Скачать 52.14 Kb.
|
План-конспект урока литературы в 11 классе "Да святится имя твоё" (Тема любви в повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет"). Эпиграф: Жизнь неуловима в понятиях, она богаче понятия, поэтому познать жизнь можно не через слово, а через переживания, интуицию, любовь, веру. (Гегель) Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, текст повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет", фонограмма с записью Son. № 2, op. 2. Largo Appassionato Бетховена. Цели: 1. На примере произведения А.И. Куприна "Гранатовый браслет" показать редчайший дар высокой любви, величие пережитого простым человеком. 2. Совместно с учащимися проанализировать процесс "пробуждения" человека. Выявить авторскую позицию, сформулировать собственную точку зрения. 3. Развивать филологическое мышление учащихся. Формировать эстетическое восприятие произведения, используя различные виды искусства: литературу, музыку, произведения живописи. Ход урока: На экране проецируется 1 слайд - дача Шеиных на фоне осеннего пейзажа. Учитель литературы читает финальные строки повести: "Вера Николаевна вернулась домой поздно вечером и была рада, что не застала дома ни мужа, ни брата. Зато её дожидалась пианистка Женни Рейтер. "Женни, милая, сыграй для меня что-нибудь",- почти закричала Вера. Женни начала играть (звучит соната Бетховена. На её фоне записано последнее обращение Желткова, которое в мыслях слышит Вера) и Вера с первых же аккордов узнала это исключительное, единственное по глубине произведение… Учитель после завершения фонограммы дочитывает: "Он меня простил. Теперь всё хорошо",- вся в слезах проговорила Вера. Так заканчивается великое произведение Александра Ивановича Куприна "Гранатовый браслет", главной героиней которого является уже известная нам княгиня Вера Шеина. Нам с вами предстоит выяснить, о каком прощении говорит Вера. А для этого обратимся к произведению и вспомним основные события, предшествующие этой фразе. Беседа с учащимися перемежается работой с текстом произведения, основные ключевые моменты сопровождаются презентацией. - Где и когда происходит действие рассказа? (Черноморский курорт, осень, сентябрь) - Произведение начинается с пейзажной зарисовки. Прочитайте ее. (Ученик читает фрагмент текста.) - Какую роль в произведении играет первая глава? Какое настроение создает пейзаж? (Первая глава является вступлением. Содержание ее готовит читателя к восприятию дальнейших событий. Сразу возникает ощущение увядающего мира: в осеннем пейзаже, в печали пустых дач с разбитыми стеклами, в опустевших клумбах. Невольно заостряешь внимание на фразе: "Жалко, и грустно, и противно было глядеть сквозь эту мутную кисею дождя на этот жалкий скарб". Но вот погода вдруг резко и неожиданно переменилась: "Деревья успокоились, бесшумно и покорно роняли желтые листья". Такое же спокойное, холодное, благоразумное существование характерно для героини рассказа - княгини Веры Николаевны Шейной, жены предводителя дворянства.) - Как автор выявляет это душевное состояние Веры? (Он проводит параллель между внутренним состоянием Веры и описанием осеннего сада.) - Найдите и прочитайте описание (вторая глава). (Ученик читает фрагмент текста.) - Этому описанию предшествовало описание чувств Веры к мужу. Прочитайте со слов: "Княгиня Вера, у которой прежняя страстная любовь к мужу..." - Что объединяет эти описания: чувств Веры и сада? - Какую цель преследовал автор? (Показать, что душа Веры пребывает в состоянии дремы. "И Вера была строго проста, со всеми холодна ... любезна, независима и царственно спокойна".) - Завязка действия происходит в день именин княгини Веры, 17 сентября. Куприн пишет: "Вера Николаевна Шеина всегда ожидала от дня именин чего-то счастливо-чудесного". Что же "счастливо-чудесное" произошло в этот день? (Вера получила подарки: от мужа, от сестры Анны и от человека с инициалами Г. С.Ж., а еще у Веры появилось предчувствие чего-то неприятного. Желтков разрушил "царское спокойствие" Веры.) - Куприн вносит в повествование элемент ожидания, таинственности, тревоги. Что же происходит далее? (Вере преподносят подарок и письмо от Желткова.) (Ученики рассуждают о предчувствиях героини: 13 гостей; зачитывают описание подарка; и выясняют впечатление от увиденного: "точно кровь!" - подумала с тревогой Вера.) - Что мы узнали о браслете из письма Желткова? ("По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти...") - Почему Желтков подарил Вере именно браслет, семейную ценность, самую дорогую вещь, которая переходила от поколения к поколению женщинам в семье Желткова? - Остановимся на письме Желткова Вере. Читаем его. Какую характеристику мы можем дать Желткову, прочитав это письмо? - Сравним его письмо с письмом - признанием в любви, помещенным в юмористическом семейном альбоме Шейных. Как воспринимает муж Веры письма Желткова? (слова брата Веры, девятая глава). - Что мы можем сказать о князе Василии Львовиче, муже Веры, прочитав этот эпизод? Как он описывает историю любви Желткова к Вере? - Как относятся к любви эти два человека? А Вера? - Способен ли князь Шеин глубоко и сильно любить? Есть ли ответ на этот вопрос в тексте рассказа?(Аносов о Васе.) Как относится князь Василий к своей жене? (Эпизод с юмористическим альбомом!) - Какую роль в рассказе отводит Куприн генералу Аносову? - Как он рассуждает о любви? - Что узнал генерал Аносов о Желткове от Веры? - Какую характеристику Желткова мы находим в рассказе Веры и в выводах Аносова? ("Безумец; может быть, это просто ненормальный малый, маниак, почем знать? - может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины") - Далее все происходящее обостряет осознание Верой исключительности прошедшей мимо нее любви, вплоть до предчувствия близкой смерти Желткова. Обратимся к эпизоду встречи князя Шеина и Николая Николаевича с Желтковым. Найдите и прочитайте портретную зарисовку Желткова. - Прочитайте вслух слова признания в любви Желткова в десятой главе и последнее письмо Желткова к Вере. - Можно ли назвать чувство Желткова к Вере сумасшествием? "Что это: любовь или сумасшествие?" (Для доказательства приводим слова князя Шеина (десятая глава): "Я чувствую, что этот человек не способен обманывать и лгать заведомо..." и т. д. до слов: "я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь паясничать" (одиннадцатая глава). "Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим"!) - Переломным моментом для Веры становится прощание с умершим Желтковым (двенадцатая глава). Обратимся к этому эпизоду. Прочитаем вслух со слов: "В комнате пахло ладаном..." до конца главы. (Ученик читает фрагмент текста.) - Почему Вера неожиданно заплакала? Неужели причиной слез стало "впечатление смерти" или есть другая причина? (Она поняла, что "мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет".) - Величие пережитого простым человеком постигается под звуки бетховенской сонаты номер два, как бы донесшей его потрясения, боль и счастье, и неожиданно вытесняет из души Веры все суетное, мелкое, вселяет ответное облагораживающее страдание. - Почему Желтков "заставил" Веру слушать именно это бетховенское произведение? - Вера переживает духовное единение с человеком, отдавшим свою душу и жизнь ей. Как вы думаете, состоялось ли ответное чувство любви в душе Веры? (Да. Ответное чувство Веры состоялось, пусть на одно мгновение, но навеки, пробудив в ней жажду прекрасного, поклонение духовной гармонии.) Учитель: да, любовь люди воспевали во все времена, на всех языках мира. О любви писали раньше, пишут сейчас и будут писать в будущем. Перед вами несколько высказываний об этом удивительном чувстве. Какое из них наиболее соответствует вашему представлению о любви? Прочтите их и постарайтесь высказать свою точку зрения. Как их можно соотнести с эпиграфом? (Заслушиваются мнения ребят.) ў Первый признак любви - благоговение. Мы боготворим того, в кого мы влюблены, и это совершенно справедливо, ибо ничто на свете не сравнится для нас с предметом нашей страсти. (Блез Паскаль) ў Любовь - как дерево; она вырастает сама собой, пускает глубокие корни во все наше существо и нередко продолжает зеленеть и даже цвести на развалинах нашего сердца. (Виктор Гюго) ў У любви тысячи сюжетов, и в каждом из них свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание. (К. Г. Паустовский) ў Любовь - это чувство, которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя. (А.И. Куприн) Домашнее задание: подготовиться к сочинению на одну из предложенных тем. Темы сочинений: 1. Хочу поделиться мыслями о прочитанном рассказе А.И.Куприна "Гранатовый браслет". 2. "... Что это было: любовь или сумасшествие?" (По рассказу А.И.Куприна "Гранатовый браслет".) |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока. Особенности художественного воплощения темы любви в повести А. И. Куприна „Гранатовый браслет” | Моей научно-исследовательской работы «Воздействие музыки на человека... Тема моей научно-исследовательской работы – «Воздействие музыки на человека в повести Л. Н. Толстого «Крейцерова соната» и рассказе... | ||
Методическая разработка урока по литературе Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, текст повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет", фонограмма с записью Son. №2,... | План-конспект урока любовь в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию... | ||
Урок литературы в 11 классе «Тема армии в повести А. И. Куприна «Поединок» А. И. Куприна для осознания обществом кризиса всей русской жизни; гуманистический, антивоенный пафос повести | План конспект урока литературы в Х классе на тему: «Тема искусства... Ново-Чечкабская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан | ||
Конспект урока по литературе в 7 классе Тема: «Изучение рассказа И. А. Бунина «Лапти» Данный урок проводится как итоговый после изучения рассказов И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени», А. П. Чехова «О... | Конспект урока литературы в 10 классе Тема урока: «Зачем я жил? Для... Цели урока: вспомнить основные эпизоды повести «Княжна Мери» и выявить, каковы были цели, намерения Печорина; помочь детям разобраться... | ||
Конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе учителя... Данный урок проводится как итоговый после изучения рассказов И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени», А. П. Чехова «О... | Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Односоставные предложения. Обобщение» Данный урок проводится как итоговый после изучения рассказов И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени», А. П. Чехова «О... | ||
Конспект открытого урока по литературе в 7 классе на тему: «Легко ли быть ребёнком?» Данный урок проводится как итоговый после изучения рассказов И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени», А. П. Чехова «О... | Тема любви в произведениях А. И. Куприна Цель. Поговорить о великой и вечной духовной ценности человека — любви; показать, как писатель изображает влияние любви на человека;... | ||
Урок по литературе Тема любви в произведениях А. П. Чехова «О любви»,... Данный урок проводится как итоговый после изучения рассказов И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени», А. П. Чехова «О... | Конспект урока Цели урока: Выявить своеобразие романтического мироощущения... Цели и задачи: изучить назначение операционной системы, познакомиться с основными элементами управления, графическим интерфейсом | ||
Конспект урока литературы по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (патриотический пафос повести) Задачи: Закрепить сведения о сфере употребления определенно-личных предложений | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: показать значение повести Куприна для осознания обществом кризиса всей русской жизни; гуманистический, антивоенный пафос... |