Феномен игры в прозе германа гессе («демиан», «кляйн и вагнер», «последнее лето клингзора»)





Скачать 292.11 Kb.
НазваниеФеномен игры в прозе германа гессе («демиан», «кляйн и вагнер», «последнее лето клингзора»)
страница1/3
Дата публикации08.12.2014
Размер292.11 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи

МАЛАЩЕНКО Владимир Владимирович

ФЕНОМЕН ИГРЫ В ПРОЗЕ ГЕРМАНА ГЕССЕ

(«ДЕМИАН», «КЛЯЙН И ВАГНЕР»,

«ПОСЛЕДНЕЕ ЛЕТО КЛИНГЗОРА»)

10.01.03 – литература народов стран зарубежья

(западноевропейская и американская)


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

Калининград

2008

Работа выполнена в Российском государственном университете имени Иммануила Канта (г. Калининград)


Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор

Грешных Владимир Иванович


Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Чугунов Дмитрий Александрович

(Воронежский государственный университет)
кандидат филологических наук, доцент

Потёмина Марина Сергеевна

(Российский государственный университет

им. И. Канта)
Ведущая организация: Удмуртский государственный университет

(г. Ижевск)


Защита состоится « 27 » октября 2008 г. в часов на заседании диссертационного совета К 212.084.04. при Российском государственном университете им. И. Канта по адресу: 236022, г. Калининград, ул. Чернышевского, д. 56, факультет филологии и журналистики, ауд. 231.


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Российского государственного университета имени Иммануила Канта.

Автореферат разослан « » сентября 2008 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета О.Л. Кочеткова
Общая характеристика работы
Герман Гессе - этот интеллектуальный отшельник в литературе ХХ века - стоит особняком, занимая совершенно особую позицию наставника и учителя жизни в своей проповеди идеи гармонии, которая способна устранить дихотомию вселенной, расщепленной на Бога и Дьявола, Добро и Зло, Свет и Тьму. К подобному гармоническому универсуму Гессе шел всю жизнь, постепенно «нащупывая» путь в ранней повести «Петер Каменцинд» (1904), продираясь сквозь религиозно-философскую символическую декларативность «Демиана», ницшеанскую, аполлонически - дионисийскую экстазийность, экспрессионизм «Кляйна и Вагнера», «Последнего лета Клингзора», внешний аморализм, намеренную эпатажность «Степного волка» (следует помнить, что «имморализм» Гессе 1910-1920-х годов – это необходимое слагаемое его морализма), выходя к равновесию, целостности духовной жизни человека в «Нарциссе и Гольдмунде», «Паломничестве в Страну Востока», «Игре в бисер» (1943).

Важнейшее место на протяжении всего этого пути занимает идея игры. Игра как особый творческий феномен воплощает для Гессе гармонизирующую, сакральную музыкально-числовую структуру космического универсума, глубину общечеловеческой культуры и стремление при помощи языка искусства изобразить путь к идеалу. Игра как один из аспектов мировоззрения писателя, как один из базовых элементов его поэтики, как устойчивый художественный прием находит свое творческое воплощение почти во всех крупных произведениях Гессе, начиная именно с 1910-х годов. Через игру писатель обращается к духовному миру человека, показывая все его неисчерпаемое многообразие. Именно игра помогает понять главное – человека, со всеми его взлетами и падениями, человека, который сам является целостностью, гармоническим универсумом.

Особо подчеркнем, творческая манера Гессе не вписывается в прокрустово ложе каких-либо традиционных литературных направлений и течений ХХ века. Наследие писателя и его творческая манера не поддаются однозначной каталогизации, что позволяет нам говорить об уникальности как Гессе - писателя, так и Гессе – человека.

Несмотря на огромное количество зарубежной и отечественной научно-критической литературы по творчеству Г. Гессе, феномен игры в прозе писателя 1910-х годов практически не исследован. Отдельные наблюдения в русле этого явления можно встретить в работах исследователей как западного (Б. Целлер, Ж. и М. Сенэс, К. Зекендорф, Х. Брох, Т. Зиолковски, М. Бёттхер, Ф. Михельс, Д. Милек, М. Баулби, К. Вейбель, Х.Д. Циммерман, Р. Фридман, Ф. Бёттгер, Ф. Баумер, Ф. Браун, Э. Хильшер, К. Шмид, В. Янке и др.), так и отечественного (В.Д. Седельник, А.Г. Березина, Н.С. Павлова, Р.Г. Каралашвили, Д.В. Затонский, Н.О. Гучинская, С.С. Аверинцев, А. Науменко, Н.С. Лейтес, А.Э. Гутманис, А.В. Гулыга, Т.Е. Некрасова и др.) литературоведения.

Традиционно в отечественном гессеведении игру у писателя связывают с романом «Игра в бисер» либо отыскивают ее «следы», начиная с романа «Степной волк». Однако игра, игровое начало явственно «заявляет» о своем присутствии именно в прозе 1910-х годов, начиная с «Демиана», «Кляйна и Вагнера», «Последнего лета Клингзора». Автор придавал огромное значение этим произведениям, так как они ознаменовали рождение и становление новой творческой манеры, того направления, которое сам Гессе определил как «Путь внутрь» (Weg nach Innen). «Демиан» занимает в творческом наследии писателя центральное место, являясь своеобразной точкой отсчета на пути формирования новой творческой манеры. «Демиан» - это такое произведение, которое генерировало основные, выработанные уже здесь, идеи во всю дальнейшую прозу писателя.

Актуальность темы диссертации определяется необходимостью изучения различных аспектов поэтики произведений Г. Гессе в начале третьего периода творчества (1917-1927гг.), которые стали отправной точкой кардинального изменения художественной манеры повествования и оказали непосредственное влияние на все последующее творчество писателя.

Научная новизна исследования обусловлена тем, что, несмотря на высокую степень изученности творчества Г. Гессе, в русской германистике феномен игры в прозе Г. Гессе 1910-х годов никогда специально не рассматривался, так как традиционно связывался с прозой последующих десятилетий и, в особенности, с романом «Игра в бисер» (1943), а также тем, что исследуемые нами произведения, в особенности «Кляйн и Вагнер», «Последнее лето Клингзора», «Краткое жизнеописание» в отечественном гессеведении никогда ранее не подвергались комплексному анализу.

Объектом исследования в диссертации являются следующие произведения Г. Гессе: роман «Демиан. История юности Эмиля Синклера» (Demian. Die Geschichte einer Jugend von Emil Sinclairs, 1919), повесть «Кляйн и Вагнер» (Klein und Wagner, 1919), новелла «Последнее лето Клингзора» (Klingsors letzter Sommer, 1919), фикциональная автобиография «Краткое жизнеописание» (Kurzgefasster Lebenslauf, 1925), а предметом исследования – моделирование действительности при помощи игры в пространстве гессевских художественных текстов.

Целью данной работы является исследование личности самого писателя и игрового пространства его прозы второй половины 1910-х годов как важнейшего слагаемого художественного мира произведений Г. Гессе. В соответствии с поставленной целью определяются следующие задачи исследования:

1. Изучить особенности творческой личности писателя, показать непосредственную связь и влияние биографии Г. Гессе на модель художественного мира его произведений;

2. Определить специфику игрового самовыражения автора;

3. Рассмотреть феномен игры в научно-философской, культурологической мысли ХХ века, выделить формальные и экзистенциальные признаки игры, уровни игровой реальности и раскрыть тайну игры у Гессе;

4. Выявить и охарактеризовать конкретные примеры игровой техники писателя, выступающие устойчивыми художественными приемами;

5. В каждом из исследуемых произведений установить доминанту игры в комплексе идейно-тематической и сюжетно-композиционной составляющих художественного мира произведений.

Методологическую и теоретическую базу исследования составили труды по истории и теории литературы ведущих представителей отечественной (С.С. Аверинцев, М.М. Бахтин, М.Л. Гаспаров, А.Б. Есин, В.М. Жирмунский, Д.С. Лихачев, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, Е.М. Мелетинский, В.Н. Топоров, Б.А. Успенский, О.М. Фрейденберг, В.Е. Хализев, Л.В. Чернец, А.Я. Эсалнек) и зарубежной (Р. Барт, П. Рикёр, Е. Фарино, У. Эко) мысли. В работе учитываются и творчески используются достижения в изучении поэтики романтизма отечественной германистики: Н.Я. Берковского, А.Б. Ботниковой, А. Гугнина, А.И. Дейча, В.М. Жирмунского, Е. Карабеговой, А.В. Карельского, А.В. Михайлова, Г.В. Стадникова, Ф.П. Федорова, Д.Л. Чавчанидзе; есть прямое или косвенное обращение к трудам Ф. Баадера, Ж. Батая, М. Бубера, Й. Гёрреса, Х. Ортеги-и-Гассета, Ф.О. Рунге, И.Г. Фихте, М. Фуко, М. Хайдеггера, Ф. Шлегеля М. Элиаде и других.

