Биография Иммануила Канта. Вехи его творчества Деятельность И. Канта в «критический»





Скачать 171.54 Kb.
НазваниеБиография Иммануила Канта. Вехи его творчества Деятельность И. Канта в «критический»
Дата публикации13.02.2015
Размер171.54 Kb.
ТипБиография
100-bal.ru > Философия > Биография


Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3

1. Краткая биография Иммануила Канта. Вехи его творчества………………..5

2. Деятельность И. Канта в «критический» и «докритический» период……...7

3. Учение о знании, о формах чувствительного познания……………………10

4. Учение И. Канта о гносеологических условиях возможности естествознания…………………………………………………………………...13

5. Гносеологическая концепция И. Канта. Основные принципы…………….15

Заключение……………………………………………………………………...18

Список использованной литературы………………………………………..19

Введение
Иммануила Канта принято называть "основоположником немецкой классической философии". Действительно, почти все виды классического и современного философствования так или иначе восходят к творчеству этого мыслителя.

Его труды положили начало знаменательной традиции в европейском духовном развитии. Суть ее состоит в том, что каждый дальнейший шаг вперед рассматривается как переосмысление накопленного теоретического богатства, которое бережно хранится, но не превращается в фетиш.

Для Канта проблема человека стоит на первом месте. Он не забывает о вселенной, но главная тема для него - человек. Он размышлял о законах бытия и сознания только с одной целью: чтобы человек стал человечнее. Идеи Канта подверглись трансформации, но продолжают жить. Особенно актуально они звучат на данном этапе развития человеческого общества - в период гуманизации всех отраслей знания, в том числе и философии.

В теории познания Кант является продолжателем линии исследования субъекта (которую заложил Декарт), и это позволяет ему сделать важнейшее философское открытие1.

Одна из важных идей Канта - сделать предметом философского анализа не эмпирический субъект, а трансцедентальный, то есть познавательную природу человека как такового. Это ещё раз подчёркивает новую онтологическую реальность, выделенную в кантовской теории познания.

Этика Канта изложена в его работе «Критика практического разума». По его мнению: « Только разумное существо имеет волю, или способность поступать согласно представлению о законах, т.е. согласно принципам. Так как для выведения поступков из законов требуется разум, то воля есть ничто иное, как практический разум»2.

Таким образом, Иммануил Кант – выдающийся немецкий философ, работами которого был совершён переворот в гносеологии и этике, что говорит о значимости темы работы «Основные принципы гносеологии И. Канта».

Тема работы является актуальной в настоящее время, так как гносеология начинает играть ведущую роль в философской проблематике этого времени. Через призму гносеологии решаются и онтологические вопросы, все это показатель гносеологизации философии.

Целью работы является рассмотрение жизни и творчества Иммануила канта, а также основных гносеологических принципов.

В связи с этим задачами работы служат:

- рассмотрение краткой биографии И. Канта;

- определение деятельности И. Канта в «критический» и «докритический» период;

- рассмотрение учений о знании, о формах чувствительного познания;

- рассмотрение учения о гносеологических условиях возможности естествознания, а также гносеологической концепции и основных ее принципов.

1. Краткая биография Иммануила Канта. Вехи его творчества
Иммануил Кант родился в Прусском королевстве в 1724 году, в городе Кенигсберге, в семье мастерового - мастера седельного цеха. Окончил гимназию и Кенигсбергский университет. Поначалу работал домашним учителем, с 1755 года преподавал в Кенигсбергском университете и лишь в 46 лет (в 1770 году) получил профессорскую кафедру логики и метафизики (был деканом факультета и дважды избирался ректором университета). В ходе семилетней войны Кенигсберг был занят русскими войсками, а в 1794 году Иммануил Кант избирается членом Российской академии.

Хотя книги Канта стали публиковаться в 70-е годы, широкую известность он получил лишь в последнее десятилетие XVIII века. Чувствуя, что начал дряхлеть, Кант оставляет преподавательскую деятельность, но продолжает свои философские исследования.

В 1804 году Кант умер. Он похоронен в Кенигсберге (Калининграде) на Острове Канта3.

Вехи творчества Канта можно разделить на две части:

I. Докритический период (1746 – 1770).

II. 1770 г. – начало «критического» периода в его философии.

1781 г. вышел «Критика чистого разума» - главный гносеологический труд Канта.

1788 г. – «Критика практического разума», 1797 г. – «Метафизика нравов».

1790 г. – «Критика способности суждения», 3-я, завершающая часть философской системы Канта.

1793 г. – обойдя цензуру, кант печатает главу из трактата «Религия в пределах только разума», затем всю книгу и статью «конец всего сущего», направленные против ортодоксальной религии, за что король Фридрих Вильгельм II сделал философу выговор. Но после смерти короля кант в 1798 г. издал «спор факультетов», где настаивал, что священное писание надо считать «сплошной аллегорией»4.

2. Деятельность И. Канта в «критический» и «докритический» период
Развитие Канта как философа, как было сказано выше, делиться на два периода.

Первый период считается до начала 70-х годов, когда Кант пытался решать философские проблемы - вопрос о бытии, вопросы философии природы, философии религии, этики, логики исходя из убеждения, что философия может быть разработана и обоснована как теоретическая умозрительная наука, т.е. без обращения к опытным данным.

Начало второго периода относится к началу 70-х. Во время этого периода Кант пытается строго отделить явления от вещей как они существуют сами по себе, от "вещей в себе"; последние, по мнению Канта, не могут быть даны в опыте. Теперь Кант пытается доказать, что вещи сами по себе не познаваемы, что мы познаем лишь явления или тот способ, каким эти "вещи в себе" воздействуют на нас. В этот период Кант исследует состав, происхождение и границы различных функций познания.

Учение, сложившееся в этот период, было учением агностицизма. Сам Кант называл его "критикой разума".

Кант понимал, что его учение ограничивает разум, так как оно отказывает разуму в способности познать сущности вещей, оставляя за ним познание лишь явлений. Кант полагал, что ограничение разума познанием одних лишь явлений необходимо для развития науки, так как оно лишает основания всякого рода доказательства бытия Бога, потустороннего мира и т.п.5

В философском развитии Канта отразилась слабость современного ему немецкого бюргерства. Кант не верил в то, что зло, существующее в общественной жизни, может быть устранено. Он ищет утешения в вере. Гармония и нравственный порядок возможны не в реальной эмпирической жизни, а в мире "умопостигаемом".

Но если результат к которому пришел Кант во второй период своего развития, играл на руку вере, то путь по которому Кант шел к этому результату, мотивы, по которым Кант предпринял свою "критику" разума, имели глубокие гносеологические корни и зачастую находились в противоречии со стремлением найти источник веры в постулатах практического разума. Кант предпринял попытку выяснить:

1) источник различных видов знания - научного и философского;

2) выяснить на чем основывается достоверность знания в математике и естествознании;

3) исследовать формы и категории научного мышления и т.д. Так как основной задачей философии во второй период своего развития Кант признал критику разума и других способностей познания, то впоследствии философию Канта периода после 70-х годов стали называть "критической", а сам этот период "критическим" . А так как до начала 70-х годов критика в философии Канта лишь намечалась, но не главенствовала, то первый период философского развития Канта стали называть "докритическим".

В работах "докритического" периода важное место у Канта занимают произведения, посвященные вопросам естествознания. В этих работах Кант ставит вопрос о развитии в природе. Пытается объяснить строение и возникновение Солнечной системы. В физике Кант обосновывал учение об относительности движения и покоя, развив давние идеи Декарта и Галлилея6.

В биологии Кант наметил идею гносеологической классификации животного мира, т.е. распределения различных классов животных по их происхождению.

Наконец, в своих антропологических исследованиях он выдвинул идею естественной истории человеческих рас.

Однако, излагая учение о естественном происхождении и развитии Солнечной системы, Кант делает ряд уступок религии и господствовавшей в то время теологии. Так признавая бесконечность процесса развития Мира, Кант вместе с тем полагает, что этот процесс все же имел начало.

В тоже время из ученья рационализма Кант сохранил убеждение, что науки, состоящие из утверждений, имеющих всеобщее и необходимое значение (математика, естествознание), не могут иметь своим источником опыт, который всегда неполон, незавершен и, следовательно, не дает оснований для такого рода обобщений.

"Критическая философия" Канта сформулировалась к началу 70-х годов. Учение это было изложено в трактатах: "Критика чистого разума" 1781 г. "Критика практического разума" 1788 г. "Критика способности суждения" 1790 г.

В первой из этих работ Кант изложил свое учение о познании, во второй - этику, в третьей - эстетику и учение о целесообразности в природе.

Предпосылку всех трех "Критик" составляет учение Канта о "вещах в себе" и "явлениях". По Канту существует независящий от нашего сознания (от ощущения, от мышления) мир вещей Кант называет их "вещами в себе". Познание начинается по Канту с того, что "вещи в себе" воздействуют на органы чувств и вызывают ощущения. В этом тезисе своего учения - в тезисе о существовании "вещей в себе" - Кант материалист.

Основная черта "критической философии" Канта - примирение материализма с идеализмом, агностицизм. Когда Кант допускает, что нашим представлениям соответствует нечто вне нас какая-то "вещь в себе" - то тут Кант материалист. Когда он объявляет эту вещь в себе непознаваемой, трансцендентной, потусторонней - Кант выступает как идеалист7.

3. Учение о знании, о формах чувствительного познания
Учение Канта о знании опирается на его теорию суждения. По Канту, знания всегда выражается в форме суждения, в котором мыслится какое-то отношение или связь между двумя понятиями: субъектом и предикатом суждения.

Существуют два вида этой связи. В одних суждениях предикат не дает нового знания о предмете сравнительно с тем знанием, которое уже мыслится в субъекте. Такие суждения Кант называет аналитическими. Пример аналитического суждения:

"Все тела имеют протяжение". В этом суждении предикат понятие "протяжение" - не дает никакого нового знания сравнительно с тем знанием, которое имеется в понятии "тело" - в субъекте суждения. Рассматривая понятие "тело", мы находим среди прочих его признаков признак "протяжения". Признак этот логически выводится из субъекта, из понятия о теле.

Но есть суждения в которых связь между субъектом и предикатом нельзя получить посредством простого анализа понятия субъекта. В них предикат не выводится из субъекта, а соединяется с субъектом. Такие суждения Кант называет синтетическими.

Пример синтетического суждения: "Некоторые тела имеют тяжесть". Понятие о теле не заключает в себе необходимый признак "тяжесть", он мысленно соединяется с понятием о теле; такое соединение Кант называет синтезом. В свою очередь синтетические суждения Кант делит на два класса. В одном из них связь предиката с субъектом мыслится потому, что связь эта обнаруживается в опыте. Таково, например, суждение "некоторые лебеди черны". Такие синтетические суждения именуются Кантом апостериорными. Другой класс составляют синтетические суждения, в которых связь между предикатом и субъектом не может основываться на опыте. Она мыслится как связь, предшествующая по опыту и независящая от него. Такие синтетические суждения Кант называет априорными, например: "Все, что случается, имеет причину". Суждение это по Канту априорное, так как мыслимая в нем связь между его субъектом и предикатом не может основываться на опыте. В суждении говорится обо всем, что случается, но из опыта нам может быть известна лишь часть того, что происходит8.

Так как Кант приписывает априорным синтетическим суждениям первостепенное значение, то основной для него вопрос об источниках знания, о видах знания и его границах формулируется как вопрос о возможности априорных синтетических суждений в каждом из видов знания. Канта интересуют главным образом три вида знания: математика, теоретическое естествознание и "метафизика" (умозрительное познание всего сущего).

Поэтому вопрос об априорных синтетических суждениях он ставит в троякой форме:

1) как возможны такие суждения в математике;

2) как возможны они в естествознании;

3) возможны ли они в "метафизике".

Вопрос о возможности априорных синтетических суждений в математике Кант рассматривает в учении о формах чувственного познания. По Канту элементы математического знания не понятия, а чувственные созерцания или наглядные представления.

Априорные синтетические суждения в теоретическом естествознании возможны, согласно Канту, благодаря категориям-понятиям рассудка, независимым от доставляемого опытом материала. Учение Канта о категориях рассудка так же идеалистично, как и его учение о формах чувственности. У Канта категории не формы бытия, а понятия нашего рассудка.

Учение Канта о чувственности и рассудке есть введение в учение о знании. Согласно Канту, ни ощущения, ни понятия сами по себе еще не дают знания. Ощущения без понятий "слепы", а понятия без ощущений "пусты". Знание всегда состоит в синтезе понятий и ощущений.

Поэтому перед Кантом возникает вопрос: каким образом разнообразие чувственных созерцаний превращается посредством априорных форм рассудка в единство?

Высшее условие такого единства состоит не в материальном единстве самого предмета, а в априорном единстве самосознания, т.е. предшествующем возможности всякого соединения чувственном созерцании. Единство это не зависит от конкретного содержания самих чувственных созерцаний, и поэтому оно формально9.

4. Учение И. Канта о гносеологических условиях возможности естествознания
Кант разработал очень сложную по структуре теорию опосредствующих форм синтеза между категориями как чистыми понятиями рассудка и формами чувственного созерцания. В этом построении большую роль играет учение о "схематизме" чистых понятий рассудка, или о фигурном синтезе, т.е. об априорной функции, посредством которой чувственное данное подводится под категорию.

Исходя из своего учения о категориях, Кант дает ответ на второй вопрос "Критики" - вопрос о том, как возможно теоретическое естествознание. Ответ на этот вопрос есть вместе с тем ответ на более общий вопрос: как возможно научное познание, имеющее объективное значение? Под "объективностью" знания Кант понимает не отражение в нашем знании объективной реальности, а логическую всеобщность о необходимость.

В основе всех суждений естественных наук лежат общие и необходимые законы. Как бы не отличались между собой предметы естественных наук, научное знание о них возможно, если рассудок мыслит предметы и явления природы как производные трех законов:

1) закона сохранения субстанции;

2) закона причинности;

3) закона взаимодействия субстанций.

Будучи всеобщими и необходимыми законы эти, однако, принадлежат не самой природе, а только нашему рассудку. Для рассудка они высшие априорные законы связи всего того, что рассудок может мыслить. Наше познание само строит предмет - не в том смысле, что оно порождает его или дает ему бытие, а в том смысле, что оно сообщает познаваемому предмету ту форму, под какой он только и может познаваться, - форму всеобщего и необходимого знания. Поэтому Кант делает вывод, что не формы нашего ума сообразуются с вещами природы, а, напротив, вещи природы - с формами ума. Наш ум находит и может найти в природе только то, что он сам вкладывает в ней до опыта и независимо от опыта посредством собственных форм.

Отсюда Кант делает вывод, что вещи сами по себе не познаваемы. Ни формы чувственности - пространство и время, ни категории рассудка, ни даже высшие основоположения знания (закон сохранения субстанций, закон причинности и закон взаимодействия субстанций) не составляют определение самих "вещей в себе".

Третий основной вопрос канотовской "Критики" - вопрос о возможности априорных синтетических суждений в "метафизике", т.е. в теоретической философии. Рассмотрение этого вопроса Кант приурочивает к исследованию способностей разума. Кант рассматривает разум, как способность умозаключения приводящую к возникновению "идей". По Канту идеи - понятия о безусловном, а так как все, что дано нам в опыте, обусловлено, то предмет идей есть, то, что никогда не может быть воспринято чувствами в опыте10.

5. Гносеологическая концепция И. Канта. Основные принципы
Первой частью системы "критической "философии стала гносеологическая концепция, разработка которой потребовала от Канта больше всего сил и времени: приступив к ее созданию в конце 60-х годов , он счел ее завершенной только вторым изданием "Критики чистого разума" (1787 г.) которое было существенно переработано и дополнено по сравнению с первым.

Выяснить причины неудач прежней метафизики и найти способ преобразования метафизики в подлинную науку - такова главная двуединая задача гносеологии Канта. Эта задача мажет быть сформулирована так же как выяснение причины неудач "чистого разума" в его метафизических построениях и определении области познавательно значимого применения этого разума при трактовке им с необходимостью возникающих метафизических проблем, к каковым Кант отнес бытие Бога, свободу воли, бессмертие души и вместе с тем понимание мира как целого.

Несомненность чувственно-эмпирических оснований естественных наук как убеждение в чувственной основе математических знаний, побуждали Канта вовлечь в сферу своего гносеологического исследования наряду с интеллектом и чувственность, что придало этому исследованию глобальный характер11.

Задача выявления условий, предпосылок и того, как возможны главные формы научного знания, рассматриваемые в плане функционирования основных познавательных способностей человека, образует сквозную проблему "Критики чистого разума", конкретизирующуюся в следующих трех вопросах:

- как возможна чистая математика?

- как возможно чистое естествознание?

- как возможна метафизика как наука?

Третий вопрос внешне однотипен с первыми двумя, но по смыслу он глубоко отличен от них. Дело в том, что, поскольку Кант признает несомненным научный статус математики и естествознания, соответствующие вопросы нацеливают внимание лишь на раскрытии того, что сделало гносеологически возможным существование этих наук.

Решающий шаг в построении гносеологической концепции Канта - это его утверждение об априорной основе научных истин. Подчеркнем, что в априористскую трактовку истины восходящей к Платону в античной философии и к Декарту в новоевропейской, Кант внес существенные новшества, разорвавшие ее, казалось бы, незыблемую связь с односторонним рационализмом. Согласно Канта следует признать априорных оснований не только в интеллекте, но и в чувственности и неразрывно связанном с нею опыте12.

Принципиальное значение в гносеологической концепции Канта имеет тезис:

"Все теоретические науки основанные на разуме, содержат априорные синтетические суждения как принципы."

Синтетическими Кант называл суждения, в которых "связь предиката с субъектом мыслится без тождества", что отличает их от аналитических суждений, в которых эта связь мыслится через тождество. Речь шла о том, что в аналитических суждениях предикат лишь раскрывает импулицентное содержание логического субъекта, а в синтетических - обогащает это содержание новыми характеристиками; поэтому Кант именовал аналитические суждения "поясняющими", а синтетические - "расширяющими".

Глубокий смысл в различии этих определений состоял в отрицании Кантом учения Лейбница (и всего одностороннего рационализма 17-18 вв.) о возможности аналитически вывести всеохватывающую систему знания из первичных априорных понятий, равно как в утверждении, что подобная система может строится лишь синтетически, т.е. как показывают дальнейшие кантовские разъяснения, с обязательным включением эмпирического материализма, органически соединяемого при этом с априорными элементами. Таков по Канту таков, по мнению Канта, единственный действительный путь по расширению научных знаний и в математике, и в естествознании, и в "метафизике".

Наполняя новым содержанием один из схоластических терминов, ставший одним из важнейших понятий "критической философии", Кант назвал "трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько предметом, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным априори". Трактуя тем самым "трансцендентальное познание", как сугубо гносеологическое и притом априористское Кант характеризовал "Критику чистого разума", как "трансцендентальную критику" и вместе с тем как полную идею "трансцендентальной философии", которая должна быть создана в будущем на основе содержащегося в этом произведении плана, полного перечня "всех основных понятий составляющих указанное чистое знание.

Охарактеризовав "Критику чистого разума" исходным положением своей гносеологии, Кант подразделяет основную часть этого произведения на учение о началах и учение, о методе.

Кант предпочел резко, почти абсолютно разграничить чувственность и интеллект, как "два основных ствола человеческого познания", которые вырастают, "быть может, из одного общего, но неизвестного нам корня"13.

Заключение
Развитие Канта как философа, как было сказано выше, делиться на два периода.

Первый период считается до начала 70-х годов, когда Кант пытался решать философские проблемы - вопрос о бытии, вопросы философии природы, философии религии, этики, логики исходя из убеждения, что философия может быть разработана и обоснована как теоретическая умозрительная наука, т.е. без обращения к опытным данным.

Начало второго периода относится к началу 70-х. Во время этого периода Кант пытается строго отделить явления от вещей как они существуют сами по себе, от "вещей в себе"; последние, по мнению Канта, не могут быть даны в опыте.

Учение Канта о знании опирается на его теорию суждения. По Канту, знания всегда выражается в форме суждения, в котором мыслится какое-то отношение или связь между двумя понятиями: субъектом и предикатом суждения.

Кант разработал очень сложную по структуре теорию опосредствующих форм синтеза между категориями как чистыми понятиями рассудка и формами чувственного созерцания. В этом построении большую роль играет учение о "схематизме" чистых понятий рассудка, или о фигурном синтезе, т.е. об априорной функции, посредством которой чувственное данное подводится под категорию.

Первой частью системы "критической "философии стала гносеологическая концепция, разработка которой потребовала от Канта больше всего сил и времени: приступив к ее созданию в конце 60-х годов , он счел ее завершенной только вторым изданием "Критики чистого разума" (1787 г.) которое было существенно переработано и дополнено по сравнению с первым.

Список использованной литературы
1. Блинников Л.И. Великие философы: Учеб. слов.- справ. 2-е изд. – М.: Лотос/ М, 1999

2. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Знание, 1998

3. Гайденко П.П. Проблема времени у Канта: время как априорная форма чувственности и вневременность вещей в себе. Вопросы философии. 2003, № 9

4. Гулыга А. Кант. Сер. Жизнь замечательных людей. М., 1997

5. Кант И. Трактаты и письма (Вступит. ст. А.В. Гулыги) - М., Наука, 1980

6. Лавриненко В.Н. Философия: Учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрист, 1998

7. Мир философии. Книга для чтения. Ч. 2. Человек. Общество. Культура. - М.: Политиздат, 2007

8. Миронов В.В. Философия., учебник, изд – во «Проспект», М., 2006

9. СпиркинА.Г. Философия., учебник для ВУЗов, изд – во «Гардарики», М., 2003

10. Зима В.Н. Основы философских знаний. Курс лекций. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ,2000

11. Якушев А.В. Философия., пособие «В помощь студенту», изд – во «А – приор», М., 2007

1 Миронов В.В. Философия., учебник, изд – во «Проспект», М., 2006

2 Гулыга А. Кант. Сер. Жизнь замечательных людей. М., 1997

3 Блинников Л.И. Великие философы: Учеб. слов.- справ. 2-е изд. – М.: Лотос/ М, 1999

4 Мир философии. Книга для чтения. Ч. 2. Человек. Общество. Культура. - М.: Политиздат, 2007

5 Мир философии. Книга для чтения. Ч. 2. Человек. Общество. Культура. - М.: Политиздат, 2007

6 Гулыга А. Кант. Сер. Жизнь замечательных людей. М., 1997

7 Гайденко П.П. Проблема времени у Канта: время как априорная форма чувственности и вневременность вещей в себе. Вопросы философии. 2003, № 9

8 Спиркин А.Г. Философия., учебник для ВУЗов, изд – во «Гардарики», М., 2003

9 Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Знание, 1998

10 СпиркинА.Г. Философия., учебник для ВУЗов, изд – во «Гардарики», М., 2003

11 Якушев А.В. Философия., пособие «В помощь студенту», изд – во «А – приор», М., 2007

12 Кант И. Трактаты и письма (Вступит. ст. А.В. Гулыги) - М., Наука, 1980

13 Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Знание, 1998

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Биография Иммануила Канта. Вехи его творчества Деятельность И. Канта в «критический» iconПоложение об отделении постдипломного образования медицинского института бфу им. И. Канта
Российской Федерации от 9 февраля 2011 г. N 94н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 марта 2011 г., регистрационный...
Биография Иммануила Канта. Вехи его творчества Деятельность И. Канта в «критический» iconТема: Биография Иммануила Канта
«Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание 10-11 класс. Н. И. Городецкая, Л. Ф. ИвановаМ.: Просвещение, 2009. Допущено...
Биография Иммануила Канта. Вехи его творчества Деятельность И. Канта в «критический» iconЧему удивлялся Иммануил Кант?
Философия Иммануила Канта (22. 04. 1724 – 12. 02. 1804) привлекает прежде всего систематичностью. Кант – великий систематик, и его...
Биография Иммануила Канта. Вехи его творчества Деятельность И. Канта в «критический» iconТехнология профилактики адаптационных конфликтов студентов-первокурсников
Работа выполнена в фгаоу впо «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта»
Биография Иммануила Канта. Вехи его творчества Деятельность И. Канта в «критический» iconЗападноберлинский транзит в системе международных отношений (1945-1971 гг.)
Работа выполнена в фгоувпо «Российский государственный университет имени Иммануила Канта»
Биография Иммануила Канта. Вехи его творчества Деятельность И. Канта в «критический» iconГермано-германские отношения в политике фрг (1973-1989 гг.)
Работа выполнена в фгоувпо «Российский государственный университет имени Иммануила Канта»
Биография Иммануила Канта. Вехи его творчества Деятельность И. Канта в «критический» iconФеномен игры в прозе германа гессе («демиан», «кляйн и вагнер», «последнее лето клингзора»)
Работа выполнена в Российском государственном университете имени Иммануила Канта (г. Калининград)
Биография Иммануила Канта. Вехи его творчества Деятельность И. Канта в «критический» iconФгау впо «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта». Актуальность проблемы
Оценка влияния факторов риска на физическое развитие детей с перинатальным контактом по вич-инфекции
Биография Иммануила Канта. Вехи его творчества Деятельность И. Канта в «критический» iconУченье Канта о Вечном мире
Знание Канта сегодня – это коммуникативный минимум, которым должен владеть каждый человек, посвящающий себя философии, в какой бы...
Биография Иммануила Канта. Вехи его творчества Деятельность И. Канта в «критический» icon§ Основание права наказания в философии Канта 5 § Цель наказания в философии Канта 11
Вопрос о понятии и сущности наказания является одним из центральных в теории и судебной практике
Биография Иммануила Канта. Вехи его творчества Деятельность И. Канта в «критический» iconПрофессиональный тренинг как форма организации внутрифирменного обучения...
Работа выполнена в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский государственный...
Биография Иммануила Канта. Вехи его творчества Деятельность И. Канта в «критический» iconЛекция 14. Теория познания Иммануила Канта. «Коперниканский переворот»
Свою теорию познания – кстати сказать, одну из самых стройных и подробно разработанных за всю историю философии – Кант излагает в...
Биография Иммануила Канта. Вехи его творчества Деятельность И. Канта в «критический» iconФизическое воспитание как средство формирования общих компетенций...
Работа выполнена в Федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Балтийский...
Биография Иммануила Канта. Вехи его творчества Деятельность И. Канта в «критический» iconСемантика художественного пространства в романе дж. Джойса «портрет художника в юности»
Защита состоится 25 июня 2008 г в часов на заседании диссертационного совета к 212. 084. 04 при Российском государственном университете...
Биография Иммануила Канта. Вехи его творчества Деятельность И. Канта в «критический» iconКонтрольная работа по курсу «Философия И. Канта» специальность «Философия»,...
«Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание 10-11 класс. Н. И. Городецкая, Л. Ф. ИвановаМ.: Просвещение, 2009. Допущено...
Биография Иммануила Канта. Вехи его творчества Деятельность И. Канта в «критический» iconОсновная образовательная программа высшего образования направление...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «балтийский федеральный университет...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск