Конспект проблемного урока Концептуальная цель преподавания русского языка: развитие языковой культуры учащихся





Скачать 66.64 Kb.
НазваниеКонспект проблемного урока Концептуальная цель преподавания русского языка: развитие языковой культуры учащихся
Дата публикации24.09.2013
Размер66.64 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Урок русского языка в аспекте риторической культуры

(Лашова Н.В.)

Конспект проблемного урока
Концептуальная цель преподавания русского языка: развитие языковой культуры учащихся.

Аудитория: 11 «б» класс.

Портрет аудитории: в классе 21человек: 15 девочек и 6 юношей. Возраст 17 – 18лет.

У большинства детей наблюдается осознаваемая потребность в уроках русского языка, преобладают эмоционально-эстетический и интеллектуально-познавательный мотивы. Отношение к предмету конструктивное. Преобладают 4-й и 3-й уровни понимания.

Дети имеют смешанные каналы восприятия и смешанный тип мышления. Внимание преимущественно постпроизвольное, память смысловая. Ведущее мировосприятие «Я хороший – мир хороший», в основной массе наблюдается осознаваемая потребность в благородных эмоциях и чувствах. У 5человек наблюдается убогость речи: неточность, неясность, примитивизм, безответственное отношение к слову.

В основном дети обладают здоровьесберегающими состояниями и хорошей энергетикой.

Вид проблемного урока: проблемно-поисковый.

Вывод: на уроке осуществлялась дифференциация по целому ряду оснований: возрасту, потребностям, мотивам, отношению, уровням понимания, каналам восприятия, типу мышления, эмоционально-личностным и биоэнергетическим признакам.

Тема: Однородные члены предложения.

Стратегическая цель: развитие правильности, точности и выразительности речи, воспитание уважения к художественному слову.

Задачи:

  • повторить правописание приставок;

  • повторить правила постановки знаков препинания при однородных членах;

  • совершенствовать стилистическую грамотность учащихся.

Проблема. Отсутствие взаимосвязи уроков литературы и русского языка.

Проблемный вопрос. Как связать художественное слово И.Бунина с уроком русского языка?

Варианты решения:

  1. Обратиться к образному слову Бунина.

  2. Прислушаться к словам литературных критиков о Бунине.

  3. Отработать языковые понятия урока на отрывках из поэтических и прозаических текстов Бунина.

Оптимальный вариант. Актуализировать образное слово Ивана Бунина на уроке русского языка поможет непосредственный диалог с отрывками из текстов автора, обращение к высказываниям критиков о писателе, чувственное восприятие слова писателя.

Тезисы.

Хорошо! Какое-то матовое серебро, мягкое, тёплое, льётся в грудь со страниц этой простой, изящной книги.

М.Горький
Умейте же беречь,

Хоть в меру сил…

Наш дар бесценный – речь.

И.Бунин
Расширенный конспект урока русского языка


Комментарий хода урока

Применение педагогических технологий

Применение информационно-компьютерных технологий

Краткий комментарий к интеграции технологий

Урок начинается с просмотра видеоряда на тему «Осень» под музыкальное сопровождение и чтение стихотворения И.Бунина «Листопад»

Технология обучения и воспитания без насилия

Педагогика сотрудничества

1Интерес

Компьютерная презентация с музыкальным сопровождением.


Повышается положительная мотивации, усиливается эмоциональность восприятия и устойчивость внимания. Развиваются все каналы восприятия

Далее учитель просит детей поделиться впечатлениями от увиденного и услышанного, назвать автора стихов, называет тему и задачи урока, выходит на проблему и проблемный вопрос. Дети в группах ищут варианты решения, учитель формулирует оптимальный вариант и демонстрирует первый тезис

Технология проблемного обучения и воспитания
Педагогика сотрудничества.

2Размышление

3Соорганизация

(ситуативная работа в группах)
Технология дифференцированного обучения и воспитания

Внутренняя дифференциация:

по уровням понимания, по психосоматическим типам и темпераменту
Технология диалогового обучения и воспитания:

ученик-учитель, ученик-информация, ученик-ученик

Компьютерная презентация (слайды1-3)

Повышается мотивация. Идёт углубление уровня понимания учебного материала. Повышается интенсивность мыслительной деятельности

Развиваются эффективное внимание, каналы восприятия

Способствует эффективному общению

Работа на художественном материале И.Бунина начинается с повторения правописания приставок. Отрабатываются вопросы:

-почему выделены буквы в словах? Вспомните правило (приставки на ..з,с)

-от чего зависит правописание приставок пре-при? (подсказки по гиперссылке)


Технология обучения и воспитания без насилия Педагогика сотрудничества

2Разышление Логико-психологический приём:

вопросно-ответный ход размышления

Компьютерная презентация (слайды 4,5)

Повышается интенсивность мыслительной деятельности.

Осуществляется эффективное усвоение информации и экономия учебного времени

В качестве контроля усвоения правописания приставок детям предлагается контрольный тест. (Дети работают в парах, т.к. нет условий усадить всех за персональный компьютер)

Технология рефлексивного обучения и воспитания

Интеллектуальная

Тест. Программа-тренажёр «Фраза»

Листы «Тренировка»

«Контроль»

Развивается и проверяется скорость и качество мыслительных операций, а также адекватность самооценки и уровень притязаний

Работа над однородными членами предложения начинается на примере текстов критической литературы о И.Бунине. Учащимся предлагается найти однородные члены предложения, объяснить постановку знаков препинания и составить схемы, объясняющие постановку запятой или её отсутствие

Технология диалогового обучения и воспитания:

ученик-информация, ученик-учитель, ученик-ученик, ученик-пространство


Компьютерная презентация (слайды 6-8)

Повышается мотивация к учебно-познавательной деятельности, углубляется понимание учебного материала, высвобождаются ресурсы здоровья и времени

Далее идёт работа по стилистике. Учащимся предлагается найти, объяснить и исправить речевые ошибки

Технология эффективной речевой деятельности


Компьютерная презентация (слайд 9)

Усиливается потребность в качестве речи, а также повышается осознание ценности слова

Затем начинается работа с текстом И.Бунина Определяется тема, основная мысль, подбирается заголовок («Осеннее ненастье»). Определяется стиль, исследуются средства художественной выразительности, анализируются знаки препинания при однородных и неоднородных определениях, в предложениях с обобщающим словом при однородных членах

Технология диалогового обучения и воспитания

Учитель-ученик, ученик-информация, ученик-ученик, ученик-учебное пространство

Компьютерная презентация (слайды 10-12)

Повышается эффективность работы с учебным текстом в сжатые временные сроки, углубляется уровень понимания, растет эффективность общения, осуществляется здоровьесбережение.

Для проверки уровня понимания темы «Однородные члены предложения» в качестве контроля детям предлагается выполнить тест. Дети снова работают в парах, но меняются местами за компьютером

Технология рефлексивного обучения и воспитания

Интеллектуальная

Тест. Программа-тренажёр «Фраза»

Лист «Текст 1»

Развивается и проверяется скорость и качество мыслительных операций, а также адекватность оценки и уровень притязаний

Далее подводятся итоги, выставляются оценки, даётся разноуровневое домашнее задание:

  1. Упр.№532 (учебник А.И.Власенкова).

  2. Выписать из рассказа Бунина

«Лёгкое дыхание» примеры на тему «Однородные члены предложения»

  1. Создать эссе «Мой Бунин»




Технология дифференцированного обучения и воспитания

Внутренняя дифференциация: по уровням понимания, по мотивам



Компьютерная презентация (слайд13)

Идёт развитие эффективного внимания, аналитического мышления, визуального и аудиального каналов восприятия

В качестве психологической рефлексии детям предлагается выбрать на экране изображение (солнце, туча, снежинка) и объяснить свой выбор. Урок заканчивается стихотворением И.Бунина «Слово»

Технология рефлексивного обучения и воспитания

Интеллектуальная наглядно-образный вид

Компьютерная презентация

(слайд 14)

Создаётся здоровьесберегающая среда. Осуществляется осмысленное отношение к учёбе







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект проблемного урока Концептуальная цель преподавания русского языка: развитие языковой культуры учащихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Концептуальная цель преподавания английского языка: развитие культуры общения учащихся (открытости, умения слушать и слышать, толерантности),...
Конспект проблемного урока Концептуальная цель преподавания русского языка: развитие языковой культуры учащихся iconУрок русского языка в 8 классе «Ее величество метафора»
Развитие общей языковой культуры учащихся сельской школы посредством интегрирования предметов
Конспект проблемного урока Концептуальная цель преподавания русского языка: развитие языковой культуры учащихся iconКонспект открытого урока на тему “ Is
Цель урока: развитие иноязычной коммуникативной, речевой, языковой,,социо-культурной компентенции учащихся
Конспект проблемного урока Концептуальная цель преподавания русского языка: развитие языковой культуры учащихся iconКонспект урока английского языка, проведенного в 11 классе Большесундырской...
...
Конспект проблемного урока Концептуальная цель преподавания русского языка: развитие языковой культуры учащихся iconПояснительная записка к рабочей программе по русскому языку
Это специальные цели его преподавания. Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной...
Конспект проблемного урока Концептуальная цель преподавания русского языка: развитие языковой культуры учащихся iconПредисловие Практикум «Практический курс русского языка»
Практикум «Практический курс русского языка» используется при изучении одноименной дисциплины (12496). Цель изучения дисциплины –...
Конспект проблемного урока Концептуальная цель преподавания русского языка: развитие языковой культуры учащихся iconКонспект проблемного урока русского языка на тему: «Множественное число имён существительных»
Цели урока: Познакомить учащихся с особенностями имён существительных в форме множественного числа
Конспект проблемного урока Концептуальная цель преподавания русского языка: развитие языковой культуры учащихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Это специальные цели его преподавания. Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной...
Конспект проблемного урока Концептуальная цель преподавания русского языка: развитие языковой культуры учащихся iconКонспект урока русского языка по теме «Описание. Зимний пейзаж»
Цель урока: развитие гражданской активности учащихся, политической убеждённости в том, что нужно учиться быть избирателем для того,...
Конспект проблемного урока Концептуальная цель преподавания русского языка: развитие языковой культуры учащихся iconКонспект урока русского языка в 6 б классе. Учитель: Гречаниченко...
Ознакомить учащихся с устаревшей лексикой русского языка, закрепить навыки пользования словарем
Конспект проблемного урока Концептуальная цель преподавания русского языка: развитие языковой культуры учащихся iconОтчет о проведении «Недели русского языка и литературы» мо учителей русского языка и литературы
«Неделя русского языка и литературы». Цель данного мероприятия-развитие познавательной деятельности учащихся, выявление одаренных...
Конспект проблемного урока Концептуальная цель преподавания русского языка: развитие языковой культуры учащихся iconУрок технологии в 6 классе
Концептуальная цель преподавания: Формирование социально-трудовой компетентности учащихся
Конспект проблемного урока Концептуальная цель преподавания русского языка: развитие языковой культуры учащихся iconКонспект открытого урока русского языка. Тема: «Терминологическая лексика. Профессионализмы»
Цель урока: создание комфортной образовательной среды для формирования прочных знаний по лексике русского языка, в возможности ее...
Конспект проблемного урока Концептуальная цель преподавания русского языка: развитие языковой культуры учащихся iconУрок литературы в 7 классе моу «Козьмодемьянская сош»
Концептуальная цель преподавания литературы: развитие образного мышления и эмоционально-чувственной сферы
Конспект проблемного урока Концептуальная цель преподавания русского языка: развитие языковой культуры учащихся iconКонспект проблемного урока русского языка в 3 классе по теме «Непроизносимые...
Оборудование: плакаты, карточки со словами, ящик для жетонов, жетоны с изображением клоунов
Конспект проблемного урока Концептуальная цель преподавания русского языка: развитие языковой культуры учащихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Концептуальная цель преподавания литературы: развитие образного мышления и эмоционально-чувственной сферы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск