Урок внеклассного чтения в 4 классе





Скачать 94.91 Kb.
НазваниеУрок внеклассного чтения в 4 классе
Дата публикации24.06.2014
Размер94.91 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок

Урок внеклассного чтения в 4 классе

Учитель начальных классов Шигапова Л.Р.
Цели урока:


  1. Совершенствовать умение понимать основное настроение лирического произведения;

  2. Формировать навыки разбора лирического произведения и словесно-образного рисования;

  3. Развивать творческие способности детей.

  4. Воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование:

Видеоролик с выступлением А.Н. Бочкарёва, листочки со стихами А.Н. Бочкарёва, музыка А. Вивальди «Осень», рисунки детей, мини-сочинения, овощи и фрукты, краски, кисточки, листочки с эпитетами об осени.

1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята!

Чтобы было нам комфортно,

На душе светло, спокойно,

Улыбнёмся мы друг другу

И прогоним прочь мы скуку!
2. Вступительное слово учителя.
- Ребята, сегодняшний урок будет продолжением работы над поэтической тетрадью, с которой вы познакомились на прошлом уроке. Вспомните название поэтической тетради, а я вам помогу строками стихотворения:

Как не гордиться мне тобой!

О, родина моя!

Во всей в тебе и мощь видна,

И сила с красотой.

Недаром ты и названа

Великой и святой.
- Правильно, ребята. Тетрадь называется «Светлый край берёз, моя Родина»

Значит, о чём вы говорили на прошлом уроке?

(о Родине)

-Ребята, а почему в названии поэтической тетради о Родине упоминаются берёзы?

- Да, ребята, родина и природа неразделимы. Наша родная природа – это и есть наша родина. И каждый поэт, говоря о своей родине, мысленно обращается к родной природе. Воспевая родину, восхищаются красотой русской природы.

- Ребята, давайте обратимся к вашим рисункам. Как же вы выразили тему родины в своих рисунках?

(рассматриваем рисунки детей)

-Да, несомненно, и вы единомышленники поэтов. И по вашим рисункам мы видим, что образ родины сливается с образом природы.
3. Сообщение темы и целей урока.

Природа нашей родины по-своему красива в любое время года. А о каком времени года мы будем говорить сегодня, вы догадайтесь.
У природы свои чудеса

Есть у каждого времени года

У неё золотые леса,

Солнце ясное и непогода.

(дети отвечают)

-Да, сегодня мы будем говорить об осенней природе, и постараемся определить: какой она, осень, бывает в стихотворениях поэтов нашей родины.

4.Знакомство с новым материалом.
а) Образ осени в творчестве А.Н. Бочкарёва.

- Ребята, а вы узнали автора отрывка, строки из которого я вам прочитала?

-Это известный поэт нашего района из маленькой деревни Гурьевка А.Н. Бочкарёв, с которым мы с вами познакомились на предыдущем уроке внеклассного чтения. Может быть, вы вспомните о его жизни и творчестве?

(Дети вспоминают о жизни автора, рассказывают, зачитывают из тетради)
- Осень для поэта – это особое время года, время раздумий и лирического настроения.

(видеозапись: поэт рассказывает об осенней природе )

-Ребята, как Александр Николаевич называет лес ?

( «осенний храм»)

(стих на слайде и у детей на листочках)

- Чтение учителем стиха.

- Чтение детьми про себя.
Теперь в лесу молчанье золотое.
Сорвётся лист – и снова тишина.
А в небе столько ласки и покоя.
И даль кругом прозрачна и ясна.

И всякий раз, как «дивное мгновенье,
Приходит милой осени пора
И будит душу трепетным волненьем,
Желаньем воли, счастья и добра.

- Какая осень у Александра Николаевича?

(дивное мгновенье, милая)

- Он одушевляет её, говоря, что она приходит, будит душу.

-А как она звучит?

(золотой тишиной)

- Выразительное чтение стихотворения детьми.
б) Тема осени в творчестве других поэтов и художников

- Прав, ребята, Александр Николаевич, многие поэты писали об осени. Но

У каждого мелодия своя,

-А как же другие поэты говорят об осени? Кто писал об осени?

- А.С. Пушкин, А. А. Фет, Ф.И. Тютчев, И.А. Бунин.

Ребята, прочтите, пожалуйста, стихи, которые вы подготовили. Но мы не просто слушаем, а определяем, как авторы называют осень?
Осень

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море,
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется,
И заплачет спросонья.

– Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь.
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу. Приближалась
Довольно скучная пора!
Стоял ноябрь уж у двора.

- Ребята, как авторы называют осень?

(унылая пора, очей очарованье, дивная пора, скучная пора)

- Да. Ребята, осень так разнообразна! Об этом говорят не только поэты, но и художники – каждый из них находит для осени свои краски.

(картина Левитана «Золотая осень»)

Начинается осень с особенной тишины. Тишина такая. Что кажется природа отдыхает и справляет свой тихий праздник, наряжаясь в яркие одежды. (картина В. Полетов «Золотая осень»)

- Какие краски преобладают на этих картинах? (жёлтыё)

- Как же они назвали свою осень? (золотой)

- Какое настроение осени выражают художники?

(лёгкое, спокойное, праздничное)

Именно о таком празднике природы говорит поэт Иван Бунин.

в) Анализ стихотворение «Листопад»

1) чтение стихотворения учителем.

2)Словесно-образное рисование картины осеннего леса.

Ребята, какое настроение возникло при чтении этого стихотворения?

(весёлое, радостное, праздничное, лёгкое)

-А какие образные картины предстали в вашем воображении?

- А какие бы краски вы использовали для своего рисунка?

(яркие, сочные, жёлтые, красные, фиолетовые, голубые)

3) Словарная работа.

-Прочитайте про себя и подчеркните непонятные вам слова.

Лиловый –цвет сирени или фиалки;

Багряный –багровый –красный, густого, тёмного оттенка.

Лазурь- светло синий цвет (устаревшее- синева )
3)Определение выразительно-изобразительных средств.

- Ребята, вы заметили, как красиво обрисовал нам поэт осенний лес? Он для этого использовал выразительно-изобразительные средства: сравнение, метафору, олицетворение, эпитет.

- Давайте же вспомним, что такое сравнение и метафора.

Сравнение – это когда предмет или действие с чем-то сопоставляется, сравнивается. В тексте есть слова: как, как будто, словно.

Метафора – это скрытое сравнение.

Постараемся найти их в тексте.

- лес, точно терем расписной;

-лес (пёстрая стена) метафора;

- берёзы (верхушки берёз сравниваются с резьбой)

- как вышки, ёлочки;

- просветы в небо, что оконца;

- поляна-двор;

Паутина, как сеть из серебра;

Мотылёк, точно белый лепесток.

Олицетворения – когда неживому предмету приписываются признаки или действия живого существа.

- осень тихою вдовой;

- лес, завороженный тишиной;

-мёртвое молчанье –эпитет.

- Автор назвал стихотворение «Листопад». А вы слышите здесь падание листьев? (Листья так тихо падают, что только слышно листика шуршанье)

- Какие строки выражают главную мысль автора, объясняют название стихотворения? (Сегодня так светло кругом …)
4) Выразительное чтение стихотворения детьми

5) Игра «Осень спросим»
- Ребята, а вы хотите, чтобы Осень пришла к вам в гости?

Давайте поиграем в игру «Осень спросим»

Осень спросим
Благинина Елена

В эту игру мы играем так: посчитаемся, выберем

Осень и Дождик... Дождик куда-нибудь пока

прячется, а Осень выходит в середину круга.

Мы начинаем медленно ходить и петь:
– Здравствуй, Осень! Здравствуй, Осень!

Хорошо, что ты пришла,

У тебя мы, Осень, спросим,

Что в подарок принесла?

– Принесла я вам муки! – отвечает Осень.

– Значит, будут пирожки! – кричим мы хором.

– Принесла вам гречки! – говорит Осень.

– Каша будет в печке! – радуемся мы.

– Принесла вам овощей! – говорит Осень.

– И для каши и для щей! – кричим мы.

– Рады ли вы грушам? – спрашивает Осень.

– Мы их впрок насушим! – отвечаем мы.

– А уж яблоки – что мед! – говорит Осень.

– На варенье, на компот! – радуемся мы.

– Принесла и мёду! – говорит Осень.

– Полную колоду! – удивляемся мы.

После этого опять кружимся и поём:
– Ты и яблок, ты и мёду,

Ты и хлеба принесла.

А хорошую погоду

Нам в подарок припасла?

– Дождику вы рады? – хитро улыбается Осень.

– Не хотим, не надо! – кричим мы и бросаемся

врассыпную.
Но Дождик тут как тут – он гоняется за нами,

звонко приговаривая:
– Кто под дождик попадёт,

Тот сейчас водить пойдёт.
- Вот какие я вам подарки принесла. Это результат труда многих сельских людей, которые трудились весь год, а сейчас вместе со мною веселятся на празднике труда.

- Ну, как, ребята, понравились ли вам мои подарки? Как вы можете меня назвать? (щедрая осень, Королева Осень)

(дети читают стихи)

Как хорошо в гостях у осени
Среди березок золотых.
Подольше б золото не сбросили,
Стоял бы лес багрян и тих.

Ученик 3.

Наша осень правда золотая,
Как ее иначе назову.
Листья, помаленьку облетая,
Устилают золотом траву.

Ученик 4.

Почаще б солнышко усталое
Гостило в золотом лесу,
Чтоб защитить от ветра малого
Лесную позднюю красу.

Спасибо, вам, мои друзья,

Ещё побуду с вами я.

Побуду и на память вам

Листочки яркие раздам.

Чтоб вы меня не забывали,

Чаще в гости приглашали!

6) Осень ветров и дождей.

Но, у осени не долог праздник. В мирную осень, полную вспыхнувших красок врываются дожди и ветры.
Сыплет дождик большие горошины,

Рвётся ветер и даль нечиста.

Закрывается тополь взъерошенный

Серебристой изнанкой листа.
-Почему автор говорит, что тополь взъерошенный. Как вы это понимаете?
Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
“Всё гибнет, всё гибнет!
Ты чёрен и гол,
О лес наш родимый,
Конец наш пришёл!”
Не слышит тревоги их
Царственный лес.
Под тёмной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нём сила
Для новой весны.
(иллюстрации картин грустной осени)
- Как изменилась осень на этих картинах? Какие краски преобладают?

Какое настроение у осени?

Какие эпитеты мы выберем для такой осени?

(унылая пора, скучная пора)

- Ребята, но не один художник не сравним с художеством самой Осени.

Маргарита Алигер

Осень только взялась за работу,

Только вынула кисть и резец,

Положила кой-где позолоту, кое-где уронила багрец

И замешкалась. Будто решая,

Приниматься ей эдак иль так?

То отчается, краски смешая.

И в смущенье отступит на шаг…

То зайдётся от злости и в клочья

Всё порвёт беспощадной рукой…

И внезапно, мучительной ночью,

Обретёт величавый покой.

И тогда уж собрав воедино

Все усилья, раздумья, пути,

Нарисует такую картину.

Что не сможем мы глаз отвести.

И притихнем, смущаясь невольно:

Что тут сделать и что тут сказать?

…А она всё собой недовольна:

Мол, не то получилось опять.

И сама уничтожит всё это,

Ветром сдует, дождями зальёт,

Чтоб отмаяться зиму и лето

И сначала начать через год.
- Как мы назовём осень в этом стихотворении?

(художница)

- Ребята, а вы хотите быть художниками и нарисовать осень?

Какая же она у вас?

5. Вывод

- Ребята, кто нам сегодня помог понять и почувствовать осень?

Каких поэтов вы запомнили?
- А художники помогли вам увидеть образ осени в своих картинах?

(вывешиваем коллективные картины)
А как ещё можно выразить настроение осени?

(музыкой)

- А как вы смогли рассказать об осени?

(читают мини-сочинения, написанных дома, обращаясь к своим рисункам из домашнего задания)
6. Итог урока.

- И, так, ребята, какая же осень бывает?
Осень

- Дивное мгновенье,

- Унылая пора,

- Очей очарованье,

- Дивная пора,

-Скучная пора»

- Золотая Осень

- Художница

- Щедрая осень.

- Ребята, вы все молодцы, работали отлично. И я хочу вас угостить своими подарками, которые принесла вам Осень.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок внеклассного чтения в 4 классе iconУрок внеклассного чтения по повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант»
Урок внеклассного чтения по повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант» в 8 классе с использованием структурно-логической схемы
Урок внеклассного чтения в 4 классе iconУрок по литературе в 7 классе «Б. Екимов Ночь исцеления» (внеклассное чтение)
Урок внеклассного чтения проводится в 7 классе после работы над рассказом Абрамов
Урок внеклассного чтения в 4 классе iconДидактические материалы к урокам внеклассного чтения во 2 классе I. Введение
Приобщить младших школьников к художественному слову, научить различать доступные для них, полезные, интересные книги, сформировать...
Урок внеклассного чтения в 4 классе iconУрока: урок-исследование. Проблема
Урок внеклассного чтения в 8-м классе: «Человек-труженик. Каков он?» Твардовский о поэзии труда. (По страницам произведений А. Т....
Урок внеклассного чтения в 4 классе icon«Текст»
Очень увлекательным получился урок внеклассного чтения «Волшебница зима» во 2 классе
Урок внеклассного чтения в 4 классе iconУрок внеклассного чтения во 2 классе по теме «Царевна- лягушка»
Методы работы- объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, проблемный, игровой
Урок внеклассного чтения в 4 классе iconКонспект интегрированного уроак-тренинга внеклассного чтения и истории...
План-конспект интегрированного уроак-тренинга внеклассного чтения и истории в 4 классе
Урок внеклассного чтения в 4 классе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок внеклассного чтения в 9 классе. Урок проведен в контексте темы самообразования «Нравственно-эстетическое воспитание средствами...
Урок внеклассного чтения в 4 классе iconУрок внеклассного чтения в 7 классе Тема: Викторина по рассказам А. П. Чехова
Воспитание нравственных качеств личности (доброты, сострадания, честности, искренности, любви к ближнему )
Урок внеклассного чтения в 4 классе iconУрок внеклассного чтения в 9 классе
Пауло Коэльо в своих произведениях и в своей жизни решает проблему выбора жизненного пути, соотнести жизнь и литературу
Урок внеклассного чтения в 4 классе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Тихая моя родина…» (Урок внеклассного чтения в 6 классе по лирике Н. М. Рубцова)
Урок внеклассного чтения в 4 классе iconБиография Сэлинджера
Урок внеклассного чтения в 11 классе" Становление личности в романах Д. Сэлинджера "Над пропастью во ржи" и В. Аксёнова "Звёздный...
Урок внеклассного чтения в 4 классе iconУрок внеклассного чтения в 3 классе
Вначале урока я прочитаю стихотворение нашего земляка, Юрия Ширяева. А вы, ребята, слушайте внимательно и подумайте, о чём пойдёт...
Урок внеклассного чтения в 4 классе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Интегрированный урок внеклассного чтения и изобразительного искусства, проведенный в 3 классе мобу сош №3 с. Бураево
Урок внеклассного чтения в 4 классе iconУрок внеклассного чтения во 3-м классе по творчеству С. В. Михалкова "Мы едем, едем, едем…"

Урок внеклассного чтения в 4 классе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Открытый урок внеклассного чтения в 7 классе на тему: «И крестьянки любить умеют…» по рассказу И. С. Тургенева «Свидание»(«Записки...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск