Конспект открытого урока литературы в 8 классе





Скачать 147.43 Kb.
НазваниеКонспект открытого урока литературы в 8 классе
Дата публикации24.07.2014
Размер147.43 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Литература > Конспект
ГБОУ РК «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 23»

Конспект открытого урока

литературы

в 8 классе

Составитель: Щупачко Н.С.,

учитель русского языка и литературы

Петрозаводск

2013

Дата проведения: 18. 02. 2013 г.

Тема: Что значит быть счастливым?
Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала.
Технология: ТРКМ, элементы технологии проблемного обучения (диспут).
Цель: обобщить и систематизировать знания по изученных текстам (А.П. Чехов «О любви», А.И. Куприн «Куст сирени»).
Задачи:

Познавательная: подготовить к сочинению по теме «Что значит быть счастливым?»

Коррекционно-развивающая: совершенствование умений давать оценку поступкам героев литературных произведений, знакомых; формирование нового стиля мышления (открытость, гибкость); стимулирование самостоятельной творческой поисковой деятельности; коррекция устной монологической речи.

Воспитательная: воспитание нравственных качеств личности (взаимоуважения, взаимовыручки).
Оборудование:

Презентация «Диспут «Что значит быть счастливым?»

Карточки-задания для работы в группе.
Ход урока
I Организационный момент.
Отсутствующие, проверка готовности к уроку.
II Проверка д/з: работа с читательскими дневниками.
III Работа по теме урока

Ввод в тему урока.
1. Стадия вызова.
- Ребята, сегодня у нас очень интересная, своеобразная тема. Мы попробуем ответить на вопрос: что значит быть счастливым?

- Можно ли ответить на этот вопрос однозначно?

- Чтобы получить ответ на этот вопрос, мы обратимся к творчеству А.П. Чехова, А.И. Куприна. Вспомним, как их герои воспринимали счастье. И итогом нашего сегодняшнего урока будет подготовка к домашнему сочинению по озвученной теме.

- Какие рассказы А.П. Чехова, А.И. Куприна вы прочитали на прошлых уроках?

- Сегодня мы остановимся более подробно на этих двух рассказах: «О любви» А.П. Чехова, «Куст сирени» А.И. Куприна.

2. Стадия реализация смысла, осмысления.


  1. Слово учителя.

И сначала я бы хотела вас познакомить с интересным фактом.

Познакомившись с рассказом А.П. Чехова «О любви», И.А. Бунин сказал: «Удивительно знал он женское сердце, тонко и сильно чувствовал женственность».

- Как вы думаете, что здесь имел в виду писатель?

- О чем писал А.П. Чехов? Какова основная тема его рассказа?

- Можно ли провести параллель: любовь – счастье?

Давайте посмотрим, как на этот сложный, философский вопрос отвечает А.П. Чехов.
«Любовь для героев Чехова - всегда переломный момент, путь в иную реальность. Полюбив, человек неизбежно прерывает привычное течение жизни, останавливается. Это время переосмысления, самосоз­нания... Полюбив, чеховский герой перестает быть человеком без лица, одним из толпы. Он внезапно обнаруживает свою индивидуальность, уникальную и неповторимую. Это человек очнувшийся, вступивший в духовную реальность: «Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть», - писал Чехов.

Но герой может устрашиться этой открывшейся ему бездны собст­венной души, испугаться внезапного превращения знакомого и уютно­го мира в мир сложный и непознаваемый. И тогда он отречется от люб­ви и самого себя.

Само течение жизни в чеховском мире противостоит любви: эта жизнь не предполагает чувства, противится ему. Драматически закан­чивается этот конфликт в рассказе «О любви».

Рассказ был напечатан в 1898 году в восьмом номере журнала «Рус­ская мысль». «О любви» - третий рассказ «маленькой трилогии»: «Чело­век в футляре», «Крыжовник» и «О любви».
2). Беседа по содержанию рассказа.

- В сочинении вам нужно будет показать знание текста. Давайте вспомним основные этапы сюжета произведения, особенности героев.

- Кто является рассказчиком и героем в рассказе?

- Что мы узнали об Алехине, о его стремлении «жить по правде»? Как автор относится к герою?

(Помещиком Алехин становится вынужденно. Окончив курс в универ­ситете, он приводит имение в порядок, чтобы расплатиться с долгами отца, то есть для Алехина это - вопрос чести имени, задача глубоко нрав­ственная. Ему чужда и неприятна его новая жизнь: «Я решил, что не уеду отсюда и буду работать, признаюсь, не без некоторого отвращения».

Образ жизни не позволяет Алехину часто бывать в городе, иметь мно­го друзей. Единственные близкие знакомые его - семья Лугановичей. Через некоторое время он понимает, что влюблен в жену Лугановича Анну Алек­сеевну и любовь эта взаимна.

Алехин симпатичен Чехову, автор с сочувствием относится к стрем­лению своего героя «жить по правде».)

- Что же изменилось, когда герой полюбил? Какие вопросы тре­вожили его?

(Алехин, полюбив чисто, бескорыстно, глубоко жену неинтересного, ограниченного человека Лугановича и будучи любим ею, не только не от­крывается Анне Алексеевне, но, как и она, скрывает от самого себя «за­претное чувство». Алехин ведет себя как нерешительный, робкий, слабый, всегда и во всем поступающий согласно общепринятой морали. Он, оправ­дывая свою нерешительность взять на себя ответственность за дальней­шую судьбу женщины, в конечном итоге понимает, как мелко и обманчиво было все то, что мешало ему и Анне Алексеевне любить друг друга, в раз­мышлениях героя ощущается и их обоснованность - убедившись, что Анна Алексеевна его любила, он спрашивает себя: «Куда бы я мог увести ее? Ведь из одной обычной будничной обстановки пришлось бы увлечь ее в дру­гую такую же или еще более будничную. И как бы долго продолжалось на­ше счастье? Что было бы с ней в случае моей болезни, смерти или просто, если бы мы разлюбили друг друга?» По мнению Алехина, эти размышления помешали решить вопрос положительно, в действительности же оказа­лось, что решаемый вопрос очень труден. Сомнения Алехина - не пустые, не трусливые, они открывают нам честные и добрые мысли... Но нет в его жизни главного - ясной и высокой жизненной цели. И это губит его.)

- Как ведет себя Анна Алексеевна? О чем она рассуждает?

(Анна Алексеевна тоже не смеет открыться любимому человеку и скрывает от него и себя свое чувство. Она жертвует любовью ради семьи, ради спокойствия возлюбленного. «Ей казалось, что она уже недостаточ­но молода» для Алехина и для того, «чтобы начать новую жизнь».)

- Какова судьба их взаимного чувства? всегда, они признаются друг другу в любви и понимают, «как ненужно, мелко и обманчиво было все то, что им мешало любить».)

Задание.

Показывая нерешительность Алехина и Анны Алексеевны Луганович, их безволие, спутанность представлений даже о своем личном сча­стье и призвании, Чехов усиливает впечатление о неумении современных молодых людей жить и о ненормальности самой жизни. Докажите это.

(Алехин, умный, добрый, чистосердечный человек, общительный, обра­зованный, знающий языки, имеющий наклонность к «кабинетной работе», к науке, к искусству, к комфорту, - спит в сенях, ест в людской кухне, ходит в грязной одежде, не моется по месяцам, хлопочет по хозяйству, к которому относится с отвращением, живет в полном одиночестве, ску­чает, сохраняя и преумножая доходы имения, которое ему не нужно. Люди живут не так, как хотят, как могли бы, и не так, как должно.)

- Какое значение для развития действия и для понимания под­текста произведения имеет рассказ о красивой Пелагее и поваре Никаноре?

(И центральный эпизод, и побочный (о Пелагее) рассказа «О любви» пронизаны мыслью о дисгармоничности жизни (дисгармония - отсутствие согласия, соответствия, разлад). Дисгармонична не только жизнь Алехи­на, упустившего истинное признание и личное счастье, но и семьи Лугановичей, и красивой, деликатной, мягкой Пелагеи, влюбленной в пьяницу и урода повара, «совсем не подходящего к ней по ее душевным и внешним ка­чествам».)

- Какое значение имеют картины природы в рассказе? (Картинами природы Чехов вызывает впечатление величия, широты, простора, гармонии, разнообразия, в противоположность той жизни, ко­торую ведут герои. Залитое лунным светом, тянущееся на пять верст село; бесконечное поле, луга, холмы и река в далекой перспективе (в серый пасмурный день); широкий, злой и холодный плес (в дождливую погоду), - все это приобретает здесь, как и в других чеховских пейзажах, субъектив­ную окраску, так как проведено через сознание героя, на душевное состоя­ние, настроение которого природа оказывает свое воздействие, заставля­ет его то почувствовать свою слабость, то, раскрывая лучшие стороны его души, вызывает у него наслаждение красотой, чувство восторга и гор­дости родиной: «Теперь, в тихую погоду, когда вся природа казалась крот­кой и задумчивой, Иван Иванович и Буркин были проникнуты любовью к этому полю, и оба думали о том, как велика, как прекрасна эта страна».)

- Прочитайте сцену прощания Алехина и Анны Алексеевны. Как вы понимаете концовку рассказа? Что хотел сказать читателям автор?

(Ситуация, в которой оказались герои, безвыходная. Что же должен делать человек, чтобы сохранить живую душу? Не желая причинить боль другим, он предает себя; он должен либо отказаться от высокой морали, либо отказаться от своего чувства, которое судьба дарит ему как шанс.)
-Как вы понимаете слова Алёхина: “Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе.”


3) Промежуточный итог.
«Философский смысл рассказа проявляется в возвышении любви как чувства, через которое все другие рассудочные соображения оказы­ваются мелкими и незначительными: «Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от бо­лее важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходя­чем смысле, или не нужно рассуждать вовсе». Любовь в таком понима­нии выше всего на свете, она не нуждается в логических, рассудочных подпорках. В ней самой заключено ее оправдание, драматизм ситуа­ции, нарисованной Чеховым, и заключается в том, что герои оказались в плену обычных и сковавших их души представлений о любви».

4)

А теперь я предлагаю обратиться к рассказу А.И. Куприна «Куст сирени».
Беседа.

- Какое впечатление произвел на вас рассказ Куприна «Куст си­рени»?

- Каков сюжет рассказа?

5) Дискуссия о характерах героев.

1. Беседа.

- Кто из героев вам больше понравился и почему?

- Какова авторская позиция? Докажите примерами из текста.

2. Сравнительная характеристика Николая и Веры Алмазовых.
Самостоятельная работа с цитатной таблицей.


Николай

Вера

«...он выпустил из рук портфель, который упал на пол и раскрылся, а сам бросился в кресло, злобно хру­стнув сложенными вместе пальца­ми».

«Верочка не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нем бод­рость»

«Она научилась встречать каждую не­удачу с ясным, почти веселым лицом».

«Алмазов сидел, не снимая паль­то и шапки и отворотившись в сторону».

«Наконец она заговорила с ним пер­вая, с той осторожностью, с которой говорят только женщины у кровати близкого тяжелобольного человека».

«Алмазов быстро повернулся к жене и заговорил тяжело и раздра­женно...»

«Она села на ручку кресла и обвила рукой шею Алмазова».

«Во все время разговора он вы­таскивал из стоящей перед ним пепельницы горелые спички и ло­мал их на мелкие кусочки, а когда замолчал, то с озлоблением швыр­нул их на пол».

«Вдруг Верочка энергичным движе­нием вскочила с кресла...»

«Николай Евграфович весь сморщился, точно от невыносимой физической боли».

«Вера возразила, топнув ногой».

«Алмазов уговаривал жену от­правиться домой».

«Вера горячо суетилась и мешала ра­бочим... На другой день никак не мог­ла усидеть дома...»

Подпрыгивающая походка, «ли­цо его сияло торжеством одержан­ной победы».

«Она заставляла его еще и еще раз передать ей в подробностях весь разго­вор с профессором».

- Перечитайте выписанные цитаты. Сделайте вывод о характерах героев.

- Можно ли сказать о чувстве самоотверженности и любви Веры к мужу? Счастлива ли она?

- Что вы можете сказать об ответном чувстве Алмазова?

- Как можно оценить поступок героев с моральной точки зрения (ведь они обманули старого преподавателя)?


6) Подготовка к диспуту.
Во II-ой части урока я предлагаю вам поучаствовать в диспуте «Что значит быть счастливым?»

- Известно ли вам значение данного слова?

Диспут – это публичный спор на научную или общественно-важную тему.

Чтобы к нему подготовиться, нам следует поработать с презентацией.
А) Работа с презентацией.

- Давайте рассмотрим репродукции картин и ответим на вопросы.
http://es.karelia.ru/ptz/s23/копилка/DocLib4/Что%20значит%20быть%20счастливым.ppt ссылка на презентацию
Слайд 1.

Слайд 2.
Слайд 3.
Слайд 4.
Слайд 5.

1.Репродукции картин.
- Что для героев картин счастье? Какой позиции придерживаетесь вы?
2. Знакомство с правилами ведения диспута.

- Перед началом диспута я предлагаю ознакомиться с правилами коллективного спора (смотрим карточки). Зачитать.
3. Работа с вопросами (ндивидуально).

- На отдельном листке вопросы, над которыми надо подумать.
Вопросы:

Может ли зависимый человек быть счастливым? Например, от курения? (Алена)

Какие ассоциации вызывает у вас слово “семья”? Можно ли назвать членами семьи неродных людей? (Кристина).

Деньги – это путь к счастью? (Саша).

Можно ли быть счастливым без любви? (Лена).

Может ли быть счастливым одинокий человек? Например, без друзей? И в чем такой человек ищет счастье? (Слава)
7) Реализация домашнего задания.
- А теперь давайте посмотрим, как понимали значение слова «счастье» известные люди.

У вас было задание – подобрать афоризмы о счастье, наиболее близкие к собственной точке зрения.

3 Рефлексия.

- Попробуйте, пожалуйста, ответить на итоговый вопрос: что значит быть счастливым? Каковы основные составляющие понятия «счастье». Для этого я предлагаю вам заполнить кластер (схему в виде цветочка, спутниковой системы). Посередине у нас кружочек со словом «счастье», и от него отходят спутники, которые указывают на составляющие счастья.
1) Кластер «Счастье».
2) И перед тем как составить синквейн о счастье, я предлагаю посмотреть видеофрагмент клипа на песню А. Макаревича «Песенка про счастье».

- Подумайте, что для него быть счастливым?
3) Синквейн «Счастье».
- И в итоге урока нам нужно будет составить синквейн на тему «Счастье».

Это текст из 5-ти строк.

  • 1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею;

  • 2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

  • 3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

  • 4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;

  • 5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).


Пример синквейна.

  • русский язык

  • живой, удивительный

  • учит, объясняет, творит

  • Берегите наш родной язык!

  • познание


IV. Итог урока

Итак, сегодня мы попытались ответить на вопрос: что значит быть счастливым? Все сказанное на уроке я предлагаю отразить в ваших творческих работах – сочинениях на данную тему.

V. Домашнее задание.

Написать сочинения на черновиках.

VI. Оценивание.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Раздаточный материал

Общие правила ведения диспута


  • Прежде чем спорить, продумайте главное, что Вы хотите доказать.

  • Если Вы пришли на диспут, обязательно выступите и докажите свою точку зрения.

  • Говорите просто и ясно, логично и последовательно.

  • Говорите только то, что Вас волнует, в чем убеждены, не утверждайте того, в чем не разобрались сами.

  • Спорьте по-честному: не искажайте мыслей того, с чьим мнением Вы не согласны.

  • Не повторяйте того, что до Вас уже было сказано.

  • Лучшее доказательство - точные факты, твердая логика.

  • Как доказательство приводите высказывания авторитетных людей, пословицы. Высказывания и пословицы о словаре, слове, языке найдете по ссылкам, расположенным ниже.

  • Уважайте того, кто с Вами спорит: постарайтесь ничем не обидеть, не оскорбить товарища, ибо поступить так - значит показать, что ты не только силен в споре, но и воспитан. О такте во время спора, диспута, дискуссии Ф.Честерфилд писал следующее: «Доказывая своё мнение и опровергая другие, если они ошибочны, будь сдержан как в словах, так и в выражениях». Придерживайтесь дружелюбного тона. Обращайтесь к человеку по имени или другим уважительным способом («мой коллега, собеседник, оппонент»). Ваш оппонент — не Ваш личный враг, он просто человек с другой точкой зрения. Не допускайте проявлений враждебности, оскорблений, перехода на личности.


Правила составления синквейна


  • 1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею;

  • 2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

  • 3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

  • 4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;

  • 5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).


Пример синквейна


  • русский язык

  • живой, удивительный

  • учит, объясняет, творит

  • Берегите наш родной язык!

  • познание


По рассказу А.И. Куприна «Куст сирени»
Цитатная таблица


Николай

Вера

«...он выпустил из рук портфель, который упал на пол и раскрылся, а сам бросился в кресло, злобно хру­стнув сложенными вместе пальца­ми».

«Верочка не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нем бод­рость»

«Она научилась встречать каждую не­удачу с ясным, почти веселым лицом».

«Алмазов сидел, не снимая паль­то и шапки и отворотившись в сторону».

