Конкурс «Современный урок 2011»





Скачать 155.63 Kb.
НазваниеКонкурс «Современный урок 2011»
Дата публикации24.09.2013
Размер155.63 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
МКОУ «Еландинская основная общеобразовательная школа»


Муниципальный конкурс «Современный урок 2011»


Тема урока: «И. А. Бунин. Человек и природа в рассказе «Косцы».

Учитель литературы – Серикова Н. В.

с. Еланда
Пояснительная записка к уроку литературы

«И. А. Бунин. Человек и природа в рассказе «Косцы»».
Цели:

Образовательная: продолжить обучение анализу произведения.

Развивающая: развивать навык выразительного чтения, умения эмоционального отклика на прочитанное.

Воспитательная: воспитывать любовь к природе, чувства гражданственности и патриотизма, любовь к малой Родине.

Данный урок является уроком изучения нового материала. На уроке используется презентация – помогает создать мотивирующий фактор, способствующий повышению качества усвоения материала. Презентация урока предназначена для возрастной категории учащихся 11 – 12 лет.

Урок – слайдовая презентация универсален и может быть использован учителем литературы, работающим по любой программе. Эти методы облегчают работу учителя.

Основные формы работы: индивидуальная, фронтальная. Проблемный вопрос урока позволяет организовать ситуацию диалога, поиск ответа через осмысление прочитанного.

Учащиеся вступают в открытый диалог. При анализе рассказа ждут вопрос. Учитель не только ставит задачи перед учеником, предлагает поразмышлять, но и дает ответ – обобщение.

Портрет писателя – это скрытый зрительный ресурс любого урока литературы, его использование способствует общему эстетическому развитию учащихся.

С помощью слайда «Блок – схема» учащиеся самостоятельно формулируют вывод урока.

Запуск каждого слайда необходимо установить по щелчку, т.к. урок предполагает живое слово учителя и самостоятельную поисковую работу учащихся

Конспект урока
Педагог Серикова Надежда Викторовна
Предмет: литература Класс: 5

Тема урока: И. А. Бунин. Человек и природа в рассказе «Косцы».
Цели:

Обучающие:

  1. Познакомить учащихся с личностью И.А. Бунина; с содержанием рассказа «Косцы», его основными темами

  2. Формирование коммуникативных умений учащихся;

  3. Развитие умения анализировать текст, определять основную мысль, ключевые темы, их роль в произведении;


Развивающие:

  1. Развивать умение видеть образную природу слова, оттенки его значений;

  2. Развивать умения выразительного чтения, связного выступления по теме с опорой на текст произведения


Воспитательные:

  1. Воспитывать чувства патриотизма, любви к природе;

  2. Воспитание у учащихся чувства уважения к автору, любви к художественному слову.


Задачи урока:

Для учителя:

  1. организовать деятельность учащихся с целью выработки умений и навыков самостоятельной работы с текстом произведения;

  2. формировать учебные действия: развитие умений сравнивать, анализировать, четко формулировать свои мысли и доносить их до других.


Для учащихся:

  1. научиться четко формулировать свои мысли и доносить их до других;

  2. учиться анализировать произведения малой формы; определять основную мысль, ключевые темы, их роль в произведении.


Методы и приемы: анализ текста, эвристическая беседа, использование ИКТ,
Критерии достижения целей урока: активность класса, интерес, уровень самостоятельности, выполнение предлагаемых заданий.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование урока: презентация в программе PowerPoint, портрет писателя, учебник литературы для 5 класса под редакцией Коровиной В. Я.
Ход урока





  1. Организационный момент


Цели:

1. проверить готовность класса к уроку, восприятию учениками нового материала;

2. создание необходимого эмоционального настроя.
Задачи:

Для учителя:

  1. По необходимости при обнаружении недостатков готовности класса к уроку добиться их устранения;

  2. Выявить отсутствующих и причины их отсутствия;

  3. Сделать необходимые записи в классный журнал;

  4. Настроить учеников на учебную деятельность, на «открытие» новых предметных знаний.


Для учащихся:

  1. Продемонстрировать готовность к работе на уроке;

  2. Продемонстрировать способность и готовность осваивать предметный материал.



Урок сопровождается мультимедийной презентацией.


Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

- демонстрация способности и готовности использовать (применять) полученные знания и умения в освоении предметного материала.

- создание настроя на учебную деятельность, на «открытие» новых предметных знаний.

Создание ситуации успеха для всех учащихся, как сильных, так и слабых.




  1. Опрос учащихся по заданному на дом материалу.


Цель: проверить у учащихся навык выразительного чтения стихотворений.
Задачи:

Для учителя:

  1. Создать условия для выступления каждого учащегося.


Для учащихся:

  1. Показать умение выразительного чтения наизусть стихотворений, коллективно оценить знания товарища.




Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

- выразительное чтение наизусть стихотворений о природе, коллективно оценить знания товарища.

Организует работу класса, осуществляет помощь в оценивании выполненного задания.

Результатом работы должно стать оценивание знаний учащихся.




  1. Изучение нового учебного материала.


Цель: принятие темы и цели урока как личностно значимых для себя.

Задачи:

для учителя:

  1. Организовать работу с классом над формулировкой темы и по определению цели на урок.

для учащихся:

  1. Сформулировать тему и определить главную задачу на урок.




Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Совместная работа по определению целей урока.

Формулируют тему и цели урока. Записывают тему в тетрадь: «И. А. Бунин. «Косцы». Человек и природа в рассказе».

Читаю статью и отвечают на вопросы.

Слушают рассказ.

Организует работу с презентацией, формулирует тему урока, цели и задачи.
Вступительное слово учителя

В центре нашего внимания на уроке будет небольшой рассказ И. А. Бунина «Косцы».

Рассказ «Косцы» - это непривычный для нас рассказ. В нем нет сюжета, нет четко описанных героев, которые совершают какие-то действия. «Косцы» - это раздумья писателя о судьбе Родины, это воспоминания, переплетенные с поэтическими размышлениями.
Давайте вместе с вами сформулируем тему и цель нашего урока.
Запишите тему урока в тетради. Слайд № 1
Действительно, наша главная задача на урок – выяснить, как представлена природа и народный труд в рассказе, а также определить, из чего складывается образ Родины в рассказе «Косцы». Слайд № 2
Но прежде чем обратимся к произведению, поговорим о его авторе.

И.А.Бунин...Вы видите его портрет на доске и в учебниках. Знакомо ли вам это имя? Что вы знаете об этом писателе?

(Его детские годы прошли в Орловской губернии, среди неброской красоты природы. Многие произведения писатель посвятил описанию природы, народа).
В учебнике дана небольшая биографическая статья о И. А. Бунине (с. 3—4) давайте мы ее с вами прочитаем и ответим на вопрос:

- Что вы узнали о жизни И. А. Бунина? (ответы учеников). Слайд № 3, 4
Сначала Бунин стал известен как поэт: он создал прекрасные стихотворения, посвященные русской природе. Потом он прославился как прозаик: он писал о помещиках и крестьянах, о судьбе русской деревни.
1933 год – решением Шведской академии И. А. Бунину присуждена Нобелевская премия.

Слайд № 5
Постарайтесь настроиться и слушайте это произведение, представляйте в уме пейзажи и людей, о которых повествует Бунин.

Метод: беседа, работа с иллюстрациями и презентацией.

Результатом должна стать формулировка темы и цели урока, принятие их учениками как значимых для себя.

Текст рассказа читает учитель.


4. Этап анализа произведения

Цели:

  1. Продолжить работу по развитию у учащихся умения анализа произведения малой формы; учить определять основную мысль, ключевые темы их роль в произведении.

Задачи:

для учителя:

  1. Организация среды активного вовлечения учащихся в познавательный процесс средствами мультимедиа.

для учащихся:

  1. Учиться анализировать произведение малой формы.

  2. Научиться четко формулировать свои мысли и доносить их до других.

  3. Развивать умения выразительного чтения, связного выступления по теме с опорой на текст произведения.




Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание


Отвечают на вопросы

Высказывают свои предположения, дополняют, доказывают свою точку зрения

Самостоятельная работа учеников с текстом произведения для ответа на поставленный вопрос.


Самостоятельная работа учеников с текстом произведения для ответа на поставленный вопрос.

Отвечают на поставленные вопросы

Весь класс записывает определение в тетради.

Высказывают свои предположения, дополняют, доказывают свою точку зрения


Предлагает вопросы и направляет обсуждение.

- Какую картину вы представили, слушая начало рассказа? Какие краски вы увидели? Ответ докажите текстом.
Дополняет и корректирует ответы.
- Если бы вы оказались там, какие запахи вы бы уловили? Какие звуки услышали?
- О какой теме мы с вами говорим? (тема природы). Поместим это слово на доску (прикрепляю слово «природа» на доску).
- Какой представлена природа в рассказе И. А. Бунина? Свои ответы подтверждайте текстом.
- Одним из эпиграфов к уроку являются слова И. А. Бунина: «Я пишу о красоте … все равно, в чем бы она ни была, и даю читателю с природой часть своей души». Как вы понимаете эти слова?

(Выразить душу в описании природы, чтобы читатель это почувствовал и разделил с писателем восторг и радость).
- А теперь обратимся к следующей теме – теме крестьянского труда. Поместим и это слово на доску, с какой целью – узнаете позже. (Прикрепляю слово «труд»).
- Кто герои рассказа? (Косцы, косари). Найдите их описание. (стр. 5)
- Какие слова вам показались непонятными? (Онучи, бахилы, ластовица).
Словарная работа – комментирует учитель.

Слайд № 6
- Что отмечает в героях рассказчик? Как они друг к другу относятся? Как относятся к работе? (“Охочи к работе”). Как понимаете эти слова? (Любят работать).
- А вы когда-нибудь видели сенокос? Процесс кошения травы? Что вы можете сказать об этом труде? (Тяжёлый труд).

Слайд № 7
- А как этот труд описывается в рассказе? Найдите в тексте. (Стр.5-6). Что значат слова “без малейшего напряжения, без малейшего усилия”? Что хочет сказать о косцах Бунин? (Они сильные, тяжёлый труд им не в тягость, приносит радость).
- Как автор относится к героям? Докажите ответ текстом. (Стр.6 “.. .и прекрасны совершенно особой, чисто русской красотой были те чувства, что рассказывали они...”. Рассказчик любуется и восхищается ими).
- Герои сильные, могучие, тяжёлый труд доставляет им радость. Но не только это удивляет и поражает рассказчика, когда он наблюдает за косцами, что ещё? (Они поют песню). Прикрепляется на доске слово «песня».
- Найдите и зачитайте строки произведения, которые передают чувства и размышления рассказчика, вызванные народной песней. (Стр.6,1 абзац).
- Чем необычно построение этих предложений? Какую особенность вы заметили? (Каждое предложение начинается с одного слова “прелесть”).
- А как вам кажется, какую роль играет повторение этого слова? (Повторение слова привлекает внимание читателя, усиливает воздействие этого слова).
Такой композиционный приём называется лексический повтор- повторение ключевого слова в начале строки или предложения с целью усиления эмоционального воздействия этого слова.

Запишите в тетрадь термин: лексический повтор. Слайд № 8
- В каком значении употреблено слово «прелесть» в данном фрагменте текста «Косцы»? Ответ аргументируйте. (Рассказчик пытается передать свои впечатления от народной песни, раскрыть, в чём же её очарование, привлекательность, песня действует чарующе на рассказчика.
- В чём же было очарование, привлекательность народной песни, в чём её прелесть? Найдите и зачитайте строки, которые вам кажутся ключевыми при ответе на этот вопрос. (“.. .прелесть была в том, что мы дети своей родины.. .”и далее о родине стр.6.)
- Как вы понимаете эти строки? Что значат слова “.. .были все вместе”, “наш общий дом была - Россия...”? (Русские люди едины в любви к Родине).
Так мы переходим к центральной теме – теме Родины. Поместим и это слово на доску.
- В чём конкретно в данном отрывке и во всём рассказе выражается любовь русского человека к Родине, единство с ней? (В любви к природе).
- Какое словосочетание использует автор, чтобы передать это единство человека и природы? (Кровное родство). Поместим и это слово на доску.
- Вспомним описание труда косцов. Почему же тяжёлый труд даётся им легко? (Они чувствуют единство с природой и родиной).
- Кто ещё ощущает это единство? Ответ докажите текстом. (Рассказчик.“.. .в кровном родстве, что было между ими и нами, между ими, нами и этим хлебородным полем...”).

Методы: эвристическая беседа, анализ текста, использование презентации, работа с тетрадью.

Методы мотивации учебной активности: словесные, наглядные и практические методы, а также методы самостоятельной учебной работы под руководством учителя.


5. Заключительная часть урока

Цель: подвести итоги урока и выставить оценки учащимся.

Задачи:

Для учителя: дать домашнее задание ученикам.

Для учащихся: оценить свою работу на уроке.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Подводят итоги по анализу рассказа, оформляют схему в тетради.

Подробно записывают домашнее задание.

Вспомним задачу, которую мы поставили в начале урока: выяснить, из чего складывается образ Родины в рассказе «Косцы». Посмотрим на слова, которые мы поместили на доску. Кто желает ответить на этот вопрос? (Образ Родины в рассказе «Косцы» складывается из описания природы, народного труда, народной песни, из ощущения кровного родства русского человека с природой и родиной).

- Какая фигура получится, если добавить в основание еще одно слово? (Дом).

