Скачать 52.42 Kb.
|
Урок литературы в 10 классе Тема. Система образов в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Предполагаемые результаты. Личностные. 1.Воспитание чувства уважения к старшим поколениям, толерантности к людям, имеющим другую систему ценностей. 2. Осмысление своей жизненной позиции. Предметные. 1. Выяснить, каково значение системы образов в структуре романе Тургенева «Отцы и дети», 2. Определить, какое место в системе образов занимает главный герой – Евгений Базаров. 3. Увидеть, как проявляется мастерство писателя в создании образов. Метапредметные.
Основные понятия.
Ход урока
–Доброе утро! Проверьте готовность к уроку: тексты художественного произведения, раздаточная схема должна быть у каждого, письменные принадлежности.
Аналитическая беседа. Ребята, вы уже познакомились с историей создания романа великого писателя И.С.Тургенева «Отцы и дети». С какими образами мы встретились на страницах произведения? Какое впечатление произвели на Вас эти герои? Каждый из образов наделён своими, особыми четами. Можно ли понять характер каждого из них без взаимосвязи с другими персонажами? Когда мы анализируем образ во взаимодействии с другими, то как называется этот процесс? III. Формулировка темы. Целеполагание. - Что такое система: совокупность признаков, процесс, итог взаимодействий? - Как мы можем сформулировать тему сегодняшнего урока? ( Обучающиеся сами формулируют тему. Записывают.) - В словаре литературоведческих терминов дано следующее определение: «Система образов - совокупность литературных героев в художественном произведении, их взаимодействие между собой» (Определение выводится на слайде) Для чего в художественном произведении важно анализировать не единичный персонаж, а именно систему образов? Коллективный вывод. Рассматриваем систему образов для понимания темы, идейного смысла, проблематики произведения, особенностей конфликта, художественного своеобразия. (Понятия выводятся на слайде). IY. Учебная задача. Аналитическая беседа. -Какого цвета, по-вашему, могла бы быть ткань времени, которое отразил И.С.Тургенев в романе «Отцы и дети»? Почему? Докажите свою точку зрения. - Вероятнее всего, зелёная. Цвет ассоциируется с жизнью, развитием. Так как то время конца 50-х – начала 60-х годов характеризуется бурными событиями в общественно-политической , научной и культурной жизни страны. Время написания романа: 1860- 1862 Общественная жизнь: революционная ситуация 1859-1861гг, отмена крепостного права, развитие либерализма и демократического движения. Научные открытия: выдающиеся открытия в области естественных наук. 1854 год А..Бутлеров защищает диссертацию «Об эфирных маслах». И.М.Сеченов, духовными учителями которого были философы-материалисты А.И.Герцен и Н.Г.Чернышевский сделали ряд величайших открытий в области физиологии в результате исследований рефлексов головного мозга. Уже снискал себе мировую известность Д.И.Менделеев. Культурные события: развитие реалистического искусства (художники-передвижники И.Шишкин, И.Левитан, И.Суриков) и демократического направления в литературе (Н.А.Добролюбов, Н.Г.Чернышевский, .Е.Салтыков-Щедин, Н.А.Некрасов) . Y. Учебная ситуация. Выявление конфликта в процессе анализа системы образов. Сопоставительный анализ образов «отцов» и «детей» в романе. Работа с презентацией. На слайде последовательно «появляются» предложения, в которых дана характеристика героев. Учащиеся отвечают на вопросы, говорят, о ком идёт речь? - О ком из героев романа идёт речь? - На что обращает внимание писатель? - С какими понятиями ассоциируется слово отец? Чего мы ждём от наших родителей? Вывод: вступая во взаимоотношения с родителями, ожидая от них понимания, заботы, поддержки, мы стремимся к гармоничным отношениям, способствующим, первую очередь, духовному и душевному развитию. - Кто из «отцов» стремится к такой модели взаимоотношений? - Какими были Николай Петрович и Павел Петрови двадцать лет назад? (На слайде - история жизни «отцов») - Смогли они реализовать себя в полной мере, раскрыть внутренний потенциал? - Почему такое смятение происходит в лагере отцов с появлением Базарова? Вывод. Образ Базарова – динамичный. Этот персонаж наделён теми чертами, которые не смогли развить себе «отцы» в силу условий развития и особенностей характера, порождённых этими же условиями. Именно поэтому борьба между старым и новым так яростна. - Каждый из героев – обобщённый образ, обладающий типичными чертами того или иного общественного класса. Представителями каких общественных сил являются те герои, о которых мы говорим на уроке? Вывод: в основе произведения лежит непримиримый конфликт между старым и новым: дворянством, не имеющим стимулов к развитию, и разночинцами - демократами, стремящимися к коренному переустройству общественного строя. YI. Учебная ситуация. Анализ системы взглядов главного героя. Групповая работа. Класс делится на группы (по 4 человека). Каждой группе даётся лист бумаги, на котором напечатана фраза Базарова. Задание. - Сформулируйте ваше мнение о данном высказывании Базарова. Насколько оно могло быть актуальным для той эпохи, в которую жил герой? Включается (фоном) песня В.Цоя «Мы ждём перемен». Обучающиеся работают в группе в течение 3 минут – формулируют и записывают свои доказательства. Затем «представители» групп читают результат коллективной работы. - А кем сейчас для нас является Евгений Базаров? Есть ли в его системе взглядов те, которые мы можем «взять на вооружение»? Обучающиеся читают те высказывания, которые коррелируют с их системой взглядов. YII. Подведение итогов. Работа со схемами. На слайде презентации последовательно «появляются» портреты героев романа. - Сегодня мы проследили основные коллизии в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Чем характеризуются эти отношения: Базаров – Павел Петрович, Базаров – Николай Петрович, Николай Петрович – Павел Петрович? (Ученики «на стрелках» обозначают особенности взаимоотношений). - Какими ещё взаимоотношениями можно расширить систему образов в романе? - На какие проблемы «выводит» нас анализ этих коллизий? YIII. Рефлексия. Говоря о социальных явлениях, отражённых в романе, мы переходили на ценностный уровень. Ценности – это основа жизни, основа развития. А жизнь – это долгая и длинная дорога, двигаясь по которой мы развиваем в себе различные качества. Представим, что вагончики поезда жизни и есть те самые качества. Напишите два из них: одно, которому вы хотели бы научиться у Базарова, другое, которое вам помогают развить родители. IX. Оценки. XX. Домашнее задание (записано на доске). Всем: - знать содержание глав: 5,7,16-19; - закончить работу со схемой, начатую на уроке. Индивидуально: - подготовить сообщения «Базаров и родители», «Базаров и Одинцова», «Базаров и псевдонигилисты». |
Тема Кол-во Поэтика романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Поздний период творчества И. С. Тургенева | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Открытый урок по литературе в 10 классе по произведению И. С. Тургенева «Отцы и дети» учителя русского языка и литературы Терентьевой... | ||
А. П. Чехов обличитель мещанства и пошлости (на примере одного произведения) Образ Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Авторская оценка образа Базарова | Роман и. С. Тургенева «отцы и дети» России (сам Тургенев – сторонник постепенных реформистских преобразований в стране), и демократы, настроенные на немедленное разрушение... | ||
Роман тургенева «отцы и дети» в оценке д. И. Писарева ... | Урок литературы в 7 классе тема: Н. А. Некрасов План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети | ||
Основные вехи мировой философской мысли Произведения: «Гроза» А. Н. Островского, «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Сказки» М.... | Традиции русской литературы в романе Л. Улицкой Медея и её дети «Традиции русской литературы в романе Л. Улицкой «Медея и её дети» и повести В. Пелевина «Жёлтая стрела» | ||
По итогам каждой части романа даны обобщающие вопросы, способствующие... А. С. Пушкина «Евгений Онегин», поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души», роман И. С. Тургенева «Отцы и дети», роман-эпопея Л. Н. Толстого... | Навигатор по литературе 10 класс 2-е полугодие 2014 – 2015 уч год... ... | ||
Урок литературы в 7 классе по творчеству И. С. Тургенева «Одна и та же жизнь…» ... | Содержание введение 2 Гениальный писатель видит необходимость изменений в русском обществе и нежелание этого общества вершить что-то новое. Большинство... | ||
Урок: лекция «Жизнь и творчество И. С. Тургенева. Россия 50-х. Замысел... «Жизнь и творчество И. С. Тургенева. Россия 50-х. Замысел романа, историческая обстановка в стране и как она отражена в романе» | Урок литературы в 6 классе по теме «Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир» Цель урока: Выявить роль пейзажа как художественного приема в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» | ||
Урок литературы в 7 классе по «стихотворению в прозе» И. С. Тургенева «Собака» Написать на отдельном двойном листе небольшое сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» по упражнению 358 (картинка... | Реферат по литературе на тему: «Система образов в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Наряду с «Евгением Онегиным» А. С. Пушкина, «Мертвыми душами» Н. В. Гоголя лермонтовский «Герой нашего времени» находится у истоков... |