Районное методическое объединение учителей русского языка и литературы
Открытый урок литературы
на тему: «Художественное своеобразие стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Нищий»
( 7 класс)
Провела Жракова Т.А., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с.Красное
2012 г.
Художественное своеобразие стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Нищий»Цель урока: выявить художественное своеобразие стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Нищий».Задачи:углубить представление о жанре «стихотворение в прозе»; выявить идею стихотворения;проанализировать использованные автором средства художественной выразительности;совершенствовать навыки монологического высказывания.Оборудование: портрет писателя, иллюстрации, презентация. Предварительная работа учащихся:групповые задания на темы: «История создания цикла «Стихотворения в прозе»» и «Особенности жанра стихотворения в прозе».Индивидуальные задания: сообщение об истории ритуала рукопожатия;
сообщения о лексическом значении слов нищий и брат.
индивидуальное исследовательское задание «Выразительные средства морфологии в стихотворении «Нищий».
индивидуальное исследовательское задание «Анализ композиции
стихотворения».Домашнее задание для всех учащихся класса: прочитать стихотворение «Нищий»;
выполнить задания учебника № 3, 5 (с.261) устно.
Содержание урока Актуализация темы и постановка цели и задач урока.(Слайд 1.) Тема сегодняшнего урока: «Художественное своеобразие стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Нищий»».Мы обращаемся с вами к прочтению и анализу ещё одного произведения И.С.Тургенева - стихотворения в прозе «Нищий». Дома вы познакомились с этим произведением, попытались самостоятельно разобраться с его содержанием и художественными особенностями. (Слайд 2.) Наши задачи:углубить представление о жанре «стихотворение в прозе»;выявить основную мысль стихотворения «Нищий»;проанализировать использованные автором средства художественной выразительности;совершенствовать навыки монологического высказывания.Учитель: Иными словами - постичь художественное своеобразие этого стихотворения. В этом и будет заключаться цель нашего урока. Проверка группового задания «История создания цикла «Стихотворения в прозе»».
Учитель: Чтобы достичь первой цели, обратимся за помощью к группе историков, которая занималась изучением истории создания цикла «Стихотворения в прозе».Итак, какова история создания цикла «Стихотворения в прозе»?Учащиеся: (Слайд 3) Цикл «Стихотворения в прозе» создавался великим писателем вдали от родины, во Франции, в местечке Буживаль, Сначала нездоровье, а затем тяжёлая длительная болезнь Тургенева, «тихая, старчески-закатная жизнь», одиночество, которое особенно остро человек переживает в старости, страх перед смертью, уход из жизни близких ему людей настраивали писателя на грустный лад. Он ещё создаёт рассказы и повести, но с 1877 года открывает для себя новый жанр - стихотворения в прозе. Именно этот жанр позволит ему коротко, но ёмко изложить мгновенные впечатления, настроение ускользающей жизни.Назовите темы этого цикла(Слайд 4) Основные темы цикла - это воспоминания о давней любви, размышления о неотвратимости смерти, раздумья о ничтожности жизниничтожности жизни перед вечностью природы.Кому мы обязаны появлением этих миниатюр?(Слайд 5) Появлением этих миниатюр читатель должен быть обязан Михаилу Максимовичу Стасюлевичу, редактору журнала «Вестник Европы», с которым долгие годы сотрудничал Тургенев. Из воспоминаний Михаила Максимовича мы узнали, что он неоднократно навещал писателя в его французском поместье. Вот что он рассказывает: Тургенев сказал: «...хотите, я докажу вам на деле, что я не только не пишу романа, но и никогда не буду писать!» Затем он наклонился и достал из бокового ящика письменного стола портфель, откуда вынул большую пачку написанных листков различного формата и цвета. На выражение моего удивления: что это такое может быть? - он объяснил, что это нечто вроде того, что художники называют эскизами, этюдами с натуры, которыми они потом пользуются, когда пишут большую картину».Далее Тургенев признался, что эти материалы пошли бы в дело, если бы он принялся за большую работу, но, чтобы доказать, что он ничего больше не будет писать, он решил запечатать материалы и отдать на хранение до его смерти. Михаил Максимович попросил Тургенева прочесть несколько листков, а потом сказал: «Нет, Иван Сергеевич, я не согласен на ваше предложение; если публика должна ждать вашей смерти для того, чтобы познакомиться с этой прелестью, то ведь придётся пожелать, чтобы вы умерли; а мы просто напечатаем всё это теперь же». Через две недели Тургенев прислал Стасюлевичу 50 листков со стихотворениями.Какова композиция сборника?(Слайд 6.) Сборник стихотворений состоит из двух частей. Первая часть «Старческое» - включает 50 стихотворений, отобранных самим Тургеневым и напечатанных впервые в «Вестнике Европы». Вторая часть - «Новые стихотворения в прозе» - это 33 стихотворения, опубликованные уже много позже смерти писателя в Париже в 1930 году.Как сам И.С.Тургенев хотел назвать цикл этих стихотворений?(Слайд 7) Известно, что над названием цикла Тургенев думал очень долго. Сначала он назвал его «Posthuma» («Посмертное»), затем - «Senilia» («Старческое»), и в итоге он согласился с предложением М.М.Стасюлевича дать циклу название «Стихотворения в прозе».3. Проверка группового задания «Особенности жанра «стихотворение в прозе».Учитель: Предоставим слово группе «Литературоведов», которые занимались исследованием особенностей этого жанра.Итак, что же такое стихотворение в прозе? Учащиеся: (слайд 8)Стихотворение в прозе - лирическое произведение в прозаической форме. Учитель: Вспомним, что же такое лирика и что общего у лирического стихотворения и стихотворения в прозе.Лирика — это один из трёх родов литературы. В лирическом произведении изображается состояние человека в отдельный момент его жизни, выражаются чувства, мысли и переживания героя. Общими с лирическим стихотворением признаками стихотворения в прозе можно назвать (Слайд 9) небольшой объём (как правило, не более страницы текста); часто - членение на мелкие абзацы, подобные строфам; обычно бессюжетная композиция; преобладание лирического начала (повествование ведётся от первого лица, то есть от лица лирического героя); повышенная эмоциональность. А что такoе проза? (слайд 10) Проза - одна из форм литературы. Стихотворение в прозе графически оформляется как проза, в нём отсутствует ритм и рифма.Таким образом, стихотворение в прозе представляют собой промежуточную форму между поэзией и прозой.Учитель: Как сам И.С.Тургенев назвал стихотворения в прозе?Учащиеся:(Слайд 11) Сам И.С.Тургенев называл эти произведения эскизами, этюдами с натуры, фрагментами.Учитель: Что новое вы узнали о жанре?4. Чтение стихотворения и аналитическая беседа с учащимися.Учитель: Ребята, ранее вы уже знакомились со стихотворениями в прозе Тургенева. Какие из них вам особенно запомнились?Сегодня мы обращаемся ещё к одному стихотворению. Перед его прочтением хочу процитировать слова автора (Слайд 12): «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений подряд... Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое; и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу».Надеюсь, это стихотворение никого не оставит равнодушным и «заронит» в ваши души что-то важное.Прежде, чем читать стихотворение, обратимся за помощью к нашему «Знатоку», который выяснял лексическое значение слова «нищий»Учащийся: Нищий 1) Очень бедный, неимущий. Например:нищая хибарка, нищая жизнь. Человек, живущий подаянием, собирающий милостыню. Например: подать нищему. 2) Слово может употребляться и в переносном значении: лишённый внутренних интересов, духовно опустошённый человек. Например: нищий духом. |