Скачать 94.91 Kb.
|
Урок внеклассного чтения в 4 классе Учитель начальных классов Шигапова Л.Р. Цели урока:
Оборудование: Видеоролик с выступлением А.Н. Бочкарёва, листочки со стихами А.Н. Бочкарёва, музыка А. Вивальди «Осень», рисунки детей, мини-сочинения, овощи и фрукты, краски, кисточки, листочки с эпитетами об осени. 1. Орг. момент. Здравствуйте, ребята! Чтобы было нам комфортно, На душе светло, спокойно, Улыбнёмся мы друг другу И прогоним прочь мы скуку! 2. Вступительное слово учителя. - Ребята, сегодняшний урок будет продолжением работы над поэтической тетрадью, с которой вы познакомились на прошлом уроке. Вспомните название поэтической тетради, а я вам помогу строками стихотворения: Как не гордиться мне тобой! О, родина моя! Во всей в тебе и мощь видна, И сила с красотой. Недаром ты и названа Великой и святой. - Правильно, ребята. Тетрадь называется «Светлый край берёз, моя Родина» Значит, о чём вы говорили на прошлом уроке? (о Родине) -Ребята, а почему в названии поэтической тетради о Родине упоминаются берёзы? - Да, ребята, родина и природа неразделимы. Наша родная природа – это и есть наша родина. И каждый поэт, говоря о своей родине, мысленно обращается к родной природе. Воспевая родину, восхищаются красотой русской природы. - Ребята, давайте обратимся к вашим рисункам. Как же вы выразили тему родины в своих рисунках? (рассматриваем рисунки детей) -Да, несомненно, и вы единомышленники поэтов. И по вашим рисункам мы видим, что образ родины сливается с образом природы. 3. Сообщение темы и целей урока. Природа нашей родины по-своему красива в любое время года. А о каком времени года мы будем говорить сегодня, вы догадайтесь. У природы свои чудеса Есть у каждого времени года У неё золотые леса, Солнце ясное и непогода. (дети отвечают) -Да, сегодня мы будем говорить об осенней природе, и постараемся определить: какой она, осень, бывает в стихотворениях поэтов нашей родины. 4.Знакомство с новым материалом. а) Образ осени в творчестве А.Н. Бочкарёва. - Ребята, а вы узнали автора отрывка, строки из которого я вам прочитала? -Это известный поэт нашего района из маленькой деревни Гурьевка А.Н. Бочкарёв, с которым мы с вами познакомились на предыдущем уроке внеклассного чтения. Может быть, вы вспомните о его жизни и творчестве? (Дети вспоминают о жизни автора, рассказывают, зачитывают из тетради) - Осень для поэта – это особое время года, время раздумий и лирического настроения. (видеозапись: поэт рассказывает об осенней природе ) -Ребята, как Александр Николаевич называет лес ? ( «осенний храм») (стих на слайде и у детей на листочках) - Чтение учителем стиха. - Чтение детьми про себя. Теперь в лесу молчанье золотое. Сорвётся лист – и снова тишина. А в небе столько ласки и покоя. И даль кругом прозрачна и ясна. И всякий раз, как «дивное мгновенье, Приходит милой осени пора И будит душу трепетным волненьем, Желаньем воли, счастья и добра. - Какая осень у Александра Николаевича? (дивное мгновенье, милая) - Он одушевляет её, говоря, что она приходит, будит душу. -А как она звучит? (золотой тишиной) - Выразительное чтение стихотворения детьми. б) Тема осени в творчестве других поэтов и художников - Прав, ребята, Александр Николаевич, многие поэты писали об осени. Но У каждого мелодия своя, -А как же другие поэты говорят об осени? Кто писал об осени? - А.С. Пушкин, А. А. Фет, Ф.И. Тютчев, И.А. Бунин. Ребята, прочтите, пожалуйста, стихи, которые вы подготовили. Но мы не просто слушаем, а определяем, как авторы называют осень? Осень Поспевает брусника, Стали дни холоднее, И от птичьего крика В сердце только грустнее. Стаи птиц улетают Прочь, за синее море, Все деревья блистают В разноцветном уборе. Солнце реже смеется, Нет в цветах благовонья. Скоро Осень проснется, И заплачет спросонья. – Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера... Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все – простор везде, Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь. И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле... Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день. Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась. Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу. Приближалась Довольно скучная пора! Стоял ноябрь уж у двора. - Ребята, как авторы называют осень? (унылая пора, очей очарованье, дивная пора, скучная пора) - Да. Ребята, осень так разнообразна! Об этом говорят не только поэты, но и художники – каждый из них находит для осени свои краски. (картина Левитана «Золотая осень») Начинается осень с особенной тишины. Тишина такая. Что кажется природа отдыхает и справляет свой тихий праздник, наряжаясь в яркие одежды. (картина В. Полетов «Золотая осень») - Какие краски преобладают на этих картинах? (жёлтыё) - Как же они назвали свою осень? (золотой) - Какое настроение осени выражают художники? (лёгкое, спокойное, праздничное) Именно о таком празднике природы говорит поэт Иван Бунин. в) Анализ стихотворение «Листопад» 1) чтение стихотворения учителем. 2)Словесно-образное рисование картины осеннего леса. Ребята, какое настроение возникло при чтении этого стихотворения? (весёлое, радостное, праздничное, лёгкое) -А какие образные картины предстали в вашем воображении? - А какие бы краски вы использовали для своего рисунка? (яркие, сочные, жёлтые, красные, фиолетовые, голубые) 3) Словарная работа. -Прочитайте про себя и подчеркните непонятные вам слова. Лиловый –цвет сирени или фиалки; Багряный –багровый –красный, густого, тёмного оттенка. Лазурь- светло синий цвет (устаревшее- синева ) 3)Определение выразительно-изобразительных средств. - Ребята, вы заметили, как красиво обрисовал нам поэт осенний лес? Он для этого использовал выразительно-изобразительные средства: сравнение, метафору, олицетворение, эпитет. - Давайте же вспомним, что такое сравнение и метафора. Сравнение – это когда предмет или действие с чем-то сопоставляется, сравнивается. В тексте есть слова: как, как будто, словно. Метафора – это скрытое сравнение. Постараемся найти их в тексте. - лес, точно терем расписной; -лес (пёстрая стена) метафора; - берёзы (верхушки берёз сравниваются с резьбой) - как вышки, ёлочки; - просветы в небо, что оконца; - поляна-двор; Паутина, как сеть из серебра; Мотылёк, точно белый лепесток. Олицетворения – когда неживому предмету приписываются признаки или действия живого существа. - осень тихою вдовой; - лес, завороженный тишиной; -мёртвое молчанье –эпитет. - Автор назвал стихотворение «Листопад». А вы слышите здесь падание листьев? (Листья так тихо падают, что только слышно листика шуршанье) - Какие строки выражают главную мысль автора, объясняют название стихотворения? (Сегодня так светло кругом …) 4) Выразительное чтение стихотворения детьми 5) Игра «Осень спросим» - Ребята, а вы хотите, чтобы Осень пришла к вам в гости? Давайте поиграем в игру «Осень спросим» Осень спросим Благинина Елена В эту игру мы играем так: посчитаемся, выберем Осень и Дождик... Дождик куда-нибудь пока прячется, а Осень выходит в середину круга. Мы начинаем медленно ходить и петь: – Здравствуй, Осень! Здравствуй, Осень! Хорошо, что ты пришла, У тебя мы, Осень, спросим, Что в подарок принесла? – Принесла я вам муки! – отвечает Осень. – Значит, будут пирожки! – кричим мы хором. – Принесла вам гречки! – говорит Осень. – Каша будет в печке! – радуемся мы. – Принесла вам овощей! – говорит Осень. – И для каши и для щей! – кричим мы. – Рады ли вы грушам? – спрашивает Осень. – Мы их впрок насушим! – отвечаем мы. – А уж яблоки – что мед! – говорит Осень. – На варенье, на компот! – радуемся мы. – Принесла и мёду! – говорит Осень. – Полную колоду! – удивляемся мы. После этого опять кружимся и поём: – Ты и яблок, ты и мёду, Ты и хлеба принесла. А хорошую погоду Нам в подарок припасла? – Дождику вы рады? – хитро улыбается Осень. – Не хотим, не надо! – кричим мы и бросаемся врассыпную. Но Дождик тут как тут – он гоняется за нами, звонко приговаривая: – Кто под дождик попадёт, Тот сейчас водить пойдёт. - Вот какие я вам подарки принесла. Это результат труда многих сельских людей, которые трудились весь год, а сейчас вместе со мною веселятся на празднике труда. - Ну, как, ребята, понравились ли вам мои подарки? Как вы можете меня назвать? (щедрая осень, Королева Осень) (дети читают стихи) Как хорошо в гостях у осени Среди березок золотых. Подольше б золото не сбросили, Стоял бы лес багрян и тих. Ученик 3. Наша осень правда золотая, Как ее иначе назову. Листья, помаленьку облетая, Устилают золотом траву. Ученик 4. Почаще б солнышко усталое Гостило в золотом лесу, Чтоб защитить от ветра малого Лесную позднюю красу. Спасибо, вам, мои друзья, Ещё побуду с вами я. Побуду и на память вам Листочки яркие раздам. Чтоб вы меня не забывали, Чаще в гости приглашали! 6) Осень ветров и дождей. Но, у осени не долог праздник. В мирную осень, полную вспыхнувших красок врываются дожди и ветры. Сыплет дождик большие горошины, Рвётся ветер и даль нечиста. Закрывается тополь взъерошенный Серебристой изнанкой листа. -Почему автор говорит, что тополь взъерошенный. Как вы это понимаете? Осенние листья по ветру кружат, Осенние листья в тревоге вопят: “Всё гибнет, всё гибнет! Ты чёрен и гол, О лес наш родимый, Конец наш пришёл!” Не слышит тревоги их Царственный лес. Под тёмной лазурью суровых небес Его спеленали могучие сны, И зреет в нём сила Для новой весны. (иллюстрации картин грустной осени) - Как изменилась осень на этих картинах? Какие краски преобладают? Какое настроение у осени? Какие эпитеты мы выберем для такой осени? (унылая пора, скучная пора) - Ребята, но не один художник не сравним с художеством самой Осени. Маргарита Алигер Осень только взялась за работу, Только вынула кисть и резец, Положила кой-где позолоту, кое-где уронила багрец И замешкалась. Будто решая, Приниматься ей эдак иль так? То отчается, краски смешая. И в смущенье отступит на шаг… То зайдётся от злости и в клочья Всё порвёт беспощадной рукой… И внезапно, мучительной ночью, Обретёт величавый покой. И тогда уж собрав воедино Все усилья, раздумья, пути, Нарисует такую картину. Что не сможем мы глаз отвести. И притихнем, смущаясь невольно: Что тут сделать и что тут сказать? …А она всё собой недовольна: Мол, не то получилось опять. И сама уничтожит всё это, Ветром сдует, дождями зальёт, Чтоб отмаяться зиму и лето И сначала начать через год. - Как мы назовём осень в этом стихотворении? (художница) - Ребята, а вы хотите быть художниками и нарисовать осень? Какая же она у вас? 5. Вывод - Ребята, кто нам сегодня помог понять и почувствовать осень? Каких поэтов вы запомнили? - А художники помогли вам увидеть образ осени в своих картинах? (вывешиваем коллективные картины) А как ещё можно выразить настроение осени? (музыкой) - А как вы смогли рассказать об осени? (читают мини-сочинения, написанных дома, обращаясь к своим рисункам из домашнего задания) 6. Итог урока. - И, так, ребята, какая же осень бывает? Осень - Дивное мгновенье, - Унылая пора, - Очей очарованье, - Дивная пора, -Скучная пора» - Золотая Осень - Художница - Щедрая осень. - Ребята, вы все молодцы, работали отлично. И я хочу вас угостить своими подарками, которые принесла вам Осень. |
Урок внеклассного чтения по повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант» Урок внеклассного чтения по повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант» в 8 классе с использованием структурно-логической схемы | Урок по литературе в 7 классе «Б. Екимов Ночь исцеления» (внеклассное чтение) Урок внеклассного чтения проводится в 7 классе после работы над рассказом Абрамов | ||
Дидактические материалы к урокам внеклассного чтения во 2 классе I. Введение Приобщить младших школьников к художественному слову, научить различать доступные для них, полезные, интересные книги, сформировать... | Урока: урок-исследование. Проблема Урок внеклассного чтения в 8-м классе: «Человек-труженик. Каков он?» Твардовский о поэзии труда. (По страницам произведений А. Т.... | ||
«Текст» Очень увлекательным получился урок внеклассного чтения «Волшебница зима» во 2 классе | Урок внеклассного чтения во 2 классе по теме «Царевна- лягушка» Методы работы- объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, проблемный, игровой | ||
Конспект интегрированного уроак-тренинга внеклассного чтения и истории... План-конспект интегрированного уроак-тренинга внеклассного чтения и истории в 4 классе | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок внеклассного чтения в 9 классе. Урок проведен в контексте темы самообразования «Нравственно-эстетическое воспитание средствами... | ||
Урок внеклассного чтения в 7 классе Тема: Викторина по рассказам А. П. Чехова Воспитание нравственных качеств личности (доброты, сострадания, честности, искренности, любви к ближнему ) | Урок внеклассного чтения в 9 классе Пауло Коэльо в своих произведениях и в своей жизни решает проблему выбора жизненного пути, соотнести жизнь и литературу | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Тихая моя родина…» (Урок внеклассного чтения в 6 классе по лирике Н. М. Рубцова) | Биография Сэлинджера Урок внеклассного чтения в 11 классе" Становление личности в романах Д. Сэлинджера "Над пропастью во ржи" и В. Аксёнова "Звёздный... | ||
Урок внеклассного чтения в 3 классе Вначале урока я прочитаю стихотворение нашего земляка, Юрия Ширяева. А вы, ребята, слушайте внимательно и подумайте, о чём пойдёт... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Интегрированный урок внеклассного чтения и изобразительного искусства, проведенный в 3 классе мобу сош №3 с. Бураево | ||
Урок внеклассного чтения во 3-м классе по творчеству С. В. Михалкова "Мы едем, едем, едем…" | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Открытый урок внеклассного чтения в 7 классе на тему: «И крестьянки любить умеют…» по рассказу И. С. Тургенева «Свидание»(«Записки... |