1. Иванова Леля Ивановна 2. Русский язык 3. 7 «А» класс 4. Тема: «Повторение пунктуации простого и сложного предложений». 5. Цели урока:
- повторение пунктуации простого и сложного предложений;
- развитие умения выражать свои мысли при усвоении нравственного понятия;
- воспитание сочувствия, сострадания, готовности помочь ближнему. 6. Оборудование урока: текст на каждого ученика, сборник стихотворений в прозе И.С. Тургенева, эпиграф на доске, проектор, файл с данным материалом (портрет Тургенева, портрет Вревской, текст). 7. Ведущая технология: развивающая. Ход урока
Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Буквенный диктант
| Определите на слух вид предложения и кратко запишите: с/с, с/п, б/с и пр.
(Записываю на доске).
Читаю:
Ценность жизни определяется тем, что человек оставил после себя.
Радость, подаренная людям, становится твоей радостью.
Человек может стать другом и братом другого человека, когда горе другого человека становится его горем.
Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки.
Нам бы про душу не забыть, нам бы немножко добрее быть.
Берегись всего того, что не одобряется твоей совестью.
Люди, служившие другим, запоминаются надолго.
Проверка диктанта и оценка (3-4 человека).
| Записывают:
с/п.
пр.
с/п.
с/с.
б/с.
с/п
пр.
| Работа с текстом.
| Сегодня будем работать с текстом, стихотворением в прозе, написанным И.С. Тургеневым.
(Показ портрета Тургенева и сборника стихотворений в прозе Тургенева).
портрет Тургенева.doc
Оно посвящено Юлии Павловне Вревской. Кто же она, эта женщина?
Портрет Ю.Вревской.doc
Послушайте сообщение о Юлии Вревской.
Тургенев узнал о смерти Юлии Вревской из газет. Её смерть огорчила писателя. И в 1882 году в журнале «Вестник Европы» появляется стихотворение в прозе, которое называется «Памяти Ю.П. Вревской».
текст.doc
Запишите над текстом название стихотворения.
Прочитайте стихотворение про себя, подготовьтесь к выразительному чтению.
Что больше всего, на ваш взгляд, поразило, удивило Тургенева в характере Ю. Вревской? Как об этом сказано в стихотворении?
Что значит «кроткое» сердце?
А «жажда жертвы»? Что это означает?
(Записываю на доске).
В чем она видела свое счастье? Как у Тургенева сказано об этом?
Какое художественное средство языка использует И.С. Тургенев?
Как вы оцениваете ее поступок?
(Запись на доске с выделением орфограмм и отд морфем).
Молода, красива.
Жизнь ей улыбалась (Мет.)
А она стала сестрой милосердия.
Почему?
«У нее было все. Высший свет ее знал. Об ней осведомлялись даже сановники (гос. деятели). Дамы ей завидовали, мужчины за ней волочились, 2-3-человека тайно и глубоко любили ее».
Кого напоминает вам Юлия Вревская из героев изученных произведений?
Сделайте морфологический разбор слова «милосердие».
Подберите синонимы к этому слову.
(Запись на доске и в тетрадях)
Какова участь Юлии Вревской? Как об этом сказано в стихотворении? Что из себя представляет это предложение?
Какую роль выполняют однородные обстоятельства?
Зачитайте их.
Что из себя представляет второе предложение? Где нужна запятая?
Кто ухаживал за Юлией Вревской? Прочитайте.
Логовищ – Что означает слово?
Почему это слово И.С. Тургенев использует?
Расставьте знаки препинания, начертите схему. Зачем нужны сложные предложения?
Зачитываю: «Страшные лишения терпят без ропота: живут в землянках, на морозе, с мышами, на одних сухарях; да, велик русский солдат!» - так писала Юлия Вревская в своем дневнике. И солдаты проявляют милосердие. Душа их не зачерствела. Они-то и отдали последнюю дань своей сестре милосердия – предали ее земле.
Стихотворение «Памяти Ю. Вревской» Тургенев заканчивает следующими строками: «Пусть же не оскорбится ее милая тень этим поздним цветком, который я осмеливаюсь возложить на ее могилу».
Каким чувством проникнуто стихотворение и эти последние строки?
Вспомните героев художественных произведений, которые по духу близки Ю. Вревской, которые из любви, из сострадания помогали людям.
|
Сообщение о Юлии Вревской.
«О Юлии Вревской сохранились немногие биографические сведения. В семнадцать лет она вышла замуж за генерала Вревского, который в молодости общался с Лермонтовым, был знаком со ссыльными декабристами. Вскоре, в 1858 году, он погиб в бою на Кавказе. Тургенев познакомился с Вревской в 1873 году. Летом следующего года она приезжала в Спасское. Это посещение оставило глубокий след в душе Тургенева. Между ними завязалась переписка. Одна из тем их писем – начавшаяся на Балканах борьба славянских народов против турецкого ига. В 1877 году Вревская отправилась с другими сестрами милосердия на театр военных действий. Работая в тяжелых условиях в госпиталях, Вревская перевязывала, ассистировала при ампутациях, ухаживала за ранеными. В своем дневнике она писала: «Жалко видеть этих несчастных, поистине героев, которые терпят такие страшные лишения без ропота…да, велик русский солдат!». В январе 1878 года Вревская заболела сыпным тифом и умерла. Гроб ее несли раненые солдаты. Они же копали могилу. Тургенев писал: «Она получила тот мученический венец, к которому стремилась ее душа, жаждая жертвы. Это было прекрасное, неописанно доброе существо».
Записывают.
Читают про себя, а затем вслух.
Нежное кроткое сердце… и такая сила, такая жажда жертвы!
Смирное, покорное, незлобное.
Самопожертвование.
(Записывают под текстом).
Помогать нуждающимся в помощи… Она не ведала другого счастья.
Метафору. (Вся она, пылая огнем неугасимой веры, отдалась на служение ближним). Самоотверженный – жертвующий своими интересами ради общего блага, благородный, героический, бескорыстный, милосердный.
(Запись в тетрадях).
Учащиеся отвечают. (Главное для нее – служение людям).
(Словарная работа: сановники).
Княгиню Трубецкую из поэмы Некрасова «Русские женщины». Она пожертвовала всем, чтобы поддержать мужа, разделить его участь.
Делают морфологический разбор слова на доске и в тетрадях.
Сострадание, сочувствие, жалость, доброта, человечность, сердечность, чуткость, отзывчивость, гуманность, готовность помочь.
(Ученики читают первое предложение стихотворения. Расставляют знаки препинания).
Пр., осл. одн. обст. и прич. оборотом.
На грязи, на соломе, под навесом, в деревушке.
Усиливают впечатление. Ярче помогают представить картину, место, где умирала Ю. Вревская в одиночестве.
С/с.
Отвечают.
Больные солдаты поднимались с своих зараженных логовищ…
Логово – место обитания зверя.
Чтобы показать чудовищность условий больных тифом.
Чертят схему на доске и тетрадях.
какие? зачем?
[ - ,(за которыми - = ), = ], (чтобы = ).
Отвечают.
Преклонение, восхищение, удивление, благоговение (величайшее почтение).
Бунин «Лапти» - Дед Нефед;
М. Горький «Данко» - Данко;
Платонов «Юшка» - Юшка.
| Творческое задание.
| Напишите как вы понимаете, что такое сострадание, милосердие.
Чтение нескольких работ.
| (Пишут).
| Итог урока
| Почему Тургенев назвал свое произведение стихотворением? Ведь это проза.
С каким нравственным понятием познакомились на уроке?
Что повторили? Выставление оценок.
Домашнее задание.
| Содержание текста, его эмоции поднимают его до уровня поэзии. Милосердие
Пунктуацию простого и сложных предложений.
| |