№
| Тема урока
| Дата
| Элементы содержания
| Внутри-предметные связи, НРК
| Примечание
|
План.
| Факт.
|
Литература как искусство слова (1ч.)
|
1
| Вводный урок. Литература как искусство слова.
| 1.09.
|
| Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе.
| «Вечные» темы русской классики. Отображение в литературе исторической эпохи.
|
|
Древнерусская литература (4ч.)
Из них:
Сочинение-1ч.
|
2
| Древнерусская литература. Самобытный характер древнерусской литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
| 4.09.
| | «Слово о полку Игореве» Открытие "Слова…", его издание и изучение. Вопрос о времени создания и об авторстве "Слова…". Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция "Слова…". Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея "Слова". Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Символика “Слова”, своеобразие авторского стиля. "Слово" и фольклорная традиция. Значение "Слова" для русской культуры. Переводы и переложения произведения.
| Связь древнерусской литературы с живописью.
|
|
3
| Историческая основа «Слово о полку Игореве». Герои и события «Слова о полку Игореве». Художественные особенности.
| 5.09.
|
| Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция "Слова…". Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея "Слова". Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Символика “Слова”, своеобразие авторского стиля. "Слово" и фольклорная традиция. Значение "Слова" для русской культуры. Переводы и переложения произведения.
| Музыка. Опера Бородина «Князь Игорь».
|
|
4
| Идейный центр поэмы – «Золотое слово Святослава». Образ автора «Слова…». Патриотический пафос поэмы.
| 8.09.
|
| Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция "Слова…". Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея "Слова". Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Символика “Слова”, своеобразие авторского стиля. "Слово" и фольклорная традиция. Значение "Слова" для русской культуры. Переводы и переложения произведения.
| Связь с историей России 12 века.
|
|
5
| Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению «Автор «Слова».
| 11.09.
|
| Развитие связанной письменной речи учащихся. Выработать навыки и умения учащихся по анализу произведения с применением цитат.
| Связь с русским языком.
|
|
Русская литература 18 века (8ч.)
Из них:
Внеклассное чтение-1ч.
|
6
| Классицизм как литературное направление.
М.В. Ломоносов - реформатор русского языка и стихосложения, учёный, поэт.
Общая характеристика русской литературы 18 века.
| 12.09.
| | Общая характеристика русской литературы 18 века. Жизнь и творчество (обзор).
| Отражение исторической эпохи в русской литературе.
|
|
7
| Жанр оды. Ода М.В. Ломоносова «На день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года». «Вечернее размышление о Божием величестве…».
| 15.09.
|
| Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха.
| Знание теории литературы. Литература и история.
|
|
8
| Внеклассное чтение. У литературной карты Татарстана. Г.Р. Державин и русская литература. «Властителям и судиям». Жизнь и творчество (обзор).
| 18.09.
|
| Жизнь и творчество (обзор).
Традиция и новаторство в поэзии Г.Р. Державина. Жанры поэзии Державина. Отражение в лирике поэта представлений о подлинных жизненных ценностях. Философская проблематика произведений Державина. Взгляды Державина на поэта и поэзию, гражданский пафос его лирики.
| Традиции Ломоносова и Сумарокова в творчестве Державина. Казанский период в творчестве писателя.
|
|
9
| А.Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы).
| 19.09.
|
| Слово о писателе.
«Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор).
Отражение в "Путешествии…" просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в книге Радищева, ее гражданский пафос. Черты классицизма и сентиментализма в "Путешествии…". Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни.
| Казань в жизни Державина и Радищева.
|
|
10
| Особенности повествования в «Путешествии».
| 22.09.
|
| Отражение в "Путешествии…" просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в книге Радищева, ее гражданский пафос. Черты классицизма и сентиментализма в "Путешествии…". Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни.
| Жанр путешествия в русской и зарубежной литературе.
|
|
11
| Н.М. Карамзин. Личность, творчество, судьба. Понятие о сентиментализме.
| 25.09.
|
| Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза».
Понятие о сентиментализме.
|
|
|
12
| Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». Внимание человека к внутреннему миру героини.
| 26.09.
|
| Сентиментальный сюжет повести "Бедная Лиза", ее обращенность к душевному миру героев. Образ природы и психологические характеристики героев. Авторская позиция и формы ее выражения. Особенности языка и стиля повести.
| Иллюстрации к повести «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина.
|
|
13
| Проверочная работа по литературе 18 века.
| 29.09.
|
|
|
|
|
Русская литература 19 века (57ч.)
|
14
| Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века. Понятие о романтизме и реализме. Русская критика, публицистика.
| 2.10.
|
| Новое понимание человека в его связях с национальной историей. Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Формирование представлений о национальной самобытности. Роль литературы в формировании русского языка.
| Взаимодействия литературных направлений. Литература и искусство 19 века.
|
|
В.А. Жуковский (2ч.)
|
15
| Романтическая лирика начала 19 века. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество.
| 3.10.
|
| Жизнь и творчество (обзор).
Черты романтизма в лирике В.А. Жуковского. Тема человека и природы, соотношение мечты и действительности в лирике поэта.
| Понятие об элегии; картина Айвазовского «Девятый вал».
|
|
16
| В.А. Жуковский. Особенности жанра баллада.
«Лесной царь», «Вечер», «Море». «Светлана».
| 6.10.
|
| Черты романтизма в лирике В.А. Жуковского. Тема человека и природы, соотношение мечты и действительности в лирике поэта.
| Роль детали, образов – символов в психологической обрисовке характеров и ситуаций.
|
|
А.С.Грибоедов (7ч.)
Из них:
Сочинение-1ч.
|
17
| Грибоедов: личность и судьба драматурга.
| 9.10.
|
| Жизнь и творчество. Комедия «Горе от ума».
| Портрет писателя. Вальс Грибоедова.
|
|
18
| А.С.Грибоедов «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Фамусовская Москва.
| 10.10.
|
| Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт). Мастерство драматурга в создании характеров (Софья, Молчалин, Репетилов и др.).
| Грибоедов на сцене МХАТ.
|
|
19
| Фамусовская Москва в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Особенности композиции.
| 13.0.
|
| Смысл названия и проблема ума в комедии. Чацкий и фамусовская Москва.
| Видеофильм с фрагментами спектакля.
|
|
20
| Фамусовское общество в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
| 16.10.
|
| Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт). Мастерство драматурга в создании характеров (Софья, Молчалин, Репетилов и др.).
| Видеофильм с фрагментами спектакля.
|
|
21
| Образ Чацкого. Чацкий и Молчалин как два типа молодого поколения начала XIX в.
| 17.10.
|
| Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт). Мастерство драматурга в создании характеров (Софья, Молчалин, Репетилов и др.).
| Фрагмент спектакля с участием Чацкого.
|
|
22
| Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Черты реализма и классицизма в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
| 20.10.
|
| Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность ее языка. "Открытость" финала пьесы, его нравственно-философское звучание.
| Видеофильм с фрагментами спектакля.
|
|
23
| Урок развития речи. И.А. Гончаров «Мильон терзаний». Подготовка к написанию сочинения по комедии «Горе от ума».
| 23.10.
|
| Анализ комедии в критическом этюде И.А. Гончарова “Мильон терзаний”.
| Грибоедов и театр. Сценическая интерпретация. Критическая статья.
|
|
А.С. Пушкина (15 ч.)
Из них:
Сочинение-1ч.
Внеклассное чтение -3ч.
|
24
| У литературной карты Татарстана. Поэзия 19в. Очерк жизни и творчества А.С. Пушкина.
| 24.10.
|
| Жизнь и творчество.
| Пушкин и Казань. Заочная экскурсия по литературным местам Казани.
|
|
25
| Внеклассное чтение.
Поэма «Цыганы».
| 27.10.
|
| Поэма «Цыганы». Черты романтизма в произведении. Образ главного героя: переосмысление байроновского типа. Свобода и своеволие, столкновение Алеко с жизненной философией цыган. Смысл финала поэмы.
|
|
|