- Какое слово необходимо? Что является для нас, русских людей домом? (Россия).
Перепишите в тетрадь эту схему.
- А теперь найдите в тексте предложение, которое можно подписать под нашим домом. Запишите его часть

«Наш общий дом была - Россия». Слайд № 9
Мы говорили сегодня, что жизнь И.А.Бунина сложилась так, что ему пришлось покинуть Родину; эмиграция бывает вынужденной или добровольной. И.А.Бунин покинул Россию добровольно в 1920 г. Мы не будем сегодня говорить о причинах, заставивших писателя уехать из России. Очень часто у людей складывается мнение, что человек, который уезжает из страны добровольно, не любит свою Родину. Вспомните, о чём мы сегодня говорили, и скажите: любил ли И.А.Бунин свою Родину?
(Так писать о России, о её природе, народе может только человек, искренне любящий свою Родину).
- Находясь в эмиграции (данный рассказ тоже написан в эмиграции) И.А.Бунин писал только о России, о русском народе. Недаром Нобелевскую премию он получил за воссоздание в прозе русского характера. Верным сыном своей Родины И.А.Бунин чувствовал себя всегда и в ответном слове во время вручения высшей литературной награды подчеркнул, что эта премия не столько ему, сколько всему русскому народу.

На доске записаны слова И.А.Бунина, которые должны стать самыми важными для каждого русского человека, для вас в первую очередь: “Разве можем мы забыть родину? Может человек забыть родину? Она - в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает”.
Предъявление продуктивного домашнего задания

- Я хочу, чтобы вы выучили эти слова наизусть к следующему уроку, а также я попрошу вас выполнить одно творческое задание:

Написать сочинение-миниатюру: “Что является для меня малой родиной”.

Слайд № 10


Результатом работы должно стать закрепление полученных знаний и умений на уроке.

Домашнее задание представлено слайдом № 10.
Соответствует нормам времени и нагрузке на ученика 5 класса при выполнении домашнего задания


По результатам работы ставлю оценки нескольким активным ученикам.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конкурс «Современный урок 2011» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Межмуниципальный конкурс профессионального мастерства педагогов "Современный урок-2011" (далее конкурс) проводится в целях
Конкурс «Современный урок 2011» iconКонкурс «Лучшее школьное методическое объединение 2014». Положение...
Конкурс методических разработок урока в контексте требований фгос ООО для учителей русского языка и литературы «Современный урок:...
Конкурс «Современный урок 2011» iconПоложение о Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов...
«Вестник образования России», «Современный урок», Центр «Педагогический поиск» при поддержке Министерства образования и науки Российской...
Конкурс «Современный урок 2011» iconПоложение о городском конкурсе «Современный урок с использованием средств икт» Общие положения
Положение о городском конкурсе «Современный урок с использованием средств икт» (далее Конкурс) определяет условия и порядок проведения...
Конкурс «Современный урок 2011» iconСовременный учитель творец, создающий урок как произведение педагогического...
Современный учитель – творец, создающий урок как произведение педагогического мастерства. А современный руководитель? Что создает...
Конкурс «Современный урок 2011» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Новые направления» (ооо «Инновационные образовательные технологии») в рамках реализации плана совместных мероприятий с Министерством...
Конкурс «Современный урок 2011» iconРайонный конкурс методических разработок "Современный урок в условиях реализации фгос" Номинация
А. А. Плешаков Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 1ч
Конкурс «Современный урок 2011» icon«Утверждаю» Директор мкоу «идкмц дзержинского района»
...
Конкурс «Современный урок 2011» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Настоящее Положение определяет порядок проведения конкурса "Современный урок в условиях реализации фгос" (далее – Конкурс)
Конкурс «Современный урок 2011» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вестник образования России", "Современный урок", Центр "Педагогический поиск", при поддержке Министерства образования и науки Российской...
Конкурс «Современный урок 2011» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Редакции журналов "Вестник образования России", «Современный урок», Центр "Педагогический поиск", при поддержке Министерства образования...
Конкурс «Современный урок 2011» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
А, редакции журналов "Вестник образования России", «Современный урок», Центр "Педагогический поиск", при поддержке Министерства образования...
Конкурс «Современный урок 2011» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Современное образование, современная школа, современный урок, современный учитель… Какие они?
Конкурс «Современный урок 2011» iconСовременный воспитатель в декабре подведены итоги муниципального...
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов «Окружающий мир», 4 класс, часть1; М.: Аст: Астрель, 2011 (Планета знаний)
Конкурс «Современный урок 2011» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На конкурс я представляю авторскую методическую разработку в номинации учебно-методические материалы по разделу медиатека и современный...
Конкурс «Современный урок 2011» iconУрок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12....
Изменение временных рамок, оптимальный временной вариант –1,5 астрономических часа. (Нерегламентированный урок)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск