Урок литературы в 7 классе по «стихотворению в прозе» И. С. Тургенева «Собака»





Скачать 144.73 Kb.
НазваниеУрок литературы в 7 классе по «стихотворению в прозе» И. С. Тургенева «Собака»
Дата публикации26.09.2013
Размер144.73 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
Комбинированный урок литературы в 7 классе по «стихотворению в прозе» И.С.Тургенева «Собака».

Тема урока: Почему прозаическое произведение И.С.Тургенева относится к лирическому жанру «стихотворе

ние в прозе».

Основная задача урока: Выявить отличительные черты «стихотворений в прозе» И.С.Тургенева.

Структура урока.
1 этап. Организационный момент (приветствие)

Цель этапа- настроить на восприятие материала урока.

(Слайд 1)

Здравствуйте, уважаемые учащиеся 7 класса. Добро пожаловать на урок литературы. Надеюсь, что сегодняшняя работа принесет вам пользу как ученикам, так и детям, познающим мир в его сложности и многообразии.

(Зачитываю слова Тургенева из слайда 1).Эти слова Тургенева как нельзя лучше отражают его художественное мироощущение. Как сильно писатель любил и ценил Добро, Красоту и в целом Жизнь.

Мы уже знакомились с творчеством Тургенева в 5 классе, когда изучали….( «Муму»),а в 6 классе…..( «Бежин луг»).

(слайд 2)

Вспомните эти произведения и попробуйте при помощи эпитетов охарактеризовать творчество Тургенева. Можно начать фразой-клише:

На мой взгляд, творчество Тургенева…..
2 этап. Проверка домашнего задания.

Цель этапа - актуализировать имеющиеся знания.

(cлайд 3)

Сегодня мы познакомимся со стихотворением в прозе И.С.Тургенева «Собака». После изучения биографии писателя вы уже можете сказать: когда появились «стихотворения в прозе»? Какие факты биографии Тургенева с ними связаны?(отвечает ученик)
3этап. Работа по теме урока.

А)Интрига урока. Формулировка темы в виде проблемного вопроса.

Цель этапа- активизировать познавательную активность у учащихся.
Оказывается, первоначально у этого цикла было два названия. А какое название на ваш взгляд более красивое? А оно привычно звучит? Действительно, стихотворение в прозе – звучит несколько непривычно. Прочитайте последнее предложение в учебнике на стр.44,сформулируйте его в виде вопроса и вы поможете мне определить тему сегодняшнего урока.

( щелчок по 3 слайду)

Итак, тема урока: Почему произведение «Собака» именуется стихотворением в прозе?

Запишите ее в тетрадь.

(слайд 4)

Б)Постановка целей урока.

образовательная: научить адекватному восприятию текста и грамотной его интерпретации;

развивающая: учить учащихся мыслить творчески и раскованно и самостоятельно выстраивать свое знание;

воспитательная: показать красоту и силу языковых средств, с помощью которых реализуется художественный замысел автора

А ответить на этот вопрос мы сможем, если

-правильно поймем произведение(1 щелчок по 5 слайду)

-продуктивно совместно поработаем со стихотворением в прозе(2 щелчок по 5 слайду)

-увидим красоту произведения и мастерство автора.

Это и есть цели нашего урока.(3 щелчок по 5 слайду)

(слайд 5)

В)Определение жанра урока:

Сегодня у нас урок- мастерская.
Мы побываем в творческой лаборатории Тургенева и постараемся увидеть этот текст другими глазами, как бы изнутри, и по достоинству его оценить.

Помогут нам в этом вспомогательные материалы- рабочий листок ученика, Раздел «Помощь»,в который входит краткий толковый словарик и обучающие карточки с теорией литературы. Оценивать себя вы будете сами в течение урока на рефлексивных листках. Если вы дали хороший ответ, активно работали, то вклейте красный кружок в нужную колонку, если вы работали, но в ответах были неточности, вклейте зеленый кружок, если никак не работали, ничего не вклеивайте.(как вариант можно использовать цветные карандаши, свободное поле закрашивается определенным цветом) В конце урока вы сдадите рефлексивные листки и я поставлю каждому оценку

Г) Создание эмоционального настроя.