«Наконец она заговорила с ним пер­вая, с той осторожностью, с которой говорят только женщины у кровати близкого тяжелобольного человека».

«Алмазов быстро повернулся к жене и заговорил тяжело и раздра­женно...»

«Она села на ручку кресла и обвила рукой шею Алмазова».

«Во все время разговора он вы­таскивал из стоящей перед ним пепельницы горелые спички и ло­мал их на мелкие кусочки, а когда замолчал, то с озлоблением швыр­нул их на пол».

«Вдруг Верочка энергичным движе­нием вскочила с кресла...»

«Николай Евграфович весь сморщился, точно от невыносимой физической боли».

«Вера возразила, топнув ногой».

«Алмазов уговаривал жену от­правиться домой».

«Вера горячо суетилась и мешала ра­бочим... На другой день никак не мог­ла усидеть дома...»

Подпрыгивающая походка, «ли­цо его сияло торжеством одержан­ной победы».

«Она заставляла его еще и еще раз передать ей в подробностях весь разго­вор с профессором».


Задание

Перечитайте выписанные цитаты. Сделайте вывод о характерах героев.
- Можно ли сказать о чувстве самоотверженности и любви Веры к мужу? Счастлива ли она?

- Что вы можете сказать об ответном чувстве Алмазова?

Вопросы для обсуждения в группе
1. Какие ассоциации вызывает у вас слово “семья”? Можно ли назвать членами семьи неродных людей?
2. Деньги – это путь к счастью?
3. Можно ли быть счастливым без любви?
4. Может ли быть счастливым одинокий человек? Например, без друзей? И в чем такой человек ищет счастье?
5. Может ли зависимый человек быть счастливым? Например, зависимый от курения?

КЛАСТЕР «СЧАСТЬЕ»






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект открытого урока литературы в 8 классе iconКонспект открытого урока чтения в 3 классе
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Конспект открытого урока литературы в 8 классе iconКонспект открытого урока во 2в классе Учитель начальных классов мбоу...
Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова
Конспект открытого урока литературы в 8 классе iconКонспект урока риторики во 2 классе. Тема: Опорные слова
План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г
Конспект открытого урока литературы в 8 классе iconКонспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме:...
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме: " learning more about each other"
Конспект открытого урока литературы в 8 классе iconПлан конспект открытого урока по физической культуре в 6-м классе...
План – конспект открытого урока по физической культуре в 6-м классе б по разделу "Волейбол"
Конспект открытого урока литературы в 8 классе iconКонспект открытого урока 18. 04. 2013 в 6 классе «Г» на тему: «Возвратные...
План-конспект открытого урока 18. 04. 2013 в 6 классе «Г» на тему: «Возвратные местоимения в английском языке»
Конспект открытого урока литературы в 8 классе iconУрок литературы в 7 классе (общеобразовательный) с применением икт по теме
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Конспект открытого урока литературы в 8 классе iconКонспект открытого урока по русскому языку в 8-ом классе Учительрусского...
Учитель сообщает тему, цели и задачи урока, форму проведения урока. Класс делится на три команды, так чтобы в каждой было примерно...
Конспект открытого урока литературы в 8 классе iconКонспект урока математики 2, 3 классы
План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г
Конспект открытого урока литературы в 8 классе iconКонспект открытого урока по окружающему миру
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект открытого урока литературы в 8 классе iconКонспект урока по английскому языку в 10 классе «Социальные сети»
Английский язык, 10класс, (Абрамова В. С.) 15. 11. 2012 План-конспект открытого урока
Конспект открытого урока литературы в 8 классе iconКонспект урока по теме «Равнобедренный треугольник и его свойства»
План-конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина Ольга Львовна, высшая квалификационная категория
Конспект открытого урока литературы в 8 классе iconКонспект нод по реализации образовательной области
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Конспект открытого урока литературы в 8 классе iconКонспект открытого урока русского языка в 6 классе: «Притяжательные местоимения»
Учитель русского языка и литературы моу «Зеленогорская средняя (полная) общеобразовательная школа» Гранатова Н. В
Конспект открытого урока литературы в 8 классе iconКонспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина...
План-конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина Ольга Львовна, высшая квалификационная категория
Конспект открытого урока литературы в 8 классе iconКонспект открытого урока по математике во 2А классе. Учитель: Белицкая...
План-конспект открытого урока по математике во 2А классе. Учитель: Белицкая Ольга Николаевна, первая квалификационная категория


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск