Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/18
Дата публикации30.11.2013
Размер3.38 Mb.
ТипСборник статей
100-bal.ru > Литература > Сборник статей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
Санкт-Петербургский государственный университет

Факультет филологии и искусств

______________________________________________


СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК
РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Сборник статей


_______________________

Санкт-Петербург

2009
ББК 83.3(2Рос=Рус)6

С31

Ответственный редактор —

д. ф. н. О. В. Богданова


С31 Серебряный век русской литературы: Сборник статей. — СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2009. — 247 с.
ISBN 978-5-8465-0691-6(2)


Сборник «Серебряный век русской литературы» выходит в серии книг «Три века русской литературы». Называние веков русской литературы «золотым», «серебряным» и «бронзовым» в данном случае носит не строго-научный, а скорее условно-метафорический характер.

Настоящий сборник включает в себя научно-исследовательские статьи современных специалистов-филологов Санкт-Петербургского государственного университета по произведениям русской литературы начала – середины ХХ века (от Л. Андреева и А. Блока до А. Платонова и М. Булгакова).

Пособие предназначено для школьников и школьных учителей, для абитуриентов и студентов филологических факультетов вузов, для всех интересующихся проблемами развития русской литературы, ее «серебряного века».
© Коллектив авторов, 2009

ISBN 978-5-8465-0691-6(2) © Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ


Иезуитова Л. А.


Первые шаги русской эмиграции: публицистика…… 3

Иезуитова Л. А.

Три литературные притчи Леонида Андреева………. 8

Титаренко С. Д.


Жизнетворческий миф о Вечной Женственности

в поэзии и философии В. Соловьева…………………30

Сухих И. Н.

Прыжок над историей: «Петербург» А. Белого……. 51

Сухих И. Н.


Художественный мир лирики Блока.

Поэма «Двенадцать»………………………………… 76

Титаренко С. Д.

Петербург и Москва в мифопоэтической картине

мира Вяч. Иванова………………………………….. 105

Сухих И. Н.


Роман Е. Замятина «Мы»…………………………… 114

Сухих И. Н.

«Сентиментальные повести» М. Зощенко………... 142

Григорьева Л. П.

О пародийном подтексте романа А. Толстого
«Аэлита»…………………………………………….. 160

Сухих И. Н.

Русские странники в поисках Китежа

(«Чевенгур» А. Платонова)………………………… 171

Сухих И. Н.


Русская любовь в темных аллеях

(«Темные аллеи» И. Бунина)………………………. 201

Сухих И. Н.

Евангелие от Михаила

(«Мастер и Маргарита» М. Булгакова)…………… 221

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Сборник статей


Оригинал-макет подготовлен М. В. Васильевой

Подписано в печать 25.12.2008. Формат 60х84 1/16.

Авт. л. 15,2. Уч.-изд. 16,4. Тираж 1000. Заказ № 72.

Факультет филологии и искусств 199034, С.-Петербург, Университетская наб., 11

ОНУТ факультета филологии

и искусств 199034, С.-Петербург, Университетская наб., 11

_____________________________________________________________________

_______________________________________________________




Л. А. Иезуитова

Первые шаги русской эмиграции: публицистика



Публицисты эмиграции ставили своей задачей осознать роль обеих революций в судьбе России и в судьбе самой эмиграции, этих революций не принявшей по множеству причин.

Может показаться странным, но первым публицистом стал Максим Горький, автор пятидесяти семи заметок, статей, очерков 1917–1918 годов противобольшевистского содержания в газете «Новая жизнь», получивших заглавие «Несвоевременные мысли». Они послужили поводом фактической эмиграции Горького с осени 1922 года до весны 1933. Она завершилась его возвращением в Россию и обернулась его кончиной в 1936. Мотивом борьбы с властью Горький назвал свою «мучительную и тревожную любовь к России, к русскому народу» (из письма к Е. П. Пешковой от 10.12.1917).

Первым из публицистов Горький заговорил на языке ветхозаветных пророков: «Три года мы переживаем катастрофу. <…> Мы на краю гибели <…> мы живем скверно и позорно»1. Вожди революции – «сектанты и фанаты», для них «догмат выше человека»; своей задачей они ставят «поголовное истребление несогласно мыслящих», для чего они ловко «переводят анархо-коммунистические лозунги на язык родных осин», виртуозно используя “упрощенные приемы Владимира Ленина”» (c. 69). «Окаянные кремлевские мудрецы» ввели в обиход «арифметику безумия и трусости» и готовы «мстить смертью тысячам голов за одну (большевистскую. – Л. И.) голову» (с. 69, 72). Одну из своих пламенных проповедей Горький окончил приговором правительству «экспериментаторов и фантазеров», суровым предупреждением русскому пролетарию: «Тебя ведут на гибель, тобою пользуются как материалом для бесчеловечного опыта, в глазах твоих вождей ты все еще не человек!» (с. 96).

Однако вся впечатляющая деятельность Горького в качестве организатора отечественной культуры своей эпохи получила противоречивую оценку современников, живших и в России, и в эмиграции: признавая его великие заслуги, люди помнили и о его вине, вменяя ему сотрудничество с большевистской властью. Отношение к Горькому выразил его крестник, поэт Даниил Андреев, в связи с открытием памятника Горькому в 1951 году у Белорусского вокзала: «День мчится – народ не редеет: / Ложится венок на венок, / Слова “От правительства” рдеют / На камне у бронзовых ног. / Но, слушая рокот и крики, / Он нем на багровой скале – / Последний писатель – великий / И странник по русской земле. / Все глуше мольбы его, тише… / Какие столетья стыда, / Чья помощь бесплотная свыше / Искупит его? и когда?».

Тема гибели России в публицистике М. Горького (и не только в ней одной) была сквозная, тема ее спасения – главенствующей.

Вторым после Горького писателем, ее заявившим, был Алексей Ремизов. Пятого – седьмого октября 1917 года он окончил «Слово о погибели земли русской», а 29 октября в литературном приложении к правоэсеровской газете «Воля народа» его опубликовал. Похоже, это была реакция на большевистский переворот.

В «Слове» Ремизов передал все самое заветное о Руси. Это было так важно, что в последующее время он возвращался к «Слову»: дополнял, уточнял, изменял. Во втором сборнике «Скифы» (декабрь 1917; на титуле – 1918) Ремизов печатает вторую редакцию «Слова о погибели русской земли». Затем на страницах «Воли народа» публикует «Заповедное слово русскому народу» (12 апреля 1918) и «Письмо запечатленное: Судьба Петрова» (28 апреля 1918). Во всех названных произведениях, построенных на диалогах с древними текстами и подчеркнуто стилизованных под старину, Ремизов сосредоточен на теме «конца» (гибели православной веры в русском народе за годы войн и революций как причине и начале гибели всей земли). Он указывает и на дополнительную причину «гибели» – на действия политиков – «новых Каинов»: «Нет им дела до тебя». В «Заповедном слове» Ремизов добивается единства проповеди, моления, плача и пророчества: «Горе тебе, русский народ! Ты расточил богатства веков <…> предки твои умели собрать многоязычную землю воедино. Велика была вера. Верою <…> собирали <…> русскую землю… Смирись и кайся, и покаявшись, раскаленная, станешь ты, Русь, новая, Русь грядущая…».

В «Письме запечатленном» Ремизов акцентирует особо важную для себя конструктивную тему «собирания Руси», деяния Петра, града Петрова – спасителей терпеливой и безмолвной родины от смуты и шатания. В споре с Ивановым-Разумником и его единомышленниками (Блок, Белый), которые упоены «музыкой метели» и одержимы идеей возмездия за грехи поколений, Ремизов ищет корни самостояния Руси, способные ее возродить. Все начала, заложенные в «Слове о погибели» и ее «спутниках», станут основанием эмигрантских книг «Огненная Россия», «Взвихренная Русь» и др.

Попытку участия в борьбе с жестокой и безнравственной диктатурой большевиков предпринял Леонид Андреев, обратясь к союзным державам с призывом «S.O.S.» – помочь народу России отстоять право восстановить российское государство после потрясений войны и революций. Большевизм Андреев называет реальной угрозой миру и демократии: «Нужно совсем не иметь Разума, чтобы не понять <…> действий и вожделений большевизма»; «надо не иметь глаз, чтобы не видеть <…> огромной России, сплошь превращенной в пепел, огонь, убийство, разрушение, кладбище, темницы и сумасшедшие дома, каким стал от голода и ужаса город Петроград и многие другие»; «надо не иметь ушей <…> чтобы не услыхать воплей и стонов, воя женщин, писка детей, треска непрерывных расстрелов <…> в течение последних полутора лет»; «надо совсем не иметь памяти, как не имеют ее умалишенные, чтобы забыть <…> о происхождении русского большевизма из недр германского имперского банка и преступной души Виль- гельма»1.

Андреев зовет страны к всеобщему Согласию, к защите России, ее женщин, детей, стариков – народ от преступлений, убийства, лжи и грабежа большевиков. Действия цивилизованных стран Европы публицист сравнивает с действиями римского прокуратора Пилата, умывшего руки, чтобы не быть объявленным участником или виновником убийства Иисуса. «Если союзники России, – писал Андреев, – знают, что такое большевизм, то намерения вести с ними переговоры о совместной деятельности – предательство; если же они этого не знают – это безумие…». Андреев зовет каждого отдельного француза, каждого отдельного англичанина, американца, итальянца, шведа, индуса, людей всей земли подняться не за русского человека или русский народ, но против вселенского Хаоса и Тьмы. «S.O.S.» Андреева выдержало 12 изданий на русском языке, 4 – на английском, 4 – на французском, и было переведено на венгерский, голландский, немецкий, чешский, шведский языки и вызвало широкий резонанс в цивилизованном мире.

В публицистике Ивана Бунина наиболее весомыми были его дневник-хроника «Окаянные дни» (1918–1919) и Отрывки из Дневника 1920–1921 годов. «Окаянные дни» Бунин называет «страшным романом», прослеживающим постепенный ход погибели русской земли. Первая часть хроники называется «Москва, 1918». Она открывается разговором автора со старухой-нищенкой, которой «некуда деваться», потому что «Пропала Россия... пропала!»2.

Лейтмотив «Москвы» – постоянное ожидание и пребывание в «оргии смерти». И все это «во имя светлого будущего, которое якобы должно родиться из этого мрака» (с. 43). Бунин спорит с Волошиным, Блоком и другими, кто воспринимал революцию как стихию, как ветер. «О, словоблуды!» – восклицает публицист. «Реки крови, море слез, а им все нипочем» (с. 46). Бунин, как и Ремизов, постоянно прибегает к фактам древней истории и литературы, когда «брат шел на брата, сыневе против отцев, рабы на господ», замечая, что в сознании народов не видно «сдвига к чему-то, будто бы совершенно новому, доселе не бывалому!» (с. 50–51). Публицист называет легкомыслие русской интеллигенции (герценов и чацких) «родом нервной болезни», а не «запросами русской души» (с. 55). К этой мысли Бунин вернется в «Жизни Арсеньева». Для него революция, гражданская война – свидетельство «дьявольского мрака» человечества, «вечная сказка про красного бычка» (с. 43).

Вторая часть «Окаянных дней» – «Одесса, 1919»; по дням и неделям автор следит за «нашей погибелью», а последним днем погибели он называет 6 марта 1919 года, когда из Одессы бежали французы и Россия осталась во власти большевиков. Дневник 1920–1921 годов рассказывает о жизни в эмиграции после погибели: «8. VI. 21. Париж. Страшна жизнь! Сон, дикий сон! Давно ли это было – сила, богатство, полнота жизни – и все это наше, наш дом, Россия! <…> И всему конец! И все это было ведь и моя жизнь! И вот ничего, и даже последних родных никогда не увидишь!..» (с. 132). «1 января 1922. Да, вот мы и освободились от всего – от родины, дома, имущества… Как нельзя более идет это нам, и мне в частности» (с. 134).

Оказавшись эмигрантом в отечественной Гатчине, А. Куприн-журналист выступает как бескорыстный искатель народной правды, правды простых людей, противостоящей «правде» толпы. «Мы, честные журналисты, в своей детской наивности называем вещи и явления своими именами: кровь – кровью, воровство – воровством, холуйство – холуйством, невежество – невежеством…» («Молва». 1918. № 5). Куприн работает репортером более чем в 10 газетах Гатчины, Нарвы, Риги, Ревеля, Гельсингфорса, Парижа. Как и все публицисты, он касается проблем большевизма и говорит о нем в словах, поражающих своей убедительной образностью. Большевизм – «политика великого разрушения», как доменная печь, сжигающая все лучшее: «честь армии, достоинство и богатство родины, уважение к революции, браку, семье, свободе слова и печати, неприкосновенности личности и имущества, и жизни. Интеллект страны и ее культура – все пошло на растопку этой дьявольской печи, глупой, прожорливой и бесцельной…» («Эхо». 1917. № 3). Своей задачей Куприн ставит не разоблачение политики и политиков, говоря: «Меня <…> мутит от смрада и крови <…> вопреки здравому смыслу я пытаюсь разобраться в этом безобразном клубке, в котором спуталась российская действительность, ощупью пытаюсь прислушаться к сокровенному замирающему пульсу страны» («Молва». 1918. № 4).

Особое место среди русских публицистов эпохи революции занимала З. Гиппиус. Будучи свидетелем множества событий, она внимательно следит за действиями политиков, разоблачая всяческую ложь, мифологию и обнаруживая их фактографию и действительный смысл. Она делает это в своих дневниках, получивших названия «Синяя тетрадь», «Черная тетрадь» и «Серый блокнот». К примеру, она разоблачает кадетскую провокацию «на Выборгской, из-за хлеба»: «Будто бы убили пристава, будто бы пошли на Шпалерную, высадили ворота и остановили завод. <…> Все будто бы. Опять кадетская версия о провокации <…> чтобы голодные бунты оправдали желанный правительству сепаратный мир. Вот глупые и слепые выверты»1. Политические интриги, усталость и ужас современников вызывают горечь и отчаяние публицистки: «Какая мука. Молчу. Молчу. <…> Бедная земля моя. Очнись» (с. 75–76).

Каждый из русских писателей-публицистов эпохи революции выработал свой взгляд на драматические события, разработал свою индивидуальную стилистику их трактовки. Можно сказать, что публицистика стала началом литературы русского зарубежья.


____________________________________________________________________

_______________________________________________




Л. А. Иезуитова
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск