Скачать 189.71 Kb.
|
ГОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» Кафедра философии, биоэтики и культурологии «Утверждаю» Зав. кафедрой философии, биоэтики и культурологии Доцент…… ……/Власова Е. В./ «16» октября 2007 г. Ф И Л О С О Ф И Я ( планы семинарских занятий и методические рекомендации ) Екатеринбург 2007 ФИЛОСОФИЯ: планы семинарских занятий и методические рекомендации. – Екатеринбург: Изд-во УГМА, 2007. Составитель: кандидат философских наук, доцент В.А. Киселев Рецензент: доктор философских наук, заведующий кафедрой онтологии и гносеологии УрГУ Д.В. Анкин Печатается по решению кафедры философии, биоэтики и культурологии ГОУ ВПО УГМА Росздрава. ВВЕДЕНИЕ Методические рекомендации для студентов очно-заочного отделения стоматологического факультета по курсу «философия» содержат тематический план лекций, планы семинарских занятий, перечень тем докладов, основной и дополнительной литературы к ним, перечень тем рефератов, методические указания по подготовке доклада и реферата. Методические рекомендации предназначены для оказания помощи студентам в изучении основных проблем философии: возникновение, предмет и структура, социальные функции философии, основные течения по проблемам антропологии и этики. Методические рекомендации окажут помощь студентам в подготовке к аудиторным занятиям и в самостоятельном изучении философии. СОДЕРЖАНИЕ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ:
Всего: лекций – 15; часов – 30. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРОВ: Тема 1. Мировоззрение и его типы. Мифология. (4часа) 1. Понятие «мировоззрение». Структура, черты, типы мировоззрения. 2. Понятия: «миф», «мифология». Социальные причины возникновения мифа. 3. Миф: признаки, виды, социальные функции.
Учебная литература Введение в философию.- М.,1989. Ч.1. Гл. 1 (2). Мифологический словарь.- М.,1991, с.653-658. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2004. Гл. 1 (1). Доклады
Бэкон Фр. Соч.: В 2-х томах. Т.2. –М., 1972, с.223-296. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991. Пилецкий С.Г. Человек и змея (мифо-поэтический аспект биофилии) //Вестник МГУ. Серия философия.-1994. №3. Стеблин - Каменский М.И. Миф. – М.,1976. 2. Современная культура и мифология. Галина М.С. Мифология и кинофантастика. // Общественные науки и современность. 1996. № 5. Гуревич П. Мифология наших дней // Свободная мысль.1992. № 11. Кириллова Н.Б. Мифотворчество в медиакультуре // ОНС. 2005. № 5. Осипов Г.В. Мифы уходящего времени // Социс. 1992. № 6. Соболева Н.И. Социальная мифология: социокультурный аспект // Социс.1999. № 10. 3. Мифологичность и рациональность. Лосева И.И. Миф и религия в отношении к рациональному познанию // Вопросы философии. 1992. № 7. Майданов А.С. Миф как источник знания // Вопросы философии. 2004.№ 9. Найдыш В. Родословная квазинаучных мифологем // Человек. 1996. №1. Тема 2. Возникновение и специфика философии (6 часов). 1. Философия: термин и понятие. Социально-исторические условия возникновения философии. Истоки философствования. 2. Соотношение философии и мифологии. 3. Взаимосвязь предмета, метода и структуры философии 4. Специфика философского знания в сравнении с мудростью, конкретно-научным знанием, искусством. 5. Социальные функции философии: мировоззренческая, методологическая, критическая, регулятивная. Учебная литература Спиркин А.Г. Философия.- М.,2004 («Вводное слово») Философия. // Под ред. В.П. Кохановского. Изд. 8-ое. - Ростов н/Д.,2004. Гл. 1; 2. Доклады
Лосев А.Ф. Античная философия и общественно-исторические формации // Лосев А.Ф. Философия. Мифология, Культура.- М.,1991, (очерк 1-й). Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. – М.,1972.
Чанышев А.Н. Философия как «филология», как мудрость и как мировоззрение // //Вестник Моск. ун-та. Серия 7. 1995. № 5-6. Ортега-и-Гассет Х., Что такое философия? // Ортега-и-Гассет Х. Возникновение философии,-М.,1991, с. 210-289. 3. Философия в жизни и судьбе человека. Нерсесянц В.С. Сократ. - М.,1997. Чанышев А. Н. Пифагор \\ Человек. 1992, № 1. Ямвлих. Жизнь Пифагора // Человек. 1991. № 3,4. Тема 3.. Натуроцентризм о сущности человека: Ф. Ницше (6 часов).
Учебная литература Рассел Б. История западной философии.-Ростов н./Д. 2002. Гл. ХХУ. Современная западная философия: Словарь.- М.,1991. Спиркин А.Г. Философия. – М.,2004. Гл.7(3). Доклады
Галеви Д. Жизнь Фр. Ницше.-Новосибирск,1992. Свасьян К. Фр. Ницше: мученик познания // Фр. Ницше Соч.: В 2-х томах. Т.1.- М.,1990, с.5-46.
Соловьев Вл. Идея сверхчеловека // Соловьев Вл. Сочинения. Т.2. М.,1989. Франк С. Л. Фр. Ницше и этика «любви к дальнему» // Франк С.Л. Сочинения. –М.,1990, с.11-64.
Делез Ж. Тайна Ариадны //Вопросы философии. 1993. № 4. Игнатов А. Черт и сверхчеловек //Вопросы философии. 1993. № 4.
Гамсун К. Пан. Смерть Глана. Ластбадер Э. Вторая кожа.- М.,1996. Лондон Дж. Морской волк. Тема 4. Психоанализ о сущности человека: З.Фрейд. (4 часа).
Учебная литература Современная западная философия: Словарь.- М.,1991, с.358-360. Краткий психологический словарь.- М.,1995 (бессознательное, вытеснение, либидо, неофрейдизм, психоанализ, сублимация, фрейдизм, эдипов комплекс). Доклады
Джонс Э Жизнь и творения З.Фрейда.- М.,1997. Ребеко Т.А. От психоанализа Фрейда к самому Фрейду // Психологический журнал. 1994. №6. Стоун Ирвинг. Страсти ума или жизнь Фрейда. М.,1994. Шур Макс. Зигмунд Фрейд: жизнь и смерть.- М.,2005.
Грюнбаум А. Сто лет психианализа: итоги и перспективы //Вопросы философии. 1997. № 7. Драгунская Л.С. Переживание, рациональность и континуум. К специфике фрейдовского дискурса //Вопросы философии. 2004. № 10. Фрейд З. Очерк истории психоанализа // Фрейд З. «Я» и «Оно». Кн.1.-Тбилиси.1991.
Залкинд А.Б. О язвах Р.К.П. //Вопросы философии. 1991. № 7. Пружинин А.А.,Пружинин Б.И. Из истории отечественного психоанализа //Вопросы философии. 1991. №7.
Гозман Л.Я., Эткинд А.И. Метафоры или реальность? Психологический анализ советской истории //Вопросы философии. 1991. № 3. Лоссуэл Г.Д. Принцип тройного воздействия: ключ к анализу социальных процессов // Социологические исследования. 1994. № 1. Маслова Е.Б. Бессознательное и его роль в психической деятельности человека //Вестник МГУ. Серия философия. 1997. №2. Фрейд З. «Культурная» сексуальная мораль и современная нервозность //,Вестник МГУ. Серия философия.1989, №3.
Бондаренко Л.И. «Моя жизнь-история реализации бессознательного» //Человек. 1995. № 2. Юнг К.-Г. Об архетипах коллективного бессознательного //Вопросы философии. 1988. №1. Юнг К.-Г. Эпилог //Человек. 1995. № 2. Тема 5. Антропоцентризм о судьбе человека: экзистенциализм С.Кьеркегора и М.Хайдеггера (4 часа).
Учебная литература Спиркин А.Г. Философия. – М.,2004. Гл. 7 (2,12). Современная западная философия: Словарь.- М., 1991. Доклады
Бубер М. Два образа веры.- М.,1995,с.195-197. Быховский Б.Э. Кьеркегор.- М.,1972. Гл. 3-6. Кьеркегор С. Болезнь к смерти // Этическая мысль.-М.,1990, с. 361-470. Сальвадор Дали. Тайная жизнь С.Дали, написанная им самим // Иностранная литература. 1991, №12; 1992, №5-6, 8-9.
Арендт Х. Хайдеггер – восемьдесят лет // Вопросы философии. 1998. №1. Западная философия: итоги тысячелетия, - Екатеринбург, 1997, с.373-380. Моэм С. Луна и грош. Павленко А.Н. Возможность техники: о. Павел Флоренский и Мартин Хайдеггер // Человек. 2003. №3. Хайдеггер М. Время и бытие.- М.,1993, с. 3-15,144-147. Тема 6. Теоцентризм: русская религиозная философия о человеке (4часа).
Учебная литература Евлампиев И.И. История русской философии.- М.,2002. Гл. 6 (1,5); гл. 11 (5,6). Спиркин А.Г. Философия.- М., 2004. Гл. 8(9). Доклады
Гайденко П.П. Человек и человечество в учении В.С. Соловьева //Вопросы философии. 1994. № 6. Соловьев Вл. Чтения о богочеловечестве // Соловьев Вл. Сочинения: В 2-х томах. Т.2.-М.,1989. Чтение 6-12. Соловьев Вл. Идея сверхчеловека.
Бердяев Н. О назначении человека.- М.,1993 . Ч.4, гл. 3. Бердяев Н. Философия свободы // Сочинения. – М.,1989. Ч.1, гл. 1,2. Ермичев А.А. Три свободы Николая Бердяева // Философия и жизнь. 1990. № 1. Тема 7. Социоцентризм: Г.Гегель и К.Маркс (4 часа). 1.Философская онтология Г.Гегеля. Учение о человеке как историческом и деятельном существе. 2. К. Маркс об общественно-исторической сущности человека: роль труда, общечеловеческое и социально-классовое. 3. Сравнительный обзор концепций о человеке: натуро-, антропо-, тео- и социоцентризм. Учебная литература Рассел Б. История западной философии.-Ростов н/Д. 2002. Гл. ХХ11. Доклады
Бубер М. Два образа веры. – М.,1995, с.175-179. Гегель Г.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.3. - М.,1977, с. 78-92. Гегель Г.Ф. Философия религии. Т. 2. - М.,1977. Ч. 3, с.255- 296.
Андреев И.Л. Происхождение человека и общества.-М.,1988. Драгунская Л.С. Маркс, Достоевский, Фрейд: три антропологических проекта // Человек. 2000. №2. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. // Маркс к., Энгельс Ф. Сочинения. Т.42, с.90-164. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.20. Тема 8. Аксиология: мораль и нравственность (4 часа).
Учебная литература Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика.- М.,1998. Темы: 1,2 Доклады
Апресян Р.Г. Природа морали // Философские науки. 1991. №12. Апресян Р.Г. Первичные детерминанты нравственного опыта // Вопросы философии. 1993.№ 8. Истоки альтруизма: дискуссия //Человек. 1995. № 5,6. Назаретян А.П. Историческая эволюция морали: прогресс или регресс // Вопросы философии. 1992. № 3. Прокофьев А.В. Об этическом смысле антитезы «мораль для человека» или «человек для морали» // Вопросы философии. 1998. №6. Розин А.В. Этика. – М.,2006. Гл.2.
Борзых В.В. Моральная регуляция: специфика, границы, возможности // Вопросы философии.1987. №9. Вардомацкий А.П. Мораль как регулятивная система // Философские науки. 1988. № 10.
Бербешкина З.А. Совесть как этическая категория.- М.,1986. Фромм Э. Психоанализ и этика.- М.,1993, с.114-135. Тема 9. Благо в античных этических учениях (8 часов).
Учебная литература Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики.- М.,1987. Гл.4(1,2). Чанышев А.И. Курс лекций по древней философии.- М., 1981. Темы: 44,45. Доклады
Антология кинизма. – М.,1984. Гусейнов А.А.,Иррлитц Г. Краткая история этики.- М.,1987. Гл. 2(4). Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.-М., 1979. Кн. 6. Нахов И.М. Философия киников.- М.,1982.
Гусейнов А.А.,Иррлитц Г. Краткая история этики.- М.,1987. Гл. 2(4). Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.-М.,1979. Кн. 2.
Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики.- М.,1987. Гл. 4(1). Диоген Лаэртский. О жизни, учения и изречениях знаменитых философов.- М.,1979. Кн. 10.
Асмус В.Ф. Античная философия.- М.,1976. Гл.9,10. Гусейнов А.А, Иррлитц Г. Краткая история этики.- М.,1987. Гл.4(2). Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. – М.,1995. Тема 10. . Происхождение морального зла (6 часов).
Учебная литература Розин А.В. Этика. – М.,2006. Гл.4(2). Современная западная философия: Словарь.- М.,1991. Философская энциклопедия. Т.2.-М.,1962, («Добро», «Зло») Доклады
Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика.- М.,1998. Тема 12. Лоренц К. Агрессия /так называемое Зло/ //Вопросы философии. 1992. № 3. Маркиз де Сад. Любомудрие в будуаре.- Свердловск,1989, с.160-209. Ницше Фр. Воля к власти.- М.,1994. Книга 2 (Критика морали). Платон. Горгий // Соч.: В 3-х томах.- М.,1968. Т.1. Симона де Бовуар. Нужно ли жечь книги Сада? // Философские науки.1992. № 1.
Булгаков С. Свет невечерний.-М.,1994, с. 226-234. Лосский И.О. Бог и мировое зло. – М.,1994. Ч.2. Гл.2,3. Скрипник А.П. Моральное зло.- М.,1992. Франк С. Л. Сочинения.-М.,1990. Гл.10(3).
ГегельГ.Ф. Философия права. М.,1990, с. 172-198. Журавлев В.С. Почему агрессивны подростки? // Социологические исследования. 2001. №2. Легова Е.С. Гегель об истоках злой воли // Вопросы философии. 1996. № 11. Скрипник А.П. Моральное зло.- М.,1992.
Корецкий Д. Привести в исполнение. Лесков Н.С. Леди Макбет Мценского уезда. Пьецух В. Новая московская философия // Новый мир. 1989. № 1. Шекспир У. Макбет. Всего: семинаров - 10, часов – 50. Темы рефератов
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ДОКЛАДА И РЕФЕРАТА ДОКЛАД – устное выступление студента на семинарском занятии на основе изучения дополнительной литературы. Доклад может быть подготовлен по теме семинара или по одному из вопросов семинара. Он может включать теоретический анализ проблемы, биографические сведения о философе, эмпирический материал к обсуждаемым вопросам (научный, художественный, публицистический). Подготовка доклада включает в себя следующие этапы: подготовка списка литературы (если несколько источников), изучение источников (монографии, статьи, материалы круглых столов и др.), выписки из содержания работ (конспект). Полезно составлять письменный план доклада, позволяющий сохранить логику, последовательность в выступлении. При подготовке доклада следует подумать о возможных вопросах со стороны слушателей и быть готовым на них ответить. Доклад – устное выступление, поэтому не допустимо заменять его чтением текста. Можно пользоваться составленным планом, сделанными выписками (цитатами) в том случае, если требуется точная мысль автора или воспроизведения в памяти рассуждения автора. Для доклада предоставляется время, обычно 10-15 минут. Иногда больше, иногда меньше, это зависит от темы и заинтересованности слушателей. В некоторых случаях (например, дискуссионный вопрос) планируется содокладчик. В конце доклада рекомендуется сделать краткие выводы, которые могли бы быть записаны всей группой. Докладчик оценивается преподавателем по тому, как донесен до слушателей материал, объяснены сложные положения, каковы ответы на вопросы. Неподготовленный доклад оценивается как неподготовленность к семинару. РЕФЕРАТ – письменная работа на определенную тему, подготовленная на основе изученной книги, статей, иных материалов. Необходимость написания реферата возникает тогда, когда студент предпочел реферат докладу или когда студент отрабатывает пропущенную тему занятий. И в том, и в другом случае подготовка реферата осуществляется по единому образцу: титульный лист, план, текст на отдельных листах бумаги, ссылки на источники, список литературы. Объем реферата примерно 10-15 страниц. Сроки сдачи реферата определяются индивидуально, но не позже 10 дней до зачетной недели. Тема реферата выбирается студентом самостоятельно из списка тем, предложенных кафедрой. Студент может сам предложить тему реферата, не выходящую, однако, за рамки учебного курса. В этом случае преподаватель обязан помочь студенту в подборе необходимой литературы. Если возникает необходимость, то преподаватель может провести консультацию Критерии оценки реферата: сложность излагаемого вопроса, глубина понимания проблемы, объем использованной литературы, ясность изложения, правильность оформления. Приложение 1. (Образец титульного листа реферата) ГОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» Кафедра философии, биоэтики и культурологии Реферат С Т О И Ц И З М К А К В Ы З О В С У Д Ь Б Е Выполнил: студент (ка) гр. 153 Иванова И.П. Проверил: преподаватель Петров А.Н. Екатеринбург, 2007 (Образец плана реферата) Введение
Заключение. (Образец ссылки на монографию) И.Кант утверждал, что «лучше пожертвовать жизнью, нежели утратить моральность»(1). 1). Кант И. Лекции по этике.- М.: Республика,2005. С. 146. (Образец ссылки на статью) Эльштейн Н.В. справедливо считает, что «врачебная правда – это только та правда, которая помогает больному» (1). 1). Эльштейн Н.В. Медицина на пороге нового тысячелетия: иллюзии и реалии // Терапевтический архив. Т. 73. 2001. № 1. С. 67. (Образец списка литературы)
5.Суровягин С.П. Милосердие.-Тюмень,1992. 6….. 7. Яковлева З. О смертной казни в СССР // Социалистическая законность. 1991. № 4. С. 44-46. |
Учебно-методические рекомендации для студентов факультета заочного обучения Учебно-методические рекомендации для студентов факультета заочного обучения Смоленской государственной академии физической культуры,... | Методические рекомендации по подготовке и написанию реферата Вопросы для самоконтроля по курсу История отечественного государства и права: Программа курса и методические рекомендации для студентов очно-заочного, заочного отделений... | ||
Методические рекомендации для студентов заочного отделения нижний... Методические рекомендации предназначены для организации и совершенствования самостоятельной работы студентов заочного отделения,... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Политология» изадания... Методические рекомендации предназначены для студентов заочного отделения всех специальностей | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Предназначено для студентов заочного и очно-заочного отделения юридического факультета сф миэп | Методические рекомендации по курсу для студентов отделения социологии Екатеринбург 2004 Бухарцева Н. Г., Забара Л. И. Методические рекомендации и планы семинарских занятий по курсу истории философии для студентов отделения... | ||
Методические рекомендации и контрольные задания для студентов V курса Фоминых С. Г., Скальский С. В. Методические рекомендации и контрольные задания для студентов V курса заочного отделения фармацевтического... | Методические указания для подготовки к экзамену по математике для студентов заочного отделения Методические указания и контрольные задания по курсу «Линейная алгебра» для студентов вечернего и заочного факультетов. – Спб.: Изд-во... | ||
Методические рекомендации для студентов 4 курса стоматологического факультета ... | Методические рекомендации по выполнению контрольной работы для студентов... Методические рекомендации по выполнению контрольной работы для студентов заочного отделения | ||
Методические рекомендации для студентов по специальности «Экономика... Методические рекомендации предназначены для студентов очного и заочного отделения | Методические указания для студентов 2 курса судомеханического факультета заочного отделения Методические указания предназначены для студентов 2 курса смф заочного отделения и составлены для организации работы студентов-заочников... | ||
Методические рекомендации к написанию реферата по физической культуре... Методические рекомендации разработаны в помощь студентам очного и заочного отделения все специальностей для написания реферата по... | Рабочая программа учебной дисциплины Справка к рабочей программе дисциплины «Фтизиопульмонология» для студентов лечебного факультета очно-заочного отделения | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Справка к рабочей программе дисциплины «Фтизиопульмонология» для студентов лечебного факультета очно-заочного отделения | Методические указания и рекомендации по выполнению реферата для студентов... Методические указания и рекомендации по выполнению реферата для студентов вечернего и заочного отделения |