Скачать 82.67 Kb.
|
Моделирование Урок по литературе Тема любви в произведениях А.П.Чехова «О любви», И.А.Бунина «Кавказ», А.И.Куприна «Куст сирени». Класс – 8. Программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, - М.: Просвещение, 2010. Учебник - Полухина В.П. Литература.: 6 кл.,Учебник, в 2-х частях, Под редакцией В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2009 Тип урока – комбинированный (усвоения навыков и умений анализировать произведение, сравнивать и сопоставлять; подготовить к написанию сочинения-рассуждения). Форма урока – моделирование Место урока в учебной программе Данный урок проводится как итоговый после изучения рассказов И.А.Бунина «Кавказ», А.И.Куприна «Куст сирени», А.П.Чехова «О любви». Система уроков
Цели урока - познакомить с рассказом «Куст сирени», подготовиться к сочинению-рассуждению на тему: "Любовь в произведениях русских писателей" (по рассказам И.Бунина "Кавказ", А.Куприна "Куст сирени", А.Чехова "О любви") - развивать навыки грамотной речи; развивать умение анализировать, сравнивать и сопоставлять, - воспитывать стремление к взаимопониманию и согласию. Оборудование: проектор, компьютер, у учащихся лист бумаги и карандаши для создания модели. Технологии:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Эпиграф к уроку: «Любовь — это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и все же она у тебя остаётся». Л.Н. Толстой Слайд 1 I. Организационный этап. Слайд 2 II. Проверка домашнего задания. Сравнить рассказ И. А. Бунина «Кавказ» с рассказом А. П. Чехова «О любви». Прослушать ответы (2-3) учащихся, завершить ответы можно ознакомлением школьников с размышлением литературоведа В. И. Коровина об этом рассказе: «Рассказ И. А. Бунина «Кавказ» раскрывает перед читателем иную по сравнению с рассказом А. П. Чехова «О любви» сторону сильного и горячего чувства. В рассказе Чехова счастье прошло мимо героев. В рассказе Бунина герои, казалось бы, испытали всю полноту страсти. И все-таки оба рассказа драматичны и даже трагичны. В «Кавказе» герои словно «украли» свое счастье: они вынуждены скрываться, таиться, бежать, чтобы быть вместе. И даже когда им удалось остаться одним, в их любви было много радостного и много тревожного. Их чувство раскрывалось на фоне великолепной, прекрасной и экзотической природы, символизирующей вечность, неисчерпаемость жизни. Но рядом с этим возвышающим душу чувством постоянно ощущалась тревога, тревога от того, что само их счастье было временным, непрочным, зыбким и хрупким перед лицом бессмертной и могучей природы. Радость была омрачена неизбежностью возвращения в нелюбимый московский дом. Особенно остро это переживала влюбленная женщина, которой хотелось продлить счастливые дни. Но именно потому, что любовь оказалась «украденной», она не была полной и привела к трагедии. Муж-офицер, который любил свою жену и догадался о ее измене, свел счеты с жизнью. Бунин размышляет о том, что счастье одного может привести к трагедии другого. Но он смягчает драматизм рассказа: офицер умирает слишком театрально, слишком искусственно. В его смерти нет суровой, пристойной случаю простоты, а есть какой-то неуместный вызов жизни. И все это тоже происходит на фоне природы, сама естественность которой внутренне одухотворена. Так в рассказ Бунина входит мысль о величии бытия, об искусственности человеческих представлений, в которых даже трагедия любви смешана с фальшью». Слайд 3 III. Определение цели урока, формулировка учебных задач. Цель урока - подготовиться к сочинению-рассуждению на тему: "Любовь в произведениях русских писателей" (по рассказам И.Бунина "Кавказ", А.Куприна "Куст сирени", А.Чехова "О любви") Задачи:
Слайд 4 IV. Изучение нового материала.
Любовь Куприна к человечеству проступает ясным подтекстом почти во всех его повестях и рассказах, несмотря на разнообразие их тем и сюжетов. Прямо, в открытую, Куприн говорит о любви к человеку не так уж часто. Но каждым своим рассказом он призывает к человечности. Есть у Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе к ней и нельзя прикасаться. Это – тема любви, вечного, чистого и светлого начала, способного облагородить душу любящего человека Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 г. в захолустном городке Наровчате Пензенской губернии. В 1894 году оставил службу, переехал в Киев и посвятил себя литературному труду (начал печататься в 1889 году). Художник правдивый и жизненно-конкретный, писавший только о том, что он сам видел, пережил и перечувствовал, Куприн обращался своим творчеством к широкой демократической аудитории; в центре его произведений обычно "средний" русский интеллигент - труженик, человек сердечный, совестливый, тяжко ранимый жизненными противоречиями; важное место в произведениях Куприна занимают колоритные образы простых людей из народа. В 1894 году Александр Иванович Куприн пишет рассказ «Куст сирени». Слайд 5 Рассказ читает учитель (или аудио чтение), учащиеся следят по тексту 2. Вопросы на читательское восприятие, аналитическая беседа. Учитель: Почему рассказ называется «Куст сирени»? Почему именно сирень выбирает автор? Ученик: Рассказ называется так потому, что именно куст сирени приносит героям счастье. Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых. Учитель: В чём особенность отношений героев? Ученик: Алмазов говорит раздражённо, словно жена виновата в его неудаче, срывает злость на Вере. Но Верочка – добрая, отзывчивая, очень любит своего мужа. В любой ситуации сможет найти выход. Нравится её упорство, выносливость и огромная вера в свои силы. Она очень любит своего мужа и готова ему помочь. Учитель: Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых? Ученик: Умение проникать в душу любимого человека, стремление сделать другого счастливым. Учитель: Проследите по тексту, как поведение Веры влияет на поведение его мужа? Ученик: Как тонко подметил Куприн, Вера встретила мужа «со страданием на красивом, нервном лице». Жена старается разузнать причину такого резкого изменения в поведении мужа. С самого начала рассказа супруги не проронили ни слова. Жена начинает разговор, но диалога не получается. Вера не отчаивается и вторично пытается «разговорить» мужа. Алмазов рассказывает о своей неприятности, даже пытается обвинить Веру в своём несчастье. Под воздействием жены он уже не сопротивляется, но всё равно ещё сидит «с обиженным выражением». Разряжает обстановку жена. Она становится очень энергичной. Теперь они меняются ролями. Алмазов хоть и не верит в успех дела, но покорно следует указаниям жены Учитель: В каком еще эпизоде мы видим переживания героини? Ученик: Вера не находит себе места, сильно переживает за мужа, с нетерпением ждёт его возвращения. Она даже не могла усидеть дома. Вера издали угадывает настроение мужа. Алмазов преображается: из мрачного неудачника он превращается в счастливого человека. Его лицо сияет «торжеством одержанной победы». Но и теперь Вера не успокаивается, пока не слышит из уст мужа, что всё прекрасно. Учитель: Чем же заканчивается эта история? Учитель: Как Вера отнеслась к успехам мужа? Почему она просит его вновь рассказать об этой истории? Ученик: Она понимает, что доставляет удовольствие мужу, поэтому вновь и вновь расспрашивает его, пытается разузнать подробности. 3. Работа с эпиграфом. Учитель: Давайте ещё раз прочитаем эпиграф к уроку. Согласны вы с высказыванием Л. Толстого? Как мысли Л. Толстого отражены в рассказе? Ученик: Герои отдают любовь друг другу и получают её друг от друга. Они оба счастливы. Трудности только сблизили их. Слайд 6 Учитель: Что значит любовь по Куприну? Благодаря чему его герои обрели счастье? Ученик: Любовь – это «труд» : доброта, нежность, терпение, умение понять, простить, жертвовать. Такая любовь приносит наслаждение, она лишена примеси горечи, страхов, в ней нет обмана, поэтому делает людей счастливыми. Слайд 7 V Составление кластера со словом ЛЮБОВЬ (Ассоциации со словом «Любовь») Слайд 8 VI Моделирование Сравнение рассказа с произведениями Чехова «О любви», Бунина «Кавказ». Опираясь на составленный кластер, учащиеся работают над сравнительной моделью произведений. Учащиеся работают в малых группах. Делают краткие записи. Пример полученной модели:
VII Защита модели (Выступления учащихся) VIII Рефлексия. Сегодня на уроке мы совершили с вами увлекательное путешествие в удивительный мир произведений А.П.Чехова, А.И.Куприна, И.А.Бунина. Нам интересно было познакомиться с героями рассказов, узнать их семейные драмы, радости, переживания. Любовная тема стала одной из центральных в творчестве Бунина, Чехова и Куприна, и каждый из них попытался разобраться в ее морально-этических и нравственных проблемах. Самое ценное в жизни человека - любовь, семья, дружба. Это главные составляющие счастья человеческого. И дома вам нужно написать сочинение – рассуждение на тему: "Любовь в произведениях русских писателей" (по рассказам И.Бунина "Кавказ", А.Куприна "Куст сирени", А.Чехова "О любви") Домашнее задание – написать сочинение-рассуждение (см. памятку «Как писать сочинение-рассуждение»). XI. Подведение итогов. Комментирование оценок |
Конспект урока по литературе в 7 классе Тема: «Изучение рассказа И. А. Бунина «Лапти» Данный урок проводится как итоговый после изучения рассказов И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени», А. П. Чехова «О... | Конспект открытого урока по литературе в 7 классе на тему: «Легко ли быть ребёнком?» Данный урок проводится как итоговый после изучения рассказов И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени», А. П. Чехова «О... | ||
Конкурс «Современный урок 2011» Данный урок проводится как итоговый после изучения рассказов И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени», А. П. Чехова «О... | Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Односоставные предложения. Обобщение» Данный урок проводится как итоговый после изучения рассказов И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени», А. П. Чехова «О... | ||
Конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе учителя... Данный урок проводится как итоговый после изучения рассказов И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени», А. П. Чехова «О... | Конспект проблемного урока Концептуальная цель преподавания русского... Данный урок проводится как итоговый после изучения рассказов И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени», А. П. Чехова «О... | ||
Программа: Г. С. Меркин. Тема урока: рассказ а. И. Куприна «куст сирени» ... | Тема любви в произведениях А. И. Куприна Цель. Поговорить о великой и вечной духовной ценности человека — любви; показать, как писатель изображает влияние любви на человека;... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: познакомить учащихся с рассказом Куприна «Куст сирени»; выявить позицию автора в изображении любви; определить, какие качества... | Реферат тема: «Тема любви в произведениях И. А. Бунина на примере рассказов цикла «Тёмные аллеи» Муниципальное образовательное учреждение г. Барабинска средняя общеобразовательная школа №93 | ||
Конспект открытого урока литературы в 8 классе Цель: обобщить и систематизировать знания по изученных текстам (А. П. Чехов «О любви», А. И. Куприн «Куст сирени») | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока: «Рассказы А. И. Куприна – настоящие «романы воспитания чувств» (Слово о писателе и его творчестве. Нравственные проблемы... | ||
Урок внеклассного чтения в 7 классе Тема: Викторина по рассказам А. П. Чехова Воспитание нравственных качеств личности (доброты, сострадания, честности, искренности, любви к ближнему ) | Конспект урока литературы в 11 классе "Да святится имя твоё" (Тема... Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, текст повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет", фонограмма с записью Son. №2,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Все начинается с любви. С любви! Я это точно знаю. Все, даже ненависть — родная и вечная сестра любви. Все начинается с любви: мечта... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: показать уникальность переживания чувства любви каждым человеком. Познакомить с высказываниями о любви выдающихся людей; предоставить... |