Интервью c академиком ран, профессором М. Л. Титаренко Interview with professor Mikhail L. Titarenko, Academician, ras





НазваниеИнтервью c академиком ран, профессором М. Л. Титаренко Interview with professor Mikhail L. Titarenko, Academician, ras
страница1/9
Дата публикации29.11.2014
Размер1.37 Mb.
ТипИнтервью
100-bal.ru > Философия > Интервью
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Интервью c академиком РАН, профессором М.Л. Титаренко

Interview with professor Mikhail L. Titarenko, Academician, RAS
Выполнено при поддержке международного гранта РГНФ – Национальный Научный Совет Тайваня (ННС) 2014, проект 12-21-10000, 8122100100007
Supported by the Russian Humanitarian Scientific Foundation – National Scientific Council of Taiwan (NSC), the international research grant "China Studies – the Epistemology of the oral history, project № 12-21-10000, 8122100100007


Михаил Леонтьевич Титаренко  (Т)

Китаевед, профессор, академик РАН

Место интервью: Тайбэй, КР

Дата интервью: 3, 5 ноября, 2013
Запись интервью: Головачёв В.Ц. (Г)

кин, ИВ РАН, Дмитриев С.В. (Д), кин, ИВ РАН, Кузнецова-Фетисова М.Е. (КФ), ИВ РАН

Комментарии: Головачёв В.Ц, Кузнецова-Фетисова М.Е., Адамс Ольга

Продолжительность: 5 часов

Объем: 215855 зн. с пробелами, 5,4 а.л., 120 с.

Mikhail L. Titarenko

Sinologist, professor, Academician, RAS

Place: Taipei, ROC

Date: Nov. 3,5, 2013

Interviewed by: Valentin Golovachev (PhD), Institute of Oriental Studies, RAS, Sergey Dmitriev (PhD), Institute of Oriental Studies, RAS, Marina Kuznetsova-Fetisova, Institute of Oriental Studies, RAS

Comments by: Valentin Golovachev, Marina Kuznetsova-Fetisova, Olga Adams

Duration: 5 hours

Volume: 120 pages (with comments)




Михаил Леонтьевич Титаренко (27.04.1934, Лакомая Буда, Брянская область) Китаевед, востоковед, известный исследователь философии  и духовной культуры Китая, международных и межцивилизационных отношений в Северо-Восточной Азии, проблем нового евразийства и связей России с её дальневосточными соседями. Окончил философский ф-т МГУ им. М. В. Ломоносова (1957), философский факультет Фуданьского университета (Шанхай, КНР, 1961). Директор ИДВ РАН (1985). Членкор РАН (1997), академик (2003). Президент Всесоюзной ассоциации китаеведов АН СССР/АКИТ РАН (1988-1998), академик  китайской дружбы (1995), почётный исследователь Гаванского института Азии (Куба), почётный доктор Ханьянского (Республика Корея) и Цзилиньского (КНР, Чанчунь) университетов, почетный профессор Хэйлунцзянской академии общественных наук (КНР, Харбин) и Шаньсийского университета (КНР), советник Международной конфуцианской ассоциации, вице-президент и председатель российского филиала Международной ассоциации по изучению китайской философии (США), член Европейской ассоциации китаеведов.

Награжден двумя орденами «Знак Почета» (СССР, 1976, 1984), орденом Почёта (РФ, 1999), орденом «За заслуги в дипломатической службе» (Республика Корея, 1999). Заслуженный деятель науки РФ (1995), лауреат премии имени Е. В. Тарле (РАН, 2000). Указом Президента РФ от 14 февраля 2009 г. Михаил Леонтьевич Титаренко награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени. Лауреат Государственной премии РФ за 2010 г.
Полный текст интервью (Interview, Full text)
Т: Итак, «господа присяжные заседатели, следствие началось»!

Д: Да, и «всё, что Вы скажете, может быть использовано против Вас». Вам ведь прислали вопросы, да?

Т: Да, прислали, я ответил на первую часть вопросов, если хотите, я вам зачитаю текст, я даже написал его.

Г: Может быть, начнем неформально?

Т: Пожалуйста.

Г: Мне кажется, очень интересны сами обстоятельства нашей встречи: нам пришлось прилететь из Москвы в Тайбэй, чтобы встретиться и записать это интервью.1 И сколько времени для организации этой встречи ещё потребовалось, как будто мы так далеко живем друг от друга!

М.Л: Да, действительно.

Г: Тем не менее, это очень счастливый случай, и мы ему очень рады. Михаил Леонтьевич, Вас, конечно, не надо представлять как учёного ни в России, ни в Китае. Но, с одной стороны, аудитория нашего проекта очень обширна, уже двадцать стран охвачено. А, с другой стороны нам, конечно, интересно, как герои наших интервью сами себя идентифицируют. Как бы Вы представились, для начала?

Т: Я – человек, вся жизнь, вся судьба которого, наверное, уже до конца моих дней, неразрывно связана с Китаем, который стал моей второй родиной. Китай оказался для меня «счастливой звездой»: и для моей семьи, и для меня лично. Я очень рано, еще в детстве, в возрасте двенадцати лет, начал проявлять большой интерес к Китаю. Но в этом была не моя личная заслуга, а заслуга замечательной нашей российской школы, тогда еще советской, и моих учителей. Мне кажется, мой интерес к Китаю начался с 1946 года.

Г: А с чем связана эта дата?

Т: Связана она с моим обучением в шестом классе. Тогда в хорошей школе в учениках уже в этом возрасте пробуждали гражданскую позицию и интерес не только к личным, но и к большим делам – к тому, что происходило вокруг нас. У меня была замечательная учительница в нашей сельской школе в селе Шелаболихе Алтайского края.

Г: Вы жили в Брянской области?

Т: Нет. Я родился в Брянской области на границе трех республик: России, Украины и Белоруссии, и моя матушка разговаривала на трех языках одновременно.

Г: На трех славянских языках…

Т: Да. Она говорила так: грамматика русская, а слова употребляются одновременно русские, украинские и белорусские. И если прислушаться к ее обычной речи, это был словно бы разговор Тарапуньки и Штепселя2 в одном лице. Отец мой был человеком большой жизненной закалки, участвовал в Первой мировой войне, трижды был пленен немцами и трижды бежал, был участником Февральской революции 1917 г. Очень он «горячо любил» Германию, был политически очень подкованный и пользовался большим авторитетом в колхозе. Отец был на двенадцать лет старше моей матери, первая жена его умерла при родах. Когда мне было лет семь, может, чуть больше – лет десять, мать рассказывала мне про слова отца, который всегда повторял, что Германия готовит нападение на нашу страну. А жили мы в Климовском районе Брянской области, сейчас это самый зараженный (радиацией) после Чернобыля район Брянщины. Как раз тогда Сталин начал политику подъема Сибири и Дальнего Востока, которая в жизни шла двумя путями, если можно так сказать: законным и незаконным. Законный путь – это когда в те районы отправлялись переселенцы, а другой путь – это ГУЛАГ. Ну, о ГУЛАГе мы, естественно, ничего не знали, понятия не имели. Так вот, родители поехали в Алтайский край, и там им очень понравилось село Шалаболиха, стоявшее на берегу Оби... Большое село, очень богатый колхоз. В общем, понравилось.

Г: И ваши родители решили уехать в Сибирь?

Т: Да, все решили ехать – всем нашим колхозом. Вспоминая об этом, когда выступаю в Думе, я объясняю, как нужно проводить политику заселения Сибири. По сути, Сталин повторил вариант, предложенный Столыпиным и Витте3. Оплачивал ВСЁ. Можно было дом разобрать по бревнам, погрузить на поезд, и всё это бесплатно доставлялось. И вот, мы приехали в Сибирь, в Алтайский край. Вернее, нас привезли полностью за государственный счет. Мы приехали в готовый дом, но это был дом раскулаченного… Богатый, хороший дом, до сих пор стоит: сибирский дом из лиственницы…

Г: Представляю!

Т: Он будет еще сто лет стоять. Огород сорок соток – почти полгектара. Освобождение от налогов на пять лет. Выдали нам сразу же корову, свинью, и пособие на обустройство.

Г.: Всё в лучших традициях России «до 1913 года».

Т: Совершенно верно, точно так же и было сделано! Мы и поселились.

Г: Сколько вам лет тогда было?

Т: Мне было шесть лет.

Г: Вы помните, как переезжали?

Т: Конечно, помню! У меня от Москвы осталось очень яркое воспоминание, когда мой старший брат возил меня на станцию метро «Киевская», и там мы спускались по «лестнице-чудеснице». Так я впервые увидел этот самый эскалатор. У меня до сих пор все это в памяти… Ехали мы поездом, который назывался «пятьсот-веселым»: целый месяц ехали, на каждой станции бегали за кипятком. Вот, вы сейчас уже и не знаете этого.

Г: И в туалет на станциях бегали?

Т: И в туалет, естественно. Так что, приехали мы в Сибирь в мае сорокового года, а через два месяца мой отец умер. А еще через год началась война. Мой брат ушел добровольцем на фронт, его сразу отправили учиться в танковое училище. Вообще, семья моя была очень политизированная, но в очень хорошем смысле этого слова.

Г: Патриотичная.

Т: Да, родители обладали и передали нам, детям, очень ярко выраженную гражданскую, патриотическую позицию. В память об отце брат Сергей Леонтьевич ушел на фронт, а сестра, следуя примеру брата, с десятого класса бросила учебу и уехала работать на военный завод в Барнаул. Мы остались с матерью вдвоем. Сорок первый год. Мне семь лет. И все домашнее хозяйство на мне. Мама вставала в четыре утра, готовила мне «затируху», в пять утра уходила в колхоз, в одиннадцать часов возвращалась. Мне нужно было встретить корову, отнести и сдать молоко: «Всё для фронта, всё для победы!» Мы почти все молоко сдавали. У нас и куры были, и нужно было сдать государству 400 яиц в год.

Огород был у нас с картошкой – половину картошки тоже сдавали государству. При этом у нас в селе Шалаболиха была прекрасная средняя школа. Великолепные учителя были! Вот, сейчас вспоминаю этих учителей… Чудный историк – Августа Анисимовна! Уже после Второй мировой войны в Китае шла гражданская война, был большой подъем революционного романтизма. И она с таким энтузиазмом нам об этом рассказывала! У нее был свой метод: она периодически давала ученикам задание подготовить краткую информацию по тому или другому вопросу. Мне было поручено подготовить информацию о том, как Народно-освободительная армия штурмует Янцзы.

Г: И как же Вы готовились? Это же деревня! Там, наверно, литературы не было никакой? По радиопередачам готовились?

Т: Газеты и радио! Приходили газеты. И вот, я по этим газетам, по радио, ну и, естественно, с помощью нашей замечательной учительницы, готовил информацию, которую потом, подражая ей, рассказал с таким же энтузиазмом своим одноклассникам и всем вокруг. Потом и в колхозе она меня просила об этом рассказать: она была агитатором, а колхозники тоже интересовались китайской революцией. Потом я уже завел карту, на которой отмечал, как продвигается Народно-освободительная армия…

Г: Так и сложился Ваш первый образ страны – героически сражающийся Китай…

Т: Да, героический Китай! Представлялось, что там происходит что-то подобное нашей гражданской войне, что Мао Цзэ-дун4 – это такой «аналог» нашего Чапаева… Буденного, может быть. Вот, так и возник мой первый интерес к Китаю.

Г: Интересно Ваше представление о Китае того времени было связано только с коммунистами, или это был весь Китай, как одна большая страна? Может, и Гоминьдан там как-то присутствовал?

Т: Это был «красный» Китай! А вот какой он по сути был – коммунистический или какой другой… Китай был просто «красным»! Образ Китая был энергичным, революционным и романтическим. Настроение в нашей стране переносилось туда: наши песни и все прочее, такой же был огромный подъем в стране. После войны в СССР был же колоссальный подъем, он во всем чувствовался. Но вскоре вернулся мой брат. Особо хочу отметить, что его приезд был очень важным для меня. Представьте, только четыре года войны. Представьте мать, которая получает ТРИ похоронки. Брат был танкистом. Сражался на трех танках: на КВ, на ИСе и на Т-34. В каждом из них он горел. Горел, а после этого еще лежал в куче трупов… Но фронтовые врачи были настолько ответственными, что, прежде чем хоронить в братской могиле, каждого проверяли. Если были какие-то признаки жизни, даже не пульс: зеркало подносили, и если оно хоть чуть запотевало, отправляли срочно в госпиталь. Но куча-то убитых была! И на всех, кто был в куче, выписывали похоронки. «С прискорбием извещаем, что ваш сын пал смертью храбрых, героически сражаясь…»

А через полгода получаем письмо: «Мама, я жив». То есть его спасли. Он опять идет на фронт! Опять горит. Опять получаем похоронку. Последняя похоронка пришла в начале сорок пятого года. А в сорок шестом году он объявился! То есть, его восстанавливали, лечили почти целый год.

Г: Выходит, его никто не ждал уже?

Т: Никто уже не ждал! Дома он тоже совершенно без предупреждения появился… Но там, видимо, чувствовали, ЧТО такое это было для матери… Короче говоря, мы переехали в Барнаул, и я пошел в другую школу, в барнаульскую семилетнюю школу № 13. Там мне тоже крупно повезло: в школе оказался замечательный педагогический коллектив и, опять, чудесная историчка. Ну, в общем, никаких особенных событий не произошло, я закончил школу в 1949 году…

Г: И, наверно, 1949й год еще добавил Вам энтузиазма: ведь все внимание было на Китае?

Т: Да, да. Брат снова вернулся в армию: он уже окончательно связал с ней свою судьбу. Служил на Дальнем Востоке в гвардейской танковой дивизии. А в 1950м году находился в Китае. Мы и не знали, где он находился. Его гвардейская танковая дивизия стояла у реки Ялуцзян. Это было время корейской войны. Об этом ничего не сообщали, но вся их танковая дивизия три года – до конца 1953 года – стояла в Китае.

Г: Выходит, Ваш брат долгое время провел в Китае?

Т: В каком-то смысле. Мне это прибавило энтузиазма, интереса. Но я поступил в Барнаульское педагогическое училище. Вот об этом, конечно, стоит сказать, потому что училище было очень интересное. Находится оно в центре города Барнаула. Вернее, находилось, я не знаю, где оно расположено теперь.

Барнаульское педучилище было основано в первые годы после Октябрьской революции, и оно сыграло очень большую роль в ликвидации неграмотности в Сибири. Училище было основано на базе образцового лицея, созданного еще на средства промышленника Демидова. Ему отвели прекрасное здание, построенное из лиственницы. Представляете, какой был пожар, когда эта лиственница горела?

Г: Училище сгорело?

Т: Сгорело, его сожгли! Я недавно ездил туда, мне об этом рассказали, я видел это пожарище. И что там теперь? Торговый центр! Вот, так... В этом еще, можно сказать, дореволюционном училище я и учился. Оно унаследовало старую библиотеку «демидовского» лицея. И в этой библиотеке было два отдела: обычный советский отдел, не особенно популярный. А был еще закрытый отдел – старая библиотека лицея.

В Барнауле я опять встретился с чудесными педагогами-подвижниками, настоящими русскими интеллигентами. Вообще, все педагоги были замечательными! Предмет педагогики у нас вел выдающийся деятель, заслуженный учитель СССР Антон Ануфриевич Вадимов. Он очень увлекался своим предметом, его любимыми педагогами были Каменский (великий чешский педагог) и древнекитайский философ Конфуций. Их теории он с большим личным энтузиазмом преподносил нам, слушателям. Также он очень высоко ценил Песталоцци. Это действительно мировые фигуры. Из наших отечественных педагогов для него самым уважаемым был, конечно, Дмитрий Ушинский. Когда А.А. Вадимов читал нам историю педагогики, он, поскольку откуда-то знал, что я увлекаюсь Китаем, читаю книги, поручил мне подготовить доклад о педагогических взглядах Конфуция. Я был большим книгочеем, у меня были очень хорошие отношения с библиотекарем: она давала мне ключ, когда уходила с работы, и я в библиотеке был полным хозяином. Конечно, я прежде всего хозяйничал в закрытом лицейском отделе. Там и находил книги, о которых говорил мне Антон Ануфриевич: «Пойдешь в библиотеку, скажешь, что это поручение от меня, и чтобы тебе выдали Конфуция в переводе Петрова, 1911 года издания, и Мэн-цзы – того же переводчика».

Г: Удивительно, что это там было. И что преподаватель знал об этом!

Т: Было! И преподаватели училища этим пользовались! Там [в библиотеке] были труды Георгиевского, Бичурина5

Г: То есть, это была «демидовская кузница» знаний и кадров.

Т: Вы знаете, наши русские капиталисты, тот же Демидов, были и подвижниками тоже: людьми, которые думали не столько о кармане, сколько о служении Отечеству и ДЕЛУ! Поэтому неудивительно, что в Барнаульском лицее была прекрасная библиотека! В общем, я подготовил доклад. Пока я его готовил, впервые столкнулся с не политизированным, а настоящим историческим текстом. Меня это очень увлекло, и я стал постоянным читателем и ночным, как говорится, бдителем-сидельцем в этом ночном отделе. Единственным, собственно говоря. И все знали, где искать Мишу: Мишу надо искать в библиотеке, где он сидит где-то в углу и читает очередную книгу о Китае. Когда в 1953 году было заседание педсовета по поводу распределения выпускников, педсовет принял решение
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Интервью c академиком ран, профессором М. Л. Титаренко Interview with professor Mikhail L. Titarenko, Academician, ras iconРабочая программа по общей гигиене, вг, гигиене детей и подростков...
Рамн, профессором Пивоваровым Ю. П.; д м н., профессором Короликом В. В.; к м н., профессором Аль Сабунчи А. А.; к м н., доцентом...
Интервью c академиком ран, профессором М. Л. Титаренко Interview with professor Mikhail L. Titarenko, Academician, ras iconИнтервью для оценки профессиональных знаний и навыков
Одним из прошедших проверку практикой и заслуживших доверие инструментов является ситуативное интервью. В литературе вы также можете...
Интервью c академиком ран, профессором М. Л. Титаренко Interview with professor Mikhail L. Titarenko, Academician, ras iconЕстни к
Интервью с Г. П. Сикорской, директором Уральского научно-образовательного центра Уральского отделения Российской академии образования,...
Интервью c академиком ран, профессором М. Л. Титаренко Interview with professor Mikhail L. Titarenko, Academician, ras iconРабочая программа дисциплины «К риминология»
Программа разработана профессором кафедры уголовно-правовых дисциплин аноо впо «вэпи», д ю н., профессором В. А. Лелековым и профессором...
Интервью c академиком ран, профессором М. Л. Титаренко Interview with professor Mikhail L. Titarenko, Academician, ras iconRussian Academy of Sciences (ras)

Интервью c академиком ран, профессором М. Л. Титаренко Interview with professor Mikhail L. Titarenko, Academician, ras iconInstitute for Information Transmission Problems ras

Интервью c академиком ран, профессором М. Л. Титаренко Interview with professor Mikhail L. Titarenko, Academician, ras iconРоссийской Академии Наук Институт проблем нефти и газа со ран министерство...
Председатель – Александр Федотович Сафронов, чл корр. Ран, председатель Президиума Якутского научного центра со ран, директор ИПНГ...
Интервью c академиком ран, профессором М. Л. Титаренко Interview with professor Mikhail L. Titarenko, Academician, ras iconОфициальная страница писателя включает полную библиографию творчества...
Размещены биография и интервью, краткое содержание произведений, библиография и обложки книг. Ра­ботает форум
Интервью c академиком ран, профессором М. Л. Титаренко Interview with professor Mikhail L. Titarenko, Academician, ras iconПовторение по теме «Бессоюзные сложные предложения» Д/з: Упр. 238
Д/з: найти в периодической печати интервью общественного деятеля, определить степень оригинальности каждого ответа в ходе интервью,...
Интервью c академиком ран, профессором М. Л. Титаренко Interview with professor Mikhail L. Titarenko, Academician, ras iconСоглашение о сотрудничестве между федеральной службой по гидрометеорологии...
Российская академия наук (далее ран), в лице Президента ран академика ран осипова Юрия Сергеевича, действующая на основании Устава...
Интервью c академиком ран, профессором М. Л. Титаренко Interview with professor Mikhail L. Titarenko, Academician, ras iconНаучная работа лабораторий 9 в 2012г. Ивц оф им выполнял работы в...
Омским филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института математики им. С. Л. Соболева со ран. Дана краткая...
Интервью c академиком ран, профессором М. Л. Титаренко Interview with professor Mikhail L. Titarenko, Academician, ras iconИнтервью руководителя фтс россии А. Ю. Бельянинова т/к «Москва 24»
«Россия 24» Сюжет о таможенном оформлении интернет-посылок. Фрагменты интервью руководителя фтс россии А. Ю. Бельянинова
Интервью c академиком ран, профессором М. Л. Титаренко Interview with professor Mikhail L. Titarenko, Academician, ras iconИнтервью Сегодня мы взяли интервью у двух учителей, ведущих уроки...
Здравствуйте, дорогие читатели. Вас приветствует газета «Интересное рядом». Здесь вы можете прочитать увлекательные статьи на разные...
Интервью c академиком ран, профессором М. Л. Титаренко Interview with professor Mikhail L. Titarenko, Academician, ras iconМалкова Л. А., Миничева С. В., Данилов Д. Д. Российская и Всеобщая...
Рао (от 07. 07. 2006) и ран (от 16. 10. 2006), заключения рао (от 03. 11. 2005) и ран (от 03. 10. 2005), заключения рао (от 06. 08....
Интервью c академиком ран, профессором М. Л. Титаренко Interview with professor Mikhail L. Titarenko, Academician, ras iconРоссийской академии наук институт европы ран промышленная политика европейских стран
Н. В. Говоровой.]. – М. Ин-т Европы ран : Рус сувенир, 2010. – 214 с. – (Доклады Института Европы = Reports of the Institute of Europe...
Интервью c академиком ран, профессором М. Л. Титаренко Interview with professor Mikhail L. Titarenko, Academician, ras iconДальневосточного отделения ран
Утверждено на заседании Ученого совета Тихоокеанского института биоорганической химии им. Г. Б. Елякова дво ран


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск