Урок литературы в 10 классе Тема. Система образов в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»





Скачать 52.42 Kb.
НазваниеУрок литературы в 10 классе Тема. Система образов в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Дата публикации19.08.2014
Размер52.42 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Урок литературы в 10 классе

Тема. Система образов в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Предполагаемые результаты.

Личностные.

1.Воспитание чувства уважения к старшим поколениям, толерантности к людям, имеющим другую систему ценностей.

2. Осмысление своей жизненной позиции.

Предметные.

1. Выяснить, каково значение системы образов в структуре романе Тургенева «Отцы и дети»,

2. Определить, какое место в системе образов занимает главный герой – Евгений Базаров.

3. Увидеть, как проявляется мастерство писателя в создании образов.

Метапредметные.

  1. Развитие различных видов мышления: наглядно-действенного, творческого, ассоциативно-аналитического.

  2. Развитие коммуникативной компетенции.

  3. Развитие навыков работы с текстом.


Основные понятия.

  1. Литературоведческие: образ, тема, идея, проблема, композиция, конфликт.

  2. Метапредметные: система, единица, связь, развитие, образ, старое, новое.

Ход урока

  1. Организационный момент.

–Доброе утро! Проверьте готовность к уроку: тексты художественного произведения, раздаточная схема должна быть у каждого, письменные принадлежности.

  1. Мотивация

Аналитическая беседа.

Ребята, вы уже познакомились с историей создания романа великого писателя И.С.Тургенева «Отцы и дети».

С какими образами мы встретились на страницах произведения?

Какое впечатление произвели на Вас эти герои?

Каждый из образов наделён своими, особыми четами. Можно ли понять характер каждого из них без взаимосвязи с другими персонажами?

Когда мы анализируем образ во взаимодействии с другими, то как называется этот процесс?

III. Формулировка темы. Целеполагание.

- Что такое система: совокупность признаков, процесс, итог взаимодействий?

- Как мы можем сформулировать тему сегодняшнего урока?

( Обучающиеся сами формулируют тему. Записывают.)

- В словаре литературоведческих терминов дано следующее определение: «Система образов - совокупность литературных героев в художественном произведении, их взаимодействие между собой»

(Определение выводится на слайде)

Для чего в художественном произведении важно анализировать не единичный персонаж, а именно систему образов?
Коллективный вывод. Рассматриваем систему образов для понимания темы, идейного смысла, проблематики произведения, особенностей конфликта, художественного своеобразия.

(Понятия выводятся на слайде).

IY. Учебная задача. Аналитическая беседа.

-Какого цвета, по-вашему, могла бы быть ткань времени, которое отразил И.С.Тургенев в романе «Отцы и дети»? Почему? Докажите свою точку зрения.

- Вероятнее всего, зелёная. Цвет ассоциируется с жизнью, развитием. Так как то время конца 50-х – начала 60-х годов характеризуется бурными событиями в общественно-политической , научной и культурной жизни страны.

Время написания романа: 1860- 1862

Общественная жизнь: революционная ситуация 1859-1861гг, отмена крепостного права, развитие либерализма и демократического движения.

Научные открытия: выдающиеся открытия в области естественных наук.

1854 год А..Бутлеров защищает диссертацию «Об эфирных маслах».

И.М.Сеченов, духовными учителями которого были философы-материалисты А.И.Герцен и Н.Г.Чернышевский сделали ряд величайших открытий в области физиологии в результате исследований рефлексов головного мозга. Уже снискал себе мировую известность Д.И.Менделеев.

Культурные события: развитие реалистического искусства (художники-передвижники И.Шишкин, И.Левитан, И.Суриков) и демократического направления в литературе (Н.А.Добролюбов, Н.Г.Чернышевский, .Е.Салтыков-Щедин, Н.А.Некрасов) .

Y. Учебная ситуация. Выявление конфликта в процессе анализа системы образов.

Сопоставительный анализ образов «отцов» и «детей» в романе.

Работа с презентацией. На слайде последовательно «появляются» предложения, в которых дана характеристика героев. Учащиеся отвечают на вопросы, говорят, о ком идёт речь?

- О ком из героев романа идёт речь?

- На что обращает внимание писатель?

- С какими понятиями ассоциируется слово отец? Чего мы ждём от наших родителей?
Вывод: вступая во взаимоотношения с родителями, ожидая от них понимания, заботы, поддержки, мы стремимся к гармоничным отношениям, способствующим, первую очередь, духовному и душевному развитию.
- Кто из «отцов» стремится к такой модели взаимоотношений?

- Какими были Николай Петрович и Павел Петрови двадцать лет назад?

(На слайде - история жизни «отцов»)

- Смогли они реализовать себя в полной мере, раскрыть внутренний потенциал?

- Почему такое смятение происходит в лагере отцов с появлением Базарова?

Вывод. Образ Базарова – динамичный. Этот персонаж наделён теми чертами, которые не смогли развить себе «отцы» в силу условий развития и особенностей характера, порождённых этими же условиями. Именно поэтому борьба между старым и новым так яростна.

- Каждый из героев – обобщённый образ, обладающий типичными чертами того или иного общественного класса. Представителями каких общественных сил являются те герои, о которых мы говорим на уроке?

Вывод: в основе произведения лежит непримиримый конфликт между старым и новым: дворянством, не имеющим стимулов к развитию, и разночинцами - демократами, стремящимися к коренному переустройству общественного строя.
YI. Учебная ситуация. Анализ системы взглядов главного героя.

Групповая работа. Класс делится на группы (по 4 человека). Каждой группе даётся лист бумаги, на котором напечатана фраза Базарова.

Задание.

- Сформулируйте ваше мнение о данном высказывании Базарова. Насколько оно могло быть актуальным для той эпохи, в которую жил герой?

Включается (фоном) песня В.Цоя «Мы ждём перемен». Обучающиеся работают в группе в течение 3 минут – формулируют и записывают свои доказательства. Затем «представители» групп читают результат коллективной работы.
- А кем сейчас для нас является Евгений Базаров? Есть ли в его системе взглядов те, которые мы можем «взять на вооружение»?

Обучающиеся читают те высказывания, которые коррелируют с их системой взглядов.
YII. Подведение итогов.

Работа со схемами. На слайде презентации последовательно «появляются» портреты героев романа.

- Сегодня мы проследили основные коллизии в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Чем характеризуются эти отношения: Базаров – Павел Петрович, Базаров – Николай Петрович, Николай Петрович – Павел Петрович?

(Ученики «на стрелках» обозначают особенности взаимоотношений).

- Какими ещё взаимоотношениями можно расширить систему образов в романе?

- На какие проблемы «выводит» нас анализ этих коллизий?
YIII. Рефлексия.

Говоря о социальных явлениях, отражённых в романе, мы переходили на ценностный уровень. Ценности – это основа жизни, основа развития. А жизнь – это долгая и длинная дорога, двигаясь по которой мы развиваем в себе различные качества. Представим, что вагончики поезда жизни и есть те самые качества. Напишите два из них: одно, которому вы хотели бы научиться у Базарова, другое, которое вам помогают развить родители.

IX. Оценки.
XX. Домашнее задание (записано на доске).

Всем: - знать содержание глав: 5,7,16-19;

- закончить работу со схемой, начатую на уроке.

Индивидуально:

- подготовить сообщения «Базаров и родители», «Базаров и Одинцова», «Базаров и псевдонигилисты».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы в 10 классе Тема. Система образов в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» iconТема Кол-во
Поэтика романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Поздний период творчества И. С. Тургенева
Урок литературы в 10 классе Тема. Система образов в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Открытый урок по литературе в 10 классе по произведению И. С. Тургенева «Отцы и дети» учителя русского языка и литературы Терентьевой...
Урок литературы в 10 классе Тема. Система образов в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» iconА. П. Чехов обличитель мещанства и пошлости (на примере одного произведения)
Образ Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Авторская оценка образа Базарова
Урок литературы в 10 классе Тема. Система образов в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» iconРоман и. С. Тургенева «отцы и дети»
России (сам Тургенев – сторонник постепенных реформистских преобразований в стране), и демократы, настроенные на немедленное разрушение...
Урок литературы в 10 классе Тема. Система образов в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» iconРоман тургенева «отцы и дети» в оценке д. И. Писарева
...
Урок литературы в 10 классе Тема. Система образов в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» iconУрок литературы в 7 классе тема: Н. А. Некрасов
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети
Урок литературы в 10 классе Тема. Система образов в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» iconОсновные вехи мировой философской мысли
Произведения: «Гроза» А. Н. Островского, «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Сказки» М....
Урок литературы в 10 классе Тема. Система образов в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» iconТрадиции русской литературы в романе Л. Улицкой Медея и её дети
«Традиции русской литературы в романе Л. Улицкой «Медея и её дети» и повести В. Пелевина «Жёлтая стрела»
Урок литературы в 10 классе Тема. Система образов в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» iconПо итогам каждой части романа даны обобщающие вопросы, способствующие...
А. С. Пушкина «Евгений Онегин», поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души», роман И. С. Тургенева «Отцы и дети», роман-эпопея Л. Н. Толстого...
Урок литературы в 10 классе Тема. Система образов в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» iconНавигатор по литературе 10 класс 2-е полугодие 2014 – 2015 уч год...
...
Урок литературы в 10 классе Тема. Система образов в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» iconУрок литературы в 7 классе по творчеству И. С. Тургенева «Одна и та же жизнь…»
...
Урок литературы в 10 классе Тема. Система образов в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» iconСодержание введение 2
Гениальный писатель видит необходимость изменений в русском обществе и нежелание этого общества вершить что-то новое. Большинство...
Урок литературы в 10 классе Тема. Система образов в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» iconУрок: лекция «Жизнь и творчество И. С. Тургенева. Россия 50-х. Замысел...
«Жизнь и творчество И. С. Тургенева. Россия 50-х. Замысел романа, историческая обстановка в стране и как она отражена в романе»
Урок литературы в 10 классе Тема. Система образов в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» iconУрок литературы в 6 классе по теме «Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир»
Цель урока: Выявить роль пейзажа как художественного приема в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»
Урок литературы в 10 классе Тема. Система образов в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» iconУрок литературы в 7 классе по «стихотворению в прозе» И. С. Тургенева «Собака»
Написать на отдельном двойном листе небольшое сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» по упражнению 358 (картинка...
Урок литературы в 10 классе Тема. Система образов в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» iconРеферат по литературе на тему: «Система образов в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Наряду с «Евгением Онегиным» А. С. Пушкина, «Мертвыми душами» Н. В. Гоголя лермонтовский «Герой нашего времени» находится у истоков...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск