Урок литературы на тему: «Художественное своеобразие стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Нищий»





Скачать 283.66 Kb.
НазваниеУрок литературы на тему: «Художественное своеобразие стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Нищий»
страница1/3
Дата публикации08.08.2014
Размер283.66 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
  1   2   3
Районное методическое объединение учителей русского языка и литературы



Открытый урок литературы

на тему: «Художественное своеобразие стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Нищий»

( 7 класс)

Провела Жракова Т.А., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с.Красное


2012 г.


Художественное своеобразие стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Нищий»

Цель урока: выявить художественное своеобразие стихотворения в прозе И.Тургенева «Нищий».

Задачи:

углубить представление о жанре «стихотворение в прозе»; выявить идею стихотворения;

проанализировать использованные автором средства художественной выразительности;

совершенствовать навыки монологического высказывания.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации, презентация. Предварительная работа учащихся:

групповые задания на темы: «История создания цикла «Стихотворения в прозе»» и «Особенности жанра стихотворения в прозе».

Индивидуальные задания:

  • сообщение об истории ритуала рукопожатия;

  • сообщения о лексическом значении слов нищий и брат.

  • индивидуальное исследовательское задание «Выразительные средства морфологии в стихотворении «Нищий».

  • индивидуальное исследовательское задание «Анализ композиции

стихотворения».

Домашнее задание для всех учащихся класса:

  • прочитать стихотворение «Нищий»;

  • выполнить задания учебника № 3, 5 (с.261) устно.



Содержание урока

Актуализация темы и постановка цели и задач урока.

(Слайд 1.) Тема сегодняшнего урока: «Художественное своеобразие стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Нищий»».

Мы обращаемся с вами к прочтению и анализу ещё одного произведения И.Тургенева - стихотворения в прозе «Нищий». Дома вы познакомились с этим произведением, попытались самостоятельно разобраться с его содержанием и художественными особенностями.

(Слайд 2.) Наши задачи:

углубить представление о жанре «стихотворение в прозе»;

выявить основную мысль стихотворения «Нищий»;

проанализировать использованные автором средства художественной выразительности;

совершенствовать навыки монологического высказывания.

Учитель: Иными словами - постичь художественное своеобразие этого стихотворения. В этом и будет заключаться цель нашего урока.

    1. Проверка группового задания «История создания цикла «Стихотворения в прозе»».

Учитель: Чтобы достичь первой цели, обратимся за помощью к группе историков, которая занималась изучением истории создания цикла «Стихотворения в прозе».

Итак, какова история создания цикла «Стихотворения в прозе»?

Учащиеся: (Слайд 3) Цикл «Стихотворения в прозе» создавался великим писателем вдали от родины, во Франции, в местечке Буживаль, Сначала нездоровье, а затем тяжёлая длительная болезнь Тургенева, «тихая, старчески-закатная жизнь», одиночество, которое особенно остро человек переживает в старости, страх перед смертью, уход из жизни близких ему людей настраивали писателя на грустный лад. Он ещё создаёт рассказы и повести, но с 1877 года открывает для себя новый жанр - стихотворения в прозе. Именно этот жанр позволит ему коротко, но ёмко изложить мгновенные впечатления, настроение ускользающей жизни.

Назовите темы этого цикла

(Слайд 4) Основные темы цикла - это воспоминания о давней любви, размышления о неотвратимости смерти, раздумья о ничтожности жизни

ничтожности жизни перед вечностью природы.

Кому мы обязаны появлением этих миниатюр?

(Слайд 5) Появлением этих миниатюр читатель должен быть обязан Михаилу Максимовичу Стасюлевичу, редактору журнала «Вестник Европы», с которым долгие годы сотрудничал Тургенев. Из воспоминаний Михаила Максимовича мы узнали, что он неоднократно навещал писателя в его французском поместье. Вот что он рассказывает: Тургенев сказал: «...хотите, я докажу вам на деле, что я не только не пишу романа, но и никогда не буду писать!» Затем он наклонился и достал из бокового ящика письменного стола портфель, откуда вынул большую пачку написанных листков различного формата и цвета. На выражение моего удивления: что это такое может быть? - он объяснил, что это нечто вроде того, что художники называют эскизами, этюдами с натуры, которыми они потом пользуются, когда пишут большую картину».

Далее Тургенев признался, что эти материалы пошли бы в дело, если бы он принялся за большую работу, но, чтобы доказать, что он ничего больше не будет писать, он решил запечатать материалы и отдать на хранение до его смерти. Михаил Максимович попросил Тургенева прочесть несколько листков, а потом сказал: «Нет, Иван Сергеевич, я не согласен на ваше предложение; если публика должна ждать вашей смерти для того, чтобы познакомиться с этой прелестью, то ведь придётся пожелать, чтобы вы умерли; а мы просто напечатаем всё это теперь же». Через две недели Тургенев прислал Стасюлевичу 50 листков со стихотворениями.

Какова композиция сборника?

(Слайд 6.) Сборник стихотворений состоит из двух частей. Первая часть «Старческое» - включает 50 стихотворений, отобранных самим Тургеневым и напечатанных впервые в «Вестнике Европы». Вторая часть - «Новые стихотворения в прозе» - это 33 стихотворения, опубликованные уже много позже смерти писателя в Париже в 1930 году.
Как сам И.С.Тургенев хотел назвать цикл этих стихотворений?
(Слайд 7) Известно, что над названием цикла Тургенев думал очень долго. Сначала он назвал его «Posthuma» («Посмертное»), затем - «Senilia» («Старческое»), и в итоге он согласился с предложением М.М.Стасюлевича дать циклу название «Стихотворения в прозе».

3. Проверка группового задания «Особенности жанра «стихотворение в прозе».

Учитель: Предоставим слово группе «Литературоведов», которые занимались исследованием особенностей этого жанра.

Итак, что же такое стихотворение в прозе?

Учащиеся: (слайд 8)

Стихотворение в прозе - лирическое произведение в прозаической форме.

Учитель: Вспомним, что же такое лирика и что общего у лирического стихотворения и стихотворения в прозе.

Лирика — это один из трёх родов литературы. В лирическом произведении изображается состояние человека в отдельный момент его жизни, выражаются чувства, мысли и переживания героя. Общими с лирическим стихотворением признаками стихотворения в прозе можно назвать (Слайд 9) небольшой объём (как правило, не более страницы текста); часто - членение на мелкие абзацы, подобные строфам; обычно бессюжетная композиция; преобладание лирического начала (повествование ведётся от первого лица, то есть от лица лирического героя); повышенная эмоциональность.

А что такoе проза?

(слайд 10) Проза - одна из форм литературы. Стихотворение в прозе графически оформляется как проза, в нём отсутствует ритм и рифма.

Таким образом, стихотворение в прозе представляют собой промежуточную форму между поэзией и прозой.

Учитель: Как сам И.С.Тургенев назвал стихотворения в

прозе?

Учащиеся:(Слайд 11) Сам И.С.Тургенев называл эти произведения эскизами, этюдами с натуры, фрагментами.

Учитель: Что новое вы узнали о жанре?

4. Чтение стихотворения и аналитическая беседа с учащимися.

Учитель: Ребята, ранее вы уже знакомились со стихотворениями в прозе Тургенева. Какие из них вам особенно запомнились?

Сегодня мы обращаемся ещё к одному стихотворению. Перед его прочтением хочу процитировать слова автора (Слайд 12): «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений подряд... Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое; и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу».

Надеюсь, это стихотворение никого не оставит равнодушным и «заронит» в ваши души что-то важное.

Прежде, чем читать стихотворение, обратимся за помощью к нашему «Знатоку», который выяснял лексическое значение слова «нищий»
Учащийся: Нищий 1) Очень бедный, неимущий. Например:

нищая хибарка, нищая жизнь. Человек, живущий подаянием, собирающий милостыню. Например: подать нищему. 2) Слово может употребляться и в переносном значении: лишённый внутренних интересов, духовно опустошённый человек. Например: нищий духом.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы на тему: «Художественное своеобразие стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Нищий» iconУрока стихотворения в прозе И. С. Тургенева (Тема урока)
Цель урока: развитие духовно – нравственных качеств личности в процессе изучения стихотворений в прозе И. С. Тургенева
Урок литературы на тему: «Художественное своеобразие стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Нищий» iconУрок литературы в 7 классе по «стихотворению в прозе» И. С. Тургенева «Собака»
Написать на отдельном двойном листе небольшое сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» по упражнению 358 (картинка...
Урок литературы на тему: «Художественное своеобразие стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Нищий» iconЦикл стихотворений в прозе как автопсихологическая форма
Автопсихологизм стихотворений в прозе состоит в напряженных отношениях лирического «я», в котором читатель опознает автора произведений...
Урок литературы на тему: «Художественное своеобразие стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Нищий» iconИсследование стихотворения в прозе И. С. Тургенева в качестве объекта...
Развитие критического мышления, правовой культуры, т е способности отстаивать свои права или права другого человека, быть ответственным...
Урок литературы на тему: «Художественное своеобразие стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Нищий» iconКурсовая работа выполнена с целью анализа жанра «стихотворение в прозе»
Пушкин А. С. Жанр стихотворения в прозе в творчестве В. Т. Шаламова. — Челябинск: юурГУ, фж—409, 2012. — 64 с., библиогр список —...
Урок литературы на тему: «Художественное своеобразие стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Нищий» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование урока: текст на каждого ученика, сборник стихотворений в прозе И. С. Тургенева, эпиграф на доске, проектор, файл с данным...
Урок литературы на тему: «Художественное своеобразие стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Нищий» icon«Идейно- художественное своеобразие повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»
Тема урока: «Идейно- художественное своеобразие повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»
Урок литературы на тему: «Художественное своеобразие стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Нищий» iconУрока: Образовательные
Образовательные: обучение анализу лирического стихотворения М. Ю. Лермонтова; развитие умения определять тему, идею стихотворения,...
Урок литературы на тему: «Художественное своеобразие стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Нищий» iconУрок литературы и русского языка в 9 классе по теме: «Анализ стихотворения...
Интегрированный урок литературы и русского языка в 9 классе по теме: Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова
Урок литературы на тему: «Художественное своеобразие стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Нищий» iconВоробьёва Яна Игоревна мбоу сош «Дневной пансион-84», Учитель русского...
Настоящее Положение определяет цели, задачи, порядок проведения, критерии оценки, механизм подведения итогов областного общественного...
Урок литературы на тему: «Художественное своеобразие стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Нищий» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: познакомить учащихся с содержанием стихотворения, показать своеобразие звучания и особую значимость произведения на военную...
Урок литературы на тему: «Художественное своеобразие стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Нищий» iconУрок литературы в 7 классе по творчеству И. С. Тургенева «Одна и та же жизнь…»
...
Урок литературы на тему: «Художественное своеобразие стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Нищий» iconПовторение теории литературы, анализ стихотворения
Особенности лирики М. И. Цветаевой на примере стихотворения «Тоска по Родине! Давно…»
Урок литературы на тему: «Художественное своеобразие стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Нищий» iconУрок по литературе в 5-ом классе на тему: Антуан де Сент-Экзюпери
А. де Сент Экзюпери и его сказочной повестью, выяснить её нравственные проблемы; развивать у пятиклассников умение анализировать...
Урок литературы на тему: «Художественное своеобразие стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Нищий» iconКонспект урока тургенев И. С. «Стихотворения в прозе» (Тема урока)...
Мбоу «Солгинская средняя общеобразовательная школа №86» Вельского района Архангельской области
Урок литературы на тему: «Художественное своеобразие стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Нищий» iconУрок литературы в 7 классе на тему : «Стихотворения о родной природе»
Цели урока: знакомство учащихся со стихотворениями о родной природе; отработка навыков выразительного чтения и анализа стихотворений;...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск