Скачать 38.04 Kb.
|
Тема добра и милосердия в рассказе Куприна «Чудесный доктор» Цель: формирование нравственных ценностей на основе анализа рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор» Задачи:
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки, аудиозапись, видеозапись. Ход урока
Что обозначает эта притча?
А что такое милосердие? Как вы понимаете это слово? (ответы ребят) В словаре «милосердие» определяется как чуткое, доброе отношение к людям, как одна из христианских добродетелей – именно об этом рассказ Куприна. А.И. Куприн – известный русский писатель- прожил очень непростую жизнь. Мальчику шёл всего второй год, когда умер его отец. Мать воспитывала сына одна. Немало страданий перенёс Куприн и уже будучи взрослым. Кем он только не работал, чтобы заработать себе на жизнь: и актёром бродячей труппы, и военным, и управляющим имением, поднимался в небо на воздушном шаре и самолёте, и опускался на дно морское, был репортёром, получал за строчку полторы-две копейки. И уже тогда определил для себя, как для журналиста и для писателя, всегда писать только правду, какой бы горькой она ни была. 4. Рассказ «Чудесный доктор» не исключение. В нём показана жестокая правда жизни, но в то же время – это одно из самых трогательных и жизнеутверждающих произведений в русской литературе. Слово «доктор» вам известно. Подберите к нему синонимы (лекарь, врач) А теперь давайте встанем все в круг, произнесём про себя слово «чудесный» и расскажем друг другу, что представляем, когда его произносим. (Ресурсный круг) Куприн не сам сочинил эту историю Он слышал её от преуспевшего в жизни человека, который всегда, тем не менее, помогал тем, кто нуждался в помощи. Вот поэтому у этого произведения такая необычная композиция – рассказ в рассказе. 5.Обратимся к тексту. Но для начала разделимся на две группы (Делимся на 2 группы с помощью карточек. На одних написано слово «добро», на других- «милосердие») первая группа будет искать в тексте слова и выражения, показывающие, что видят мальчики вокруг. Вторая найдёт слова и выражения, которые передают чувства мальчиков. (Работа в группах). Заслушаем, что у вас получилось. 1группа выписала слова: красота, великолепие, изобилие, праздник. 2 группа нашла слова: голод, убогость, нищета. Итак, мы видим беззащитность детей, их недетское страдание и бездушие, немилосердность большого города. -Что мы узнаём о семье Мерцаловых? (Ответы ребят) -Можно ли им помочь? Предложите свои варианты в группах. (Работа в группах и ответы) -Но Рождество не зря считается временем чудес. Какое чудо случилось? (Ответы ребят) - В рассказе мы видим действия людей, но есть ещё одно действующее лицо – природа. Найдите описание природы. Зачитайте. Зачем в этом произведении нужен пейзаж? (Ответы ребят) И встреча Мерцалова с незнакомцем происходит именно на фоне природы. Почему незнакомец подсел к Мерцалову? Почему не испугался его выкриков? На эти вопросы ваши сверстники ответили по-разному. Прочитаем их ответы. А как ответили бы вы? (Ответы ребят) Да, он врач, он всякого вжизни навидался, но, наверное, он ещё просто очень добрый, милосердный человек. Кто это был? (Ответы ребят) -Найдите предложение, где сказано об отношении семьи Мерцаловых к доктору Пирогову. Что же изменилось в семье Мерцаловых с появлением доктора? (Ответы ребят) -Почему же Куприн назвал свой рассказ «Чудесный доктор»? Какое чудо совершил доктор Пирогов? Чем это чудо отличается от сказочного? (Ответы ребят) Итак, основная тема произведения – милосердие, взаимопомощь. А основная мысль? (Ответы ребят) А основная мысль – помоги ближнему своему. 6. -Как вы думаете, а сейчас проблема милосердия, доброты современна? Приведите примеры. Вот видите, вы тоже можете проявлять милосердие, доброту, хотя бы по отношению друг к другу, к пожилым людям. Пусть вы совершите небольшое, но доброе дело. 7.Сейчас мы с вами прослушаем песню-притчу. В ней есть скрытое содержание. Слушайте и постарайтесь ответить на вопрос, о чём эта песня? (Запись песни С.Копыловой «Брошенный камень») (Ответы ребят) Песня заканчивается словами: «Если ты не хочешь слышать шёпот, в тебя однажды камень полетит» Как вы их понимаете? 8.Ребята, наш урок подходит к концу, и мне хочется верить, что он стал для вас не только уроком литературы, но и уроком доброты. Будьте милосердны, будьте внимательны друг к другу, к своим близким и ближним, распахните ваши сердца для добра и милосердия. 9. Домашнее задание: Напишите сочинение- миниатюру на тему: « Как я понимаю слова: «Если ты не хочешь слышать шёпот, в тебя однажды камень полетит» |
В учебнике перед текстом «Чудесного доктора» дана статья с анализом... Учебник как методическое средство при анализе художественного произведения: организация педагогического анализа художественного произведения... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: А. П. Платонов. Жизненный и творческий путь. Рассказ «Никита». Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе.... | ||
Областной конкурс социальных проектов и инициатив в системе дополнительного... Областной конкурс социальных проектов и инициатив в системе дополнительного образования «Дорогою добра и милосердия» (Акопян А.,... | Рассказа Е. И. Носова «Кукла». Цель урока В этом рассказе? Проблемы добра и зла | ||
Урок по теме «Добро и зло» Цель. Формирование нравственных ценностей: добра и зла, скромности, милосердия, дружелюбия, честности | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых... | ||
Моей научно-исследовательской работы «Воздействие музыки на человека... Тема моей научно-исследовательской работы – «Воздействие музыки на человека в повести Л. Н. Толстого «Крейцерова соната» и рассказе... | Урок литературы в 11 классе «Тема армии в повести А. И. Куприна «Поединок» А. И. Куприна для осознания обществом кризиса всей русской жизни; гуманистический, антивоенный пафос повести | ||
Методическая разработка урока по теме «Добро и зло» Цель. Формирование нравственных ценностей: добра и зла, скромности, милосердия, дружелюбия, честности | Рассказе Е. И. Носова «Живое пламя» Тема: «Тема памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя» Тема: «Тема памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя», 7 класс, программа, учебник В. Я. Коровиной | ||
Программа: Г. С. Меркин. Тема урока: рассказ а. И. Куприна «куст сирени» ... | Проблема добра и зла в рассказе Л. Андреева «Кусака» Познакомить учащихся с текстом рассказа и проанализировать его содержание в соответствии с темой урока | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели урока: познакомить с жизнью и творчеством писателя, раскрыть смысл названия рассказа, проанализировать, как раскрывается тема... | Екатерина Михайловна Бакунина Подвиг милосердия России, основательницей медицинского обслуживания в Тверской губернии, предвестницей женского медицинского образования, жизнь Екатерины... | ||
Конспект урока литературы в 11 классе "Да святится имя твоё" (Тема... Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, текст повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет", фонограмма с записью Son. №2,... | План-конспект урока любовь в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию... |