Комментарий хода урока
| Развитие личностных качеств (значимых для предпринимательской деятельности) и психических процессов
| Способы развития
|
Сообщение темы и цели урока.
| Аудиальный канал
| Учитель настраивает учащихся на работу.
|
Обсуждение эпиграфа: «У каждого из нас свой Пушкин». (А.Т.Твардовский)
- Сегодня у вас есть ещё одна возможность погрузиться в мир пушкинской прозы.
| Самостоятельность и глубина мышления
| Учитель предлагает дать толкование данному высказыванию.
Учащиеся высказывают своё мнение.
|
Работа с текстом произведения.
– Что связывало Андрея Гавриловича Дубровского и Троекурова?
Почему их дружба оказалась непрочной?
Дружба закончилась от одного неосторожного слова. Почему Троекуров был рад дерзкому замечанию псаря?
Почему огорчён отъездом Д.? Почему его оскорбило письмо Д.?
| Визуальный и кинестетический каналы восприятия Эмоциональность Обращение к личностному опыту учащихся
| Учитель использует вопросно-ответный ход рассуждения для анализа прочитанного.
Учащиеся отвечают на вопросы, подтверждая ответы отрывками из текста.
|
- Кто виноват в ссоре? Выберите один из предложенных ответов и аргументируйте свой выбор: псарь, Д. или Т.?
| Самостоятельность мышления
| Учитель даёт вопрос с тремя вариантами ответа.
Учащиеся выбирают один из предложенных вариантов ответа и доказывают его.
|
41
|
– Как Т. Решает отомстить за оскорбление? Думал ли Д., затевая ссору с Т., что им придётся судиться? Можно сказать, что так сложились обстоятельства? Можно ли назвать Д. жертвой обстоятельств? Любой человек может стать их жертвой? Надо быть готовым к тому, что придётся искать выход из трудной жизненной ситуации?
| Обращение к социально-значимому опыту учащихся
| Вопросно-ответный ход рассуждения.
|
Постановка проблемного вопроса: Как найти выход из трудной жизненной ситуации?
| Умение правильно определять проблему
| Учитель предлагает сформулировать проблемный вопрос.
Учащиеся формулируют вместе с учителем вопрос.
|
– Почему Д. проиграл суд? Почему сын не смог спасти отца? Почему не мог вернуть имение?
| Реалистичность мышления
| Учитель предлагает ответить на поставленные вопросы с опорой на текст. Учащиеся делают выводы по поводу поведения отца и сына, опираясь на отрывки из произведения.
|
- Есть сходство в характере Владимира и его отца?
| Умение сравнивать
| Учитель предлагает найти сходство в чертах характера героев (вспыльчивость, упрямство).
Учащиеся оценивают поведение двух разных героев и находят черты сходства.
|
42
|
– Как Маша и К.П. отнеслись к его появлению в их доме в роли учителя?
Ч.то изменило их отношение? Почему В. не смог сделать счастливой М.? Почему его помощь опоздала?
|
Аналитичность мышления, аргументированность, Умение выделять главное
|
Учитель предлагает найти в тексте отрывки, подтверждающие ответы на вопросы.
Ученики доказывают с помощью отрывков из текста свои ответы.
|
– Чем похож на Т. жених М. князь Верейский? Кто из них – Верейский или Т. – больше виновен в несчастьях М. и В.?
| Реалистичность
аналитичность
| Учитель приглашает детей принять участие в диалоге на тему «От тюрьмы и от сумы не зарекайся».
Учащиеся отвечают на вопросы и реплики других уч-ся, ища в коллективном обсуждении пути решения проблемы.
|
Дайте советы героям произведения:
Т., чтобы не ссориться с соседями;
Д., чтобы не проиграть суд;
В., чтобы вернуть усадьбу;
М., чтобы не быть выданной замуж насильно.
| Обращение к социально-значимому опыту уч-ся
Толерантность
Умение решать проблемы
| Учитель предлагает дать советы героям произведения.
Учащиеся дают советы, опираясь на личный опыт.
|
«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
- Чьи это слова? Как вы их понимаете?
| Аналитичность и глубина мышления
| Учащиеся расшифровывают смысл высказывания.
Учитель подводит итог, даёт своё толкование.
|
Рефлексия.
– А вы получили уроки, читая это произведение?
| Рефлексивность мышления
| Учащиеся оценивают полезность урока и своё эмоциональное состояние.
|
43
|
Выберите на карточке одно из предложений и продолжите его:
Роман А.С.Пушкина научил меня…
Роман А.С.Пушкина помог мне…
Роман А.С.Пушкина сделал меня…
Прочитав роман, я понял(а)…
Прочитав роман, я узнал(а)…
Прочитав роман, я захотел(а)…
Прочитав роман, я решил(а)…
Прочитав роман, я стал(а)…
|
|
|
Подведение итога урока:
ответ на проблемный вопрос «Как найти выход из трудной жизненной ситуации?».
| Системность мышления Умение грамотно аргументировать
| Учитель предлагает подвести итог всему сказанному ранее.
Учащиеся предлагают шаги по выходу из трудной жизненной ситуации.
|
Разноуровневое домашнее задание:
придумать идею 3 тома;
сделать иллюстрации к роману;
приготовить заочную экскурсия по пушкинским местам.
| Свобода выбора
| Учитель предлагает выбрать одно из 3-х заданий:
задание, направленное на воспроизведение информации и фантазию, воображение
задание, направленное на развитие образного мышления и творческих способностей,
задание, направленное на развитие логического мышления и творческих способностей.
Учащиеся выбирают задание в соответствии со своим желанием.
|
44
|
Выбор афоризма:
Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает. (Гёте, немецкий поэт)
На ошибках учатся. (Поговорка)
Чудеса иногда случаются, но над этим приходится много работать. (Хаим Вейцман, британский химик)
| Умение отстаивать свою точку зрения
Свобода выбора
| Учитель предлагает выбрать одно высказывание, наиболее подходящее к уроку, и доказать это.
Учащиеся выбирают одно из 3-х высказываний и объясняют свой выбор.
|
Оценивание.
| Умение оценивать
| Учащиеся обсуждают в группе и дают оценку каждому члену. Учитель даёт словесный комментарий отметкам.
|