Скачать 95.26 Kb.
|
Петренко Н.Ф. МБОУ СОШ №7 с УИОП г.о. Железнодорожный Пояснительная записка к методической разработке Средства ИКТ в обучении физике На конкурс я представляю авторскую методическую разработку в номинации УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ по разделу МЕДИАТЕКА И СОВРЕМЕННЫЙ УРОК (ИНТЕРАКТИВНОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ПРЕДМЕТУ (ФИЗИКА)) Основной методический материал: Физика - 9 класс Урок изучения нового материала по разделу «Атомная физика» Тема: Естественная радиоактивность. Методы регистрации элементарных частиц Урок изучения нового материала с применением виртуальных информационно-коммуникативных технологий (с мультимедиа презентацией по изучаемой теме) Цели:
продолжить формирование основ диалектико-материалистического мировоззрения учащихся. Задачи:
Возрастные группы обучающихся: учащиеся 9 - 11-х классов (весь контингент детей, изучающих курс физики в средней школе) Результаты:
Диаграмма достижений учащихся (рост качества знаний) В дополнении привожу две методических разработки к урокам физики 7 класса (недавно изученные темы, презентации составлены совместно с учащимися):
При изучении курса физики в 7 – 11 классах необходимо широко внедрять информационно-коммуникативные технологии (ИКТ). Я предлагаю рассмотреть основные виды программно-педагогических средств, которые можно использовать на уроках физики, и приемы их использования в учебном процессе:
В современных условиях, активного развития информационного пространства, невозможно обойтись без информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в образовательном процессе. 1. Самой распространенной формой использования ИКТ на уроках физики является мультимедиа-презентация. Она позволяет акцентировать внимание на главных элементах изучаемого материала, включать анимации и видеофрагменты. Мультимедиа-презентация используется и учащимися при выступлениях с докладами и сообщениями, при защите исследовательских работ. Особенности подготовки презентации:
При создании презентации следует помнить, что она является сопровождением, а не заменой выступления, доклада или урока. Нередко учащиеся пытаются разместить в презентации всю информацию. Роль учителя в данной ситуации – корректировать содержание презентации, и ее восприятие. Это наиболее актуально при защите проектов, конкурсных и исследовательских работ. Во всех конкурсах при оценивании работы учитывается наглядность, которая представлена через мультимедиа-презентацию. 2. Другим видом ИКТ, эффективным при обучении физике, являются электронные пособия. Электронные учебники и обучающие программы целесообразно использовать при выполнении домашних и самостоятельных работ, при работе с учебной литературой. В этом случае учителю необходимо тщательно продумать и конкретизировать задания. Программы-тренажеры позволяют отрабатывать изученный материал, выявлять проблемы, с которыми учащиеся сталкиваются при изучении теоретического материала. 3. Важным аспектом применения ИКТ является работа с интерактивными моделями, которые представлены в таких продуктах, как «Живая физика», «Открытая физика», «Открытая астрономия». Работа с такими программами позволяет глубже заглянуть в суть физического явления, рассмотреть процессы, которые невозможно наблюдать в натурном эксперименте. Самостоятельная работа учащихся с этими программами способствует развитию их познавательной активности. 4. Особый интерес представляет использование на уроках и при подготовке к ним интернет-ресурсов. Владея свежей информацией о достижениях физики и техники, учитель, не только подчеркивает актуальность и необходимость изучения предмета в школе, но и развивает познавательную активность школьника. Поиск информации часто бывает полезно поручить учащимся. Как правило, они творчески подходят к этому и, увлекаясь сбором информации, увлекаются и самой проблемой, что может перерасти в самостоятельное исследование. Важно обратить внимание на критическое отношение к информации и обращаться к проверенным источникам. Одним из таковых является популярный сайт о фундаментальной науке elementy.ru. Интернет-сайт может быть может быть и самостоятельным обучающим продуктом. Так на сайте http://elementy.ru/ кроме информационных разделов содержатся и интерактивные плакаты, при работе с которыми учащиеся могут не только увидеть схемы сложнейших технических устройств, но и «заглянуть» внутрь, изменять условия работы, изучать теоретические основы процессов, знакомиться с историей открытия. 5. Ключевую роль в преподавании физики играет физическая лаборатория L- micro (ООО «Научные развлечения»). Использование компьютера как измерительного инструмента позволяет расширить границы школьного физического эксперимента и проводить исследования. Включая в процесс обучения физике элементы ИКТ, учитель не только развивает познавательную активность учащихся, но и самосовершенствуется. Таким образом, современному, грамотному учителю физики необходимо уметь:
В заключении хочу отметить, что уже возникает педагогическая задача противостоять чрезмерному внедрению ИКТ в процесс преподавания физики, чтобы красочными иллюстрациями и моделями не затмить истинный экспериментальный характер физической науки, не забыть натурный эксперимент. Дидактическое обеспечение и список литературы:
_______________________/Петренко Н.Ф./ |