Скачать 34.38 Kb.
|
Конспект открытого урока литературы, 5Б класс Тема урока: « А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста» Цель урока: познакомить учащихся с содержанием стихотворения, показать своеобразие звучания и особую значимость произведения на военную тему в формировании гражданского сознания и нравственных чувств, обратить внимание на жанровые особенности баллады. Ход урока I.Объявление темы и цели урока. Всем вам хорошо известна песня «Священная война» на стихи Лебедева-Кумача: Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашистской силой темною, С проклятою ордой. Пусть ярость благородная Вскипает как волна. Идет война народная, Священная война. Война, память о войне долго будут жить в наших сердцах. Этому историческому событию посвящено немало произведений. На прошлом уроке мы познакомились со стихотворением К. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете». Вспомните, о наступлении или об отступлении пишет автор? Сегодня мы будем говорить о возвращении родной земли и о том, как дети помогали солдатам во время ВОВ. Известный поэт А. Твардовский рассказал о возвращении родной земли в стихотворении «Рассказ танкиста». Запишите в тетради тему урока. Наша задача состоит не только в том, чтобы познакомиться с содержанием стихотворения, но и в том, чтобы вдуматься в глубочайший смысл этого произведения. Мы должны понять, что переживал лирический герой и что автор. II.Работа с классом по теме урока. Обратимся к эпиграфам урока. «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства…» Л.Толстой «Бой идет святой и правый…» А.Твардовский «Ради жизни на земле». А.Твардовский -О чем говорится в первом эпиграфе? -Почему рядом поставлены два следующих эпиграфа? -Вспомните, когда началась война? -Сколько времени длилась война? Война унесла много жизней, но есть и те солдаты, которые вернулись с войны. Я знаю, что ваши деды и прадеды были участниками войны. На их долю выпали нелегкие испытания. Мы с благодарностью вспоминаем каждого из них. Светлая память о них будет жить вечно. Две ученицы Владиславская Настя и Кокоткина Дарья подготовили сообщения о своих прадедах. Давайте послушаем их. Подвиги этих людей не остались незамеченными. Они имеют награды. О них пишут стихи. Светлая им память. Послушаем стихотворение о ветеранах войны в исполнении Кондрашовой Насти. Поэт А. Твардовский, творчество которого мы сегодня изучаем, тоже был участником войны. Всю войну прошел военным корреспондентом, бывал на переднем крае боев, рисковал жизнью. Обратимся к его биографии. Презентация «Жизнь и творчество А.Т.Твардовского». -Что привили родители своему ребенку? III. Чтение и анализ стихотворения «Рассказ танкиста». Вы слышали стихотворение «Рассказ танкиста» в исполнении актера. Чтение произведения учителем. Чтение наизусть стихотворения ученицей 5 класса Кокоткиной Дарьей. -Отступлению или наступлению посвятил автор это стихотворение? -Какие слова это подтверждают? Рассмотрим репродукцию художника Непринцева «Вот солдаты идут». -Что мы видим? -Какие строки можно подобрать к этой картине? Представьте себе, что по этим людям, по этим танкам начинает бить вражеская пуля, гибнут люди на своей родной земле. -Прочитайте строки, где говорится о том, что фашисты безжалостны к русскому солдату. -Чем помог мальчик танкистам? -Почему его можно назвать героем? -Какие качества он проявил? (Ответы записать в тетрадь). -Скажите, он случайно стал героем или нет? -Подтвердите это строками из текста. Подведем итог сказанному. Сделаем вывод. -Каким мы увидели мальчика? -Почему лирический герой сожалеет о том, что не спросил имя мальчика? Вы уже знакомы с понятием баллада. Докажите, что это баллада. -Сколько строф в балладе? -Какая рифма в балладе? -Какие изобразительно-выразительные средства использовал автор? -Сумел ли автор убедить читателя в том, что война объединяет всех в борьбе с врагом? -Почему войну 1941-1945 г.г. называли народной и священной? -Что несет любая война? -Что больше всего беспокоило автора этих строк? -Совместимы ли такие понятия, как война и дети? -Почему автор так убедительно написал о войне? И К. Симонов, и А. Твардовский и другие поэты, и писатели были очевидцами войны, поэтому сумели так рассказать о ней, что мы воспринимаем прочитанное с болью в сердце. -Скажите, какие лозунги, призывы были самыми главными в ВОВ? За Родину! За Сталина! Все для победы! Учащиеся выходят к доске и составляют эти лозунги. Звучит «Священная война». Еще раз возвращаемся к эпиграфам. Снова делаем вывод о том, что понятия война и дети несовместимы. IV. Оценка работы учащихся. V. Задание на дом. |