказывает свое воздействие, заставляет его то почувствовать свою слабость, то, раскрывая лучшие стороны его души, вызывает у него наслаждение красотой, чувство восторга и гордости родиной: «Теперь, в тихую погоду, когда вся природа казалась кроткой и задумчивой, Иван Иванович и Буркин были проникнуты любовью к этому полю, и оба думали о том, как велика, как прекрасна эта страна».) - Прочитайте сцену прощания Алехина и Анны Алексеевны. Как вы понимаете концовку рассказа? Что хотел сказать читателям автор? (Ситуация, в которой оказались герои, безвыходная. Что же должен делать человек, чтобы сохранить живую душу? Не желая причинить боль другим, он предает себя; он должен либо отказаться от высокой морали, либо отказаться от своего чувства, которое судьба дарит ему как шанс.) -Как вы понимаете слова Алёхина: “Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе.” 3) Промежуточный итог. «Философский смысл рассказа проявляется в возвышении любви как чувства, через которое все другие рассудочные соображения оказываются мелкими и незначительными: «Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе». Любовь в таком понимании выше всего на свете, она не нуждается в логических, рассудочных подпорках. В ней самой заключено ее оправдание, драматизм ситуации, нарисованной Чеховым, и заключается в том, что герои оказались в плену обычных и сковавших их души представлений о любви». 4) А теперь я предлагаю обратиться к рассказу А.И. Куприна «Куст сирени». Беседа. - Какое впечатление произвел на вас рассказ Куприна «Куст сирени»? - Каков сюжет рассказа? 5) Дискуссия о характерах героев. 1. Беседа. - Кто из героев вам больше понравился и почему? - Какова авторская позиция? Докажите примерами из текста. 2. Сравнительная характеристика Николая и Веры Алмазовых. Самостоятельная работа с цитатной таблицей.
- Перечитайте выписанные цитаты. Сделайте вывод о характерах героев. - Можно ли сказать о чувстве самоотверженности и любви Веры к мужу? Счастлива ли она? - Что вы можете сказать об ответном чувстве Алмазова? - Как можно оценить поступок героев с моральной точки зрения (ведь они обманули старого преподавателя)? 6) Подготовка к диспуту. Во II-ой части урока я предлагаю вам поучаствовать в диспуте «Что значит быть счастливым?» - Известно ли вам значение данного слова? Диспут – это публичный спор на научную или общественно-важную тему. Чтобы к нему подготовиться, нам следует поработать с презентацией. А) Работа с презентацией. - Давайте рассмотрим репродукции картин и ответим на вопросы. http://es.karelia.ru/ptz/s23/копилка/DocLib4/Что%20значит%20быть%20счастливым.ppt ссылка на презентацию Слайд 1. Слайд 2. Слайд 3. Слайд 4. Слайд 5. 1.Репродукции картин. - Что для героев картин счастье? Какой позиции придерживаетесь вы? 2. Знакомство с правилами ведения диспута. - Перед началом диспута я предлагаю ознакомиться с правилами коллективного спора (смотрим карточки). Зачитать. 3. Работа с вопросами (ндивидуально). - На отдельном листке вопросы, над которыми надо подумать. Вопросы: Может ли зависимый человек быть счастливым? Например, от курения? (Алена) Какие ассоциации вызывает у вас слово “семья”? Можно ли назвать членами семьи неродных людей? (Кристина). Деньги – это путь к счастью? (Саша). Можно ли быть счастливым без любви? (Лена). Может ли быть счастливым одинокий человек? Например, без друзей? И в чем такой человек ищет счастье? (Слава) 7) Реализация домашнего задания. - А теперь давайте посмотрим, как понимали значение слова «счастье» известные люди. У вас было задание – подобрать афоризмы о счастье, наиболее близкие к собственной точке зрения. 3 Рефлексия. - Попробуйте, пожалуйста, ответить на итоговый вопрос: что значит быть счастливым? Каковы основные составляющие понятия «счастье». Для этого я предлагаю вам заполнить кластер (схему в виде цветочка, спутниковой системы). Посередине у нас кружочек со словом «счастье», и от него отходят спутники, которые указывают на составляющие счастья. 1) Кластер «Счастье». 2) И перед тем как составить синквейн о счастье, я предлагаю посмотреть видеофрагмент клипа на песню А. Макаревича «Песенка про счастье». - Подумайте, что для него быть счастливым? 3) Синквейн «Счастье». - И в итоге урока нам нужно будет составить синквейн на тему «Счастье». Это текст из 5-ти строк.
Пример синквейна.
IV. Итог урока Итак, сегодня мы попытались ответить на вопрос: что значит быть счастливым? Все сказанное на уроке я предлагаю отразить в ваших творческих работах – сочинениях на данную тему. V. Домашнее задание. Написать сочинения на черновиках. VI. Оценивание. ПРИЛОЖЕНИЕ Раздаточный материал Общие правила ведения диспута
Правила составления синквейна
Пример синквейна
По рассказу А.И. Куприна «Куст сирени» Цитатная таблица
Задание Перечитайте выписанные цитаты. Сделайте вывод о характерах героев. - Можно ли сказать о чувстве самоотверженности и любви Веры к мужу? Счастлива ли она? - Что вы можете сказать об ответном чувстве Алмазова? Вопросы для обсуждения в группе 1. Какие ассоциации вызывает у вас слово “семья”? Можно ли назвать членами семьи неродных людей? 2. Деньги – это путь к счастью? 3. Можно ли быть счастливым без любви? 4. Может ли быть счастливым одинокий человек? Например, без друзей? И в чем такой человек ищет счастье? 5. Может ли зависимый человек быть счастливым? Например, зависимый от курения? КЛАСТЕР «СЧАСТЬЕ» |
Конспект открытого урока чтения в 3 классе Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б | Конспект открытого урока во 2в классе Учитель начальных классов мбоу... Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова | ||
Конспект урока риторики во 2 классе. Тема: Опорные слова План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г | Конспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме:... План-конспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме: " learning more about each other" | ||
План конспект открытого урока по физической культуре в 6-м классе... План – конспект открытого урока по физической культуре в 6-м классе б по разделу "Волейбол" | Конспект открытого урока 18. 04. 2013 в 6 классе «Г» на тему: «Возвратные... План-конспект открытого урока 18. 04. 2013 в 6 классе «Г» на тему: «Возвратные местоимения в английском языке» | ||
Урок литературы в 7 классе (общеобразовательный) с применением икт по теме Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б | Конспект открытого урока по русскому языку в 8-ом классе Учительрусского... Учитель сообщает тему, цели и задачи урока, форму проведения урока. Класс делится на три команды, так чтобы в каждой было примерно... | ||
Конспект урока математики 2, 3 классы План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г | Конспект открытого урока по окружающему миру План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | ||
Конспект урока по английскому языку в 10 классе «Социальные сети» Английский язык, 10класс, (Абрамова В. С.) 15. 11. 2012 План-конспект открытого урока | Конспект урока по теме «Равнобедренный треугольник и его свойства» План-конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина Ольга Львовна, высшая квалификационная категория | ||
Конспект нод по реализации образовательной области Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б | Конспект открытого урока русского языка в 6 классе: «Притяжательные местоимения» Учитель русского языка и литературы моу «Зеленогорская средняя (полная) общеобразовательная школа» Гранатова Н. В | ||
Конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина... План-конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина Ольга Львовна, высшая квалификационная категория | Конспект открытого урока по математике во 2А классе. Учитель: Белицкая... План-конспект открытого урока по математике во 2А классе. Учитель: Белицкая Ольга Николаевна, первая квалификационная категория |