Тема добра и милосердия в рассказе Куприна «Чудесный доктор»





Скачать 38.04 Kb.
НазваниеТема добра и милосердия в рассказе Куприна «Чудесный доктор»
Дата публикации24.07.2014
Размер38.04 Kb.
ТипРассказ
100-bal.ru > География > Рассказ
Тема добра и милосердия в рассказе Куприна «Чудесный доктор»

Цель: формирование нравственных ценностей на основе анализа рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор»

Задачи:

  • продолжить работу по определению темы и идеи произведения;

  • учить сравнивать произведения разных видов искусства и на основе сравнения делать выводы;

  • воспитывать чувство сопереживания и сострадания к людям, нуждающимся в помощи.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки, аудиозапись, видеозапись.

Ход урока

  1. Жизнь людей на земле никогда не была простой и безоблачной. Самые разные испытания подстерегают людей. Но, наверное, самый страшный враг человечества – это равнодушие. Этот враг появился не вчера и не сегодня. Сейчас мы с вами посмотрим мультфильм. Это библейская притча о добром самаритянине. ( просмотр мультфильма)

Что обозначает эта притча?

  1. Любому человеку хочется надеяться на помощь другого человека. В Библии сказано: «Возлюби ближнего своего». Кто такой «ближний»? Кого можно считать ближним?

  2. Чем больше человек испытал сам, тем милосерднее он будет к другим. Вот и прозвучало слово, которое будет главным на нашем уроке – МИЛОСЕРДИЕ. Итак, тема нашего занятия: «Тема добра и милосердия в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор».

А что такое милосердие? Как вы понимаете это слово? (ответы ребят)

В словаре «милосердие» определяется как чуткое, доброе отношение к людям, как одна из христианских добродетелей – именно об этом рассказ Куприна.

А.И. Куприн – известный русский писатель- прожил очень непростую жизнь. Мальчику шёл всего второй год, когда умер его отец. Мать воспитывала сына одна. Немало страданий перенёс Куприн и уже будучи взрослым. Кем он только не работал, чтобы заработать себе на жизнь: и актёром бродячей труппы, и военным, и управляющим имением, поднимался в небо на воздушном шаре и самолёте, и опускался на дно морское, был репортёром, получал за строчку полторы-две копейки. И уже тогда определил для себя, как для журналиста и для писателя, всегда писать только правду, какой бы горькой она ни была.

4. Рассказ «Чудесный доктор» не исключение. В нём показана жестокая правда жизни, но в то же время – это одно из самых трогательных и жизнеутверждающих произведений в русской литературе.

Слово «доктор» вам известно. Подберите к нему синонимы (лекарь, врач) А теперь давайте встанем все в круг, произнесём про себя слово «чудесный» и расскажем друг другу, что представляем, когда его произносим. (Ресурсный круг)

Куприн не сам сочинил эту историю Он слышал её от преуспевшего в жизни человека, который всегда, тем не менее, помогал тем, кто нуждался в помощи. Вот поэтому у этого произведения такая необычная композиция – рассказ в рассказе.

5.Обратимся к тексту. Но для начала разделимся на две группы (Делимся на 2 группы с помощью карточек. На одних написано слово «добро», на других- «милосердие») первая группа будет искать в тексте слова и выражения, показывающие, что видят мальчики вокруг. Вторая найдёт слова и выражения, которые передают чувства мальчиков. (Работа в группах). Заслушаем, что у вас получилось. 1группа выписала слова: красота, великолепие, изобилие, праздник. 2 группа нашла слова: голод, убогость, нищета.

Итак, мы видим беззащитность детей, их недетское страдание и бездушие, немилосердность большого города.

-Что мы узнаём о семье Мерцаловых? (Ответы ребят)

-Можно ли им помочь? Предложите свои варианты в группах. (Работа в группах и ответы)

-Но Рождество не зря считается временем чудес. Какое чудо случилось? (Ответы ребят)

- В рассказе мы видим действия людей, но есть ещё одно действующее лицо – природа. Найдите описание природы. Зачитайте. Зачем в этом произведении нужен пейзаж? (Ответы ребят) И встреча Мерцалова с незнакомцем происходит именно на фоне природы. Почему незнакомец подсел к Мерцалову? Почему не испугался его выкриков? На эти вопросы ваши сверстники ответили по-разному. Прочитаем их ответы. А как ответили бы вы? (Ответы ребят) Да, он врач, он всякого вжизни навидался, но, наверное, он ещё просто очень добрый, милосердный человек. Кто это был? (Ответы ребят)

-Найдите предложение, где сказано об отношении семьи Мерцаловых к доктору Пирогову. Что же изменилось в семье Мерцаловых с появлением доктора? (Ответы ребят)

-Почему же Куприн назвал свой рассказ «Чудесный доктор»? Какое чудо совершил доктор Пирогов? Чем это чудо отличается от сказочного? (Ответы ребят)

Итак, основная тема произведения – милосердие, взаимопомощь. А основная мысль? (Ответы ребят) А основная мысль – помоги ближнему своему.

6. -Как вы думаете, а сейчас проблема милосердия, доброты современна? Приведите примеры. Вот видите, вы тоже можете проявлять милосердие, доброту, хотя бы по отношению друг к другу, к пожилым людям. Пусть вы совершите небольшое, но доброе дело.

7.Сейчас мы с вами прослушаем песню-притчу. В ней есть скрытое содержание. Слушайте и постарайтесь ответить на вопрос, о чём эта песня? (Запись песни С.Копыловой «Брошенный камень») (Ответы ребят) Песня заканчивается словами: «Если ты не хочешь слышать шёпот, в тебя однажды камень полетит»

Как вы их понимаете?

8.Ребята, наш урок подходит к концу, и мне хочется верить, что он стал для вас не только уроком литературы, но и уроком доброты. Будьте милосердны, будьте внимательны друг к другу, к своим близким и ближним, распахните ваши сердца для добра и милосердия.

9. Домашнее задание: Напишите сочинение- миниатюру на тему: « Как я понимаю слова: «Если ты не хочешь слышать шёпот, в тебя однажды камень полетит»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема добра и милосердия в рассказе Куприна «Чудесный доктор» iconВ учебнике перед текстом «Чудесного доктора» дана статья с анализом...
Учебник как методическое средство при анализе художественного произведения: организация педагогического анализа художественного произведения...
Тема добра и милосердия в рассказе Куприна «Чудесный доктор» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: А. П. Платонов. Жизненный и творческий путь. Рассказ «Никита». Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе....
Тема добра и милосердия в рассказе Куприна «Чудесный доктор» iconОбластной конкурс социальных проектов и инициатив в системе дополнительного...
Областной конкурс социальных проектов и инициатив в системе дополнительного образования «Дорогою добра и милосердия» (Акопян А.,...
Тема добра и милосердия в рассказе Куприна «Чудесный доктор» iconРассказа Е. И. Носова «Кукла». Цель урока
В этом рассказе? Проблемы добра и зла
Тема добра и милосердия в рассказе Куприна «Чудесный доктор» iconУрок по теме «Добро и зло»
Цель. Формирование нравственных ценностей: добра и зла, скромности, милосердия, дружелюбия, честности
Тема добра и милосердия в рассказе Куприна «Чудесный доктор» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых...
Тема добра и милосердия в рассказе Куприна «Чудесный доктор» iconМоей научно-исследовательской работы «Воздействие музыки на человека...
Тема моей научно-исследовательской работы – «Воздействие музыки на человека в повести Л. Н. Толстого «Крейцерова соната» и рассказе...
Тема добра и милосердия в рассказе Куприна «Чудесный доктор» iconУрок литературы в 11 классе «Тема армии в повести А. И. Куприна «Поединок»
А. И. Куприна для осознания обществом кризиса всей русской жизни; гуманистический, антивоенный пафос повести
Тема добра и милосердия в рассказе Куприна «Чудесный доктор» iconМетодическая разработка урока по теме «Добро и зло»
Цель. Формирование нравственных ценностей: добра и зла, скромности, милосердия, дружелюбия, честности
Тема добра и милосердия в рассказе Куприна «Чудесный доктор» iconРассказе Е. И. Носова «Живое пламя» Тема: «Тема памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя»
Тема: «Тема памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя», 7 класс, программа, учебник В. Я. Коровиной
Тема добра и милосердия в рассказе Куприна «Чудесный доктор» iconПрограмма: Г. С. Меркин. Тема урока: рассказ а. И. Куприна «куст сирени»
...
Тема добра и милосердия в рассказе Куприна «Чудесный доктор» iconПроблема добра и зла в рассказе Л. Андреева «Кусака»
Познакомить учащихся с текстом рассказа и проанализировать его содержание в соответствии с темой урока
Тема добра и милосердия в рассказе Куприна «Чудесный доктор» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели урока: познакомить с жизнью и творчеством писателя, раскрыть смысл названия рассказа, проанализировать, как раскрывается тема...
Тема добра и милосердия в рассказе Куприна «Чудесный доктор» iconЕкатерина Михайловна Бакунина Подвиг милосердия
России, основательницей медицинского обслуживания в Тверской губернии, предвестницей женского медицинского образования, жизнь Екатерины...
Тема добра и милосердия в рассказе Куприна «Чудесный доктор» iconКонспект урока литературы в 11 классе "Да святится имя твоё" (Тема...
Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, текст повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет", фонограмма с записью Son. №2,...
Тема добра и милосердия в рассказе Куприна «Чудесный доктор» iconПлан-конспект урока любовь в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»
В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск