Дата проведения
| № урока п/п
| Тема урока
| Дополнения и изменения.
|
Введение (1ч)
|
1 неделя
| Урок 1.
| Общее понятие об истории русской литературы. Основные этапы развития русской литературы.
|
|
Древнерусская литература.
|
| Урок 2
| «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы. Общая характеристика д.р.л.
|
|
| Урок 3
| Историческая основа «Слова». История его открытия.
|
|
| Урок 4
| Герои и события в «Слове о полку Игореве». Композиция. Идейный центр поэмы - «Золотое слово»Святослава. Значение образа Ярославны. Раздумья о судьбе родины.
|
|
2 неделя
| Урок 5
| Образ автора «Слова». Патриотический пафос, эпичность, лиризм поэмы. Связь с народной поэзией, метафорический пейзаж.
|
|
| Урок 6
Р/Р
| Величие и бессмертие древнерусской поэмы. Подготовка к домашнему сочинению.
|
|
Литература 18 века.
|
| Урок 7
| Литература XVIII века (общий обзор). Классицизм в русском и мировом искусстве.
|
|
| Урок 8
| «Петр Великий русской литературы» (В.Г. Белинский). М.В.Ломоносов- реформатор русского языка и стихосложения, ученый, поэт. Судьба М.В. Ломоносова. Реформа стиха («Письмо о правилах российского стихотворства»).
|
|
3 неделя
| Урок 9
| Прославление мира, науки, просвещения в поэзии М.В. Ломоносова (Ода 1747 г., «Утреннее размышление о Божием величестве», «Вечернее размышление о Божием величестве», «Разговор с Анакреоном», шуточные стихотворения).
|
|
| Урок 10
Р/Р
| Анализ сочинений по «Слову о полке Игоревом».
|
|
| Урок 11
| Новая эра русской поэзии. Творчество Г.Р. Державина.
|
|
| Урок 12
| Три памятника в русской литературе.
|
|
4 неделя
| Урок 13
| Д.И. Фонвизин и его время. Создание «Недоросля». Панорама действующих лиц, «говорящие» имена-характеристики. Элементы классицизма в комедии. Связь рода Фонвизиных с костромским краем.
|
|
| Урок 14 семинар
| Герои и события. Проблемы гражданственности. ( Идеал человеческого достоинства, гражданского служения родине. Гуманистический пафос комедии. Персонажи, выражающие авторскую оценку происходящего.)
|
|
| Урок 15
| Простакова: «госпожа бесчеловечная», «презлая фурия» или заботливая мать? Проблема воспитания в комедии.
|
|
| Урок16
Р/Р
| Бессмертие комедии Фонвизина. Подготовка к домашнему сочинению по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
|
|
5 неделя
| Урок 17
| А.Н. Радищев — гражданин, патриот, писатель. Судьба, личность, творчество А.Н. Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы «Пешки», «Любани»).
|
|
| Урок 18
| «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы «Медное», «Едрово», «Спасская полесть», «София»). Право человека на личную свободу. Вера в великое будущее России. Сентиментализм.
|
|
| Урок 19.
Р/Р
| Анализ сочинений по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».
|
|
| Урок 20
| Н.М. Карамзин. Личность, творчество, судьба.
|
|
6 неделя
| Урок 21
| Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Жизнь простых людей, черты сентиментализма в повести.
|
|
| Урок 22
| Итоговый по изучению древней русской литературы и литературы XVIII века.
|
|
Русская литература 19 века.
|
| Урок 23
| Золотой век русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму и реализму
|
|
| Урок 24.
| Романтическая лирика начала века. «Литературный Колумб Руси» (В.Г. Белинский). Очерк жизни и творчества В.А. Жуковского
|
|
7 неделя
| Урок 25.
| Романтическая лирика начала века. Защита литературных газет.
|
|
| Урок 26.
| Жизненный подвиг поэта-декабриста К.Ф.Рылеева. «К временщику», «Гражданин», дума «Иван Сусанин».
|
|
| Урок 27.
| А.С. Грибоедов: личность и судьба. Связь Грибоедова с Костромским краем.
|
|
| Урок 28
| Загадка «Горя от ума». Особенности драматического произведения
|
|
8 неделя
| Урок 29
| Комедия «Горе от ума». Знакомство с героями. Утро в доме Фамусова. Анализ 1 действия комедии.
|
|
| Урок 30
| Фамусов — Чацкий — София. Анализ II действия комедии. Обучение анализу монолога.
|
|
| Урок 31
| София — Чацкий — Молчалин. Анализ Ш действия комедии. Анализ сцены бала.
|
|
| Урок 32 Р/Р
| Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова».
|
|
9 неделя
| Урок 33
| Прозрение героев. Анализ IV действия комедии. Смысл названия комедии «Горе от ума». Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии.
|
|
| Урок 34
| Жанровое своеобразие комедии Грибоедова «Горе от ума». Сюжет и композиция.
|
|
| Урок 35
| «Век нынешний» и «век минувший» в комедии. Смысл названия. Проблема ума в комедии.
|
|
| Урок 36
Семинар.
| «Молодое поколение в комедии. Нравственный идеал Грибоедова.
|
|
10 неделя
| Урок 37
| Кто же Чацкий — победитель или побежденный? И.А. Гончаров. «Мильон терзаний». Обучение конспектированию
|
|
| Урок 38
Р/Р
| Подготовка к домашнему сочинению по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
|
|
| Урок 39
| А. С. Пушкин: жизнь и судьба. Лекция.
|
|
| Урок 40
| Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина
Путешествие по Пушкинским местам
|
|
11 неделя
| Урок 41
| Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина. Анализ стихотворений «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд...».
|
|
| Урок 42
| Любовная лирика А.С. Пушкина. Адресаты лирики. (Идеал в любовной лирике А.С. Пушкина) «На холмах Грузии»,
«Я вас любил», «Мадонна».
|
|
| Урок 43
| Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. Поэт и власть. Анализ стихотворения «Анчар».
|
|
| Урок 44
Семинар.
| Образы природы в лирике А.С. Пушкина.
|
|
12 неделя
| Урок 45
Р/Р
| Обучение анализу лирического стихотворения. Мое любимое стихотворение Пушкина: восприятие, истолкование, оценка.
|
|
| Урок 46
| Урок — концерт. Поэты ХХ века о Пушкине
|
|
| Урок 47
| Работа А.С. Пушкина над романом «Евгений Онегин». Общая характеристика романа как «энциклопедии русской жизни»
первой трети XIX в. Роль посвящения.
|
|
| Урок 48
| Комментированное чтение 1 главы романа. Историческая и общественная обусловленность характера Онегина. Причины его разочарованности в жизни.
|
|
13 неделя
| Урок 49
| Комментированное чтение 2 главы романа «Евгений Онегин». Онегин и Ленский. Изображение поместного дворянства в романе. Татьяна и Ольга.
|
|
| Урок 50
| Комментированное чтение 3 главы. Письмо Татьяны как выражение ее чувств, движения ее души. Глубина, значительность личности героини.
|
|
| Урок 51
| Сюжет и композиция 4 главы. Исповедь Онегина. Контраст между «картинами счастливой любви» и участью Татьяны.
|
|
| Урок 52
| Комментированное чтение 5 главы. Завязка трагического конфликта.
|
|
14 неделя
| Урок 53
| Комментированное чтение 6 главы. Трагическая гибель Ленского. Торжество пошлости. Прощание Онегина с юностью.
|
|
| Урок 54
| Комментированное чтение 7 главы. «Без Онегина».
|
|
| Урок 55
| Татьяна и Онегин в 8 главе. Проблема счастья в романе.
|
|
| Урок 56
| Итоговый урок по роману «Евгений Онегин». Подготовка к сочинению.
|
|
15 неделя
| Уроки 57-58 Р/Р
| Контрольное сочинение по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
|
|
| Урок 59
| М.Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Время Лермонтова. Костромские корни Лермонтова по отцовской линии.
|
|
| Урок 60
Лекция
| Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова. Тема поэта и толпы в лирике М.Ю. Лермонтова. «Смерть поэта», «Пророк», «Поэт», «Кинжал».
|
|
16 неделя
| Урок 61
| Тема Родины и природы в лирике М.Ю. Лермонтова. «Как часто пестрою толпою окружен...», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Родина», «Прощай, немытая Россия...».
|
|
| Урок 62
| Тема любви в лирике М.Ю. Лермонтова. «Расстались мы, но твой портрет...», «Я не унижусь пред тобою...», «Молитва» («Я, матерь Божия, ныне с молитвою...»).
|
|
| Урок 63
Р/Р
| Судьба М.Ю. Лермонтова и судьба его поколения. «Дума».
|
|
| Урок 64
Р/Р
| Идейная взаимосвязь стихотворений М.Ю. Лермонтова «Бородино» и «Дума».
|
|
17 неделя
| Урок 65
| Замысел, смысл названия и проблематика романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
|
|
| Урок 66
| Анализ повести «Бэла».
|
|
| Урок 67
| Анализ повести «Максим Максимыч».
|
|
| Урок 68
| Анализ повести «Тамань».
|
|
18 неделя
| Урок 69
| Анализ повести «Княжна Мери». Печорин и его двойники (Грушницкий и Вернер). Печорин и Мери. Печорин и Вера.
|
|
| Урок 70
| Анализ повести «Фаталист».
|
|
19 неделя
| Уроки 71-72 Р/Р
| Классное сочинение по роману М.Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени».
|
|
| Урок 73
| Н.В. Гоголь. Судьба писателя. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Творческая зрелость — «Миргород», «Петербургские повести», «Ревизор».
|
|
| Урок 74
| Цикл повестей Н.В. Гоголя «Петербургские повести». Повесть «Невский проспект». Столкновение мечты и действительности — центральная тема произведения.
|
|
20 неделя
| Урок 75
| Повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Жизненные источники. Тема «маленького человека» в повести. Отношение автора к герою.
|
|
| Урок 76
| Изменения в характере Башмачкина. Роль «значительного лица» в истории Акакия Акакиевича. Фантастическое окончание повести.
|
|
| Урок 77
| «Мертвые души» — поэма о «небокоптителях». Замысел и его осуществление. Смысл названия. Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси. Анализ 1 главы.
|
|
21неделя
| Урок 78
| Галерея образов помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души».
|
|
| Урок 79
| Губернский город в поэме «Мертвые души». Анализ глав I, VII, VIII, IX, Х.
|
|
| Урок 80
| Образ Чичикова. Анализ XI главы.
|
|
22 неделя
| Урок 81
| Души живые в поэме Гоголя. (Изображение народа.) Единство эпического и лирического в поэме. Мотив дороги.
|
|
| Урок 82
| Вопросы и ответы: по поэме «Мертвые души».
|
|
23 неделя
| Уроки 83-84 Р/Р
| Классное сочинение по творчеству Н.В. Гоголя.
|
|
Из поэзии 19 века.
|
| Урок 85
| Эмоциональное богатство русской поэзии 19 века. Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет.
|
|
| Урок 86
| Некрасов и Костромской край. «Костромские» стихи Н.А. Некрасова.
|
|
24 неделя
| Урок 87
| И.С. Тургенев: личность, судьба, творчество. Содержание повести «Первая любовь».
|
|
| Урок 88
| История любви как основа сюжета повести. Психологизм и лиризм Тургенева.
|
|
| Урок 89
| Личность Л.Н. Толстого. Замысел автобиографической трилогии и его воплощение. Обзор содержания. Подлинные и мнимые ценности жизни.
|
|
25 неделя
| Урок 90
| Особенности повествования Л.Н. Толстого. Приемы психологического самоанализа героя. Анализ главы «Я проваливаюсь».
|
|
| Урок 91
| Эпоха А.П. Чехова. Художественное мастерство Чехова-Рассказчика.
|
|
| Урок 92
| «Анна на шее». Нравственная проблематика рассказа.
|
|
26 неделя
| Урок 93
| «Маленькая трилогия»; Анализ рассказов А.П. Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».
|
|
Русская литература ХХ века.
|
| Урок 94
| Русская литература ХХ века: многообразие жанров и направлений. И.А.Бунин.
|
|
| Урок 95
| Максим Горький. Судьба писателя и его ранее творчество. Автобиографическая трилогия. «Мои университеты». Элементы публицистики в художественной прозе.
|
|
27 неделя
| Урок 96
| А.А. Блок. Слово о поэте. Высокие идеалы и предчувствие перемен в лирике Блока.
|
|
| Урок 97
| Трагедия поэта в «Страшном мире». Анализ стихотворения «В ресторане».
|
|
| Урок 98
| Тема Родины и любви в лирике Блока.
|
|
28 неделя
| Урок 99
| С.А.Есенин. Судьба поэта.
|
|
| Урок 100
| Тема Родины и любви в лирике Есенина.
|
|
| Урок 101
| Стихи последних лет. Трагедия поэта.
|
|
29 неделя
| Урок 102 Р/Р
| Анализ стихотворения Блока или Есенина.
|
|
| Урок 103
| Слово о Маяковском. «Громада - любовь»: и «громада» — ненависть» в лирике поэта.
|
|
| Урок 104
| Сатирические стихи Маяковского.
|
|
30 неделя
| Урок 105
| Стихи о любви В.Маяковского.
|
|
| Урок 106
| М.И. Цветаева. Лирическая биография поэтессы. Стихи о поэзии. «Моим стихам, написанным так рано…»
|
|
31 неделя
| Урок 107-108
| «Я отраженье вашего лица». А. Ахматова. Тема поэта и поэзии в лирике Ахматовой.
|
|
| Урок 109
| М.А. Шолохов. Очерк жизни и творчества.
|
|
| Урок 110
| М.А. Шолохов. «Судьба человека». Война и дети. Гуманизм рассказа.
|
|
32 неделя
| Урок 111-112
| А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Стихи о родине. Военная тема в творчестве Твардовского.
|
|
| Урок 113
| А.И.Солженицын «Матренин двор». Тема праведничества в рассказе.
|
|
33 неделя
| Урок 114
| В.М.Шукшин Рассказы. Душевная красота и своеобразие рассказов «о чудиках».
|
|
| Урок 115
| В.П.Астафьев «Царь-рыба». Тема человека и природы.
|
|
| Урок 116
| В.Г.Распутин «Деньги для Марии». Гуманистический смысл повести. Нравственные проблемы.
|
|
34 неделя
| Урок 117
| Человек и стечение обстоятельств в пьесе А.В.Вампилова «Старший сын».
|
|
| Урок 118
| Поэтические произведения Н.Заболоцкого, Н.Рубцова, Е.Евтушенко, А.Вознесенского, И.Бродского
|
|
| Урок 119
| Герои и проблемы современной литературы. Заключительное занятие. Подведение итогов года. Рекомендации для самостоятельного чтения.
|
|