Цель этапа- особенности звучания при чтении, выявить общую тональность произведения.

(слайд 6 )

Давайте настроимся эмоционально, для этого прочитаем выразительно вслух произведение Тургенева «Собака» в сопровождении бессмертной «Лунной сонаты» Бетховена)

(слайд 7)

Какое впечатление вызывает у вас этот текст?

Хорошо ли текст сочетался с музыкой при чтении? Почему? Как текст читается?

Обобщите сказанное.
(слайд 8)

Вывод 1. Читается плавно, легко, приятно. Это произведение удивительно музыкально, ритмично.

Итак, мы выявили первую отличительную особенность этого произведения:

(слайд 9)

Д) Определение темы произведения.

О чем или о ком это произведение?

Тема текста: Автор и его собака.

Запишите ее в тетрадь.

Но это внешняя тема текста, а есть еще и внутренняя, ее мы выявим чуть позже.
(слайд 10)

Д )Образ автора

Каким предстает перед нами автор? Что чувствует? Почему? Какова нравственная проблема этого текста?

Вывод5: Автор испытывает чувство печали, грусти, тоски, потому что он остро чувствует свое одиночество.

Нравственная проблема: Одиночество.

Запишите в тетрадь.

(слайд 11)

-Автор и собака.

Что автор испытывает по отношению к собаке?(удивление, любовь, понимание, чувство единения, родства).

К какому выводу о собаке приходит автор, причем уже на склоне лет, когда человек становится мудрым и более внимательным к окружающему миру?(Что душа собаки не отличается от человеческой).

Вывод:Собака-это__________________________________________________
(слайд 12)

Е)заголовок;

Почему произведение называется «Собака?».

Что такое собака для человека и какими качествами она обладает?

Комментарий учителя: Для Тургенева в последние годы не было существа ближе, чем любимый пес. Собака очень умное и чуткое животное, доброе и преданное, а глаза говорят об умении бесконечно любить своего хозяина. Не все люди обладают такими качествами и умением любить. Поэтому автор не чувствует разницы между собой и его собакой. Происходит высшее, духовное общение, когда понимание происходит без слов, когда соприкасаются живые души. В этом произведении собака-главный герой.
Задание 3:Подберите свой заголовок. Можно использовать слова из текста, можно вспомнить пословицу, поговорку, крылатое выражение, наконец, самим сформулировать. Помните, что заголовок точно отражает или тему, или идею текста.

(слайд 13)

Ж)идея текста;

Можно ли считать этот текст духовным, нравственным? Почему?

Чему учит этот текст, какова его идея? Сформулируйте идею, отталкиваясь от заголовка

Идея: Тургенев считает, что (человек и собака одинаковы; что у собаки есть душа; что лучше собаки никого нет и т. д). Этот текст учит доброму отношению к живым существам.

Запишите в тетради.

Комментарий учителя: Чувства, которые испытывает читатель, возникают не сами по себе, благодаря самым разным языковым инструментам, которые использует настоящий мастер слова, и чтобы хорошенько их рассмотреть, проанализируем это произведение.

З) Анализ текста.

Цель этапа - попытаться верно интерпретировать стихотворение в прозе «Собака»,опираясь на филологический анализ текста.

(слайд 14)

-Определение типа речи.

Каков тип речи? Выберите правильный на ваш взгляд ответ в обучающей карточке. Аргументируйте свой ответ.

(слайд 15)

Тип речи: это рассуждение-размышление, так как автор мысленно беседует с самим собой на философскую тему(проблему).

Запишите в тетрадь

(слайд 16)

-Определите стиль речи. Опираясь на материалы обучающей карточки, грамотно аргументируйте свой ответ.

Стиль речи: художественный, потому что есть ИВС, цель писателя- воздействовать на душу, создать образ и т.д.

Запишите в тетради.

Докажем, что это художественный стиль речи.

- Работа с ИВС.

(слайд 17)

Работа в группах

Задание 4:Заполним таблицу. Для этого выберите из текста все изобразительные средства, известные вам и запишите их в рабочую карту.

Изобразительное средство

пример

Эпитеты(1 щелчок по16 слайду)

Страшная, неистовая буря; она немая; трепетный огонек; холодное широкое крыло

Метафоры(щелчок по 16 слайду)

Живет чувство; в каждом из нас горит огонек;

Олицетворение(щелчок по 16 слайду)

Воет вьюга; смерть налетит, махнет холодным крылом; жизнь пугливо жмется.

Лексический повтор(щелчок по 16 слайду)

Она словно хочет сказать что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает.

Контраст(щелчок по 16 слайду)

Жизнь-смерть

Контраст основан на противопоставлении. Какие два понятия противопоставлены?(жизнь-смерть).На какую философскую тему ,древнюю, глубокую, таинственную, вечную, размышляет Тургенев?

(Тургенев размышляет на тему жизни и смерти).

Тема внутренняя: Философское размышление о жизни и смерти.

Запишите в тетради.

Контраст здесь не случаен- это сквозной мотив не только этого произведения, но и всего цикла «стихотворений в прозе».Этот прием имеет очень важную смысловую нагрузку, в чем вы убедитесь в течение урока.

В тексте есть также яркие, необычные слова-эпитеты . Без этих слов текст потерял бы в своей выразительности и значимости. Что это за слова?

-неистовая(относится к буре,), тождественны(относится к человеку и собаке), трепетный(относится к жизни), пугливый(относится к жизни).

Найдите в «Кратком толковом словарике» лексическое значение этих слов.

А теперь подберите к этим словам синоним и антоним и внесите в таблицу.

(Работаем в рабочих листках)

Зачем Тургенев остановил свой выбор именно на таких словах?(Чтобы сделать текст более ярким).

Какова в целом роль ИВС в этом тексте?(Создать образ-картинку, воздействовать на эмоции)

Какое это произведение, благодаря ИВС?

(слайд 18)

Вывод 2: Это произведение очень яркое, образное, благодаря обилию изобразительно-выразительных языковых средств.

И мы определили вторую черту «стихотворений в прозе».

Значит Тургенев достиг цели - воздействовать на душу читателя и показать красоту языка. Теперь погрузимся в текст более глубоко и пообщаемся с писателем на языке аллегорий.

Аллегория-это…

Мы поучимся вскрывать скрытый смысл, видеть за одними предметами другие, чтобы лучше понимать суть произведения. А поможет нам в этом символика текста.

Символ-это…

Работа в группах

-Работа с символикой.

Все произведения Тургенева наполнены символами, поэтому многие предметы, понятия имеют аллегорическое значение.

(слайд 19)

Работа в группах

Задание 5:Назовите основные ключевые предметы в этом тексте. Составим из них ряд.

( буря - собака- глаза- огонек- смерть-жизнь). Порассуждайте, что могут символизировать эти имена существительные, отрицательное это или положительное явление и какие ассоциации, то есть представления вызывает у вас этот предмет?

Найдите соответствия в рабочем листе и заполните таблицу

Ответ учащихся, при проверке ответа открывается слайд 19.

-(буря- трудности жизни, зиму, смерть, старость, холод, неуютность;
Ответ учащихся, при проверке ответа открывается слайд 20..

-собака- преданность, дружба;

Ответ учащихся, при проверке ответа открывается слайд 21.

-глаза- зеркало души;

Ответ учащихся, при проверке ответа открывается слайд 22

-огонек-жизнь живого существа, живую душу, тепло, уют;

Ответ учащихся, при проверке ответа открывается слайд 23

-смерть-небытие, холод, конец)

Ответ учащихся, при проверке ответа открывается слайд 24

-жизнь- впечатления, игра, радостная, светлая, яркая, движется, играет, бурлит, любим ее.(cлайд 25)

(слайд 26)

Вернемся к символам? Каких символов больше?Положительных-4,отрицательных-2.Если жизнь представить в виде весов, что перевешивает?(хорошего в два раза больше).К какой мысли подвигает нас писатель? ( Тургенев говорит нам: несмотря ни на что, в жизни больше хорошего, жизнь прекрасна).

(cлайд 27)

Ответьте на вопрос: Что достигается автором при помощи символов?

(слайд 28)

Вывод 3:Благодаря символам произведение приобрело более глубокий смысл, оно многослойно.

Мы сформулировали третью отличительную черту произведения.

Поработав с выразительными средствами мы уже можем сказать, кроме мыслей автора, что еще он тонко и ненавязчиво отразил?

Вывод3: В произведении отражены эмоции, чувства автора).

-Решение «типовой задачи». Определение рода литературы.

(слайд 29)

Подумайте, к какому из трех родов литературы можно отнести этот текст. Опираясь на обучающую карточку, грамотно аргументируйте свой ответ.

(слайд 30)

Вывод 4:Это лирика, так как отражены только чувства и эмоции самого автора).

Мы обнаружили четвертую отличительную черту «стихотворений в прозе».

(слайд 31)

-композиция текста

Поработаем с композицией.

Композиция-это(зачитываем термин).

Есть ли в этом тексте сюжет? (Это произведение бессюжетно, так как здесь нет событийного ряда, нет описаний предметов, есть только мысли). И тем не менее этот текст можно разбить на ряд микротем, смена которых происходит за счет развития мыслей автора. Давайте подумаем, какие мысли посетили автора и составим план.

(слайд 32)

Микротемы текста:

1.Собака и я в комнате, а на дворе страшная буря.(щелчок слайд 32)

2.В каждом из нас горит трепетный огонек.(Между нами нет никакой разницы)(щелчок слайд 32)

3.Смерть может потушить этот огонек.(щелчок слайд 32)

4.В нас одна и та же пугливая жизнь.(щелчок слайд 32)

Обратите внимание на стройность композиции. Как в каждой микротеме последовательно возникает новый символ, а венчает их какой символ?(жизнь).Случайно ли это?(Несмотря на грустную тональность произведения, символ ЖИЗНЬ в конце произведения имеет очень жизнеутверждающее начало).

Мне хотелось бы обратить ваше внимание на два эпитета, открывающих и закрывающих текст, как бы окольцовывающие его. Назовите их: страшная- пугливый. Какая смысловая взаимосвязь между этими словами?(пугливая жизнь боится страшную смерть)

Вопрос по тексту: Можно ли считать этот текст гармоничным произведением искусства?

Гармония-это…

Ответ:____________________________________________________________

Вывод 5:Это стихотворение в прозе очень гармонично, так как ни одно слово не является случайным. Все языковые средства стройно взамосвязаны .
(слайд33)

-сравнительный анализ

Изображенная ситуация и способ передачи эмоций напоминает фетовские строки. Перед вами четверостишие Афанасия Фета. Попробуйте определить сходство и различие этих текстов.

Кот поет, глаза прищуря,

Мальчик дремлет на ковре,

На дворе играет буря,

Ветер свищет на дворе…


Различие:

(слайд 34)

фет

тургенев

Живые существа

Мальчик на ковре, кот щелчок слайд 34)

Старик, собака

Действие(

Дремлет, поет щелчок слайд 34)

Сидят, смотрят

Природа(щелчок слайд 34)

Буря играет; ветер свищет щелчок слайд 34)

Буря воет

Эмоции(щелчок слайд 34)

Радостно, уютно, тепло щелчок слайд 34)

Страшно, неуютно, грустно

Жанр произведения

стихотворение щелчок слайд 34).Что такое стихотворение?(есть ритм и рифма)

Стихотворение в прозе

Что помог нам выяснить сравнительный анализ? (мы выявили различия)

А теперь поищем сходства. Сходство в ситуации: та же буря за окном, в комнате животное и человек. Только разница в возрасте людей. Все дело в смысловой паре мальчик-старик(между собой это…) Пока ты мальчик, ты все представляешь в радостном свете. Даже буря не страшная, она не угрожает жизни, а играет вместе с тобой.

Отсюда секрет разного настроения стихотворений

(слайд 35)

Как вы понимаете выражения : «проза жизни»-«поэзия жизни»?Это как?(проза- обычно, серо, буднично, а поэзия- красиво, необычно, ярко).У Фета это проза или поэзия?(поэзия).А у Тургенева?(тоже поэзия).Только по-другому сказано.Красоту мира можно передавать по-разному. Можно сфотографировать, а можно зарисовать. Можно написать стихотворение, а можно написать стихотворение в прозе, как это сделал Тургенев. «Поэзия жизни»- это еще одно сходство этих произведений.

Так почему произведение «Собака» все-таки отнесли к жанру «стихотворения в прозе»?

4 этап. Итог урока:

Цель этапа - обобщить все сказанное на уроке в виде ответа на проблему урока. Почему «Собака» называется «стихотворение в прозе»?

(слайд 36)

Произведение «Собака» называется стихотворением в прозе, потому что имеет следующие отличительные черты:

1.Читается плавно, легко, приятно. Это произведение удивительно музыкально, ритмично.

2.»Собака»- мысленное размышление-беседа автора с самим собой на тему жизни и смерти.

3. Это произведение очень яркое, образное, благодаря обилию изобразительно-выразительных языковых средств.

4.Благодаря символам произведение приобрело более глубокий смысл, оно многослойно.

5.Это,несомненно, лирика, так как отражаются чувства и эмоции самого автора.

Произведения, которые имеют такие черты, можно смело отнести к «стихотворениям в прозе».

(слайд 37)

9.Работа в группах. Творческая работа.

а)Написание даймонда (1 группа)

Цель этапа- акцентировать внимание на богатстве смыслов антитез в «Стихотворении в прозе» «Собака».

Даймонд- это особая форма творческой работы. Даймонд состоит из семи строк. Два существительных (первая и последняя строки)выражают два противоположных понятия. Вторая строка-два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного. Следующая строка- три глагола или деепричастия, которые выражают действие. Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два- контрастное ему понятие, завершающее даймонд. Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке.
(слайд 38)

б)создание кластера(2 группа)

А сейчас вы создадите кластер, отражающий суть стихотворения в прозе «Собака». Выберите наиболее близкий вам символ - картинку, изобразите его, можете обойтись только цветом.

(слайд 39)

Добавьте свой слоган или высказывание из слайда, который мог бы послужить в качестве эпиграфа к уроку.

(слайд 40)

5)Домашнее задание: 1.Прочитайте стихотворения в прозе «Дурак» и «Воробей». Создайте к ним даймонд или кластер.

2.Используя материалы сегодняшнего урока, попробуйте доказать, что это «стихотворения в прозе».

3.Попробуйте написать небольшое «стихотворение в прозе»,соблюдая его основные признаки, на тему «Осень», «Радость», «Обида», «Собака» и т.п.

(слайд 41)

В заключение урока давайте создадим позитивный настрой при помощи самых добрых пожеланий, только они должны быть по смыслу связаны с сегодняшним уроком и желательно не повторяться.(Желаю, чтобы ты.., у тебя….).

(слайд 42)

Ну, а я вам пожелаю: «Будьте счастливы!».

На этом наш урок можно считать закрытым. Всем спасибо.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы в 7 классе по «стихотворению в прозе» И. С. Тургенева «Собака» iconУрок литературы на тему: «Художественное своеобразие стихотворения...
Цель урока: выявить художественное своеобразие стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Нищий»
Урок литературы в 7 классе по «стихотворению в прозе» И. С. Тургенева «Собака» iconУрока стихотворения в прозе И. С. Тургенева (Тема урока)
Цель урока: развитие духовно – нравственных качеств личности в процессе изучения стихотворений в прозе И. С. Тургенева
Урок литературы в 7 классе по «стихотворению в прозе» И. С. Тургенева «Собака» iconЦикл стихотворений в прозе как автопсихологическая форма
Автопсихологизм стихотворений в прозе состоит в напряженных отношениях лирического «я», в котором читатель опознает автора произведений...
Урок литературы в 7 классе по «стихотворению в прозе» И. С. Тургенева «Собака» iconУрок литературы в 7 классе по творчеству И. С. Тургенева «Одна и та же жизнь…»
...
Урок литературы в 7 классе по «стихотворению в прозе» И. С. Тургенева «Собака» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование урока: текст на каждого ученика, сборник стихотворений в прозе И. С. Тургенева, эпиграф на доске, проектор, файл с данным...
Урок литературы в 7 классе по «стихотворению в прозе» И. С. Тургенева «Собака» iconУрок литературы в 10 классе Тема. Система образов в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Воспитание чувства уважения к старшим поколениям, толерантности к людям, имеющим другую систему ценностей
Урок литературы в 7 классе по «стихотворению в прозе» И. С. Тургенева «Собака» iconУрок литературы в 6 классе по теме «Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир»
Цель урока: Выявить роль пейзажа как художественного приема в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»
Урок литературы в 7 классе по «стихотворению в прозе» И. С. Тургенева «Собака» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
План-конспект урока литературы в 5 классе по стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино»
Урок литературы в 7 классе по «стихотворению в прозе» И. С. Тургенева «Собака» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Открытый урок по литературе в 10 классе по произведению И. С. Тургенева «Отцы и дети» учителя русского языка и литературы Терентьевой...
Урок литературы в 7 классе по «стихотворению в прозе» И. С. Тургенева «Собака» iconУрок литературы в 7 классе (общеобразовательный) с применением икт по теме
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Урок литературы в 7 классе по «стихотворению в прозе» И. С. Тургенева «Собака» iconСравнительная характеристика. Образ собаки в произведениях И. С....
Оборудования: портреты И. С. Тургенева, А. П. Чехова; иллюстрации к данным произведениям, сделанные в пятом классе; на столах тексты...
Урок литературы в 7 классе по «стихотворению в прозе» И. С. Тургенева «Собака» iconУрок-спектакль, посвященный творчеству И. С. Тургенева
Подготовила учитель русского языка и литературы школы №10 г. Ноябрьск Тюменской области Эсебуа Татьяна Александровна
Урок литературы в 7 классе по «стихотворению в прозе» И. С. Тургенева «Собака» iconИсследование стихотворения в прозе И. С. Тургенева в качестве объекта...
Развитие критического мышления, правовой культуры, т е способности отстаивать свои права или права другого человека, быть ответственным...
Урок литературы в 7 классе по «стихотворению в прозе» И. С. Тургенева «Собака» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодня я хочу предложить вашему вниманию необычный урок- урок словесности. Именно такие уроки, а не уроки русского языка и литературы,...
Урок литературы в 7 классе по «стихотворению в прозе» И. С. Тургенева «Собака» iconУрок литературы в 11 классе. Первый урок в системе уроков «Серебряный век русской поэзии»
Урок литературы в 11 классе. Первый урок в системе уроков «Серебряный век русской поэзии». Рассчитан на 2 часа. Материал урока может...
Урок литературы в 7 классе по «стихотворению в прозе» И. С. Тургенева «Собака» iconКурсовая работа выполнена с целью анализа жанра «стихотворение в прозе»
Пушкин А. С. Жанр стихотворения в прозе в творчестве В. Т. Шаламова. — Челябинск: юурГУ, фж—409, 2012. — 64 с., библиогр список —...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск