Скачать 239.85 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №2 г.о.Железнодорожный Московской области Реферат на тему: «Традиции русской литературы в романе Л.Улицкой «Медея и её дети» и повести В.Пелевина «Жёлтая стрела». Выполнила: Попович Светлана Леонидовна, учитель русского языка и литературы высшей категории 2012 год. Оглавление. 1)Введение. 2)Традиции русской литературы в романе Л.Улицкой «Медея и её дети» и повести В.Пелевина «Жёлтая стрела»: 1. Традиции русской литературы в романе Л.Улицкой «Медея и её дети»: А). символика названия романа; Б). тема семьи, дома и моря в произведении; В). «Не стоит село без праведника»; 2. Символика названия и особенности композиции повести В. Пелевина «Жёлтая стрела». 3. Технология «плюс один» в произведениях Л.Улицкой и В. Пелевина. 4. Тема «жизни и смерти» в произведениях. 5. Мотив сна и письма в произведениях «Жёлтая стрела» и «Медея и её дети». 3). Заключение. 4). Библиография. Введение. Л. Улицкая и В. Пелевин – писатели, культовые имена в современной русской литературе. Эти имена известны не только литературным критикам и «серьёзным читателям», но и широкому кругу общественности как в России, так и за рубежом. Многие произведения переведены на языки мира, авторы награждены престижными премиями (В. Пелевин - лауреат Малой Букеровской премии, получил ряд престижных премий по фантастике: «Великое кольцо», «Золотой шар», «Бронзовая улитка», «Интерпресскон», «Странник», а Л.Улицкую французы наградили почётной премией Медичи, итальянцы — премией Джузеппе Ацерби, в России Улицкая стала букеровским лауреатом, получила премию «Большая книга»). Художественное творчество Л.Улицкой, В. Пелевина подвергалось рассмотрению в отечественном литературоведении и более подробно в критике конца ХХ века – начала ХХI века. Художественный мир Л. Улицкой пытались анализировать Д. Бавильский, М. Магомедова, Е. Сафонова, Г. Смирнова, А. Стражный,И. Цирельсон. К творческому наследию В. Пелевина обращались исследователи, рассматривая проблемы русского литературного постмодернизма (О.В. Богданова, В. Курицын, М.Н. Лейдерман, Н.А. Лихина, И.С. Скоропанова), пути развития русской фантастики (С. Бережной, М. Мещерская), проблемы концептуализма (С.С.Жогов). Однако больших работ, монографий о творчестве Л.Улицкой, В. Пелевина пока нет, и все написанное когда-либо на эту тему – это, в основном, газетные и журнальные статьи. Но в большинстве работ представлен не анализ в рамках традиционного литературоведения, а критика творчества писателей, нет системного и полного изучения. Основной целью нашей работы является попытка выявить традиции русской литературы в романе Л.Улицкой «Медея и её дети» и повести В.Пелевина «Жёлтая стрела». Данный аспект исследования выбран неслучайно. Известно внимание литературоведов к данной теме в творчестве писателей. Задачи исследования:
Основными методами исследования являются описательный, сопоставительный, методы анализа литературного текста. Работа состоит из Введения, пяти глав, Заключения, Библиографии Традиции русской литературы в романе Л.Улицкой «Медея и её дети» и повести В.Пелевина «Жёлтая стрела». Глава 1 Традиции русской литературы в романе Л.Улицкой «Медея и её дети». Ряд писателей, таких как Б. Акунин, Л. Петрушевская, Т. Толстая, прочно вошли в литературу современности. Их вклад в развитие литературного процесса, бесспорно, не равнозначен. Особое место, на наш взгляд, занимает Л.Улицкая. Что же привлекает читателя к этой «некоммерческой писательнице»? Какие традиции русской литературы продолжает автор? Особое место в творчестве автора занимает роман «Медея и её дети» (итальянская премия 1999 года). Роман характеризует масштабность повествования, своеобразие авторского стиля, с первых страниц узнаёшь автора, множество персонажей, многочисленные сюжетные линии. Хочется неторопливо и вдумчиво читать. Не это ли мы испытываем, когда читаем произведения Ф.М. Достоевского, А.И.Куприна? Л. Улицкая, продолжая традиции наших классиков, особое значение уделяет названию, которое символично – «Медея и её дети».Обратимся к энциклопедиям: «Медея - волшебница, дочь царя Колхиды Ээта и океаниды Идии, внучка Гелиоса, племянница Кирки. Миф о Медее связан с мифом об аргонавтах. Когда «аргонавты во главе с Ясоном прибыли в Колхиду, покровительствовавшие им боги внушили волшебнице страстную любовь к Ясону. За обещание жениться на ней Медея помогла Ясону преодолеть испытания, которым его подверг Ээт. Усыпив волшебным зельем сторожившего золотое руно дракона, она помогла Ясону овладеть сокровищем (Apollod. I 9, 23). Более древний вариант: Ясон убил дракона (Pind. Pyth. IV 249). Вместе с Ясоном Медея бежала из Колхиды. Чтобы задержать преследовавшего беглецов Ээта, она убила бежавшего с ней своего малолетнего брата Апсирта, а затем разбросала куски его тела по морю, понимая, что пораженный горем отец прекратит погоню, чтобы собрать части тела сына для погребения (Apollod. I 9, 24); вариант: Апсирт не бежал с Медеей, а возглавил колхов, гнавшихся за аргонавтами. Колдунья заманила брата в ловушку, и Ясон убил его (Apoll. Rhod. IV 452 след.). Когда Медея и аргонавты достигли острова феаков, посланные Ээтом колхи потребовали выдачи дочери царя. Царь феаков Алкиной ответил, что выдаст беглянку, если она еще не стала женой Ясона. Предупрежденные супругой Алкиноя Аретой, Медея и Ясон поспешили сочетаться браком (IV 1100 след.). Когда аргонавты с руном вернулись в Иолк, Медея помогла Ясону отомстить узурпатору Пелию, убившему его отца и брата. Она погубила Пелия, убедив его дочерей, что дряхлого отца можно омолодить. Для этого тело Пелия надо разрубить на части, сварить их в котле, а потом она с помощью волшебных снадобий вернет ему молодость. Чтобы убедить дочерей, она разрубила барана, сварила его в котле, а затем превратила в ягненка; когда дочери Пелия согласились разрубить отца, однако Медея воскрешать его не стала (Paus. VIII 11,2; Ovid. Met. VII 297 след.). После этого супруги были изгнаны из Иолка и поселились в Коринфе, где Медея родила Ясону двух сыновей: Мермера и Ферета. Когда Ясон задумал жениться на дочери коринфского царя Креонта Главке (вариант: Креусе), Медея, проклиная неблагодарного мужа, решила отомстить ему. Она послала сопернице пропитанный ядом пеплос, надев который Главка сгорела заживо вместе с отцом, пытавшимся спасти дочь (Hyg. Fab. 25). Убив своих детей, Медея улетела на колеснице, запряженной крылатыми конями (вариант- драконами). По другому варианту мифа, она оставила детей молящимися у алтаря Геры, и коринфяне, мстя за Главку, убили их (Paus. II 3, 6-7; Diod. IV 55; Apollod. I 9. 28). Бежав из Коринфа, волшебница поселилась в Афинах и стала женой Эгея, родив ему сына Меда (Apollod. I 9, 28). Когда в Афины возвратился не узнанный отцом наследник Эгея Тесей, Медея, боясь, что он, а не Мед унаследует власть отца, убедила мужа попытаться погубить пришельца. Но Эгей узнал сына, раскрыл коварство Медеи и изгнал ее из Афин»¹. После этого колдунья и ее сын Мед возвратились в Колхиду, где к тому времени Ээт был свергнут с престола братом Персом. Мед убил Перса и воцарился в Колхиде, впоследствии завоевав значительную часть Азии. Такие черты образа Медеи, как способность оживлять мертвых, летать по небу и прочее, позволяют предполагать, что первоначально она почиталась как богиня. Возможно, в образе волшебницы Медеи слились черты почитавшейся в Колхиде солнечной богини, могущественной колдуньи фессалийских сказок (Иолк находился в Фессалии) и героини коринфского эпоса, в котором Медея и ее отец считались выходцами из Коринфа» ¹. Такова ли наследница имени Медея героиня Л. Улицкой? Роман обозначают как «семейную сагу» - «Медея и её дети». Вспоминаются масштабные произведения Л.Н. Толстого «Война и мир», Шолохова «Тихий Дон». Но в названии романа Л. Улицкой звучит парадоксальное: главная героиня была бездетной вдовой, принимавшей «в гости» своих племянников. Писательница оговаривается: «какова бывает любовь к детям у бездетных женщин, трудно сказать…» ². Сама Медея Улицкой не только не способна убить, а напротив, узнав «тайну», десять лет не разговаривала с сестрой, которая родила от её мужа дочь. А «говорящим» мифологическим именем тихую женщину можно назвать только за то, что она происходила из таврических (понтийских) __________________________________________________________ ¹ Мифологический словарь ²Улицкая Л. Медея и её дети.М.:Эксмо, 2009г., стр.18. греков, и являлась «последней чистопородной» гречанкой в своей семье. Герои романа тянутся к дому Медеи (родственники даже составили список посещений, а Георгий мечтает жить в этом благостном уголке, чтобы обрести счастье и покой, а в финале романа строит дом возле дома Медеи и помогает с вопросом наследства). Что такое семья? Это объединение людей, сплоченных общими интересами. Не в этом ли тайна того, что в этот дом, хранительницей которого и продолжательницей традиций рода Синопли – Мендес является бездетная вдова Медея, едут многочисленные родственники, причём с раннего детства. Тянет в Крым и русских, и литовских, и грузинских, и литовских потомков. Возникают параллели, но иного плана, с домом сердца Ростовых, Болконских, холодным домом Безуховых, разрушенным домом Мелеховых. Действительно, удивительна земля Крыма, Л. Улицкая повествует о её щедрости и красоте, благосклонности и разрушению. Крым как место действия романа, по мнению М. Магомедовой, выбран автором неслучайно. Здесь тусклая почва этой скромной сценической площадки всемирной истории — равноправный герой. Символична и важна его роль в концепции произведения. Даже ход времени в рамках реализуемой поэтики текста отмеряется природными циклами, временами года, сбором и созреванием фруктов, цветением. В этом контексте уместно обратиться к теме моря. Так, в романе автор дает зарисовку: «Медея родилась на морском берегу и знала здешнее море… все повадки воды, ее переменчивость и постоянство, цвет, меняющийся с утра до вечера, с осени до весны, все ветры все течения вместе с их календарными сроками» ¹. Море, как и у А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, занимает особое место в романе, с ним связаны и радости и печали, и традиционное для греков, одно из значений этого слова «дорога». От взрыва на корабле «Императрица Мария» погиб отец Медеи Мендес, а через девять дней вслед за ним ушла мать. Всю жизнь Медея Мендес проживет на берегу моря, но, как и все местные жители, купаться она, ходила редко: «… если Медея и собиралась на свидания к морю, она предпочитала ходить одна» ². Одна из ее отлучек, поездка к Леночке, частично проходит по морю. Несмотря на то, что есть другой путь, по суше, Медея выбирает «неспокойное весеннее море». Мотив близости моря и его берегов, разумеется, широко распространен в поэтических текстах. Но море для героев Л.Улицкой, как и для многих русских классиков, - символ спокойствия, соединения с мирозданием, поиска истины: «Все спустились к морю и разом замолчали. Это была всегдашняя минута почтительного молчания пред лицом относительной вечности, которая мягко плескалась у самых ног» ³. ______________________________________________________________________ ¹ Улицкая Л. Медея и её дети.М.:Эксмо, 2009г., стр126. ² Там же, стр.136. ³Там же, стр149. Даже подготовка к встрече с морем и дорога к нему представляет собой особый ритуал, когда открывается истина, вспоминаются тайны. Но истинное душевное равновесие находит только Медея, может быть, поэтому «И бухточки, и морские камни пережили множество имен, но в последнее время их все чаще называли Медеиными. Сначала их так называла Медеина молодая родня, а от них переняли это новое имя другие… если и слышавшие о существовании Медеи, то другой, мифической» ¹. Но именно дом даёт возможность собраться семье, напитать душу и сердце (об этом говорят герои романа). И опять Л.Улицкая продолжает традиции Толстого, вспомним Андрея Болконского, его поездку в имение на пути к истине, обретение счастья любить при встрече в доме Ростовых. Или обретение покоя, душевного равновесия Григория Мелехова в финале романа на пороге дома. Но не только родственники так относятся к дому Медеи, но и для неё самой дом – стержень жизни: “Родом она была из Феодосии, вернее, из огромного, некогда стройного дома в греческой колонии, давно слившейся с феодосийской окраиной. Ко времени её рождения дом потерял изначальную стройность, разросся пристройками, террасами и верандами...” Автор подчёркивает: не из Феодосии, а из дома была родом героиня. Однако нет в романе подробного описания дома Медеи. Мы узнаём, что он “стоял в самой верхней части Посёлка, его усадьба была ступенчатая, с террасами”². В доме была “умная печурка, которая брала мало топлива, но давала много тепла”. Была летняя кухня, сложенная “из дикого камня, на манер сакли, одна стена упиралась в подрытый склон холма, а низенькие, неправильной формы окна были пробиты с боков. Висячая керосиновая лампа мутным светом освещала стол...” ³ Но как уютно и комфортно в этом доме, есть тот, кто создает всё это – у дома есть хозяйка, которая покидает дом лишь в исключительных случаях (беды с родными или со своей душой). «Не стоит село без праведника», продолжает традиции А. Солженицына («Матрёнин двор») автор в романе. Но героиня Л.Улицкой иного плана - она сумела создать и сохранить дом, который после неё остаётся потомкам. Медея наполнена верой в жизнь, в силу духа (поражает борьба героини за жизнь мужа и стойкость юной Медеи перед невзгодами). Медея не просто верит в жизнь, а принимает такой, какая есть. Вспомним восприятие жизни и судьбы А.Блоком: Принимаю тебя, неудача, И удача, тебе мой привет! ¹ Улицкая Л. Медея и её дети.М.:Эксмо, 2009г., стр148-149. ² Там же, стр.29. ³Там же, 46. А в старости автор видит её красоту, да и сама героиня объективно оценивает себя: “какая красивая старуха из меня образовалась”. У героини, как и у Наташи Ростовой, и Татьяны Лариной, обострённое чувство красоты. После смерти мужа она читает Псалтирь: “Псалтирь у неё была старая, церковнославянская, сохранившаяся от гимназических времён... Ещё была в доме русско-еврейская... Медея иногда пыталась читать Псалтирь по-русски, и хотя некоторые места были яснее по смыслу, но терялась таинственная красота затуманенного славянского...” ¹ Видит красоту героиня и в людях, и в море, и в травах, и в цветах, и многом другом. А как высоки и чисты нравственные принципы героини, поэтому автор наделяет героиню «иконописным» лицом, хотя, очень жаль, не даёт подробной портретной зарисовки Медеи. Удачны лирические вкрапления в романе, они могут быть представлены как отдельным сборником, так и органичным элементом текста. Л. Улицкая вложила в уста Маши свои собственные стихотворения, впервые представ перед читателем поэтом. Стихотворения передают состояние души героини и предсказывают будущую трагедию: и, воплощаясь в помыслы свои, беспечнейшие в человечьей стае, мы головы смиренные склоним пред тем, кто в легкой вечности истает…² Глава 2 Символика названия и особенности композиции повести В. Пелевина «Жёлтая стрела» Основным принципом «постмодернизма (от лат. post — “после” и фр. modern — “современный”, “новейший”) является отмена прежних постулатов и стереотипов. Постмодернизм сдвигает привычные границы понятий высокого и низкого, прекрасного и безобразного, нравственного и безнравственного. Материалом для творчества постмодернистов становится не столько реальная действительность, сколько сами произведения искусства, в первую очередь классического. Отсюда вытекает одно из ключевых понятий этого направления — текст. Текст известного чужого произведения рассматривается в постмодернизме и как предмет изучения, и как предмет изображения. Исследователи называют эту особенность интертекстуальностью. Интертекстуальность — это литературный синтез, сутью которого является “слияние художественных энергий” (Т.Манн), соединение тезиса с антитезисом, традиции с новаторством, широкое использование литературного цитирования и перефразирования. Также одним из отличительных принципов постмодернизма является отказ от попыток через искусство влиять на жизнь, отказ от какой-либо ___________________________________________________________________ ¹ Улицкая Л. Медея и её дети.М.:Эксмо, 2009г., стр148-149. ² Там же, стр.568. “идеологии” и поучительности. Ещё одним характерным свойством этого направления является сочетание реальности, “голой правды” с фантазией, игрой воображения, эксцентрикой. Специфическим качеством постмодернизма считается также соединение элитарного искусства “для избранных” с массовой культурой. Таким образом, постмодернизм являет собой единство противоположностей, слияние разнонаправленных стилей в одном русле, водном направлении» ¹. Эти и другие особенности постмодернистской поэтики можно проследить, анализируя произведения В.Пелевина. Автор, продолжая традиции мистики Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л. Андреева, М.Булгакова ,причудливо переплетает реальное с потусторонним, производит с героями метаморфозы. Повесть «Жёлтая стрела» написана в 1993 году. Если мы обратимся к символики названия, то можем найти следующие значения в словарях. Стрела – «Проникающий, мужской принцип. Означает проникновение, фаллическое начало, молнию, дождь, плодородие, мужественность, силу, войну. Полет стрелы символизирует восхождение к небесному. Стрелы, пущенные из лука, означают действия, последствия которых нельзя переменить. Стрела, подобно копью и мечу, является солярным символом, означающим лучи Солнца, а также атрибутом воина.». ² «Стрела , -ы, ж. 1) встреча. 2): разборка, драка. пример текста: Сегодня стрела с этими пацанами, *** че рамсить братва? • Потом стрела была Нашего «Красного пахаря» с соседним «Светлым путём». варианты: стрелка». ³
«Жёлтый –
Ассоциаций и трактовок названия повести множество – это и само название поезда, мчащегося в никуда, и встреча с неизведанным, и выход из абсурдности ситуации, и беспринципность исхода событий. _________________________________________________________________________ ¹ Полякова Н.А..Образ пустоты в повести В. Пелевина «Омон Ра»// 1 сентября. Литература, 2005г, №5, стр. 5. ² Словарь символов.//Интерактивный словарь. ³ Словарь молодёжного слэнга.//Интерактивный словарь. 4Толковый словарь под редакцией Ефремовой//Интерактивный словарь. Жёлтая стрела – это поезд, который идёт к разрушенному мосту, поезд, в котором мы едем. Композиционно произведение состоит из 13 частей, автор даёт им названия: 12, 11, 10 и т.д. Последняя глава называется – «0» Такой обратный отсчёт предполагает различные ассоциации у читателей: это и принцип обратной композиции (повествование с так называемого финала), и желание разложить на арифметические составляющие, и рассуждение на тему сокральности чисел. Но В. Пелевин не вписывается в общую классификацию литературоведческих терминов. С одной стороны видишь композиционную стройность: есть завязка, развитие действия, кульминация и развязка. С другой стороны автор в одном из интервью так определяет свои творческие принципы: «Что касается продуманности конструкций, которые я использую в текстах: писать книгу без четко продуманного плана гораздо интереснее, но если подходить к литературе как к бизнесу, то это мой серьезный недостаток, потому что приходиться много переписывать, выбрасывать целые куски, которые потом не помещаются в общую конструкцию. Но если сначала придумать весь роман как схему, а потом заполнять его текстом, это будет смертельно скучно, непонятно тогда, зачем этим заниматься, деньги можно зарабатывать более эффективными методами. Когда я пишу какой-нибудь текст, я двигаюсь на ощупь, именно в этом для меня заключена прелесть этого занятия, это как прогулка в ночном лесу, когда не знаешь, что произойдет через час. Так что эти схемы появляются при анализе, но они не предшествуют синтезу, которым является творчество» ¹. Если мы обратимся к тексту и внимательно его перечитаем, то увидим образы жёлтой стрелы: Андрей в ресторане думает о жёлтых стрелах, угасающих «на отвратительных останках вчерашнего супа», сравнивает с жёлтой стрелой себя. Это размышление Андрея помогает показать читателю, что «жёлтая стрела» - это не просто название поезда, это метафора, которая имеет отношение не только к этому постоянно движущемуся средству передвижения. Хотя больше это показывает, что словосочетание «жёлтая стрела» осталось в подсознании у Андрея, хотя сознание его не помнит. Глава 3 Технология «плюс один» в произведениях Л.Улицкой и В. Пелевина. В. Бахвальский, технологию, в которой работает Людмила Улицкая, называет «плюс один»: появление нового персонажа провоцирует углубленное путешествие в его историю, где в свою очередь тоже появляются новые персонажи. Например, на эпизод находки кольца нанизывается вся история жизни Сандрочки, её судьбы, жизни детей, внуков, даже описание второстепенных персонажей, таких как Пётр Степанович и Вера Ивановна. Но их роль многозначительна. Из – за конфликта с бабушкой _________________________________________________________________________ ¹ Пелевин В. Интервью радио «Свобода»//Интерактивный обзор поехали Таня и Сергей забирать дочку Машу, а Маша, находившаяся рядом, под пристальным оком обезумевшей Веры Ивановны, получила не только нервное расстройство, но и зерно безумия, которое приведёт к смерти героини. Так и к повести В. Пелевина можно применить данный принцип, только если Л.Улицкая в романе масштабна, её истории вытекают одна из одной, принцип матрёшки, то загадочный рассказчик в повести «Жёлтая стрела» из мелких эпизодов, встреч Андрея с персонажами пытается понять окружающий мир, найти себя и выход из создавшегося положения. Вспоминается опять же искания героев Л.Н. Толстого, М. Шолохова, М. Булгакова и другие. Поэтому автор рисует встречи героя с Ханом, Авелем, Петром Сергеевичем, соседом, Гришей, Иваном. Андрей не хочет быть частью этого мира, желает узнать цель хода поезда, понять мир за границей поезда, а многие герои даже не задумываются об этом. Собеседник из ресторана (как потом оказалось проводник), говорит, что всем людям мешает одна и та же проблема: «Человек, даже хороший, всегда слаб, если он один. Он нуждается в опоре, в чём-то таком, что сделает его существование осмысленным. Ему нужно увидеть отблеск высшей гармонии во всём, что он делает. В том, что он изо дня в день видит вокруг» ¹. Сделать свое существование осмысленным – это выход из положения, а не из поезда. Осмысленность действительности, по мнению главного героя, – это повод смириться с жизнью в поезде, приспособиться под неё. И друг Андрея Антон нашёл себе смысл в жизни, которым он может оправдать своё нахождение на поезде (хотя этот же смысл может быть вне поезда и это не повод смиряться): «Так что вагоны я только на пивных банках останавливаю, опять-таки потому, что о ребёнке думаю, который вот в этом настоящем вагоне будет дальше ехать» ². Антон не слышит стук колёс. Андрей не хочет искать смысл, которым оправдает своё смирение и подчинение поезду, для него это не выход. Поэтому Андрей иронизирует над гармонией: гармония как отблеск света от гармошки в руках пьяного мужика. В. Пелевин намеренно нагружает текст разными жизненными мелочами, чтобы герой забыл главное: то, что он едет в поезде, и то, что пока он в нём едет, ничего на самом деле не меняется, создаётся только видимость этого (драка, воровство, дети растут, люди умирают), и Андрей вспоминает: «лично я помню себя пять лет назад точно таким же, как сейчас… А ведь ещё пять лет пройдут, и то же самое будет, понимаешь?» ³. Ощущается цикличность происходящего, читатели понимают, что жизнь протекает внутри жёлтой стрелы, а настоящее вне её. И главный герой не ищет равновесия действительностью: он подобен героям романтизма М.Ю. Лермонтова: не ищет счастья, не от счастья бежит. _________________________________________________________________________ ¹ Пелевин В.Все повести и эссе.М.: Эксмо, 2005г., стр.237 ² Там же, стр.284 ³ Там же, стр.241 4 Там же, стр.2564 Андрей понимает, что не сможет сойти с поезда, если примет своё нахождение в нём как данность, если признаешь себя пассажиром: «им никогда не придёт в голову, что с этого поезда можно сойти. Для них, ничего, кроме поезда просто нет» 1. В поезде свои законы: бизнеса, обмана, хулиганства, рождения детей, смерти и похорон, даже издание газеты. Хан говорит, что если «мы не будем обманывать самих себя, нас немедленно обманут другие. И вообще, суметь то, что ты называешь «самим собой» обмануть – это очень большое достижение, потому что обычно бывает наоборот – это оно нас обманывает» 2. Он предостерегает Андрея, что важно не перестать видеть реальность: «Запомни, когда человек перестаёт слышать стук колёс и согласен ехать дальше, он становится пассажиром» 3 Сойти с поезда – значит не быть его пассажиром, перестать верить в неизбежность нахождения на поезде, невозможность сойти с него. Но взрослые представляют себя серьёзными и умными людьми. Лишь некоторые могут ходить по крыше поезда – причём это воспринимается как исключительный поступок. А когда Андрею пришла в голову мысль о прыжке с поезда «человек с соломенной шляпой на шнурке сильно оттолкнулся от крыши, оторвался от вагона и перелетел над ограждением моста»» ³. А в уста младенца, как принято в традициях русской классики, вложена истина - девочка кричит: «я хочу туда», - и только Андрей взгляд её матери не поддерживает: «Я, может, тоже туда хочу» 4. Глава 4 Тема «жизни и смерти»в произведениях «Жёлтая стрела» и «Медея и её дети». Рассмотрим развитие темы «жизнь – смерть» в анализируемых произведениях. Эти понятия в русской литературе, как и в жизни вообще, неразрывно связаны и определяют жизнь, при этом рождение - это шаг к смерти. С данными понятиями связаны «вечные вопросы» (рождения, смерти) философии, традиции и символика. Отношение к самоубийству во всех религиях однозначно – неприятие этого действа. Ушедших так хоронят за оградой кладбища и без отпевания. Л. Улицкая демонстрирует иное отношение к самоубийству, например, в романе «Медея и ее дети» героиня Маша больна, ее убивает болезнь, при этом греческий священник все же берется за отпевание, когда русский отказывается. Героиня погибает, выбросившись из окна, Маша шагает на встречу «ангелу» (вспоминается _________________________________________________________________________ ¹ Пелевин В.Все повести и эссе.М.: Эксмо, 2005г., стр.243 ² Там же, стр.244 ³ Там же, стр.278 4 Там же, стр.263 приход ангела к лирическим героям А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова). При этом проводится обряд отпевания, и погребение происходит в положенном месте. Автор намеренно проговаривает «убила болезнь», психическое расстройство губит душу и в конечном итоге убивает и тело. Трагическая смерть обрывает существование на самом важном. Счастливая семейная жизнь Маши (союз взглядов с мужем, подрастающий сын, любящие родные) Но героиня воспринимает уход как обретение счастья. Если толстовская Анна Каренина делает шаг навстречу поезда, потому что её любовь греховна, то у Маши иные причины. Л. Улицкая отмечает ещё один важный момент: похороны, как и свадьба, и рождение – повод собраться многочисленной родне: «Семья Синопли была представлена всеми своими ветвями – ташкентской, тбилисской, вильнюсской, сибирской…»¹ Смерть примеряет Сандрочку и Медея, именно в этот момент «Александра Григорьевна недоумевала, как может один человек вмещать столь различное» ². И здесь же автор повествует о восприятии смерти пожилыми людьми: «За свою долгую жизнь они к смерти притерпелись, сроднились с ней: научились встречать её в доме..» ³ Интересно решение автора в сцене посещения Георгия с сыном кладбища, где между отцом и Артёмом обретается духовная близость: “Георгий благодарно положил руку ему на плечо”. Герой же поезда, несущегося к разрушенному мосту, тоже привык к смерти. В. Пелевин показывает обряд погребения, и нам запоминаются детали: выброс тела через окно, скреплённые особым образом руки, цветы по сторонам колеи после похорон : «из окон выбросили две тонны отборных белых роз…»4. Вспоминается образ героини А.Блока, лежащей на перроне. Описания наполнены неприятными читателю натуралистическими подробностями. Но в поезде «Жёлтая стрела» не только умирают, но и рождаются люди – встречаются образы детей, а Антон готовится стать отцом. Л. Улицкая наделяет свою героиню страшной карой – она бездетна. Но с каким самоотвержением она растит своих братьев и сестёр, помогает племянникам и наблюдает их жизнь, сопереживая их невзгодам, снисходительно смотрит на грехи и радуется их удачам. А они и воспринимают её как праведницу: «Праведница у нас одна была» 5. __________________________________________________________________
|
Календарно-тематическое планирование по литературе, 9 класс России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и... | Урок литературы в 10 классе Тема. Система образов в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Воспитание чувства уважения к старшим поколениям, толерантности к людям, имеющим другую систему ценностей | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Лекция учителя об особенностях развития литературы. Великие традиции русской классической литературы и устного народного творчества.... | Программа дисциплины «Теория и история русской литературы» для направления:... С учетом особого статуса литературы в истории русской культуры особое внимание уделяется отражению в литературе общественно-политических... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сборник «Серебряный век русской литературы» выходит в серии книг «Три века русской литературы». Называние веков русской литературы... | Российской федерации Курс «Современной русской литературы» методически и содержательно связан с такими дисциплинами, как «История русской литературы»,... | ||
Список литературы для 8 класса Древнегреческая трагедия: Софокл «Антигона», «Эдип-царь», Эсхил «Прикованный Прометей», Еврипид «Медея», «Ипполит» | Реферат на тему: «Женские образы в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”» Александр Сергеевич Пушкин – величайший русский поэт, прозаик, критик, драматург, публицист, основоположник новой русской литературы,... | ||
«история русской литературы» Кубасов А. В., доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы | Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе Общее понятие об истории русской литературы Основные этапы развития русской литературы: древнерусская, литература | ||
Реферат по истории зарубежной литературы «Миф в романе Джона Апдайка „Кентавр“» Таким приемом Апдайк, очевидно, стремился подчеркнуть «извечность» нравственно-этических проблем, поднятых в романе, неизменность... | Нарратология современной беллетристики (на материале прозы М. Веллера и Л. Улицкой) Работа выполнена на кафедре теории литературы Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Общее понятие об истории русской литературы. Основные этапы развития русской литературы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 3: 1/2 XIX в.) В истории русской литературы особую эстетическую и этическую значимость имеет литература начала и середины ХIХ века. При ее изучении... | Об изучении христианских основ русской классической литературы Аннотация: в статье раскрываются духовные корни русской классической литературы, определившие её национальное своеобразие |