К изучению категории игры обращались как отечественные, так и зарубежные философы, психологи и культурологи - Л.С. Выготский, А. Гулыга, Л. Столович, М. Эпштейн, Т. Апинян, Д.Б. Эльконин, Л. Ретюнских, Й. Хейзинга, Г.Г. Гадамер, Э. Финк, Ж. Делёз, Р. Кайюа и другие, мнение которых в наше работе учитывается и творчески используется.

В работе были использованы методы структурно-семантического, культурологического и контекстуального анализа.

Теоретическая значимость диссертации определяется продуктивностью исследования игры, игровой поэтики в творчестве Гессе 1910-х годов, а также в произведениях как предшествующего, так и последующего периодов. Работа вносит определенный вклад в осмысление тенденций немецкоязычной прозы первой половины ХХ века, получивших отражение как на идейно-содержательном, так и на образно-художественном уровнях.

Практическая значимость исследования заключается в том, что ее основные положения, конкретные наблюдения и результаты могут быть использованы в вузовской практике преподавания общих курсов «Истории зарубежной литературы ХХ века», а также включены в программы спецкурсов и спецсеминаров для студентов филологических факультетов высших учебных заведений.

Апробация работы. По теме диссертации опубликовано 7 работ. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры зарубежной филологии факультета филологии и журналистики Российского государственного университета имени Иммануила Канта. Основные положения диссертации докладывались на XXIX, XXX научных конференциях профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников, аспирантов и студентов филологического факультета Калининградского государственного университета (1998, 1999), на международной научной конференции «Романтизм: два века осмысления» (2003) в Зеленоградске, на Международной научной конференции «Оценки и ценности в современном научном познании» (2008) в Калининграде - Светлогорске.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Жизнь и творчество Г. Гессе неразрывно связаны друг с другом. Многие факты биографии, конкретные реалии личной жизни писателя органично вплетены в художественный мир его произведений, выступая устойчивым художественным приемом поэтики, что позволяет говорить о явно автобиографическом характере его прозы. Автор-творец Гессе «погружается» в духовный мир своих героев, создавая особую, игровую психическую («магическую») реальность, моделируя в своих произведениях своеобразное «пространство духа». Кризис в личной жизни Гессе, события первой мировой войны пробуждают писателя. Пробуждение (Erwachen) вырывает Гессе из «сонного» состояния, радикально изменяя как его самого, так и его творческую манеру. Игра, и, в частности, литературная игра, начиная с конца 1910-х годов, выступает устойчивым элементом поэтики Г. Гессе и определяет структуру и жанр произведений, выступая конститутивным элементом художественной системы.

2. Тайна игры у Гессе – это сфера эстетической свободы, где художник не субъект, а объект, где антиномии между добром и злом, нравственностью и безнравственностью снимаются через красоту. Однако писатель Гессе ни в коем случае не оказывается в пассивном, подчиненном положении, он не опредмечивается (в переводе с лат. objectus – предмет) в этой онтической игре. Гессе был и остается одновременно субъектом в антропной игре, в своей познавательно-творческой деятельности в эмпирическом бытие, причем субъектом свободным и предельно активным. Писатель сам создает новую художественную, эстетическую реальность, сам сотворяет новые миры в игровом пространстве своих произведений.

3. В романе «Демиан» Гессе использует и развивает важный художественный прием. Единое целое Я его героя, Эмиля Синклера, дифференцировано автором на двух самостоятельных персонажей, которые воплощают реальную и потенциальную личности, светлую и темную стороны одной души. Именно это, выраженное художественным языком, «раздвоение» личности Синклера позволяет нам говорить об игре в двойничество. Игра в двойничество усилена и удвоена писателем. Роман вышел под псевдонимом Э. Синклера, следовательно, Синклер – это «двойник», игровая маска самого писателя Г. Гессе. Анализ субъективного хронотопа героя позволяет установить тождество бессознательного с демоном Э. Синклера – Максом Демианом и другими персонажами романа. Мотив игры с демоном – поиск героем своей сущности. Игра с демоном есть не что иное, как игра со своим бессознательным. Мотив игры с демоном, кроме того, выполняет в «Демиане» композиционную и сюжетообразующую функцию.

4. В повести «Кляйн и Вагнер» театральное пространство, мотив маски, и игра метаморфоз являются конститутивными элементами произведения. Маска Вагнера помогает герою проникнуть в таинственный мир его бессознательного, его души. На уровне повествования происходит дифференциация пространства не только на реальное (объективное) и ирреальное (субъективное пространство героя), но и на сценическое и закулисное пространства, где сценическим является физическое пространство и время, а закулисным – череда рефлексий героя, своеобразное «пространство духа» Фридриха Кляйна. Мотив маски является структурообразующим, что подчеркивается названием повести. Отказ от маски и процесс идентификации героя символизирует последнюю метаморфозу Кляйна, его духовное возрождение через смерть на пути к гармонии.

5. В «Последнем лете Клингзора» писателем, в контексте экзистенциальной и ориенталистской философии, на онтологическом и аксиологическом уровнях исследуется сущность бытия и инобытия творческой личности, при помощи игры преодолевающей одиночество, страх смерти и, благодаря искусству, обретающей бессмертие человеческого духа. Через физическую смерть Клингзор достигает слитности с миром, он использует все свои «десять жизней» и после очередной метаморфозы становится частью бытия, переходя в экстратемпоральный модус возрождения.

Цели и задачи, поставленные в диссертации, а также предмет ее исследования определили структуру работы. Диссертация включает в себя введение, две главы, заключение, примечания и библиографию.
Основное содержание работы

Во Введении аргументируется актуальность избранной темы, определяются цель и задачи исследования, структура работы, обосновывается степень новизны, сообщается об апробации работы и ее научно- практической значимости, а также приводятся основные векторы изучения творчества писателя в зарубежном и отечественном литературоведении.

Первая глава «Творческий акт» включает два параграфа, причем «открывает» ее не параграф «Игра», носящий теоретический характер, а параграф «Творец». Принимая во внимание самобытность, исключительность личности и творчества Гессе, логика подобной рокировки в структуре диссертации становится понятной, поскольку не Гессе «приложим» к игре, а игра соотносится с писателем Гессе.

В первом параграфе «Творец» рассматривается неразрывная связь биографии Гессе с его творчеством, исследуются истоки творчества писателя и на примере анализа «Краткого жизнеописания» и других произведений выделяются конкретные художественные приемы игровой поэтики автора.

Гессе на протяжении всей жизни был в первую очередь поэтом, что объясняет богатую метафорику и символику его художественного языка, сложность и многозначность художественных образов его прозы. Ему, как поэту, был открыт сакральный смысл божественной игры космоса. Многие факты биографии, конкретные реалии личной жизни писателя органично вплетены в художественный мир его произведений, выступая устойчивым художественным приемом поэтики, что позволяет говорить о явно автобиографическом характере его прозы. Игра, игровое начало в прозе Гессе тоже берет свое начало в творческой фантазии писателя и его метафорическом языке.

Сильное влияние на писателя оказали идеи пиетизма, взгляды Я. Буркхардта, идеи романтической литературы (прежде всего Новалиса, Гофмана и др.), ницшеанского аполлонически-дионисийского толкования искусства, аналитической психологии К.Г. Юнга и, в особенности, многие идеи ориенталистской философии, ставшие неотъемлемым, если не главным слагаемым художественного мира его произведений и важнейшим элементом поэтики.

В 1910-е годы Гессе полагал, что культура Запада переживает духовный и нравственный упадок, поэтому он искал пути ее возрождения, обогащения с помощью достижений других, ориенталистских культур. Из индийской философии Гессе усваивает и творчески перерабатывает идею тождества противоположностей, идею достижения гармонии посредством созвучия стремлений собственной души с мировым духом, учение о метемпсихозе. Из философской мысли античного Китая - идею биполярности бытия, опирающегося на гармоническое взаимодействие полярных категорий инь и ян. Любая из этих полярных категорий «включает» в себя потенцию противоположного и являет в Дао единое целое. Интересно, что идея биполярности бытия характеризует саму специфику мышления писателя, а также явно проявляет себя на идейно-тематическом и сюжетно-композиционном уровнях его произведений. В «Демиане», например, фигуры героев фрау Евы и Демиана можно рассматривать как персонификацию двух категорий инь и ян в сознании Эмиля Синклера («Демиан»).

Становление Гессе как творческой личности начинается во многом с ученичества, подражания немецким романтикам, о чем свидетельствуют сборник стихотворений «Романтические песни» (1899) и сборник символической прозы «Час после полуночи» (1899), включающие Гессе в художественную концепцию немецкого «неоромантизма» последнего десятилетия XIX века. Уже в этих сборниках и, особенно, в «Часе после полуночи» тема искусства, творческой личности становится ведущей. Останься Гессе на этих позициях, он так бы и остался в истории немецкой литературы как подражатель, эпигон, талантливый стилизатор и не более. Но в своем дальнейшем творчестве писатель глубоко проникает в сложную природу художественного мышления романтизма, переживая, развивая, трансформируя и отдавая своеобразную дань романтической фантазии.

Появлению «нового» Гессе читатели «обязаны» тем обстоятельствам, которые произошли в жизни писателя в 1910-е годы. Эти трагические события – испытание Гессе на прочность: первая мировая война, смерть отца, Иоганнеса Гессе, в марте 1916 года, психическое заболевание жены – Мии (Марии Бернулли), а позже обострившиеся непримиримые разногласия между супругами (начавшиеся еще в 1909-1910 годах), которые впоследствии закончились разводом. Скрещение названных четырех факторов привели Гессе к глубокой депрессии и внутреннему кризису, выйти из которого ему во многом помог психоанализ, собственное мужество и творчество. По сути дела, Гессе преодолевает свой кризис и излечивается от него благодаря искусству.

Мир внутренней гармонии, мир искусства и эстетической реальности у Гессе существовал раньше параллельно миру физической реальности.

Кризис в личной жизни Гессе, события первой мировой войны пробуждают писателя. Пробуждение (Erwachen) вырывает Гессе из «сонного» состояния, радикально изменяя как его самого, так и его творческую манеру. Пробуждение у Гессе предполагает душевное потрясение и перерождение, кардинальное изменение человека, его просыпание к настоящей, полнокровной жизни, его сознательное дифференцирование от людской массы. О своем пробуждении, просыпании писатель говорил неоднократно как в своих художественных произведениях, так и в эссе и статьях. Например, в «Кратком жизнеописании» (1925г.), в эссе «Воспоминания о Гансе» (1936г.), «Воспоминание об Андре Жиде» (1962г.), в «Предисловии к изданию «Войны и мира» 1946 года». Герои произведений Гессе - Синклер, Кляйн, Клингзор - также проходят через пробуждение.

В 1910-е годы писатель изменяет стилистику своих произведений, кардинально трансформирует повествование и внешнюю форму, он обращается к игре, в том числе литературной игре. Это уже не ровная, спокойная лирически-философская проза прежнего Гессе, а новаторская, эмоционально-напряженная, экспрессивная проза.

Литературная, интеллектуальная игра становится важнейшим элементом поэтики множества его произведений, в которых моделируется своеобразное «балансирование», игра между реальным и ирреальным, магическим художественным пространством; используются различные художественные приёмы – литературная мистификация, стилизация, ирония, парадокс, алогизм; постулируются характерные, стилистически-знаковые принципы – интертекстуальность, «текст в тексте», зеркальность, семантика отражения, сновидение, «размывание» фабулы, сюжета, языковая игра.

Игра уже в эти годы выявляет себя в поэтике Г. Гессе на онтологическом, аксиологическом уровнях, определяет структуру и жанр произведений, выступает конститутивным элементом художественной системы. Перечислим лишь некоторые примеры новой художественной техники Гессе: игра с читателем (игра с именами героев и обозначением топосов, аллюзивные, закодированные заглавия, открытые финалы), игра с жанровыми формами («Демиан»), игра с художественной формой («Последнее лето Клингзора», «Краткое жизнеописание»), моделирование «игрового» хронотопа (совмещение реального хронотопа с ирреальным, «магическим» хронотопом внутреннего мира героев, проецированным во вне).

Именно в этот период выкристаллизовался окончательно и приобрел свою законченную форму еще один важный художественный прием, который мы обозначаем как «принцип волны». Повествование Гессе напоминает (чего не было отмечено отечественной критикой) характерный принцип поэзии Древнего Китая - технику «откатных и перекатных» впечатлений.

Поясним как он «работает». Мысль писателя в тексте не имеет изначально твердой и законченной формулировки. Она творится на глазах читателя, и читатель, если он внимателен, участвует в этом действии. Эта мысль автора (не важно, высказана она героем, либо повествователем), возникнув однажды, как бы откатывается назад, затихает на какое-то время, чтобы затем быть повторенной еще раз, а порой – еще и еще. Возвращаясь, как волна возвращается назад, эта мысль каждый раз расширяется, обогащается дополнительными смыслами, комментариями, каждый раз «обрастает» новыми нюансами и обертонами, возвращая читателя каждый раз и к ее первоначальной формулировке, порой достаточно сильно трансформированной. Гессе, по сути, изображает сам процесс жизни, биения авторской мысли в художественном поле текста. Эта обогащенная мысль существует порой в виде своеобразных фрагментов, которые получают дополнительные комментарии в следующем «набегающем» фрагменте. «Принцип волны» наглядно иллюстрирует игру мысли писателя, постепенно подводящего реципиента к постижению окончательного смысла. Однако и здесь, частенько, читатель бывает обманут (эффект обманутого ожидания – еще один из способов проявления игры у Гессе), так как финалы книг писателя открыты, они распахнуты навстречу множеству смыслов.

В прозе писателя возникает декларативная и демонстративная обнаруженность, игровая, ироническая заданность художественных приемов. Весь текст «Краткого жизнеописания» строится на искусной ироничной игре, автор как бы «подталкивает» читателя к постижению смысла, не раскрывая его до конца. В иронической мысли Гессе очень тонко выражено главенство выражаемого перед самим выражением. В самое тяжелое для Синклера время Демиан, желая его подбодрить, с иронией замечает, что жизнь распутника является лучшей подготовкой для мистика («Демиан»).

В то же время в прозе Гессе этого времени мы ощущаем и трезво-трагическую иронию творца, сознательно и твердо противопоставившего хрупкую идею всепобеждающего, гармонического искусства хаосу идеологических форм и установок реалистического мира. Эта бескомпромиссная и целенаправленная позиция «тихого идиллика» Гессе, которой писатель остался верен до конца жизни, показала всю силу и мощь его человеческого Духа. Гессе не побоялся спуститься в темный мир бессознательного, в демонический хаос материнского начала, в хаос первобытных мифолого-символических форм и инстинктов, в ад собственного Я для того, чтобы отыскать свою сущность, чтобы возродиться к новой жизни, чтобы (как это сделал в свое время и Данте) собственным примером указать людям путь к спасению и совершенству. Образцом первого художественного погружения в бездну ада собственного Я является роман «Демиан», в котором Эмиль Синклер оказывается порой в стихии темного мира, Дьявола, где не действуют никакие нравственные установки. Однако, даже оказываясь в безднах ада и поклоняясь новому божеству, Абраксасу, Синклер руководим Богом и стремится к гармонии и раю. Так же, как для Данте спуск в ад нравственно эквивалентен восхождению, так и для Гессе Weg nach innen одновременно означает путь вверх. Художественное творчество, поиск новых, в том числе игровых, форм в искусстве, сама идея игры приведут писателя к его итоговому роману «Игра в бисер», в котором идея игры будет означать главное: «изысканную, символическую форму поисков совершенного, возвышенную алхимию, приближение к внутренне единому над всеми его ипостасями духу, а значит – к Богу».

В итоговом романе «Игра в бисер» игра получит свое законченное выражение в самых разнообразных формах, но, мы особо подчеркиваем это, в поэтике Гессе игра, игровые формы проявляются достаточно зримо уже в 1910-е годы.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Феномен игры в прозе германа гессе («демиан», «кляйн и вагнер», «последнее лето клингзора») iconМелани Кляйн Детский психоанализ Мелани Кляйн Детский психоанализ удк 615. 8 Ббк 53. 57 К 32
Кляйн М. Детский психоанализ /Пер. Ольги Бессоновой. – Институт Общегуманитарных Исследований, 2010 160 с
Феномен игры в прозе германа гессе («демиан», «кляйн и вагнер», «последнее лето клингзора») iconЦикл стихотворений в прозе как автопсихологическая форма
Автопсихологизм стихотворений в прозе состоит в напряженных отношениях лирического «я», в котором читатель опознает автора произведений...
Феномен игры в прозе германа гессе («демиан», «кляйн и вагнер», «последнее лето клингзора») iconРассказ на тему «Наступила весна»
Однажды пришла суровая зима. Она стала лето гнать. Лето искало укрытие. Оно бросилось к земле. Мороз сковал землю. Лето кинулось...
Феномен игры в прозе германа гессе («демиан», «кляйн и вагнер», «последнее лето клингзора») iconКурсовая работа выполнена с целью анализа жанра «стихотворение в прозе»
Пушкин А. С. Жанр стихотворения в прозе в творчестве В. Т. Шаламова. — Челябинск: юурГУ, фж—409, 2012. — 64 с., библиогр список —...
Феномен игры в прозе германа гессе («демиан», «кляйн и вагнер», «последнее лето клингзора») iconУрока стихотворения в прозе И. С. Тургенева (Тема урока)
Цель урока: развитие духовно – нравственных качеств личности в процессе изучения стихотворений в прозе И. С. Тургенева
Феномен игры в прозе германа гессе («демиан», «кляйн и вагнер», «последнее лето клингзора») iconТема 1
Много узнал, много испытал, многое добился. И не важно, что не все и не сразу у тебя получалось, но ты достиг главного: стал лучше...
Феномен игры в прозе германа гессе («демиан», «кляйн и вагнер», «последнее лето клингзора») iconФеномен языковой игры в рекламном дискурсе: лингвокультурологический...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Феномен игры в прозе германа гессе («демиан», «кляйн и вагнер», «последнее лето клингзора») iconКазалось бы, совсем недавно было лето, пора каникул и отпусков, когда...
Но всё когда-то проходит, и лето тоже прошло, настала осень, наступили суровые будни. Возобновилась учеба в школе, возобновилась...
Феномен игры в прозе германа гессе («демиан», «кляйн и вагнер», «последнее лето клингзора») iconУрок литературы на тему: «Художественное своеобразие стихотворения...
Цель урока: выявить художественное своеобразие стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Нищий»
Феномен игры в прозе германа гессе («демиан», «кляйн и вагнер», «последнее лето клингзора») iconРефератов по дисциплине «Культурология»
Игра и культура (по работам Й. Хейзинги, Г. Гессе и др представителей игровой концепции культуры)
Феномен игры в прозе германа гессе («демиан», «кляйн и вагнер», «последнее лето клингзора») iconРефератов по дисциплине «Культурология»
Игра и культура (по работам Й. Хейзинги, Г. Гессе и др представителей игровой концепции культуры)
Феномен игры в прозе германа гессе («демиан», «кляйн и вагнер», «последнее лето клингзора») iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В последнее время стали модными деловые игры с математическим содержанием. Их правила описаны во многих источниках литературы, но...
Феномен игры в прозе германа гессе («демиан», «кляйн и вагнер», «последнее лето клингзора») iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В последнее время особую популярность среди школьников приобрели интеллектуальные игры. В связи с этим естественным представляется...
Феномен игры в прозе германа гессе («демиан», «кляйн и вагнер», «последнее лето клингзора») iconРеферат Лексика запаха в прозе И. А. Бунина: на материале сборника рассказов «Темные аллеи»
Лексика «запаха» в прозе И. А. Бунина: сборник рассказов «Темные аллеи»
Феномен игры в прозе германа гессе («демиан», «кляйн и вагнер», «последнее лето клингзора») iconВнеаудиторное занятие "Инженерная графика против программного обеспечения"
Перед началом игры необходимо распределить роли и подготовить сценарий игры. Участникам игры, исполняющим роли, нужно сделать подборку...
Феномен игры в прозе германа гессе («демиан», «кляйн и вагнер», «последнее лето клингзора») iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Р. Дж. Стернберг, Дж. Б. Форсайт, Дж. Хедланд, Дж. А. Хорвард, Р. К. Вагнер, В. М. Вильяме, С. А. Снук, Е. Л. Григоренко


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск